Логотип журнала "Провизор"








Перспективы обучения провизоров в интернатуре

Б. Л. Парновский, Г. Ю. Яцкова, О. Н. Залиская, Г. В. Крамаренко, М. В. Слабый
Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого

В связи с переходом высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений Украины на подготовку студентов согласно Болонской конвенции возникают проблемные вопросы последипломного обучения провизоров. Кафедра организации и экономики фармации с курсом технологии лекарств факультета последипломного образования Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого, отметившая в текущем году 25-летие своей деятельности, хочет высказать в связи с этим рекомендации по оптимизации процесса обучения.

Современная подготовка провизоров в интернатуре включает заочную стадию — обучение по индивидуальным планам непосредственно в базовой аптеке и очную стадию — на профильных фармацевтических кафедрах. В настоящее время продолжительность очной стадии — 2 месяца, а с 2005 г. она увеличена до 4-х месяцев (приказ МЗ Украины от 28.04.2004 г. № 220). На наш взгляд, при разработке соответствующей 4-месячной программы обучения следует предусмотреть введение новых фармацевтических дисциплин — прежде всего, фармацевтической опеки и фармакоэкономики, которые были теоретически обоснованы и используются в фармацевтической практике в последние 7–10 лет.

Кроме того, в связи с постоянным расширением рынка лекарственных средств в Украине, на наш взгляд, актуально вернуть в учебный процесс на до- и последипломных этапах дисциплину «Основы фармацевтической информации», которая в 80–90-е годы изучалась в фармацевтических вузах как спецкурс. О настоятельной необходимости восстановления на государственном уровне в Украине системы фармацевтической информации, требующей соответствующего кадрового обеспечения, мы писали на страницах журнала «Провизор» (№ 7’2004, с. 32). С конца 90-х годов в фармацевтических вузах изучают только отдельные элементы этой дисциплины в контексте фармацевтического маркетинга. Переход на 4-месячную очную стадию интернатуры дает возможность системного преподавания основ фармацевтической информации на последипломном этапе с элементами самостоятельной работы провизоров-интернов над подготовкой рефератов, обзоров по отдельным лекарственным средствам (со сравнительным анализом их свойств, в том числе фармакоэкономических параметров) конкретных фармакотерапевтических групп и для лечения распространенных заболеваний.

Теоретическую базу дисциплины «Основы фармацевтической информации» составляют фармацевтические информационные языки и информационно-поисковые системы. Практические аспекты фармацевтической информации включают изучение: потребности информации о лекарственных средствах, основных источников информации, методов ее обработки и систематизации, подготовки информационных материалов (инструкций, рефератов, обзоров и т. д.). Таким образом, проблематика дисциплины «Основы фармацевтической информации» включает сбор, обработку и распространение фармацевтической информации. В прикладном плане провизоры-интерны должны овладеть методами поиска и обработки первичных источников научной информации (книги, журналы) и вторичных (обзоры, рефераты, аннотации, инструкции).

ВОЗ сформулировала тенденцию к фокусированию внимания провизора вместе с врачом на больного. Теоретической основой необходимых для этого знаний провизора является биофармация, элементы клинической фармакологии. Практическим инструментом реализации этих идей является фармацевтическая опека (ФО), имеющая правовое, организационное и информационное обеспечение. На наш взгляд, именно эти разделы должны быть в новой программе обучения провизоров-интернов. Они, в частности, изложены в учебном пособии «Правові, медичні та фармацевтичні аспекти створення, реалізації і застосування лікарських засобів» (автори: О. Б. Блавацька, Л. Є. Зарума, Т. Г. Калинюк, Б. Л. Парновський, О. Р. Піняжко, Г. Ю. Яцкова.— Львів, 2002).

Преподавая элементы правового обеспечения ФО, следует ориентироваться на материалы ВОЗ и их отечественную интерпретацию. Организационное обеспечение, в частности, может затрагивать проблемные вопросы ведения баз данных о лекарственных средствах, вопросы функционирования семейных фармацевтов в Украине (Провизор, № 4’2001, с. 5; Фармацевть-Практикь, № 9’2003, с. 42).

В отношении информационного обеспечения ФО авторы имеют свое кредо. Целесообразно излагать его, отталкиваясь от важнейших фармакотерапевтических (фармакологических или по АТС-классификации) групп лекарственных средств, наиболее распространенных заболеваний, для разных категорий больных (дети, пациенты пожилого возраста и старики, беременные, кормящие, больные с хроническими заболеваниями), проникая, таким образом, в глубину, а не стараться охватить все нозологические формы болезни согласно принятой классификации. Необходимо экспертным путем выделить наиболее часто возникающие заболевания — острые респираторные вирусные инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия), бронхолегочные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы, а также конкретные группы лекарственных средств (антибиотики, средства, регулирующие обмен веществ, прежде всего, витамины, микро- и макроэлементы, средства, регулирующие функцию желудочно-кишечного тракта, иммуномодуляторы), которые должны наиболее полно рассматриваться в учебном процессе.

При этом провизоры-интерны должны научиться выбирать оптимальный ОТС-препарат (или их сочетание), а также схему его применения с учетом факторов, влияющих на биологическую доступность и, соответственно, терапевтическую эффективность и безопасность лекарств. Обеспечивать больного информацией о различных аспектах правильного употребления лекарственных средств (как безрецептурного, так и рецептурного отпуска), о возможных побочных эффектах, взаимодействии с другими лекарственными препаратами, которые больной употребляет одновременно, и проводить соответствующий мониторинг, а также информировать население о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний (симптомов, синдромов), рецидивов и обострений хронических патологий, гиповитаминозов, дефицита микро- и макроэлементов, иммунодефицита при определенных состояниях или на этапе реконвалесценции.

Детальнее остановимся на концепции обучения фармакоэкономике, введенной в высшую фармацевтическую школу Украины на до- и последипломном этапе. В частности, в учебную программу для провизоров по специальности «Общая фармация» и «Организация и управление фармацией» включены лекции, практические и семинарские занятия по фармакоэкономике.

Идея и концепция обучения новой для Украины дисциплине «фармакоэкономика» (ФЭ) принадлежит доктору фарм. наук О. Н. Залиской, подготовившей соответствующее учебно-методическое обеспечение: программы и фактически учебник («Основи фармакоекономіки» за ред. Б. Л. Парновського.— Львів, 2002.— 360 с.), утвержденный МЗ Украины. В частности, учебник детально рассматривает методологию фармакоэкономического анализа лекарственных средств, включая методы «стоимость—эффективность», «стоимость—польза», «минимизация стоимости».

На наш взгляд, целесообразно системное обучение провизоров в интернатуре теоретическим основам ФЭ, навыкам фармакоэкономического анализа лекарственных средств, применяемых для лечения социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез), инфекционных (СПИД, антибиотикотерапия) в единстве с вопросами ФО. При этом интерны интегрируют знания и навыки по фармацевтической информации для создания систематизированных обзоров о терапевтической эффективности (безопасности) лекарственных средств по данным доказательной медицины и в соответствии с отечественными клиническими исследованиями. Также интерны получают навыки расчетов стоимости альтернативных схем фармакотерапии заболевания и показателей «затраты—эффективность», «затраты—выгода» лекарственных средств, позволяющих обосновать терапевтически и экономически эффективный препарат для конкретного больного, учитывая факторы: амбулаторное, стационарное лечение, сompliance больного (согласие исполнять требования лечения), оригинальный или генерический препарат и т. п. В частности, провизоры-интерны овладевают навыками фармакоэкономического анализа лекарственных средств для лечения железодефицитной анемии. Например, пациенту врач назначил препарат железа, например фенюльс, на двухмесячный курс лечения. Стоимость упаковки указанного препарата приемлема для пациента — до 3 грн, но провизор-интерн должен объяснить, что исходя из курса лечения экономически выгодно приобрести препарат сорбифер, учитывая количество железа в капсуле и кратность приема. Так, стоимость упаковки сорбифера в 4 раза выше, но затраты на курс лечения будут ниже в 2,5 раза, чем при использовании фенюльса. Навыки фармакоэкономической оценки лекарств позволяют рационально использовать средства больного.

Одной из профильных проблемно-ориентированных классических фармацевтических дисциплин является фармакогнозия, которая, на наш взгляд, представлена в действующей учебной программе провизоров-интернов недостаточно полно, учитывая, что интерес населения к лекарственным средствам растительного происхождения остается высоким.

В частности, достаточно детально представлены вопросы, касающиеся заготовительного процесса (заготовка, сушка, первичная обработка, хранение ЛРС), его организационных аспектов, а также контроля качества растительного сырья. Однако эти вопросы в современных условиях следует рассматривать как теоретические, поскольку заготовку ЛРС силами провизоров в настоящее время не проводят.

К прикладным вопросам, актуальным в настоящее время для провизоров, следует отнести проведение ФО при назначении лекарственных сборов или отдельных видов растительного сырья, консультирование пациентов по вопросам применения растительных средств при различных патологиях, о способах изготовления в домашних условиях лекарственных форм из ЛРС и т. п. Теоретической основой этих вопросов является фитотерапия, элементы которой, по нашему мнению, должны быть включены в программу обучения провизоров-интернов.

Таким образом, на наш взгляд, в учебный план и программу последипломной подготовки провизоров-интернов следует включить разделы по основам фармацевтической информации, фармацевтической опеке, фармакоэкономике, а также выделить больше учебных часов на рассмотрение прикладных фармацевтических аспектов фитотерапии.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика