Логотип журнала "Провизор"








Лекарства и реклама

Т. В. Некраха, журнал «Провизор»

Сегодня, когда количество лекарственных средств (ЛС), зарегистрированных в Украине, приближается к 9000, а медицина продолжает финансироваться в основном из кармана пациентов, роль рекламы как главного инструмента в продвижении ЛС трудно переоценить. При этом следует помнить, что лекарства относятся к товарам так называемого «вынужденного спроса», т. е. покупаемым не по собственному желанию, а под влиянием факторов, связанных со здоровьем.

Вопросам правового регулирования, контроля за выполнением законодательства, а также этическим и эстетическим аспектам рекламы ЛС был посвящен круглый стол «Лекарства и реклама», организованный информационным агентством УНИАН 17 сентября в г. Киеве.

В работе круглого стола приняли участие эксперт по вопросам рекламы лекарственных средств Анна Григорьева, заведующая кафедрой НМУ им. А. А. Богомольца Екатерина Амосова, директор Института фармакологии и токсикологии АМН Украины Александр Стефанов, представитель Государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных средств в г. Киеве Анна Пилипенко и др.

Об актуальности данного мероприятия свидетельствуют данные мониторинга специализированных медицинских изданий Украины, проведенного компанией ДМ «M. C. I.» за период с сентября 2003 по март 2004 года. Был проведен анализ 16 изданий. Минимальная насыщенность рекламой этих изданий составила 8,4% от всей печатной площади, максимальная — 85,6%. Более подробно результаты мониторинга представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Кол-во изданий, шт. Доля рекламных площадей, в % от общей печатной площади
4 Менее 12%
4 От 23 до 28%
4 От 34 до 38%
3 От 51 до 59%
1 85,6%

 

По этическим соображениям издания не назывались.

По мнению специалистов, государственные органы должны усилить контроль за выполнением законодательства Украины по рекламе и распространению лекарственных средств.

Как сообщила Анна Григорьева, большинство стран мира считает рекламу лекарств специфическим сектором рекламы на рынке и устанавливает для него особые требования, поскольку непродуманная, чрезмерная и агрессивная реклама негативно влияет на здоровье населения и даже может нести угрозу жизни людей. Исходя из этого, в соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения, еще в 1992 году Совет европейского содружества принял Директиву о критериях запрещения и разрешения на рекламирование лекарственных средств. Руководствуясь этой Директивой, разные страны конкретизировали требования к рекламе лекарственных средств в соответствии со своим законодательством. По словам А. Григорьевой, в Украине принципы рекламы лекарственных средств впервые законодательно были определены в 1996 году двумя законами: «О лекарственных средствах» и «О рекламе». Основным в этих законах было то, что запрещалась реклама рецептурных препаратов, направленная на конечного потребителя, и разрешалась реклама безрецептурных групп. За время действия закона «О рекламе», принятого в 1996 году Министерством здравоохранения, было выдано около 200 разрешений на рекламу ЛС.

В июле 2003 года был принят новый Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе». В ст. 21 указанного закона введены более жесткие, но обоснованные требования к содержанию рекламы лекарственных препаратов, они достаточно полно гармонизированы с европейской Декларацией, сообщила А. Григорьева.

 
Справка редакции

Требования к содержанию рекламы ЛС предусмотрены пунктом 4 ст. 21 Закона «О рекламе»:

  1. Присутствие в рекламе исключительно объективной информации о ЛС.
  2. Обязательная четкая идентификация сообщения — как рекламы (в соответствии со статьей 9 Закона), а рекламируемого объекта — как ЛС.
  3. Обязательное присутствие полного фармакологического названия ЛС (по мнению Лиги фармацевтического маркетинга Украины, следует указывать непатентованное название активного действующего вещества ЛС или непатентованное название комбинации активных действующих веществ).
  4. Обязательное присутствие названия производителя такого ЛС.
  5. Обязательное наличие общих предостережений по применению ЛС.
  6. Рекомендации по обязательному ознакомлению с инструкцией по применению.
 

Однако, отметила А. Григорьева, этим законом не предусмотрено участие Министерства здравоохранения в экспертизе рекламы лекарственных препаратов. Анализ состояния рекламного рынка лекарств спустя год показал, что исключение Минздрава из субъектов законодательного права негативно отразилось на качестве рекламной информации и обострило другие проблемы. По словам Анны Григорьевой, сегодня Украина занимает одно из первых мест среди европейских стран по объемам низкокачественной как по профессиональным, так и по эстетическим критериям рекламы лекарств, которая часто стимулирует потребителей к самолечению.

При этом, подчеркнула она, уполномоченные законодательством органы (это Антимонопольный комитет, Межведомственный совет по вопросам защиты прав потребителей и Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания) практически не создали ни одного прецедента ответственности за несоблюдение законодательства в области рекламы лекарственных средств, а Минздрав, который ранее контролировал ситуацию, теперь никак не может влиять на нее, поскольку не наделен ни контрольными, ни даже разрешительно-экспертными функциями.

Директор Института фармакологии и токсикологии АМН Украины Александр Стефанов остановился еще на одном аспекте действия рекламы лекарственных средств — реклама побуждает людей к самолечению. Поэтому СМИ должны приложить усилия, чтобы людям предоставлялась правдивая информация о лекарственном препарате и он использовался эффективно, не нанося вред здоровью.

 
Для справки:

За 2003 год Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России рассмотрело около 15 тыс. дел, связанных с нарушениями при рекламировании лекарственных средств. В судах ведомство выигрывает дела по нарушениям в этой сфере в 99 случаях из 100. Максимальный штраф, который может быть предъявлен, равен 500 тыс. руб. (примерно 16 тыс. долл.).

(http://www.advertology.ru)

 

Участники круглого стола также подчеркнули необходимость ужесточить требования к врачам относительно назначений лекарств, оформленных на рецептурных бланках. Как отметил А. В. Стефанов, 40% врачей не выписывают рецепты, таким образом снимая с себя ответственность за назначения.

Продолжая тему, Пилипенко отметила, что сегодня Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств имеет полномочия по контролю качества этих средств, существует также соответствующий нормативный акт Минздрава, который регулирует отпуск лекарственных средств рецептурной или безрецептурной группы. Но, вместе с тем, Госинспекция не имеет права привлекать субъекты предпринимательской деятельности к административной ответственности. Пилипенко сообщила, что готовится новый нормативный документ — Правила торговли через аптечные учреждения лекарственными средствами, где, в частности, предусматривается, что одной из мер наказания за отпуск лекарственного средства рецептурной группы без рецепта, установлено аннулирование лицензии.

Вопрос о возможных методах административного наказания врачей за «невыписывание» рецептов среди участников круглого стола не нашел ответа.

В заключение было вынесено предложение о создании общественной организации специализированных СМИ с разработкой и подписанием Этического кодекса как одного из вариантов пресечения недобросовестной рекламы лекарственных средств.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика