Логотип журнала "Провизор"








Ценовой климат в США и Европе: становится жарко

Основное беспокойство вызывает нехватка новых продуктов. После кратковременного оживления на рынке Европы, в 2003 году количество новых лекарственных веществ, попадающих на рынок, неуклонно снижалось как в США, так и в Европе в течение всего года. В частности, 16 ведущих фирм-производителей вывели на рынок США и Европы всего 12 новых препаратов, в то время как в 2002 году таких препаратов было 15 в США и 16 в Европе (рис. 1). Из этих 16 компаний 33% так и не запустили ни одного нового продукта в США, а 25% — в Европе. В 2004 году эта тенденция вряд ли резко изменится.

 

Количество новых препаратов на пынке Европы

Источник:
IMS


Количество новых одобренных препаратов в США

Источник:
FDA

Рисунок 1. Динамика вывода на рынок новых препаратов ведущих фармацевтических компаний

 

Поскольку на рынок попадает все меньше новой продукции, компании вынуждены «выжимать» максимальную экономическую выгоду из каждого нового препарата как при его первом появлении на рынке, так и на протяжении всего существования торговой марки. Чтобы это стало возможным, компаниям крайне важно установить оптимальный уровень цен, как можно быстрее вывести препарат на рынок и при этом свести к минимуму ограничения по назначению препарата. Этого можно добиться, только учитывая особенности ценообразования, страхового возмещения и позиционирования уже на этапе клинических исследований и экономического прогнозирования для препарата перед его первым выпуском. Кроме того, фармацевтические компании, судя по всему, вкладывают все больше средств в поиск новых показаний к применению уже существующих прибыльных препаратов.

Ценовые надбавки

Так насколько же успешно ведущие компании выжимали прибыль из своих разработок в 2003 году?

На разных материках ситуация складывалась по-разному: в Европе треть новых препаратов продавалась по цене выше, чем у аналога, а в США таких препаратов было две трети (рис. 2).

 

Доля рынков европейских стран, на которых цена на препарат была повышена (использованы американские торговые наименования)

Источник: Cambridge Pharma Consultancy

 

Ценовые надбавки в США — для 2/3

Препарат Компания- производитель Наличие ценовой надбавки
Bexxar Corixa/GSK Нет
Boniva Roche Еще нет на рынке
Cialis Lilly Icos Да
Crestor AstraZeneca Нет
Emend Merck Да
Fuzeon Roche Да
Iressa AstraZeneca Нет
Levitra Bayer Да
Lexiva Vertex/GSK Да
Reyataz BMS Да
Somavert Pharmacia/Pfizer Да
Xolair Genentech/Tanox/Novartis Да

Рисунок 2. Рынок надбавок

 

 

В целом неплохо выступили новые средства против ВИЧ. Fuzeon (инфувиртид) компании Roche, первый препарат в классе ингибиторов ВИЧ, установил новый ценовой рекорд в Европе, а в США тот же Fuzeon и Reyataz (атазанавир) компании Bristol-Myers Squibb продавались по цене на 70% выше, чем Crixivan (индинавир) компании Merck. 20%-ную надбавку получила в США Lexiva (фосампренавир), выпускаемая GlaxoSmithKlinе.

Первый в своем классе препарат InductОs (диботермин альфа) компании Wyeth поднял планку цен в своей терапевтической области (острые переломы большеберцовой кости) на европейском рынке, так же, как и Forteo (терипаратид) компании Lilly — в области лечения остеопороза. Препарат для лечения ревматоидного артрита Humira (адалимумаб) от Abbott Laboratories на многих фармрынках превзошел по цене Enbrel (этанерцепт) компании Wyeth.

В Соединенных Штатах новый ценовой ориентир среди лекарств для лечения умеренных и тяжелых форм астмы был установлен препаратом Xolair (омализумаб), разработанным компаниями Genentech и Tanox. А вот новые противоопухолевые средства показали себя не так хорошо. Bexxar (тоситумомаб) (GSK/Corixa) и Iressa (гефитиниб) (Astra Zeneca) были оценены ниже, чем Mabthera/Rituxan (ритуксимаб) (Roche/Genentech) и Taxotere (доцетаксел) (Aventis) соответственно.

Доступ к рынку

Несмотря на то, что цены на новаторские препараты оправданно высокие, политика ценообразования страховых компенсаций ставит труднопреодолимые препятствия на пути препарата к рынку, как в Европе, так и в США. Большинство новых препаратов 2003 года в Европе до сих пор ждут определения своего страхового статуса на таких крупнейших фармрынках, как Франция, Италия и Испания. И скорость продвижения препаратов на рынках практически не меняется.

Фармацевтическая продукция ЕС, выпущенная в 2003 году, продвигалась на рынок неравномерно, однако, в среднем, несколько быстрее, чем в предыдущие пять лет. Достаточно быстро, хотя и без страхового статуса, попали на европейский рынок препараты Cialis (тадалафил) (Lilly) и Levitra (варденафил) (Bayer/GSK). Единственным препаратом, который быстро вышел на рынок с уже определенным страховым статусом, стал Fuzeon компании Roche.

Гармонизация цен

Поскольку компании вынуждены выжимать максимум прибыли из довольно скудных источников, то выравнивание цен на рынках мира или Европы уже не является стратегической задачей (если такая задача вообще когда-то ставилась). Всего лишь два препарата, выпущенные на рынок в 2003 году, Fuzeon и Forteo, достигли одного ценового уровня в США и Европе. Для остальных препаратов наличие более дешевых конкурентов на рынке Европы означало существенное снижение цены относительно цены на американском рынке (рис. 3). Так, например, препараты Crestor (росувастатин) (Astra Zeneca), Cialis (Lilly), Bextra (валдекоксиб) (Pfizer) и Emend (апрепитант) (Merk) продавались в Европе, в среднем, более чем на 60% дешевле, чем в США.

 

Использованы американские торговые наименования

Рисунок 3. Разброс цен на некоторые новые препараты

Источник:
Cambridge Pharma Consultancy

 

Несмотря на риторические призывы политиков и общественности к установлению единого уровня цен в США и Европе, в этой области прогресс очень слабый, так как в Европе система здравоохранения сдерживает рост цен. Фармацевтические компании сейчас (более, чем когда-либо) готовы устанавливать высокие цены там, где только это возможно, а вопрос о слишком большом разбросе цен решать как отдельную проблему. Руководству компаний следует разработать четкую политику относительно разброса в ценообразовании и быть готовым к неизбежному обсуждению этого вопроса на политическом уровне.

Параллельный импорт

Несмотря на большой разброс цен, рост параллельного импорта на основных рынках импорта — Германии и Великобритании — в 2003 году замедлился. За 2001–2002 гг. объем параллельного импорта в Германии вырос на 66%, а за 2003 — только на 4%. В Великобритании, крупнейшем рынке Европы с точки зрения параллельного импорта, где объем продаж в 2002 году перевалил за отметку 2 млрд евро, этот рост составил всего 1%, в то время как в предыдущие годы он составлял в среднем 30% (рис. 4). В Великобритании параллельный импорт сконцентрирован вокруг горстки ведущих препаратов. Уменьшается и плотность концентрации. Если в 2002 году 50% всего объема параллельного импорта приходилось на 12 наименований, то в 2003 году их стало уже 15.

 

Рисунок 4. Замедление темпов роста параллельного импорта в Великобритании

Источник:
IMS

 

Все это указывает на сдвиг в динамике параллельной торговли, необъяснимый изменением цен или истечением срока патентной защиты. Это свидетельствует о возможности перемен в параллельном импорте. Компании с хорошо продуманной и эффективной стратегией пополнения запасов продукции уже ограничивают, а иногда и снижают долю параллельного импорта. А тем фирмам, у которых такой стратегии нет, приходится этот импорт увеличивать.

Расширение Евросоюза

Едва только параллельный импорт пошел на спад в 15 странах — членах Европейского Союза, как открылись новые возможности для параллельного импорта из 10 новых стран ЕС. С момента вступления этих стран в ЕС (1 мая 2004 г.) у компаний появилась возможность организовывать параллельный ввоз и вывоз препаратов между всеми 25 государствами благодаря различиям в законодательной базе.

Однако правильная ценовая политика снизила угрозу увеличения параллельного импорта, по крайней мере, на некоторое время. Сегодня стратегия фарминдустрии состоит в поддержании единого уровня цен, возможно, за счет компенсационных выплат и большого объема продаж на новых рынках. Во всяком случае, вопреки доводам здравого смысла, разница цен на рынках новых и старых стран ЕС относительно невелика. Самая низкая цена, по которой препарат можно закупать для импорта из новых государств ЕС, редко оказывается суще ственно ниже минимального уровня действующих в ЕС расценок (рис. 5).

 

Рисунок 5. Колебания средних цен на некоторые новые препараты* в европейских странах


* Использованы американские торговые наименования
** Новые страны, включенные в анализ: Венгрия, Польша, Чешская республика, Словения и Словакия
Источник: IMS MIDAS

 

Несмотря на то, что параллельный импорт-экспорт в Европе в скором времени будет ограничен, возможен рост параллельного экспорта продукции на Запад. В течение следующих пяти лет мы, скорее всего, будем наблюдать рост объемов продаж и падения цен, что может «открыть ворота» параллельному экспорту. На рынках новых стран — членов ЕС компаниям-продавцам вряд ли удастся получить большую прибыль, поэтому они не сбрасывают со счетов возможность параллельного экспорта.

Государственное финансирование здравоохранения, вероятнее всего, останется сдерживающим фактором для доступа к более дорогим препаратам в новых странах ЕС. В результате придется искать пути обеспечения этого доступа без превышения бюджета.

Правительства новых государств в ЕС уже разрабатывают механизмы сдерживания цен и контроля расходов, перенимая опыт у соседей. Так, например, Польша использует правила взаимозаменяемости препаратов, принятые в Германии, а систему ограничения объемов она позаимствовала у Франции.

Сдерживание роста цен

Франция и Германия сейчас находятся в авангарде борьбы за сдерживание цен. В частности, Германия после нескольких лет неуклонного роста расходов собирается всерьез взяться за пересмотр ценовой политики. Власти намерены вновь ввести систему рекомендованных цен на патентованные лекарственные средства, не имеющие очевидных преимуществ перед аналогичными препаратами. В результате экономия средств должна составить 1,5 млрд евро в 2004 году и достичь 3 млрд евро к 2007. Чтобы выполнить поставленную задачу, придется вводить в систему рекомендованных цен новые «дорогостоящие» группы с небольшой дифференциацией препаратов. Рекомендованные цены могут быть введены для таких важных классов лекарственных средств, как ингибиторы АПФ, селективные ингибиторы повторного поглощения серотонина, ингаляционные кортикостероиды и атипичные нейролептики. Предыдущий опыт показывает, что пациенты в Германии крайне неохотно идут на выплату разницы между страховой компенсацией и реальной ценой препарата, поэтому компании будут вынуждены снижать цены на лекарства до рекомендованного уровня, чтобы предотвратить падение спроса. Снижение цен производителями и дистрибьюторами в сочетании с периодическим пересмотром рекомендованных цен (тоже в сторону снижения) приведет к постоянному уменьшению расходов на фармацевтические препараты. Для компаний лучшим способом избежать причисления очередного препарата к одной из групп и сохранить свободу ценообразования является дифференциация продукции. Чтобы обойти проблему рекомендованного ценообразования, вопрос о дифференциации нового препарата (выделения в отдельную группу) необходимо решать еще на этапе исследований и разработки, проще говоря, как можно раньше.

Страховые компенсации

В США также планируются беспрецедентные мероприятия по сдерживанию роста цен в рамках федеральной программы помощи пожилым людям (Medicare). Будет сделано все возможное, чтобы страховые компании отдавали предпочтение дженерическим препаратам и ограничивали применение дорогих лекарств. Будет предпринята попытка возложить значительную часть страховых компенсаций на фармацевтические компании. В результате производителям фармпродукции придется на более ранних этапах и более творчески решать вопросы о цене и доступности препарата, а также о его классификации. Так, например, компании могут демонстрировать преимущества своего продукта перед конкурентами, организуя сравнительные клинические испытания, а затем ставить вопрос перед страховыми компаниями об обеспечении доступа пациентов к победившему препарату. Кроме того, завоевать потребителей можно, сузив область применения препарата или создав новую терапевтическую группу (в этом случае притеснения препарату не грозят: страховые компании по закону обязаны предлагать более одного препарата в каждой группе).

Вопросы импорта

До введения новой системы страховых компенсаций (а возможно, и после) американцы, скорее всего, будут продолжать покупать рецептурные препараты через канадские интернет-аптеки. По оценкам IMS Health в 2003 году объем импорта рецептурных препаратов из Канады в США составил около 1,1 млрд долл., что на 134% больше, чем в 2002 году.

Несмотря на такие цифры, импорт составляет небольшую часть общего объема продаж в США (0,5%), однако само наличие такого импорта свидетельствует о существенном различии цен по разные стороны от границы, а это уже вопрос политический. Властям придется либо легализовать этот импорт до определенной степени, либо объявить его полностью незаконным и преследовать нарушителей. Легализация импорта может привести к резкому увеличению его объема, и последствия для производителей популярных марок препаратов могут стать катастрофическими. Впрочем, в настоящее время объемы импорта несколько уменьшаются, возможно, в результате вмешательства производителей, ограничивающих доступ интернет-аптек к их продукции. Подобная система ограничения поставок крупным интернет-аптекам действует и в Европе.

 

Prarmaceutical Executive
перевод Натальи Тышецкой





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика