Логотип журнала "Провизор"








Проблемы контроля за безопасностью лекарственных средств в Украине

 М. Л. Шараева, Государственный фармакологический центр МЗ Украины, г. Киев

Более чем в 70 странах мира существуют системы контроля качества и безопасности лекарственных препаратов. В Украине с 1996 года началось создание на государственном уровне собственной надлежащей системы контроля за безопасностью лекарственных средств (ЛС). На основании действующего Закона «О лекарственных средствах» принят ряд приказов МЗ Украины (от 19.12.2000 г. № 347 «Об утверждении Инструкции по осуществлению фармакологического надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств», от 08.02.2001 г. № 51 «Об организации предоставления информации о побочном действии лекарственных средств» и от 16.07.2001 г. № 292 «Об усовершенствовании организации предоставления информации о побочном действии лекарственных средств», от 12.12.01 г. № 497 «Об утверждении Порядка запрета (приостановления) и изъятия из обращения лекарственных средств на территории Украины» с изменениями от 08.07. 2004 г № 348.), где с учетом требований Директивы Европейского Союза 2001/83/ЕС разработана правовая и административная база системы фармакологического надзора [8].

По определению ВОЗ, фармаконадзор — это научный раздел клинической фармакологии, который касается выявления, оценки, изучения механизмов развития и предупреждения побочных эффектов или других вопросов, связанных с ЛС [5]. В структуре Государственного фармакологического центра (ГФЦ) изучением вопросов безопасности ЛС уже свыше восьми лет занимается отдел фармакологического надзора. На пострегистрационном этапе контроль осуществляют 14 региональных отделений, в которых работают почти 30 региональных представителей, ответственных за контроль безопасности при применении ЛС. Региональные отделения созданы с целью:

  • проведения организационных мероприятий, посвященных функционированию системы фармакологического надзора в регионах;
  • обеспечения сбора и первичной оценки сообщений о побочных реакциях/побочном действии (ПР/ПД) ЛС при клинических испытаниях и медицинском применении;
  • осуществления консультативно-методической помощи, просветительской деятельности по вопросам ПР/ПД ЛС на региональном уровне;
  • обеспечения взаимодействия с управлениями здравоохранения областных и городских госадминистраций по вопросам функционирования системы фармаконадзора;
  • контроля за выполнением врачами приказов МЗ Украины и других регламентирующих документов по вопросам безопасности ЛС.

Основным методом выявления нежелательного действия препаратов в Украине является метод спонтанных сообщений о подозреваемом ПД ЛС. Международные нормативные документы и требования к предоставлению сообщений хорошо известны. Уровень развития национальной системы оценивается в соответствии с международными стандартами в отношении количества, качества и источников сообщений. В 2002 году Украина третьей среди стран СНГ стала 68-й полноправной страной — членом Программы ВОЗ по мониторингу ЛС и теперь направляет свои сообщения в мировую базу данных. На сегодняшний день в международную базу данных ВОЗ из Украины включено более 116 сообщений.

В Украине, согласно Закону «О лекарственных средствах» и соответствующим приказам МЗ Украины, в процесс информирования о ПД ЛС включены врачи, руководители лечебно-профилактических учреждений, главные специалисты, производители ЛС или их представители. Насыщенность информационного пространства и его эффективность для системы здравоохранения по вопросам ПД ЛС, без сомнения, могла бы быть большей при условии эффективного сотрудничества всех вышеупомянутых звеньев. Прежде всего, это касается врачей и руководителей лечебно-профилактических учреждений. Уже отмечены положительные сдвиги: если в 2002 г. сообщения о ПД ЛС поступили от 125 медицинских учреждений Украины, то в 2003 г. уже от 647. На сегодняшний день хорошо налажена работа в Луганском и Харьковском региональных отделениях благодаря грамотно проведенной информационной работе среди медицинских работников. С руководителями, врачами, фармацевтами постоянно проводятся информационно-обучающие занятия в виде совещаний-семинаров, практических конференций с участием специалистов ГФЦ.

Безусловно, основным действующим лицом системы контроля безопасности ЛС в Украине является врач, тем не менее остается еще много недочетов в донесении информации о качестве и безопасности ЛС, что может приводить к недоразумениям. Выявление ПД ЛС — это субъективное и деликатное дело. Информирование о подозреваемом ПД ЛС врачом связано с особенностями структуры назначения, ставит больного в зависимость от приверженности врача к тому или иному ЛС на фоне неразвитого отечественного фармацевтического рынка. Понимание понятия «качество ЛС» существенно отличается при сопоставлении мнений врачей с мнением фармацевтов и представителей регуляторных органов. Врач считает, что при применении ЛС ожидается определенное терапевтическое действие, и это утверждение справедливо для ЛС одного международного названия, выпускаемого разными производителями. Наоборот, фармацевт и представитель регулирующих органов осознают, что разные серии препаратов могут отличаться в пределах соответствующей аналитической нормативной документации (АНД), а также одни и те же ЛС разных производителей могут иметь разные характеристики. Кроме того, ЛС могут быть субстандартными или фальсифицированными.

Вопрос контроля качества и сертификации продукции является актуальным для всех стран, и Украина не является исключением, ведь нерешенная проблема опасного и некачественного лекарства может привести к печальным последствиям. Среди основных элементов регулирования контроль качества ЛС является неотъемлемой процедурой регистрации препарата. Качество ЛС, его эффективность и безопасность определяются тем, насколько точно реальный состав серийно изготовленного препарата отвечает заявленному составу, который, в свою очередь, должен соответствовать стандарту, одобренному государством. Если производитель имеет сертификат GMP, это является значимым (но не стопроцентным) подтверждением качества продукции. Проверка эффективности и безопасности ЛС как фрагмент процедуры перерегистрации ЛС, наблюдение за возможным развитием нежелательных явлений, информирование об их возникновении и, при необходимости, возможное ограничение применения вплоть до отзыва ЛС с рынка должны находить соответствующее воплощение в регуляторных решениях. Субстандартные ЛС производятся с нарушениями требований GMP [4] или при отсутствии принятых стандартов в стране, что является неприемлемым для экспорта [3]. При производстве субстандартных ЛС используется несоответствующее предъявляемым требованиям сырье, такие препараты могут подвергать риску здоровье пациентов, что вызывает обоснованные претензии населения к системе обращения ЛС, процедурам регистрации и инспекции. В настоящее время процент субстандартных и фальсифицированных ЛС на рынке Украины может значительно превышать процент возникновения ПД ЛС при применении качественных ЛС [8]. Особую угрозу составляют фальсифицированные лекарства, как оригинальные, так и генерические [6]. Так, на Х конгрессе «Человек и лекарство» сообщалось, что в России за 2001–2002 гг. возросло количество фальсифицированных ЛС: в 1999 г. было зарегистрировано 29 случаев фальсификации ЛС, а в 2002 году их было уже больше 170. В Украине за 2000–2002 гг. выявлено 110 случаев фальсификации ЛС [7]. По данным пресс-центра МЗ Украины, в 2003 г. сотрудники Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств установили 10 531 случай реализации и применения субстандартных и фальсифицированных ЛС. Из оборота изъяты 163 серии некачественных, 33 серии фальсифицированных и 146 наименований незарегистрированных ЛС, из них 48 наименований отечественного производства и 98 — зарубежного [13].

При сопоставлении данных Украины о составе ЛС с данными ВОЗ отмечено, что характер нарушений в нашей стране соответствует ситуации в мире, за исключением содержания активных компонентов. Должные компоненты в соответствующем количестве обнаруживаются в 7% субстандартных препаратов против 44,2% в Украине [7]. Это отражает особенности современного отечественного производства, которое характеризуется, прежде всего, низкой эффективностью собственных ЛС, способствует дестабилизации фармацевтического сектора экономики, способствует развитию теневых структур, поэтому ЛС отечественного производства составляют предмет особого внимания со стороны регуляторных органов. Чаще всего фальсификация ЛС наблюдается в развивающихся странах, где на фоне экономического кризиса и бедности преобладающей части населения имеет место неконтролируемое «производство» лекарств [4]. Медикам и фармацевтам нельзя терять бдительности при выявлении некачественных ЛС, которые, по осторожным оценкам ГИ, составляют до 10% от количества представленных на рынке Украины ЛС (при общей ситуации в мире от 1% до 40%) [2, 11]. При возникновении сомнений в отношении того или иного ЛС врач имеет право подать запрос в региональную инспекцию о соответствии препарата заявленной АНД.

Таким образом, основное внимание при выборе и назначении лекарства сосредотачивается на эффективности, а также частоте и природе нежелательных ПД, при этом зачастую информация остается недооцененной, особенно при нерациональном назначении и применении ЛС, поэтому информация о нежелательных явлениях ЛС зачастую решается путем поисков компромисса. Так, даже когда препарат хорошо известен и существует налаженная система сбора сообщений и система информирования о нежелательных эффектах (Великобритания, Новая Зеландия), все равно возникают определенные трудности в выявлении всех возможных ПР. Это может объясняться следующими причинами:

  • систематический сбор, изучение, анализ и интерпретация данных об отдаленных ПР вообще остаются за рамками клинических испытаний по оценке терапевтических эффектов;
  • нежелание фармацевтических компаний выносить на обсуждение недостаточно обоснованную информацию, так как это может угрожать существованию самого ЛС;
  • противодействие некоторых фармацевтических компаний публикации информации о ПР/ПД ЛС (вплоть до предъявления судебных исков к авторам и регуляторным органам [1]).

Таким образом, необходим постоянный, действенный контроль на протяжении всего периода медицинского применения ЛС.

Изучая последствия применения наиболее многообещающих новых препаратов на протяжении последних 25 лет, авторы английского исследования пришли к выводу, что через определенный период каждый десятый препарат или вообще изымали из обращения, или вводили более жесткие ограничения по его применению, в связи с тем, что в процессе продолжительного использования выявлялись опасные побочные эффекты, которые не были выявлены во время первичных клинических испытаний [12]. По данным этих авторов, за период 1975–1999 гг. было зарегистрировано 548 новых ЛС. Из них 56 [10,2%] получили пометку о предостережении или были изъяты с рынка. Но при использовании анализа Каплан—Майера отмечено, что вероятность появления нового предостережения или изъятия с рынка за 25 лет составляет более 20%. При этом в перечне появилось 81 значимое изменение в маркировке препаратов. Это, как правило, добавление одного и более предостережений в отношении определенного ЛС. Половина этих изменений произошла в течение первых семи лет продвижения ЛС на рынок, а вторая половина — на протяжении первых двух лет. Авторы предлагают, когда это возможно, чтобы выбор между новым и старым ЛС делался в пользу последнего, а в тех случаях, когда аналога «старому» препарату не существует, врачи должны предупреждать пациентов о повышенном риске нового лекарства в связи с его недостаточной изученностью.

При современном состоянии дел в отношении выпуска ЛС производители брендов (оригинальных препаратов) тщательно придерживаются всех существующих требований, поэтому система фармаконадзора в развитых странах выявляет большей частью «чистые» свойства ЛС, которые не были отмечены на этапах клинических испытаний и касаются неизвестных и редких случаев ПД ЛС.

В Украине сегодня стоит вопрос собственного воспроизведения ЛС с привлечением новых технологических разработок. При наличии безграничного и непрерывного «генерического бума» в нашей стране трудно ожидать новых данных о необычных и неожиданных случаях ПД ЛС. На сегодняшний день мы имеем довольно ограниченный выбор новых оригинальных ЛС, но в многоцентровые клинические испытания уже вовлекаются некоторые онкологические препараты (тарцева, талидомид), психотропные (зонегран, палиперидон), антимикробные ЛС (тигециклин) ведущих производителей мира. Они обучают и приучают отечественные клиники к международным и европейским требованиям по процедуре кропотливого документального сопровождения при оценке каждого случая, определения причинно-следственной связи, осложнений терапии. Таким образом, контроль ПР/ПД при проведении клинических испытаний должен способствовать получению наиболее объективной информации об эффективности и безопасности ЛС, выходящих на фармацевтический рынок Украины, обеспечивая взаимосвязь всех звеньев, ответственных за его внедрение в медицинскую практику.

Известным является процент предполагаемых, ожидаемых ПД, связанных непосредственно со свойствами ЛС, его действующим веществом. Этот процент должен быть исходной величиной для всех имеющихся генерических препаратов. Он определяет, с одной стороны, опыт врача, а с другой — влияет на качество жизни пациента. Отклонениями в ту или иную сторону объясняется как неэффективность, так и отрицательные проявления действия ЛС. Наличие расхождений в оценке терапевтического действия — нормальное явление, которое должно быть предметом профессионального обсуждения. Однако довольно распространенной является специфичность подходов к оценке: польза нередко завышается, а риск при медицинском применении недооценивается. Нами проанализированы гиперпиретические и местные реакции (которые, как правило, связаны с качеством ЛС) при парентеральном применении ЛС отечественных и зарубежных производителей. Выявлено довольно существенное различие не в пользу нашего производителя. Проблемы существуют не только с отечественными производителями. Согласно нашим данным 2002–2003 гг., случаи серьезных ПР основных ЛС для лечения сердечно-сосудистых заболеваний индийского производства выявлялись значительно реже (менее 1%) против обычных 6–8% подобных генериков производителей других стран. Это может косвенно свидетельствовать о недостаточной эффективности таких препаратов.

В контексте создания системы фармаконадзора на предприятиях в проекте новой редакции Закона «О лекарственных средствах» предусмотрены требования к производителям в соответствии с международными правилами и нормативными актами. На каждом фармацевтическом предприятии должно быть ответственное лицо, отвечающее за проведение надзора за безопасностью лекарств при их медицинском применении. Клинический фармаколог, клинический фармацевт, провизор, которые привлекаются производителями, должны знать систему фармаконадзора, обладать информацией о надлежащей практике и требованиях к контролю качества, эффективности и безопасности ЛС. Цель их деятельности — не только овладеть определенным объемом новых знаний, но и осознавать, на какой научной почве базируются те или иные требования на пути стандартизации и обеспечения качества ЛС.

Создание собственной системы контроля за безопасностью своей продукции требуется отечественным фармацевтическим предприятиям и производителям из стран Восточной Европы, а ныне стран — кандидатов на вступление в ЕС, и они уже ощутили влияние соответствующих решений по соблюдению существующих норм и правил. Ведущие иностранные компании имеют опыт взаимодействия с регуляторными органами; на них, согласно международным нормам, возлагается главная ответственность за качество и безопасность ЛС. Важным резервом для оптимизации поступления информации может стать фармацевтическая служба, аптечные учреждения (независимо от форм собственности), клинические провизоры, уполномоченные лица на производстве. В странах ЕС, где институт уполномоченных лиц определен на законодательном уровне, собственник лицензии на производство ЛС постоянно пользуется услугами уполномоченного лица, которое отвечает за систему качества и исполняет обязанности, определенные в положениях GMP и утвержденные соответствующими директивами ЕС. В его компетенцию входит предоставление разрешения на реализацию каждой серии препаратов, изготовленной на данном предприятии, гарантия, что каждая серия препаратов произведена в соответствии с действующим регистрационным/ лицензионным досье; контроль за надлежащим функционированием всей системы качества на предприятии, а также ее объективность. Правила GMP представляют собой ту часть обеспечения качества, которая гарантирует, что продукция постоянно производится и контролируется в соответствии со стандартами качества, соответствующими его назначению и требованиям торговой лицензии. Это приводит, в первую очередь, к снижению риска, который существует при фармацевтическом производстве и который невозможно полностью предотвратить при испытании контрольных партий готовой продукции [11]. Таким образом, наличие нормативно-правовой базы и системы подготовки кадров, выполнение существующих требований законодательства позволит поднять на надлежащий уровень состояние контроля за производством качественных ЛС, их эффективностью и безопасностью, приблизив требования современного производства к европейским.

В последнее десятилетие процессы глобализации, развитие свободной торговли и коммуникаций, распространение самолечения значительно изменили доступ к ЛС и информации о них, что привело к появлению новых обстоятельств, влияющих на безопасность ЛС [5]. В связи с этим возникает потребность в расширении сферы безопасности пациента вообще и при воздействии определенных ятрогенных факторов: традиционных ЛС, средств народной медицины, препаратов на основе растительного сырья, препаратов крови, иммунобиологических препаратов и при использовании медицинской техники. Эти сферы могут стать в будущем предметами исследования системы фармаконадзора с целью обеспечения качества и безопасности использования ЛС в Украине. На сегодняшний день в базе данных ГФЦ насчитывается более 5 тыс. случаев предполагаемого ПД для более тысячи ЛС. Опыт, накопленный сотрудниками отдела фармаконадзора, и их профессионализм являются полезными и необходимыми составляющими для организации соответствующих структур и штата системы фармакологического надзора, особенно для отечественных производителей ЛС. Так, с начала 2005 года ужесточаются требования к информации о нежелательных эффектах ЛС, находящихся на рынке Украины. При этом предоставление справки о наличии/отсутствии ПР/ПД, которую будут запрашивать производители/заявители ЛС, будет выполняться согласно просчитанным затратам ГФЦ. Сотрудничество и взаимодействие производителей с ГФЦ МЗ Украины может стать основой для рационального использования ЛС в области доказательной медицины, формировать общественное мнение и содействовать улучшению качества жизнь больных.

Литература

  1. Abraham J. Science, politics and the pharmaceutical industry: controversy and bias in drug regulation. // London: UCL Press, 1995.
  2. Bailey M. Common solutions to common problems. // Scrip. Magazine, February 2, 2003, P. 12–13.
  3. C. van Boxtel, Santoso B., Edwards R.// Drug Benefits and Risks. International Textbook of Clinical Pharmacology, 2003, 688 p.
  4. Pecoul B., Chirac P., Trouiller P. Access to essential drugs in poor countries. A lost battle? // JAMA, 1999, Vol. 281, P. 361–367.
  5. The Importance of Pharmacovigilance. Safety Monitoring of medicinal products. WHO, 2002.
  6. World Health Organization (1999) Counterfeit Drugs. Guidelines for the development of measures to combat counterfeit drugs.WHO/EDM/QSM/99/1 WHO/EDM, Geneva.
  7. Варченко В. Г., Пилипенко И. В., Остраниця Т. В. Стратегія захисту світового фармацевтичного ринку від фальсифікованих лікарських засобів. Масштаб проблеми та шляхи її вирішення в Україні // Вісник фармакології та фармації.— 2003.— № 1.— С. 12–21.
  8. Система фармаконадзора. Определена роль производителя // Еженедельник «Аптека», № 22 (393) от 09.06.2003 г.
  9. Фармацевтический сектор: фармаконадзор за лекарственными препаратами для человека.—Киев:Морион, 2003.— 216 с.
  10. Качество лекарства в зеркале профессиональной подготовки уполномоченных лиц // Еженедельник «Аптека», 23(394), 16.06.2003
  11. Беркман A. Система управления качеством в сфере обращения в РК // Казахский фармацевтический вестник.— 2003.— № 7
  12. Lasser K., Allen P., Woolhandler S. et al. Timing of New Black Box Warnings and Withdrawals for Prescription Medications // JAMA, vol.287, N17, May 1, 2002
  13. По каким признакам можно распознать некачественные или фальсифицированные лекарства //http://www.liga.net




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика