Логотип журнала "Провизор"








Оценка состояния добровольного медицинского страхования в Украине иностранными студентами

З. Н. Мнушко, профессор, Н. А. Пузак, доцент, О. А. Пузак,
Национальный фармацевтический университет

Социальная политика в странах с рыночной экономикой в качестве важнейшего элемента включает в себя совершенствование медико-фармацевтической поддержки каждого гражданина независимо от его социально-экономического статуса и призвана обеспечивать гарантии всему населению в оказании льготной медицинской и лекарственной помощи.

Мировая практика показывает, что наиболее эффективную заботу о здоровье нации обеспечивает страховая медицина. Она позволяет экономить бюджетные средства, так как большая часть финансового бремени переложена на страхователя (работодатель, сам пациент или оба вместе). Бюджетные ассигнования при такой схеме направляются на финансирование целевых программ (медпомощь малоимущим, инвалидам, лечение психиатрических и наркологических заболеваний), научные исследования и программы профилактики.

Большинство стран согласны с тем, что граждане непосредственно не должны платить за лечение, когда они болеют. Медицинское обслуживание, если в нем появляется необходимость, должно быть безвозмездным. Именно так формируется система медицинского страхования — или обязательное государственное социальное страхование, или добровольное медицинское страхование, или их комбинация.

Существуют альтернативные варианты между «полным государственным контролем» и «добровольным медицинским страхованием». Лишь незначительное количество стран принимает в качестве решения одну или другую крайность, в большинстве государств — это их соединение [2, 3].

Необходимость введения в Украине обязательного социального медицинского страхования постоянно обсуждается в течение последних лет. Это выгодно для всех в равной степени. Государству социальное медицинское страхование позволит решить многие проблемы, но прежде всего — проблему финансирования здравоохранения, а граждане смогут рассчитывать на более качественную медицинскую помощь. Улучшится обеспечение лекарствами населения и медицинских учреждений. Нельзя не упомянуть о том, что человек, имеющий страховой полис, получит право выбора лечащего врача, отпадет необходимость обращаться за врачебной помощью исключительно по месту жительства.

Медицинское страхование — вид страхования, при котором его объектом являются расходы на оказание медицинской помощи, расходы, связанные со здоровьем. В медицинском страховании выделяется два принципиальных вида: обязательное (государственное) медицинское страхование (ОМС) и добровольное (частное) медицинское страхование (ДМС). Обязательная форма организации медицинского страхования обеспечивает финансирование объема медицинских услуг на уровне социальных гарантий государства и должна служить гарантией предоставления всем гражданам страны медицинской помощи на одинаковых условиях. Средства социального страхования формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. ДМС осуществляется в основном на коммерческой основе. Оно предусматривает внесение страхового взноса от страхователя (граждане Украины, предприятия, организации) страховщику (страховые организации) [6, 7].

Система медицинского страхования действует в большинстве развитых стран.

Страхование иностранных граждан — это часть плана медицинского страхования, который разрабатывается сейчас в Украине.

При получении выездной визы все иностранные граждане приобретают полис добровольного медицинского страхования.

Целью наших исследований явилось изучение опыта медицинского страхования за рубежом и анализ оказания медицинской помощи иностранным гражданам, находящимся на территории Украины.

В ходе исследования было проведено анкетирование студентов иностранных государств, чье мнение стоит учесть как респондентов, имеющих опыт страхования как в нашей стране, так и у себя на родине.

Были опрошены 150 респондентов разных государств: из Марокко (48,6%), Маврикия (4,6%), Сирии (15,2%), Ливана (30%) и Туниса (1,6%). Как выяснилось, в этих странах действуют разные виды медицинского страхования, а также смешанные формы. В Марокко, Ливане, Тунисе, например, обязательное медицинское страхование осуществляется наряду с добровольным, а в Маврикии и Сирии — исключительно добровольное.

Анкета состояла из трех частей. Первая содержала вопросы общего характера (возраст, пол, страна), вторая включала тематические вопросы, а третья носила справочный характер.

Возраст респондентов колебался от 22 до 26 лет. Количественное преимущество составили мужчины (76%), однако пол существенно не повлиял на результаты исследования, как предполагалось ранее. Существенное влияние оказала страна проживания.

Все въезжающие в Украину иностранные граждане обеспечиваются государственной страховкой, но качеством оказываемых услуг, предписанных в ней, однозначно не довольны; при этом отмечается несоответствие стоимости (высокая) и внимания (недостаточное). Всем студентам-иностранцам приходилось доплачивать «из своего кармана» за покрываемые страховкой услуги, вне зависимости от того, имеют они хронические заболевания или посещают поликлинику 1–3 раза в год. Однако никто не обращался в страховую компанию с жалобой на некачественные услуги. Как итог — 92% респондентов сделали вывод о нецелесообразности государственного страхования в Украине в той форме, в которой оно существует в настоящий момент. Имея положительный опыт частного страхования на родине, респонденты более склонны доверять этой форме и полностью уверены, что частное страхование сможет и должно защитить права своих клиентов.

Поэтому на вопрос, является целесообразным «обязательное» частное страхование иностранных граждан при въезде в Украину, 95% анкетируемых ответили положительно.

Два студента, ответивших отрицательно, имели в своей стране полис частного медицинского страхования, чем, наверное, можно объяснить столь негативное отношение к украинскому страхованию.

Последний вопрос звучал так: какая система финансирования здравоохранения способна обеспечить необходимое лечение больным:

  • бюджетное финансирование государства;
  • добровольное медицинское страхование;
  • обязательное медицинское страхование.

В конце анкеты предлагалось краткое описание трех принципиальных систем.

За бюджетное финансирование высказалось лишь небольшое количество студентов-иностранцев из Ливана и Марокко (11%) (рисунок), а результаты голосов между ДМС и ОМС разделились в соотношении 43% и 46% соответственно.

 

Рисунок 1. Распределение отношения иностранных студентов к ДМС и ОМС

 

При более детальном анализе выяснилось, что к ДМС склонны жители Маврикия и Сирии, где действует добровольное медицинское страхование, что составило 80% от общего числа высказавшихся за ДМС. За обязательное медицинское страхование ратовали студенты из Марокко, где действует эта система финансирования (92% от общего числа высказавшихся за ОМС). Столь категоричное мнение показалось нам предвзятым. Большое влияние на ответы оказал вид страхования, действующего в стране респондента. Поэтому было предложено несколько составляющих этого вопроса, подразумевающих выбор одной из трех систем. Для этого было проведено повторное анкетирование.

Всего выделялось три подвопроса, каждый из которых затрагивал разные стороны систем здравоохранения:

1. Кому бы вы доверили контролировать качество своего лечения?

  • государству;
  • страховым медицинским организациям;
  • страховым медицинским организациям с государственным регулированием хозяйственной деятельности.

2. Какой системе финансирования вы доверяете в правовом отношении? В каких условиях, на ваш взгляд, возможно отстаивание своих прав?

  • бюджетное финансирование;
  • ДМС;
  • ОМС.

3. В каких условиях вы видите выгоду для пациента в финансовом отношении?

  • «бесплатное» лечение при государственном финансировании здравоохранения;
  • «бесплатное» лечение при относительно высоких страховых взносах;
  • сбалансированная оплата лечения, когда большую часть выплачивают страховые фонды, а меньшую — сам пациент (либо вообще лечится бесплатно), при относительно невысоких страховых взносах.

При обработке анкет было установлено, что большинство респондентов (90%) доверили бы контроль качества лечения государству или страховым медицинским организациям с государственным регулированием хозяйственной деятельности. Этот вопрос, конечно, должен быть вопросом государственной важности, качественное лечение обеспечит быстрое выздоровление человека, а значит, здоровье нации. И такой вопрос должен решаться и контролироваться посредством нормативных актов соответствующих государственных структур.

На вопрос о доверии той или иной системе финансирования в правовом отношении, мнения респондентов разделились. Студенты из Марокко, Маврикия и Сирии в 98% случаев отстаивали частное медицинское страхование, а Туниса и Ливана — бюджетное (22%) и частное (78%); хотя выгоду для пациента в финансовом отношении все видят в бесплатном лечении при государственном финансировании, даже при высоких страховых взносах. При этом же все понимают, что бюджетное финансирование не сможет обеспечить всем нуждающимся высококачественную медицинскую помощь по причине ограниченности госфинансирования. Поэтому на последний вопрос 98% респондентов ответили, что добровольное и обязательное медицинское страхование способно обеспечить необходимое лечение.

Безусловно, медицинское страхование в Украине далеко от идеального, и ныне действующее ДМС можно расценивать лишь как этап в формировании общеобязательного государственного страхования, либо становления более совершенного, принятого во многих странах, следовательно, и надежного добровольного медицинского страхования. Такая система сумела зарекомендовать себя в Соединенных Штатах Америки и является до сих пор одной из наиболее процветающих. Таким образом, проанализировав вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости совершенствования существующего медицинского страхования в Украине. При этом мировой опыт, в том числе и мнение студентов-иностранцев, приезжающих к нам учиться, поможет решить данную проблему и создать законодательную базу, обеспечивающую доступность лекарственной и медицинской помощи всем слоям населения Украины.

Литература

  1. Фельдман О. 2002-й год: все меньше случайностей, все больше системности // Фармацевтический вестник.— 2002.— № 41.— С. 22–24.
  2. Немченко А. С.,  Панфилова А. Л.,  Подколзина М. В. и др. Вопросы теории и практики фармацевтического обслуживания больных основными нозологиями в условиях страховой медицины // Провизор.— 1998.— № 21.— С. 4–12.
  3. Буга Н. Будущее за страховой медициной: (Страховая фирма «Пилигрим») // Бизнес.— 2002.— № 10.— С. 2.
  4. Вассерман Б. М. Возмещение затрат стоимости лекарственных средств в странах Европейского Союза.— СПб.: Питер, 2002.— 44 с.
  5. Таранов А. М. Введение ОМС позволило спасти российское здравоохранение // Фармацевтический вестник.— 2000.— № 26.— С. 19–24.
  6. Гинзбург А. И. Страхование.— СПб.: Питер, 2003.— 176 с.
  7. Срибный С. Особенности добровольного медицинского страхования в Украине // Финансовые услуги.— 2002.— № 7–8.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика