Логотип журнала "Провизор"








Обратный импорт фармацевтической продукции: масштабы, тенденции и потребители

Пол Саатсоглу, IMS Consulting

Сложное явление

Перед фармацевтической отраслью США стоит целый комплекс проблем, связанных с возможной легализацией и ростом обратного импорта фармацевтической продукции. Процветанию обратного импорта по всей стране способствуют не только поездки потребителей в Канаду и Мексику, но и развитие Интернет-торговли и онлайновых аптек. Те, кто пытается помешать обратному ввозу по какой-либо причине,— из экономических соображений, из-за заботы о безопасности или с целью контроля заболеваемости, — сталкиваются с теми же трудностями юридического и психологического характера, с которыми столкнулась музыкальная индустрия после появления технологии сжатия аудиофайлов (mp3). Правда, здесь наблюдается существенное различие: обратный импорт является противозаконным. Но, с другой стороны, экономические выгоды и перспективы пиратства в случае с обратным импортом значительно выше.

На первый взгляд, перспектива снизить расходы на препараты (при условии, что канадские препараты стоят дешевле, чем их аналоги в аптеках США) может показаться привлекательной. Однако невозможность контролировать безопасность и побочные эффекты может привести к непредвиденным последствиям, которые перечеркнут эти мимолетные экономические выгоды. Следует также учитывать серьезную опасность, которую представляет собой подделка рецептурных препаратов (в последнее время в прессе появилось немало сообщений о подобных нарушениях). Невзирая на очевидный риск, потребители проявили готовность приобретать фармацевтическую продукцию за пределами США, и количество случаев обратного импорта растет не по дням, а по часам. Росту такого импорта также способствует то, что значительная часть населения не имеет страховки (43 млн человек, согласно переписи 2000 г.) и вынуждена платить за лекарства гораздо больше, причем из своего кармана.

Неуклонный, но не бесконечный рост

В третьем квартале 2003 г. количество продаж препаратов, отпускаемых по рецепту через Интернет-аптеки, увеличилось на 35%, а общий рост, как планируется, превысит 143% против бюджетного 2002 г. К примеру, в приграничных штатах Мичиган и Нью-Йорк объем обратного импорта, осуществляемого американцами при посещении соседних стран, в третьем квартале 2003 г. был на 13% выше. По предварительным оценкам, к концу года этот объем превысит прошлогодний на 18%. Согласно прогнозам, общая сумма обратного импорта к концу года составит чуть менее 700 млн долларов.

На канадском рынке количество зарегистрированных Интернет-аптек в марте 2003 г. составляло 48 (в декабре 2002 г. их было 35). К октябрю 2003 г. эта цифра выросла до 79, а количество незарегистрированных аптек составляло 114, что является верным признаком развития обратного импорта. Самая большая концентрация Интернет-аптек наблюдается в провинции Манитоба (там находится около 43% всех канадских Интернет-аптек). Тем не менее, бурный рост начинает затихать, о чем свидетельствует уменьшение темпов роста объемов продаж Интернет-аптек c более чем 100% во втором квартале 2002 г. до менее чем 10% во втором квартале 2003 г.

Объем Интернет-продаж сердечно-сосудистых препаратов занимает 15,4% от общего объема обратного импорта препаратов из Канады в США, а продажи препаратов, снижающих уровень холестерина, — 17,8%. Лидерами роста продаж через Интернет-аптеки являлись желудочно-кишечные препараты, сердечно-сосудистые средства и статины. Рост продаж этих препаратов составил, соответственно, 73%, 60% и 55% (при подсчетах учитывались продажи первого квартала 2003 г. и последнего квартала 2002 г. по сравнению со вторым и третьим кварталами 2002 г.) Рост продаж упомянутых препаратов намного превышает общий рост продаж этих же категорий препаратов на канадском рынке, составляющий 9, 5 и 9% соответственно. Данная статистика характеризует влияние Интернет-продаж на обратный импорт лекарств из одной страны в другую (рис. 1).

 

Рисунок 1. Рост продаж рецептурных препаратов в Канаде благодаря трем основным классам

 

Кроме того, потребители сами ездят через границу. Статистика этого вида обратного импорта базируется на сравнении продаж на душу населения в торговых точках в приграничных (40 миль от границы) и удаленных от границы регионах (60 миль от границы). Во втором-третьем кварталах 2003 г. наблюдалась тенденция к сильному развитию этого вида обратного импорта. Возможно, причиной тому были законодательные акты, регулирующие работу Интернет-аптек, а также упрощение в процедуре контроля при пересечении американско-канадской границы.

Четыре компании-производителя фармацевтической продукции приняли меры против обратного импорта, особенно осуществляемого через Интернет-аптеки. Первой выступила GlaxoSmithKline (это произошло в январе 2003 г.), в результате чего резко упал уровень продаж в канадских Интернет-аптеках. Дальнейшие шаги, предпринятые AstraZeneca в апреле 2003 г. и Wyeth в июне того же года, не привели к немедленному снижению продаж. Небольшое снижение произошло только в августе 2003 г., вслед за чем в борьбу включилась также компания Pfizer. В целом похоже, что объединенные усилия четырех компаний привели к стабилизации объема обратного импорта в США, как видно на рис. 2. В октябре прошлого года аналогичные меры по ограничению поставок ввела также компания Eli Lilly. Возможно, это еще больше замедлит темпы развития обратного импорта.

 

Рисунок 2. Влияние принимаемых мер на общую ситуацию на рынке. Эффективность стратегии ограничения поставок

 

Отношение потребителей

Несмотря на шаги, предпринимаемые производителями, а также различные меры законодательного характера, наблюдается тенденция к росту обратного импорта. IMS был проведен опрос, целью которого было определить устойчивость данной тенденции с учетом поведения потребителей и информированности населения.

Безусловно, может показаться, что отсутствие гарантии безопасности и незаконность этой деятельности являются достаточными причинами для сокращения обратного импорта препаратов, отпускаемых по рецепту. Однако данные, полученные IMS в 2003 г. в ходе телефонного опроса, свидетельствуют об обратном. В опросе участвовали 600 американцев в возрасте от 18 лет, которые живут более чем в 100 милях от соответствующих границ и за последние 6 месяцев приобрели по меньшей мере два препарата, отпускаемых по рецепту.

Достаточно большому числу опрошенных (72%) не безразлично, является ли препарат безопасным, причем больше всего это беспокоит людей старшего возраста (84% среди респондентов 65–74-летнего возраста, 83% среди респондентов 75–84 лет). Относительный же уровень значения безопасности для респондентов оказался низким. Мнение респондентов о том, безопасно ли приобретать рецептурные препараты за пределами США, распределилось поровну (37% считают, что безопасно, 35% — что нет). 75% респондентов, склонных приобретать рецептурные препараты за границей, считают, что это вполне безопасно; 40% опрошенных, менее склонных приобретать препараты таким образом, полагают, что это небезопасно.

На вопрос о том, считают ли они такую деятельность законной, 45% из тех же 600 опрошенных ответили, что считают, а 33% затруднились дать ответ. Уверенность в том, что эта деятельность легальна, намного выше (59%) среди респондентов, склонных приобретать рецептурные препараты за пределами США. Даже среди тех, кто менее склонен приобретать препараты таким образом, 42% опрошенных уверены в легальности этой деятельности.

Результаты опроса, касающиеся поведения потребителей, еще более красноречивы, чем результаты, касающиеся отношения населения к этой проблеме. 4% опрошенных сообщили, что они приобретали препараты за пределами США за прошлые 12 месяцев, а 3% — за позапрошлые. Эти цифры оказались на 7% ниже, чем данные, полученные в октябре 2003 г. в результате Интернет-опроса, проведенного Wall Street Journal. Тем не менее, результаты исследования показали, что 16% опрошенных готовы приобретать препараты за границей.

Как ни странно, более половины (62%) из тех, кто приобретал препараты за пределами США, имеют медицинскую страховку, распространяющуюся на рецептурные препараты (рис. 3). Тем не менее, 5% приобретали контрацептивы (не входящие в список льготных препаратов), а 9% — обезболивающие препараты (средства, не обладающие наркотическими свойствами, продаются в Мексике без рецепта). Кроме того, склонность к приобретению препаратов за границей оказалась примерно одинаковой у респондентов, имеющих медицинскую страховку, и респондентов, не имеющих ее (15% и 20%, соответственно).

 

Рисунок 3. Потребительское поведение относительно приобретения рецептурных препаратов

 

Несколько меньше удивляют полученные данные о том, что ключевыми факторами, обуславливающими желание приобретать препараты за границей, являются возраст, невысокий доход и необходимость приема нескольких препаратов одновременно. Респонденты в возрастных группах от 45 до 54, а также от 65 до 74 лет выразили наиболее высокую готовность приобретать препараты за границей (24 и 22% соответственно); наиболее низкой эта готовность оказалась в группе от 25 до 34 лет (2%). Кроме того, в группе респондентов с низким доходом (менее $19 000 в год) оказался более высоким процент желающих приобретать препараты за границей (26%), чем в группе с высоким доходом (8% респондентов, зарабатывающих от $60 000 до $99 000 в год). И в заключение, респонденты, принимающие одновременно более одного препарата, оказались более склонными приобретать рецептурные препараты за границей (18% опрошенных, принимают 2–3 препарата, 19% — 4–5 и 18% — 6 и более препаратов, по сравнению с 8% респондентов, принимающих только один препарат).

Заключение

Объем обратного импорта все еще стремительно растет. Правда, благодаря принимаемым мерам темп роста начал снижаться. От 4 до 7% населения, принимающего рецептурные препараты, приобретали отечественные лекарственные средства за рубежом, причем эта цифра может возрасти до 16%. Факторы безопасности и легальности не влияют на объем обратного импорта.

Сильнее всего желание потребителей приобретать препараты за границей связано со следующими факторами: возраст (пожилой), доход (низкий) и количество принимаемых одновременно препаратов (добавленная стоимость). Как ни странно, льготы, предоставляемые медицинской страховкой, не являются фактором, препятствующим принятию решения о покупке препарата за границей. И все же эту ситуацию можно изменить, если будет принято новое законодательство о возмещении расходов на медикаменты в рамках программы Medicarе (проект этого закона уже существует), а также если будут проводиться программы возмещения расходов на рецептурные препараты для людей, не имеющих страховки. Кроме того, на общую тенденцию могут оказать влияние меры, принимаемые на уровне штата, как, например, готовность штата Нью-Гемпшир импортировать рецептурные препараты из Канады.

Дополнительные рыночные факторы, такие как реформа средней оптовой цены и законодательство о дженериках, очевидно, еще больше усложнят ситуацию с обратным импортом фармацевтической продукции. В данный момент все заинтересованные стороны — потребители лекарственных средств, врачи, фармацевтические компании, а также федеральное правительство, власти штатов и органы местного самоуправления — продолжают бороться с этой сложной проблемой и ее воздействием на общую картину в системе здравоохранения.

По материалам Managed Care

Перевод Ольги Сотниковой





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика