Логотип журнала "Провизор"








Перспективы фармацевтического рынка стран ЕС

Что год грядущий…

1 мая 2004 года ЕС пополнится новыми странами. Количество стран-участниц достигнет 25, а численность населения в ЕС вырастет на 16% и составит 75 млн человек. Сегодня рынок стран — будущих участниц Евросоюза оценивается в 7 млрд долл., что примерно равно объему фармацевтического рынка Канады и составляет 8% рынка ЕС, в настоящее время включающего 15 стран.

Однако вскоре ситуация может измениться. Рынок стран, которые в этом году планируют вступить в ЕС, имеет значительный потенциал. Рост объема их фармрынка за последние пять лет составил в среднем 16% (в местной валюте). Два самых крупных рынка будущих стран — участниц ЕС — Польши (45% в денежном выражении всего фармрынка новых стран-участниц) и Венгрии (20% фармрынка в денежном выражении) — выросли почти на 20% с 1998 года.

По прогнозам IMS Global Consulting, рост рынка этого региона превзойдет рост любого другого западного рынка в ближайшие 5 пять лет. Список наиболее часто применяемых лекарств максимально приблизится к западному. В первую очередь это касается новых оригинальных препаратов. Эти тенденции делают регион еще более привлекательным для фармацевтических компаний.

В отчете «Стратегии выхода на европейский рынок» Datamonitor дается детальный анализ ключевых факторов, влияющих на фармацевтическую индустрию Европы, а также рассматриваются пути успешного выхода на фармацевтический рынок Европейского Союза (ЕС), как в настоящее время, так и после присоединения 10 новых государств.

Реформирование систем здравоохранения

Успешная интеграция 10 новых стран-участниц в ЕС зависит от своевременного принятия каждой страной законодательства по защите интеллектуальной собственности и обращению рецептурных препаратов.

В Чешской Республике и Словакии уже началось реформирование системы здравоохранения. Переход от прежней системы государственного контроля к регулируемой социальной системе страхования здоровья основывается на опыте Франции и Германии.

Ожидается, что рост ВВП в странах, которые скоро вступят в Евросоюз, в ближайшие десять лет увеличивается на 130%, при этом рост затрат на лекарственные препараты может превысить рост ВВП.

Сегодня средние затраты на здравоохранение в странах — будущих участницах значительно ниже, чем в ЕС. Такое экономическое неравенство, безусловно, повлияет на ассортимент и доступность лекарств, выводимых на рынки новых стран — участниц ЕС, так как бюджеты этих стран не смогут оплачивать многие препараты.

Именно поэтому вхождение новых стран в ЕС неминуемо приведет к снижению цен на лекарственные препараты в Европе. Это, в свою очередь, повлияет на решения по выведению на рынок инновационных лекарственных препаратов, стремление к максимизации прибыли от продажи лекарств не будет являться приоритетной задачей.

Несмотря на постоянные поиски правительствами путей сокращения расходов на здравоохранение, IMS прогнозирует, что к 2006 году фармацевтический рынок будущих участников ЕС в среднем вырастет более чем на 9%, т. е. почти на 50% больше, чем ожидаемый рост двух самых больших западноевропейских рынков — Германии и Франции (рисунок).

 

Рисунок. Прогнозируемый рост рынка

 

Для более эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, в Словении в настоящее время проходит реформирование ценовой политики, что приведет к более широкому использованию импортных недорогих дженериков. После присоединения ожидается, что новые ключевые рынки будут моделировать свои системы цен по примеру Словении.

Роль дженериков и их место в лекарственном обеспечении

Рост рынка дженериков в Европе, безусловно, оказывает влияние на развитие европейской фармацевтической индустрии. Замещение брендированных продуктов дженериками стало популярной мерой правительств европейских стран по сокращению затрат на лекарственное обеспечение, что приводит к росту продаж дженериков. В настоящее время 11 из 15 стран ЕС проводят политику замещения дженериками, в том числе пять ведущих рынков ЕС. Это рынки Франции, Германии, Испании, Италии и Великобритании.

В период с 2002 по 2008 год у 32 из 57 продуктов-блокбастеров (лидеров по продажам) заканчивается защита американского патента. Следовательно, ожидается, что европейский рынок дженериков вырастет приблизительно на 6 млрд долл. за этот период.

Присоединение фармацевтической индустрии стран Центральной и Восточной Европы является дальнейшим стимулом к росту европейского рынка дженериков, так как дженерики традиционно составляют большую часть бизнес-моделей этих стран. Компании фармотрасли в настоящий момент проходят реорганизацию и репозиционирование, чтобы обеспечить усиление своего конкурентного преимущества и полностью использовать возможности повышения своих доходов после объединения с ЕС.

Расстановка сил

Начиная с 90-х годов компании Большой Фармы, (Pfizer, GSK, Merck&Co, AstraZeneca, Aventis, Johnson&Johnson, Novartis, BMS, Wyeth, Abbot, Ely Lilly, Schering Plough) начали борьбу с лидерством государственных фармацевтических производителей в странах Центральной и Восточной Европы. Рост продаж десяти компаний-лидеров Большой Фармы в регионе присоединяющихся стран вдвое превышает рост их продаж во всем мире. Они также стремятся отвоевать долю рынка у локальных компаний, которые в большинстве своем являются производителями брендированных дженериков (например, польская «Польфарма» и венгерский «Гедеон Рихтер»).

Несмотря на эти достижения, позиции крупнейших фармацевтических компаний на рынках будущих стран — участниц ЕС не так сильны, как в Западной Европе и США. Например, в то время как «Новартис» стал игроком № 1 по продажам в регионе, после приобретения в августе 2002 года ведущей словенской компании-производителя «Лек», швейцарскому гиганту не удается достичь позиции № 1 ни на одном из рынков будущих стран — участниц Евросоюза.

 

Таблица. Рейтинги объемов продаж компаний по странам (в % за 9 месяцев 2003 года)

Польша 44,6   Словения 5,7
GlaxoSmithKline 8,1   KRKA 17,1
Novartis 6,5   Novartis 17,6
Polpharma 5,4   Merck&Co 8,6
Servier 5,1   Pfizer 5,1
Lilly 3,3   Roche 4,3
Венгрия 20,8   Литва 3,6
Gedeon Richter 8,8   GlaxoSmithKline 6,9
Servier 7,7   Menarini 5,8
Novartis 7,0   Pfizer 5,7
Pfizer 6,5   Johnson& Johnson 4,0
Sanofi-Syntelabo 6,2   Novartis 4,3
Чехия 15,3   Латвия 1,4
Zentiva 15,4   Pfizer 6,2
Novartis 6,2   GlaxoSmithKline 4,6
Pfizer 4,4   Menarini 5,2
Aventis 4,3   Servier 4,0
Sanofi-Syntelabo 3,8   Novartis 3,8
Словакия 7,4   Эстония 1,2
Zentiva 14,9   Pfizer 8,0
Novartis 7,3   GlaxoSmithKline 7,6
Pfizer 6,4   AstraZeneca 6,8
GlaxoSmithKline 5,5   Nycomed Pharma 5,8
Aventis 5,0   Merck&Co 4,9

 

В четырех из восьми стран, приведенных в таблице, лидируют местные компании, например, в Польше третье место занимает компания «Польфарма». Такие компании, как «Гедеон Рихтер», «КРКА» и «Зентива Груп» (сформированная в сентябре 2003 года путем слияния чешской компании «Лечива» и словацкой «Словакофармы»), занимают большую долю местного рынка, а также рынка соседних стран, из-за установившихся взаимоотношений с врачами и популярности брендов. Доля рынка «Зентивы», как на чешском, так и на словацком рынке, составляет 15% в денежном и приближается к 50% в натуральном выражении. Эти показатели превышают долю какой-либо одной компании на четко разделенном западном рынке, где характерна 12% доля в денежном и менее чем 10% доля в натуральном выражении. Таким образом, покупка местной компании является удачным путем завоевания доли на рынке и расширения присутствия в регионе.

Некоторые средние европейские фармацевтические компании, обладающие географическими, культурными и лингвистическими преимуществами перед своими неевропейскими соперниками, также использовали стратегию приобретения местных компаний для завоевания лидирующих позиций на новых европейских рынках. Французская компания «Сервье» приобрела 51% акций ведущей венгерской компании «Эгис Фармасьютикалс» и крупный пакет акций польской компании «Анфарм». «Сервье» является, пожалуй, одной из самых успешных компаний на рынке, занимая 5,1% рынка Польши и 7,7% рынка Венгрии. «Менарини Индастри», путем покупки в 1992 году компании «Берлин Хеми», заняла второе и третье места по доле рынка в Литве и Латвии соответственно. Компания «Шеринг», чей главный офис находится в Берлине, прекрасно расположена географически для создания новых филиалов в регионе.

Возможности продуктов

Компании, которые стремятся выйти на рынок новых стран — участниц Евросоюза, а также всей Восточной Европы, должны знать, что, как и показатели продаж лидирующих компаний, рейтинг продуктов также отличается от западных хит-парадов.

Позиция на рынке местных компаний всегда оказывала влияние на позиции тех или иных продуктов. На тех рынках, где до сих пор доминируют местные компании, их брендированные дженерики находятся в списках самых продаваемых продуктов. Например, в Венгрии лидирующим продуктом является версия амлодипина под названием Нормодипин от «Гедеон Рихтер», а в Чешской Республике среди препаратов ибупрофена второе место по продажам занимает Ибалгин от «Зентивы».

За последние годы, однако, динамика рынка сместилась в сторону защищенных патентом препаратов. Информированность врачей и пациентов возросла, пациенты могут влиять на назначение им некоторых лекарств. Все продукты ведущей десятки лекарственных препаратов региона защищены патентами. Нейролептик оланзапин (Зипрекса) от «Эли Лилли» для лечения шизофрении и биполярных расстройств, а также аторвастатин (Липитор) от «Пфайзер» показали самый значительный рост. Зипрекса недавно стала самым продаваемым продуктом региона, опередив гиполипидемический препарат от «Мерк» симвастатин (Зокор).

Еще одна очевидная причина различий в списке ведущих продуктов новых рынков по сравнению с западными — различие доминирующих заболеваний. Важность противомикробных препаратов на рынках стран — будущих участниц Евросоюза снизилась за последние пять лет, отражая тенденции изменения заболеваемости, хотя и с опозданием на несколько лет по сравнению с западными рынками. Общая доля рынка, которую представляют эти препараты, уменьшилась, в то время как относительно новые продукты, влияющие на сердечно-сосудистую систему, ЦНС и систему пищеварения, вышли вперед. Эта тенденция, скорее всего, сохранится, а также появятся значительные возможности роста на рынке антиастматических и онкологических препаратов. Таким образом, структура фармацевтического рынка стран — будущих участниц Евросоюза быстро приближается к структуре западного рынка. Именно это будет привлекать новых участников рынка в регион.

Традиционно большинство компаний продвигают определенное количество продуктов в Центральной и Восточной Европе, с учетом местного спроса и важности для компании. Описанные тенденции могут заставить многих пересмотреть продукты, которые выбираются для продвижения.

По материалам Windhover Infrmation Inc., Datamonitor.com

Перевод Елены Жировой





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика