Логотип журнала "Провизор"








Изменения цен на лекарственные средства в 2002–2003 гг. и методика государственной регистрации оптовых цен производителей

Г. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК»

Введение

С начала 2003 г. интенсивно обсуждаются вопросы, связанные с ценообразованием и государственной регистрацией цен производителей лекарственных средств [1, 4, 7]. Чрезвычайная актуальность проблемы обусловлена грядущими изменениями в законодательстве и необходимостью в кратчайшие сроки сформировать перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Предполагается, что изменения в системе государственного регулирования фармацевтической отрасли приведут к  росту эффективности использования бюджетных средств, будут способствовать снижению цен, повысят доступность основных лекарственных средств и окажут стимулирующее действие на развитие отечественного производства [1, 4, 7]. Однако оценка последствий предыдущих решений в области регулирования цен на препараты показала, что введенные ограничения не оказали существенного влияния на стоимость лекарственных средств и были неэффективны [11]. Постановление КМ Украины по ограничению торговой наценки не принесло пользы ни субъектам рынка, ни потребителям, а дестабилизировало работу отрасли [8].

Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы являлось исследование изменений цен на отечественные и импортные лекарственные средства в 2002–2003 гг.

Методы исследования

Изучены изменения цен в 2002–2003 гг. на продукцию 20 ведущих производителей лекарственных средств (8 отечественных и 12 зарубежных компаний). Исследовали цены на 725 препаратов (357 отечественных и 368 импортных), которые хорошо известны на рынке и широко используются в медицинской практике.

Такой выбор обусловлен тем, что к моменту введения государственных ограничений, в 1-м полугодии 2002 г., уже сформировались рыночные цены на лекарственные средства, присутствующие на рынке в течение 2–5 и более лет. Наблюдение за изменением цен на эти препараты может дать ответ на вопросы, связанные с эффективностью мер государственного регулирования цен.

Базисные темпы роста цен в текущем квартале рассчитывали как среднее изменение цены по каждому наименованию по отношению к уровню в 1 кв. 2002 г. Статистические характеристики изменения цен группы препаратов получали в результате анализа выборки значений, которые характеризуют индивидуальные изменения цен на препараты, входящие в группу.

Сравнение используемых методов расчета с проектом методики экспертизы и государственной регистрации цен производителей [4] позволяет сделать следующие замечания. Используемый в настоящей работе термин и способ расчета «темпа роста цен» соответствует «индексу цен» для индивидуальных лекарственных средств и их групп проекта методики. Сводный индекс цен по всем лекарственным средствам в проекте методики экспертизы рассчитывается как взвешенное среднее индивидуальных индексов. В настоящем исследовании не определяли аналогичный этому показатель.

Основное внимание в работе уделяется анализу базисных темпов роста цен, т. е. изменений текущих уровней по отношению к началу периода наблюдений. Такой подход представлялся информативным при выявлении тенденций, так как позволяет анализировать изучаемые процессы в динамике.

Обработка результатов осуществлялась с использованием общепринятых методов и процедур визуализации данных и статистического анализа. Приведены средние значения и 95%-е диапазоны доверительных интервалов величин.

Результаты

В течение последних двух лет цены на лекарственные средства отечественного производства в среднем не изменились, а на импортные — выросли на 5,6% (рис. 1). Согласно данным МЗ Украины, отечественные производители повысили цены на свою продукцию в 1 полугодии 2003 г. на 1,3 % [10]. Полученный результат о неизменности потребительских цен на отечественные лекарственные средства, в пределах ошибки исследования (1,4 %), хорошо согласуется с официальными данными.

 

Рисунок 1. Изменение цен на лекарственные средства отечественного и зарубежного производства в 2002–2003 гг.

 

Колебания темпов роста в пределах групп существенно выросли к концу 2003 г. Ранее было показано [11], что это связано с различными подходами производителей к ценообразованию. В пределах групп есть препараты, цены на которые росли, снижались или не изменялись в 2003 г. Доли соответствующих групп отечественной и зарубежной продукции на внутреннем рынке существенно отличаются (рис. 2, рис. 3).

 

Рисунок 2. Распределение отечественных лекарственных средств по характеру изменения цен в 2003 г.

 

Рисунок 3. Распределение импортных лекарственных средств по характеру изменения цен в 2003 г.

 

Доля импортных препаратов с растущими ценами более чем в 2 раза превышает аналогичную долю отечественных лекарственных средств. Увеличение произошло за счет сокращения доли препаратов, цены на которые не изменились в 2003 г. Это означает, что ценовая политика зарубежных производителей подвержена большим изменениям, чем ценовая политика отечественных предприятий.

 

Рисунок 4. Изменение цен на лекарственные средства, произведенные в странах Западной и Восточной Европы в 2002–2003 гг.

 

Для проверки сделанного вывода были выделены группы зарубежных производителей — стран Западной и Восточной Европы (исключая страны СНГ). В Украине 2003 г. средние цены на лекарственные средства, произведенные в Восточной Европе, снизились на 4,4%, а в Западной — выросли на 29% по сравнению с I кв. 2002 г. (рис. 4). Следовательно, ценообразование зарубежных производителей может быть обусловлено конъюнктурными соображениями и не учитывать такие аспекты, как обеспечение доступности основных лекарственных средств для населения нашей страны.

Обсуждение

В ходе исследования выявлены существенные различия в изменениях цен на основные лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, а также различия в подходах к ценообразованию зарубежных производителей. Это заставляет задуматься о неэффективности простых методов при решении вопросов, связанных с оценкой обоснованности заявленных производителями оптовых (таможенных) цен на лекарственные средства.

Структура цен отечественных и зарубежных лекарственных средств

Регистрация оптовых цен производителей (таможенной стоимости) позволит разрешить ряд назревших проблем [4]. При этом важно так подойти к решению вопроса регистрации, чтобы не превратить согласование цен в рычаг ограничения рентабельности отечественного производства, а наоборот, стимулировать расширение ассортимента отечественных лекарственных средств и инновационные разработки.

Освоение выпуска новых лекарств отечественными предприятиями требует значительных затрат. Цену на воспроизведенные аналоги отечественные заводы устанавливают в несколько раз ниже цены оригинальных препаратов на внутреннем рынке. В этих условиях более высокая, в сравнении со средним уровнем, рентабельность новой продукции, с одной стороны, позволит вернуть затраты на освоение выпуска нового препарата, а с другой — уменьшит расходы потребителей и бюджета на приобретение основных лекарственных средств. Ничего плохого в таком повышении рентабельности производства отечественных лекарственных средств нет, а возвращенные ресурсы можно будет реинвестировать в расширение ассортимента недорогих отечественных препаратов.

Для выявления возможных путей решения обозначенной проблемы рассмотрим структуру цен зарубежных лекарственных средств. Если подходы к ценообразованию на поставляемые в Украину лекарственные средства не имеют специфических особенностей, то распределение затрат зарубежных компаний на продвижение лекарственных средств соответствует представленному на рис. 5 (адаптированы данные из [6]). Это позволяет в стоимости импортных препаратов выделить среднюю долю расходов, которую зарубежные компании тратят на их продвижение, используя данные о расходах на рекламную поддержку.

 

Рисунок 5. Примерная структура расходов ведущих зарубежных фармацевтических компаний на продвижение лекарственных средств в 2002 г.

 

Расходы зарубежных фармацевтических компаний на рекламную поддержку в средствах массовой информации стремительно растут и составляют около 10% от объема импорта в таможенных ценах [3]. В соответствии с этим и представленными на рис. 5 данными общие затраты на продвижение продукции зарубежных производителей колеблются в пределах 25% от таможенной стоимости лекарств. Крупнейшие западные фармацевтические компании тратят на разработку новых препаратов 13–22% своего оборота [6]. Следовательно, доля расходов ведущих зарубежных компаний на продвижение продукции в Украине и НИР составляет порядка 40% стоимости импортных препаратов в таможенных ценах.

Аналогичные расходы отечественных производителей не превышают 15%. Неудивительно, что стоимость препаратов отечественного производства значительно ниже стоимости зарубежных аналогов [2, 9]. Поэтому представляется целесообразным на стадии согласования проводить сравнение цен импортных лекарственных средств с отечественными аналогами и, в случае многократного превышения, давать рекомендации о снижении таможенной стоимости зарубежной продукции.

Далее, после модернизации, проведенной ведущими отечественными производителями, качество выпускаемой ими продукции приблизилось к качеству зарубежных аналогов. Модернизация осуществлялась, в частности, и потому, что государство заставило фармацевтические предприятия приводить производство в соответствие с требованиями GMP. Логично будет, если отечественные производители получат компенсацию за инвестиции в модернизацию производства. Это будет и справедливо, и выгодно.

Выпускаемые отечественными предприятиями лекарственные средства гораздо дешевле западных. Полученные компенсации заводы смогут направить на освоение выпуска новых препаратов, что приведет к экономии бюджетных расходов и повышению доступности основных лекарственных средств для населения. В связи с этим может быть предложено несколько вариантов решения.

Отечественным производителям можно предоставить 10% премиальные выплаты, если они непосредственно будут принимать участие в тендерах на закупку лекарственных средств, проводимых бюджетными предприятиями и организациями. При этом заводы смогут предложить минимальные цены на свою продукцию (исчезает наценка оптовых компаний) и издержки бюджета снизятся.

Средства на премиальные выплаты можно будет взять из специального фонда, который следует сформировать за счет 5–10% отчислений от суммы поставок импортных лекарственных средств бюджетным организациям. Процент отчислений может зависеть от соотношения долей импортных и отечественных лекарственных средств в бюджетных закупках. При этом затраты на отчисления в специальный фонд в расчет таможенной стоимости включать не следует.

Действительно, 10% издержки зарубежных компаний на рекламу в средствах массовой информации приводят к росту продаж в розничном сегменте фармацевтического рынка. Будет логично, если эти издержки не будут оплачиваться за счет средств государственного бюджета.

Инфляционные риски

Средства, выделяемые на закупку лекарственных средств, исчисляются в гривне, а стоимость импортных препаратов в конвертируемой валюте. Стоимость лекарств отечественного производства будет зафиксирована в гривне. Тогда при снижении курса национальной валюты сложится ситуация, когда зарубежные производители получат преимущество перед отечественными. Таможенная стоимость, зафиксированная в конвертируемой валюте, будет возрастать, а оптовая цена отечественных препаратов в гривне не изменится.

Например, стремительный рост курса евро во многом обусловил значительное увеличение цен на препараты, произведенные в Западной Европе (рис. 4). Но если инфляция «съест» увеличение ассигнований на закупку лекарственных средств, то о каком росте доступности основных лекарственных средств населению можно будет говорить? Поэтому возникает потребность в разработке механизма, который позволит снизить инфляционное давление на бюджет и доступность лекарственных средств.

Инфляция гривни по отношению к евро, вероятно, была не единственным источником повышения цен на препараты, произведенные в Западной Европе. На рис. 6 приводятся данные, позволяющие сравнить изменения цен на лекарственные средства ведущих западноевропейских компаний и их расходов на телевизионную рекламу (по данным компании AGB-Ukraine) в 2002–2003 гг.

 

Рисунок 6. Темпы роста цен препаратов западноевропейских производителей и расходов на их рекламу в Украине в 2002–2003 гг.

 

Темп роста расходов на телевизионную рекламу западноевропейских препаратов значительно превосходил темп роста цен на лекарственные средства, т. е. в 2002–2003 гг. в структуре себестоимости препаратов этих компаний быстро увеличивалась доля расходов на продвижение в розничном сегменте украинского фармацевтического рынка. Рост курса евро был поводом для увеличения потребительских цен: по крайней мере цены могли и не вырасти на 29 % по сравнению с I кв. 2002 г.

Таким образом, необходимо разработать механизм, позволяющий объективно оценить влияние изменений курса валют на таможенную стоимость импортных препаратов. Это приведет к уменьшению нагрузки на бюджет и обеспечит равные конкурентные условия для зарубежных и отечественных производителей.

Нужно ли торопиться?

Изменение законодательства заставляет МЗ Украины и фармацевтическую общественность спешить с изменениями правил, действующих на украинском фармацевтическом рынке. Но, может быть, лучше воспользоваться опытом США и не торопиться, не стараться быть большими сторонниками рынка, чем Соединенные Штаты Америки?

Например, в 1984 в США была принята поправка Хетча-Ваксмана к федеральному закону о пищевых продуктах [5], согласно которой должен достигаться компромисс между желанием защитить интеллектуальную собственность и интересы американских компаний и необходимостью допуска на рынок качественных генерических лекарственных средств. Заметим, что в США импортные аналоги дешевле препаратов собственного производства, т. е. в данном случае речь шла о снижении нагрузки на бюджет и сокращении расходов потребителей.

И вот только в 2003 г., через 19 лет (!!!), FDA принимает заключительное постановление, согласно которому при лицензировании генерических препаратов допускается только одна (сейчас может быть несколько) автоматическая 30-месячная отсрочка на выдачу лицензии. При этом данное постановление еще должно быть одобрено конгрессом для приобретения статуса закона [5].

В США никто не торопится улучшить позиции зарубежных конкурентов, даже если это ведет к экономии бюджетных расходов. Вероятно, и нам не стоит торопиться с реформированием законодательства, тем более, когда при этом страдают интересы отечественных производителей и потребителей, а нагрузка на бюджет, по-видимому, возрастет.

Может нам лучше подумать о введении 30-месячной автоматической отсрочки на регистрацию импортных аналогов лекарственных средств, производимых украинскими заводами?

Выводы

  1. В течение последних двух лет цены на лекарственные средства отечественного производства в среднем не изменились, а на импортные — выросли на 5,6%. При этом цены на лекарственные средства, произведенные в Восточной Европе, снизились на 4,4%, а в Западной — выросли на 29% по сравнению с I кв. 2002 г.
  2. Доля расходов ведущих фармацевтических зарубежных компаний на продвижение продукции и НИР составляет порядка 40% от контрактной цены импортных лекарственных средств, что значительно выше аналогичного показателя для препаратов отечественного производства. Это обстоятельство необходимо учесть при регистрации предельных уровней таможенной стоимости импортных лекарственных средств.
  3. Поспешность, с которой приходится реформировать систему ценообразования на лекарственные средства в Украине, приводит к тому, что целый ряд важнейших вопросов требует дополнительной проработки. Без этого нагрузка на бюджет может увеличиться, а доступность основных лекарственных средств населению снизиться.
  4. Предложенные выше изменения в подходах к ценообразованию, возможно, позволят обеспечить паритет отечественных и зарубежных компаний. Они направлены на снижение бюджетных расходов при одновременном повышении доступности основных лекарственных средств населению, дают дополнительный стимул для развития отечественного производства.

Эти предложения не являются бесспорными, но скорее приглашают заинтересованные организации к обсуждению затронутых проблем и поиску путей для их решения.

 

Литература

  1. Заліська О. М., Парновський Б. Л. Ціноутворення на лікарські засоби в Україні. Фармакоекономічний погляд.— Еженедельник Аптека, № 21 (342) от 27.05.02.
  2. Махринский Т. В. Своих бьем. Будут ли бояться чужие? Краткий обзор рынка цефалоспориновых антибиотиков в Украине за период 2000 г.— I полугодие 2002 г.— Еженедельник Аптека, № 29 (350) от 29.07.02.
  3. Махринский Т. В., Обухов С. Б. Рынок рекламы ЛС в I полугодии 2003 г. // Провизор.— 2003.— № 16.— С. 8–10.
  4. Немченко А. С., Галий Л. В., Кнерцер А. Ю. и др. Какой быть государственной регистрации цен производителей на основные лекарственные средства в Украине? // Провизор.— 2003.— № 20.— С. 3–6.
  5. Новое постановление FDA о препаратах-генериках.— Еженедельник Аптека, № 33 (404) от 01.09.03.
  6. Обухов С. Б. Мировой фармацевтический рынок — 2002 // Провизор.— 2003.— № 17.— С. 11–14.
  7. Пивень Е. Мировой опыт ценообразования на лекарственные средства.— Еженедельник Аптека, № 6 (377) от 17.02.03.
  8. Полунина-Костив С. Кто выиграл, кто проиграл? — Еженедельник Аптека, № 11 (332) от 18.03.02.
  9. Федорчук Ю. Ф. Fide, sed cui fidas, vade // Провизор.— 2003.— № 22.— С. 25–27.
  10. Холоденко М. Підсумкова колегія МОЗ.— Еженедельник Аптека, № 30 (401) от 11.08.2003.
  11. Хомяков Г. В. Государственное регулирование украинского фармацевтического рынка и его возможные последствия // Провизор.— 2003.— № 13.— С. 35–38.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика