Логотип журнала "Провизор"








Роль фармацевтической технологии в последипломном обучении провизоров

С. А. Тихонова, Е. Л. Халеева, И. М. Перцев, А. Ф. Пиминов
Национальный фармацевтический университет Институт повышения квалификации специалистов фармации

В современных условиях сфера деятельности провизора значительно изменилась. Этому способствовало установление рыночных отношений, изменение структуры фармацевтического рынка, быстрое увеличение числа оригинальных и воспроизведенных лекарственных препаратов, регистрация большого количества лекарственных препаратов — синонимов, затрудняющих их эффективное использование, увеличение безрецептурного отпуска лекарств, фальсификация лекарственных средств.

Для обеспечения рационального использования лекарственных средств необходимо хорошо ориентироваться в огромном объеме постоянно меняющейся информации о лекарствах и уметь объективно оценить качество этой информации. В связи с этим на первый план выступает информационно-консультативная деятельность провизора.

Для обеспечения систематического пополнения и обновления знаний необходимо дальнейшее развитие общепризнанного принципа непрерывного фармацевтического образования.

Важно не только повысить уровень подготовки провизоров в новых социально-экономических условиях, но и на должном уровне организовать систему последипломного образования с использованием возможностей единого информационно-образовательного пространства путем внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и обеспечения доступа к Интернет.

В последипломном обучении провизоров (общее и тематическое усовершенствование, последипломная специализация и подготовка специалистов к аттестации на соответствующую квалификационную категорию) большое значение имеет обеспечение новейшей научной информацией по вопросам фармацевтической технологии.

Кафедра фармацевтической технологии и клинической фармации ИПКСФ является опорной. В связи с этим уделяется большое внимание созданию и усовершенствованию программ последипломного обучения провизоров. При их разработке учитываются принципы междисциплинарной интеграции, преемственности с учетом базового образования слушателей, персональной адаптации и информационной достаточности.

Разработанные на интегральной основе комплексные учебные программы, включающие проведение теоретических, практических и семинарских занятий, с указанием разделов, тем, распределением учебного времени, охватывают следующие блоки: управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, качество, стандартизация и сертификация лекарств, судебная фармация, клиническая фармация.

Кроме того, на кафедре фармацевтической технологии и клинической фармации разработаны программы циклов тематического усовершенствования. Эти учебные программы созданы с использованием функционально-модулярного принципа, что позволяет учитывать профессиональные потребности слушателей и обеспечивать освоение изучаемого материала с учетом специфики их должностных обязанностей и уровня знаний. В настоящее время пользуются большой популярностью циклы тематического усовершенствования: «Актуальные вопросы деятельности специалиста по отпуску и применению лекарств в современных условиях хозяйствования» и «Современные аспекты производства, отпуска и применения лекарственных препаратов».

На кафедре создан комплекс учебно-методической литературы, включающий учебник «Фармацевтические и медико-биологические аспекты лекарств» в двух томах, справочник «Взаимодействие лекарственных веществ при комбинированной терапии», пособие «Фармакологические аспекты иммуномодулярной терапии», более 30 методических рекомендаций, указаний, пособий серии: «В помощь провизору, врачу, больному» и серии «Практическая фармация»; подготовлены к печати монография «Фармацевтические и медико-биологические аспекты мазей», пособие «Глазные лекарственные средства на фармацевтическом рынке Украины», разрабатываются другие методические материалы. Все это позволяет в полном объеме обеспечить учебный процесс по фармацевтической технологии и клинической фармации.

Разработанные опорной кафедрой программы, учебно-методическая литература могут быть рекомендованы учебным учреждениям Украины, осуществляющим последипломное образование специалистов фармации.

Система последипломной подготовки позволяет учитывать те преобразования, которые произошли в практической фармации, и использовать их для повышения уровня знаний слушателей.

Фармацевтическая технология излагается согласно требованиям Государственной фармакопеи Украины, отражающей современное состояние фармации в Украине и мире. Для слушателей читаются обзорные лекции, в которых освещаются положения и принципы биофармации — научного направления, обеспечивающего максимальное повышение эффективности лекарств и снижение до минимума возможных побочных эффектов на организм на этапе их разработки и производства за счет оптимального подбора компонентов, лекарственной формы и использования оптимальных технологических процессов; вопросы разработки лекарственных систем с регулируемым высвобождением и адресной доставкой лекарственных веществ к органам, тканям и клеткам, что позволяет создавать и длительно поддерживать постоянную терапевтическую концентрацию в плазме крови и тем самым уменьшать курсовую дозу и выраженность побочных эффектов; вопросы создания липосомальных препаратов, фармацевтическое преимущество которых заключается в наличии в их составе природных фосфолипидов, обеспечивающих структурное взаимодействие путем адгезии, эндоцитоза и прямого слияния с клеточными мембранами, совместимость с ферментативными и иммунологическими системами организма и способность снижать токсический и аллергический потенциал инкапсулированных лекарственных веществ, а в некоторых случаях адсорбировать токсины и индуцировать выработку интерферонов; рассматриваются преимущества комбинированных препаратов и препаратов, содержащих иммобилизированные ферменты; освещаются вопросы взаимодействия лекарств при комбинированной фармакотерапии; рассматриваются особенности разработки и производства лекарств для детей, беременных, кормящих матерей и людей преклонного возраста, гомеопатических лекарственных препаратов; требования GMP и GPP, вопросы стандартизации и сертификации лекарственных препаратов на этапе производства, теоретические и практические аспекты хранения лекарств; требования к современным упаковочным материалам, а также значение международных (ВОЗ) классификационных систем (МНН и АТС) для оптимизации использования широкого ассортимента лекарств, представленных на фармацевтическом рынке.

При рассмотрении вопроса об использовании биологически активных пищевых добавок внимание слушателей акцентируется на правовом поле деятельности провизора с нелицензированной продукцией, а также на сравнительной характеристике лекарственных препаратов и БАДов, возможности их фальсификации в виду отсутствия стандартизации производства и контроля качества; на пользе и вреде для здоровья пациентов.

Особое внимание уделяется нормативно-правовой базе, регламентирующей выполнение различных видов профессиональной деятельности, основным принципам фармакоэкономики, способствующей рациональному использованию лекарств, применению в фармацевтической технологии достижений коллоидной химии полимеров, физико-химической механики, новых способов экстракции, сушки, стерилизации, значительно влияющих на качество лекарственных препаратов.

Учитывая постоянное пополнение ассортимента лекарственных препаратов на рынке Украины, в каждую обзорную лекцию включается номенклатура лекарств (в частности, и новые зарегистрированные) с учетом лекарственных форм (мази, суппозитории, аэрозоли, глазные капли и др.) и фармакотерапевтической группы.

В связи с расширением безрецептурного отпуска лекарств и внедрения концепции самолечения одним из важнейших направлений в последипломном обучении провизоров является широкое включение в педагогический процесс вопросов фармацевтической опеки.

При безрецептурном отпуске лекарств главным источником информационного обеспечения больного является провизор, который должен знать симптомы наиболее часто встречающихся заболеваний и патогенетические подходы к их фармакотерапии, фармакотерапевтические группы лекарств, их сравнительные характеристики, учитывать взаимодействие и побочное действие лекарств, решать вопросы выбора и замены лекарственных препаратов, дать рекомендации по режиму приема лекарств: разовая доза, частота и время приема в течение суток с учетом режима питания, указанием продуктов, которые необходимо исключить из рациона или, наоборот, добавить, рекомендовать, чем следует запивать лекарство, указать длительность приема. Все это требует повышения клинических и этических знаний.

Вопросы фармацевтической опеки включены в учебные программы, излагаются на лекциях, широко обсуждаются на семинарских занятиях, используются при тестированном промежуточном и итоговом контроле.

Так, например, по теме «Лекарственные формы с пластично-упруго-вязкой средой» освещаются такие вопросы, как мягкие лекарственные формы, применяемые в хирургии с учетом фаз течения раневого процесса; применение кортикостероидных мазей для лечения различных дерматологических заболеваний в зависимости от степени распространенности, места локализации и стадии болезни, критерии появления возможных побочных эффектов и методы их профилактики; современные антимикотические мази, их применение с учетом вида возбудителя, места локализации и распространенности патологического процесса; ректальные и вагинальные суппозитории для лечения проктологических и гинекологических болезней и принципы их выбора с учетом этиологии и патогенеза заболевания.

Теоретическая подготовка слушателей предусматривает обязательное посещение лекций, активное участие в семинарских занятиях, научно-практических конференциях.

Кафедра уделяет внимание организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы слушателей. Слушатели используют нормативно-техническую документацию, методические материалы, дополнительную литературу, что способствует формированию и усовершенствованию умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, выполняют реферативные работы по наиболее актуальным темам программы с последующим обсуждением на семинарских занятиях, на практических занятиях решают ситуационные задачи и тестовые задания, знакомятся с методами фармакоэкономического анализа.

Таким образом, последипломное обучение способствует значительному росту профессионализма фармацевтических работников. Овладев современными знаниями, они могут успешно решать поставленные перед ними задачи, важнейшей среди которых является повышение качества лекарственного обеспечения населения Украины.

Литература

  1. Актуальні питання підготовки провізорів з фармакогнозії на додипломному та післядипломному етапах навчання / О. М. Гриценко, О. Ю. Маковецька, П.І. Середа та ін. // Фармац. журн.— 2003.— № 2.— С. 39–42.
  2. Арзамасцев А. П., Битерякова А. М. Основные направления развития высшего фармацевтического образования // Фармация.— 2002.— № 1.— С. 33–36.
  3. Ассортимент мазей на фармацевтическом рынке Украины / И. М. Перцев, С. А. Гуторов, Е. Л. Халеева и др. // Провизор.— 2002.— № 2.— С. 14–16.
  4. Вялков А. И., Шашкова Г. В., Скулкова Р. С. Концептуальный подход к формированию программы повышения квалификации по лекарственному менеджменту // Фармация.— 2001.— № 1.— С. 7–9.
  5. Гриценко Е. Н., Кобзарь А. Я., Янишевская Н. А. Современные проблемы планирования и организации последипломного обучения провизоров: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. И. Хвисюка.— М., 1990.— С. 88–89.
  6. Державна фармакопея України.—1-е вид.— Х.: Рірег, 2001.— 532 с.
  7. Контроль качества и производство мягких лекарственных средств в свете требований Государственной фармакопеи Украины / И. М. Перцев, С. А. Гуторов, Е. Л. Халеева и др. // Провизор.— 2002.— № 8.— С. 29–31.
  8. Перцев И. М., Халеева Е. Л., Пиминов А. Ф. О фармакопейной статье «Мягкие лекарственные средства для местного применения» // Вісник фармації.— 2002.— № 2.— С. 71–72.
  9. Перцев И. М., Халеева Е. Л., Сафиулина З. Р. Значение дисциплины клинической фармации в формировании специалиста-провизора / Історія та перспективи розвитку післядипломної освіти лікарів: Тези доповідей науково-практичної конференції (Одеса, 24–25 квітня 2002 р.).— Одеса: Одеський державний медичний університет, 2002.— С. 187–188
  10. Перцев І.М., Халєєва О. Л. Очні краплі на фармацевтичному ринку України // Вісник фармації.— 2001.— № 3.— С. 100.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика