Логотип журнала "Провизор"








Коммунальные аптеки: экономический аспект проблемы

А. С. Немченко, Л. В. Галий, Национальный фармацевтический университет,
Л. В. Титенко, ГАК «Ліки України»

В настоящее время одной из острейших проблем, которая затрагивает судьбы тысяч профессиональных коллективов и наших коллег, является реформирование или реорганизация коммунальной сети аптечных учреждений, проводимая во многих областях Украины структурами региональной власти. В таких кардинальных процессах необходимо учитывать как положительные, так и негативные тенденции, которые складываются в экономике аптечной сети.

Комплексному анализу основных экономических показателей и тенденций развития коммунальной аптечной сети Украины посвящена данная статья.

Динамика и структура аптечной сети Украины. Роль коммунальных аптек

За период последних семи лет (1998–2003) произошли существенные изменения как по общим количественным, так и структурным показателям, характеризующим аптечную сеть Украины. В таблице 1 и на рис. 1 представлены статистические данные и их анализ касательно структуры аптечной сети за вышеуказанный период. Прежде всего, следует отметить, что если до 1998 года количество аптек росло, то далее стали наблюдаться качественные структурные изменения: количество аптек за 1998–2003 годы сократилось на 10,4%, вместе с тем количество аптечных киосков увеличилось с 4814 до 7561, т. е. рост на 57%. Учитывая неопровержимый опыт как международных, так и отечественных специалистов в управлении фармацией, данная тенденция роста аптечных киосков является негативной и требует принятия со стороны государства мер по регулированию данных процессов, прежде всего, организационно-экономических.

 

Таблица 1. Cтруктура аптечной сети Украины по форме собственности за 1998 и 2003 гг.

Формы собственности Показатели
на 01.01.1998 г. на 01.01.2004 г. изм., %
кол-во уд. вес, % кол-во уд. вес, %
Государственные и коммунальные аптеки 5861 61,5 2953 34,6 -49,6
Частные 653 6,9 2041 23,9 +21,3
Коллективные 3011 31,6 3537 41,5 +17,5
Всего 9525 100% 8531 100% -10,4

 

Рисунок 1. Анализ структуры аптечной сети Украины по форме собственности за 1998 и 2003 гг.

 

К примеру, изъятие в бюджет выручки аптечных киосков от реализации рецептурных лекарственных средств. Необходима оценка неоправданного роста аптечных киосков. По нашему мнению, это приводит к сокращению ассортимента лекарственных средств до 800–1000 наименований, что снижает качественный уровень лекарственного обеспечения населения: негативно влияет на общие результаты деятельности самих аптек — низкая рентабельность до 1–2%, а также уменьшение налоговых поступлений; а главное — невозможность осуществления надлежащего контроля фармацевтической деятельности аптек и их структурных подразделений. Таким образом, в увеличении количества аптечных киосков не заинтересованы ни население, ни государство — бюджет, ни сами аптеки. Выигрывают лишь чиновники.

Согласно данным, представленным в таблице 2, коммунальные аптеки имеют минимальное количество аптечных киосков — 16%, максимальное их число принадлежит фирмам коллективной формы собственности (54%) [1].

 

Таблица 2. Структура общей численности аптечных киосков и аптечных пунктов Украины по формам собственности на 01.01.2004

Формы собственности Показатели
аптечные киоски аптечные пункты
кол-во уд. вес, % кол-во уд. вес, %
Государственные и коммунальные аптеки 1212 16 2262 38
Частные 2264 30 962 16
Коллективные 4085 54 2677 46
Всего 7561 100% 5901 100%

 

Интересны тенденции, которые произошли в структуре аптек по формам собственности за анализируемый период. Если в 1998 году основной удельный вес занимали государственные и коммунальные аптеки — 61,5%, то на начало этого года их количество уменьшилось на 49,6%, а удельный вес уже составлял 34,6%, уступив лидирующее место коллективной форме собственности аптек — 41,5% (рост на 17,5%). Особо следует отметить значительный рост более чем в 3 раза (на 213%) частных аптек, который, очевидно, произошел во многом за счет приватизации коммунальных аптек частными лицами. При этом профессиональные коллективы данных аптек участвовали в приватизации в гораздо меньших масштабах, что для такой социально важной среды как фармация является отрицательным.

Сегодня большие продажи сосредоточены в аптечных пунктах, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях. Согласно данным табл. 2 основной удельный вес аптечных пунктов находится в аптеках коллективной (46%) и коммунальной форм собственности (38%). Однако это соотношение может в ближайшее время измениться, так как вокруг аптечных пунктов ведется жесткая борьба между «старыми» аптеками, как правило, государственными и коммунальными МБА, и аптеками вновь организованных фирм. Причина — отсутствие на уровне органов управления коммунальной собственностью, областных управлений здравоохранения, фармаций четкого закрепления аптек и их структурных подразделений за ЛПУ.

Поэтому в такой борьбе зачастую побеждает недобросовестная конкуренция, в результате чего «в інтересах держави» и «іменем народа України» закрываются эффективно работающие аптеки и разрушаются лучшие профессиональные коллективы, такие как МБА № 315 г. Харькова (более ста лет обслуживала областную клиническую больницу), МБА № 348 г. Харькова (более 25 лет обслуживала медкомплекс) и многие другие аптеки в Украине. Как правило, всем понятно в интересах кого идет такое «дикое» перераспределение рынка. К примеру, у МБА № 348 г. Харькова аптечные пункты «отняла» одна коммерческая фирма. Безусловно, это опасная и крайне негативная тенденция, ответственность за которую несут не только руководители и покровители этих структур, но и «несоответствующие» чиновники, облеченные властью.

Другая не менее важная и острая проблема лекарственного обеспечения сельского населения. Согласно данным табл. 3 общее количество сельских аптек более чем в 4 раза меньше городских. Наблюдается существенное различие в нагрузке по численности населения на одно аптечное учреждение в городе — 1715 и в сельской местности — 5054 жителя в среднем по Украине. Причем эти данные значительно варьируют по областям [1].

 

Таблица 3. Структура городской и сельской аптечной сети по форме собственности на 01.01.2004 г.

Формы собственности Показатели
городские аптеки сельские аптеки
кол-во уд. вес, % кол-во уд. вес, %
Государственные и коммунальные аптеки 1897 27,3 1056 67,0
Частные 1833 26,4 208 13,2
Коллективные 3224 46,4 313 19,8
Всего 6954 100% 1577 100%

 

Рисунок 2. Анализ структуры городской и сельской аптечной сети по форме собственности на 01.01.2004 г.

 

Большие различия в структуре городских и сельских аптек по формам собственности: если среди городских преобладают аптеки коллективной собственности (46,4%), то среди сельских однозначно лидируют коммунальные аптеки (67%).

Говоря о формах собственности аптечных учреждений, следует отметить, что только по коммунальным аптекам установлены предельные нормативы, которые утверждены постановлением КМУ от 19.01.1998 г. № 40 «Об утверждении нормативов минимального обеспечения населения государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, осуществляющих реализацию лекарственных средств». Данные нормативы носят социальный характер государственных гарантий лекарственного обеспечения населения и определяют минимальную численность населения, которое должны обеспечивать аптечные учреждения коммунальной собственности в зависимости от численности населения городов и сел. Нормативы установлены отдельно для аптечных учреждений без права изготовления лекарственных средств, а также производственных аптек (с правом изготовления), которые в большинстве являются коммунальными и, к сожалению, находятся на грани вымирания, что противоречит международным тенденциям развития данного вида деятельности в аптеках. Очевидно, государство в лице соответствующих структур, прежде всего Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, просто обязано принять организационно-экономические меры по поддержке производственных аптек: сегодня необходима помощь в централизованной регистрации лекарственных веществ — ингредиентов, используемых для изготовления экстемпоральных лекарств; по разработке и утверждению настанов по технологии изготовления экстемпоральных лекарств; усовершенствованию методики по определению тарифов на изготовление лекарств в аптеках.

Однако январская практика текущего года по НДС на экстемпоральные лекарства свидетельствует об обратном1.

Мониторинг результатов торгово-финансовой деятельности коммунальных аптек Украины

Анализ проводился нами на основании фактических данных, представленных в Минздрав Украины областными органами управления коммунальной аптечной сетью за 2001–2003 гг.

Основным показателем, определяющим результаты торгово-финансовой деятельности аптек, является общий товарооборот, который традиционно делится на розничный и оптовый. На рисунке 3 представлены фактические данные общего товарооборота коммунальной сети аптек Украины с выделением товарооборота по сельским аптекам, который составляет 30–32%.

 

Рисунок 3. Динамика товарооборота коммунальной аптечной сети за 2001–2003 гг.

 

Отдельно выделен розничный товарооборот, который в общем товарообороте составляет 70–72%, а в товарообороте по сельской аптечной сети розничный товарооборот на 15–17% выше, что свидетельствует о более низких объемах финансирования сельского здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения.

Учитывая данные общих продаж на отечественном фармацевтическом рынке в 2002 году — 3865,5 млн. грн. и в 2003 году — 4926,19 млн. грн., следует отметить, что общие темпы роста за эти годы — 2003 по отношению к 2002 — составляет 27,4%, что гораздо выше, чем по данным коммунальной сети 11–14%.

В 2002 году удельный вес продаж коммунальных аптек составил 35%, а в 2003 году данный показатель снизился, по нашим оценкам, до 33%.

Данные рис. 3 наглядно показывают тенденции изменения показателей товарооборота в разрезе кварталов: так, наблюдается максимальный рост в IV квартале (за счет увеличения заболеваемости и выделяемых бюджетных ассигнований), далее следует равномерное снижение по кварталам I, II и III. Однако для сельской сети характерен незначительный рост 1–4% товарооборота в III квартале, что объясняется интенсификацией сельскохозяйственных работ.

Доходность аптек определяется ценовой политикой, которая сегодня предполагает выбор уровня оптовых цен поставщиков с учетом предоставляемых скидок. Это является главным. Уровень торговой наценки — важный показатель, но вторичный по отношению к уровню розничной цены. Торговая наценка может быть низкой, при этом розничная цена высокой, так как лекарственный препарат закуплен по высокой оптовой цене.

Проиллюстрируем это на примере: норфлоксацин таб. 400 мг № 10, заявленная (цена по прайс-листу) оптовая цена производителя — 3,58 грн., отпускается со скидкой 10–20%.

I. Ценовая политика низких наценок и высоких оптовых цен.

При скидке 10% оптовая цена поставщика составляет 3,25 грн., наценка аптеки — 20%, розничная цена –3,90 грн.

II. Ценовая политика оптимальных наценок и низких оптовых цен.

При скидке 20% оптовая цена поставщика составляет 2,98 грн., наценка аптеки — 25%, розничная цена — 3,73 грн.

Вывод: во втором случае наценка на 5% выше, однако розничная цена ниже на 17 копеек.

При этом первый вариант более заманчив: можно быть в передовиках по низкой наценке, получать вознаграждение (комиссионные) исходя из разницы предоставляемых и получаемых скидок, уходить от налогов.

Однако на политической арене всегда будет модно снижать уровень торговой наценки, прежде всего по регулируемым ценам.

Поэтому анализ уровня торговой наценки, приведенный нами по данным мониторинга областей Украины, для коммунальных аптек является актуальным и интересным.

Ранжированные и усредненные результаты анализа региональных наценок представлены в таблице 4.

 

Таблица 4. Анализ уровня торговой наценки (надбавки) в коммунальной аптечной сети в 2002-2003 гг.

№ п/п Область (регион) Средний фактический уровень торговой наценки на всю номенклатуру ЛС Средний фактический уровень торговой наценки на ЛС, цены на которые подлежат госрегулированию Удельный вес ЛС, цены на которые подлежат госрегулированию, в общем товарообороте
I половина 2003 г., % I половина 2002 г., % I половина 2003 г., % I половина 2002 г., % I половина 2003 г., % I половина 2002 г., %
1 Донецкая 22,6 24,5 18 20 20 10
2 Житомирская 23,4 24,2 19,9 19,7 33,5 41
3 Волынская 25,8 28,9 19,1 26,2 20,2 17,9
4 Луганская 26,4 28,6 13,9 14,6 15,6 18,9
5 Полтавская 26,4 28,1 32 29 25,5 12
6 Ривненская 26,6 26,6 21,6 21,5 23,9 23,9
7 Закарпатская 28,4 33 20,2 26,9 20 25
8 Запорожская 29 27 29 27 5 5
9 Одесская 29,2 27,3 23,5 26,5 57,5 57,5
10 Ивано-Франковская 30 28,2 25 25,3 25 16
11 Николаевская 30,6 30 29,8 21,7 15 7
12 Киевская 30,8 22 26,8 25 24 22
13 Винницкая 30,8 33,3 22,9 24,4 29,1 24,2
14 г. Киев 31,1 31,1 25 10 15,4 16
15 Днепропетровская 31,2 31,9 27,6 26,7 23,7 24
16 Харьковская 31,3 32,5 25,5 25,7 45,1 41,8
17 Черновицкая 31,3 31,6 27 25,8 19,4 16,3
18 Хмельницкая 31,8 33 31,8 31 17 17
19 Черкасская 32 33,4 26 26 26 26
20 Черниговская 32,5 31,9 25,7 29 17,9 17,9
21 Львовская 34,8 37,1 20,7 19,3 30,9 20,6
22 г. Севастополь 35,6 32,8 33 32 31,5 30
23 Тернопольская 36,1 36,4 35 36 65,3 64,6
24 Сумская 36,3 35 25,6 24,7 22,1 22
25 Херсонская 36,6 38,4 22,1 23,8 18 28,2
26 АР Крым 39,3 41 30 30 30 30
27 Кировоградская 40,4 38,6 26 25 22 18
Средняя 31,1 31,3 25,8 25,6 25,9 24,2

 

Таблица 5. Уровень торговой наценки (надбавки) по данным Госкомстата Украины за 2003 год по сравнению с 2002 г. (по форме № 3-торг-здрав)

№ п/п Области Торговая наценка Удельный вес в реализации предприятий коммунальной собственности в общей реализации
2002 г. 2003 г. (9 мес.) в том числе предприятий коммунальной собственности
2002 г. 2003 г. (9 мес.)
1 Винницкая 30,97 23,81 49,70 50,70 8,10
2 Волынская 28,69 24,35 28,54 27,80 35,89
3 Луганская 42,94 40,15 44,82 41,70 63,58
4 Днепропетровская 25,23 21,53 26,68 27,60 19,41
5 Донецкая 18,05 19,53 38,57 42,30 0,76
6 Житомирская 22,93 23,43 22,57 23,50 69,10
7 Закарпатская 28,41 24,78 33,22 28,20 50,37
8 Запорожская 28,48 27,95 25,26 30,70 24,38
9 Ивано-Франковская 25,91 26,04 43,83 36,70 14,88
10 Киевская 30,86 32,01 33,71 33,30 31,68
11 Кировоградская 30,08 28,79 31,45 28,30 53,93
12 АР Крым 32,19 30,58 30,70 39,02 2,36
13 Львовская 30,61 27,37 37,69 34,70 20,48
14 Николаевская 36,22 38,54 45,23 46,60 41,73
15 Одесская 30,54 26,49 39,99 31,20 2,25
16 Полтавская 33,43 35,33 30,28 29,71 53,86
17 Ривненская 28,42 25,82 32,17 27,90 7,49
18 Сумская 63,09 59,27 61,21 61,60 37,19
19 Тернопольская 32,4 31,37 37,05 37,00 43,52
20 Харьковская 27,6 24,67 27,56 25,60 29,66
21 Херсонская 29,82 24,72 40,83 39,60 26,92
22 Хмельницкая 28,89 28,64 28,60 32,50 45,26
23 Черкасская 30,66 30,95 30,86 30,50 49,83
24 Черновицкая 27,45 27,57 32,42 30,90 30,19
25 Черниговская 30,37 30,77 28,95 29,70 47,17
26 г. Киев 25,30 23,62 26,59 25,62 41,11
27 г. Севастополь 30,19 26,05 35,67 36,00 1,21
Средняя 28,25 26,63 32,08 31,74 26,8

 

В целом по Украине для коммунальных аптек характерны следующие показатели:

— средний фактический уровень торговой наценки на всю номенклатуру лекарств в 2003 году (I полугодие) составил 31,1%, имела место тенденция снижения по отношению к 2002 году — 31,3%;

— средний фактический уровень торговой наценки на лекарственные средства, цены на которые подлежат регулированию в 2003 году,— 25,8%, однако уровень несколько поднялся по сравнению с 2002 годом — 25,6%;

— удельный вес лекарственных средств, цены на которые подлежат государственному регулированию, в общем товарообороте увеличился в 2003 году по сравнению с 2002 годом, соответственно 25,9% и 24,2%.

Законодательно определенный региональный подход к ценообразованию реализован в данном случае в отношении значительной вариации торговой наценки на всю номенклатуру лекарств: от минимальной 22,6% в Донецкой до максимальной 40,4% в Кировоградской областях. Аналогичная вариация и по регулируемым ценам: минимальная 13,9% в Луганской и максимальная 35% в Тернопольской областях. Еще более удивляет значительный разброс данных по удельному весу регулируемого по ценам лекарств товарооборота: от 5% в Запорожской до 65,3% в Тернопольской областях. Последние данные вызывают сомнение в их достоверности, так как по ним определяется широта аптечного ассортимента аптек.

Интересно, что в динамике изменений торговой наценки ситуация по областям неоднозначна: в 18 регионах показатель снижается (по всей номенклатуре), а в 9 регионах, наоборот, повышается в 2003 году по сравнению с 2002 годом.

Следует отметить, что качество предоставленной информации, безусловно, низкое, прежде всего, достоверность данных. С другой стороны, это свидетельствует о необходимости разработки специальных методик по подготовке информации, расчету показателей и методов их обработки. В противном случае цели мониторинга и анализа экономических показателей не могут быть реализованы.

Официальные данные Госкомстата Украины в отношении уровня торговой наценки за 2003 год в сравнении с 2002 годом (согласно форме № 3-торгздрав), приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что по причине разных методик расчетов данные таблиц 4 и 5 отличаются. Очевидно, по Донецкой, Луганской и др. областям в расчетах торговой наценки по табл. 4 использовался весь товарооборот, в том числе внутрисистемный, аптечных складов, а в табл. 5 только товарооборот коммунальных аптек. Это еще раз подтверждает необходимость применения единых обоснованных методик расчета среднестатистического уровня торговой наценки.

Вместе с тем, сравнивая уровень средних величин торговой наценки по коммунальным аптекам в целом по Украине, следует отметить близкие значения: за 9 месяцев 2003 года — 31,74% (табл. 5) и за 6 месяцев 2003 года — 31,1% (табл. 4), при этом наблюдается тенденция снижения торговой наценки по отношению к 2002 году.

Заключительным этапом анализа явилось обобщение показателей уровня издержек обращения и рентабельности коммунальных аптек за указанный период, графическая характеристика которых представлена на рис. 4.

 

Рисунок 4. Динамика уровней издержек обращения и рентабельности коммунальной аптечной сети за 2001–2003 гг.

 

Динамика уровня издержек обращения аптек является обратной по отношению к товарообороту, к примеру, он растет в IV квартале, а уровень издержек снижается, что свидетельствует об эффективной работе коммунальной аптечной сети. Особенно, если учесть тенденцию снижения издержек по уровню в 2003 году по сравнению с 2002 годом.

Для коммунальной аптечной сети Украины характерен низкий уровень рентабельности, особенно для сельских аптек, многие из которых просто убыточны.

Картина результатов, тенденций и проблем достаточно сложная, есть над чем задуматься!

Литература

  1. Підсумки роботи Державної служби лікарських засобів і виробів медичного призначення у 2003 році, завдання та перспективи діяльності. Довідкові матеріали до засідання колегії ДСЛЗІВМП.— Київ, 2004.— 48 с.

1 В соответствии с Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год», принятым Верховной Радой Украины 5 февраля 2004 г., освобождаются от обложения НДС лекарственные средства, разрешенные к применению в Украине по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины. То есть для окончательного закрепления льготы по НДС на экстемпоральные препараты необходимо внесение изменений еще и в постановление КМУ № 1949 от 17 декабря 2003 г. «О перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от обложения НДС»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика