|
Перспективы обучения провизоров в интернатуреБ. Л. Парновский, Г. Ю. Яцкова, О. Н. Залиская,
Г. В. Крамаренко, М. В. Слабый В связи с переходом высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений Украины на подготовку студентов согласно Болонской конвенции возникают проблемные вопросы последипломного обучения провизоров. Кафедра организации и экономики фармации с курсом технологии лекарств факультета последипломного образования Львовского национального медицинского университета им. Данила Галицкого, отметившая в текущем году 25-летие своей деятельности, хочет высказать в связи с этим рекомендации по оптимизации процесса обучения. Современная подготовка провизоров в интернатуре включает заочную стадию обучение по индивидуальным планам непосредственно в базовой аптеке и очную стадию на профильных фармацевтических кафедрах. В настоящее время продолжительность очной стадии 2 месяца, а с 2005 г. она увеличена до 4-х месяцев (приказ МЗ Украины от 28.04.2004 г. № 220). На наш взгляд, при разработке соответствующей 4-месячной программы обучения следует предусмотреть введение новых фармацевтических дисциплин прежде всего, фармацевтической опеки и фармакоэкономики, которые были теоретически обоснованы и используются в фармацевтической практике в последние 710 лет. Кроме того, в связи с постоянным расширением рынка лекарственных средств в Украине, на наш взгляд, актуально вернуть в учебный процесс на до- и последипломных этапах дисциплину «Основы фармацевтической информации», которая в 8090-е годы изучалась в фармацевтических вузах как спецкурс. О настоятельной необходимости восстановления на государственном уровне в Украине системы фармацевтической информации, требующей соответствующего кадрового обеспечения, мы писали на страницах журнала «Провизор» (№ 72004, с. 32). С конца 90-х годов в фармацевтических вузах изучают только отдельные элементы этой дисциплины в контексте фармацевтического маркетинга. Переход на 4-месячную очную стадию интернатуры дает возможность системного преподавания основ фармацевтической информации на последипломном этапе с элементами самостоятельной работы провизоров-интернов над подготовкой рефератов, обзоров по отдельным лекарственным средствам (со сравнительным анализом их свойств, в том числе фармакоэкономических параметров) конкретных фармакотерапевтических групп и для лечения распространенных заболеваний. Теоретическую базу дисциплины «Основы фармацевтической информации» составляют фармацевтические информационные языки и информационно-поисковые системы. Практические аспекты фармацевтической информации включают изучение: потребности информации о лекарственных средствах, основных источников информации, методов ее обработки и систематизации, подготовки информационных материалов (инструкций, рефератов, обзоров и т. д.). Таким образом, проблематика дисциплины «Основы фармацевтической информации» включает сбор, обработку и распространение фармацевтической информации. В прикладном плане провизоры-интерны должны овладеть методами поиска и обработки первичных источников научной информации (книги, журналы) и вторичных (обзоры, рефераты, аннотации, инструкции). ВОЗ сформулировала тенденцию к фокусированию внимания провизора вместе с врачом на больного. Теоретической основой необходимых для этого знаний провизора является биофармация, элементы клинической фармакологии. Практическим инструментом реализации этих идей является фармацевтическая опека (ФО), имеющая правовое, организационное и информационное обеспечение. На наш взгляд, именно эти разделы должны быть в новой программе обучения провизоров-интернов. Они, в частности, изложены в учебном пособии «Правові, медичні та фармацевтичні аспекти створення, реалізації і застосування лікарських засобів» (автори: О. Б. Блавацька, Л. Є. Зарума, Т. Г. Калинюк, Б. Л. Парновський, О. Р. Піняжко, Г. Ю. Яцкова. Львів, 2002). Преподавая элементы правового обеспечения ФО, следует ориентироваться на материалы ВОЗ и их отечественную интерпретацию. Организационное обеспечение, в частности, может затрагивать проблемные вопросы ведения баз данных о лекарственных средствах, вопросы функционирования семейных фармацевтов в Украине (Провизор, № 42001, с. 5; Фармацевть-Практикь, № 92003, с. 42). В отношении информационного обеспечения ФО авторы имеют свое кредо. Целесообразно излагать его, отталкиваясь от важнейших фармакотерапевтических (фармакологических или по АТС-классификации) групп лекарственных средств, наиболее распространенных заболеваний, для разных категорий больных (дети, пациенты пожилого возраста и старики, беременные, кормящие, больные с хроническими заболеваниями), проникая, таким образом, в глубину, а не стараться охватить все нозологические формы болезни согласно принятой классификации. Необходимо экспертным путем выделить наиболее часто возникающие заболевания острые респираторные вирусные инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия), бронхолегочные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы, а также конкретные группы лекарственных средств (антибиотики, средства, регулирующие обмен веществ, прежде всего, витамины, микро- и макроэлементы, средства, регулирующие функцию желудочно-кишечного тракта, иммуномодуляторы), которые должны наиболее полно рассматриваться в учебном процессе. При этом провизоры-интерны должны научиться выбирать оптимальный ОТС-препарат (или их сочетание), а также схему его применения с учетом факторов, влияющих на биологическую доступность и, соответственно, терапевтическую эффективность и безопасность лекарств. Обеспечивать больного информацией о различных аспектах правильного употребления лекарственных средств (как безрецептурного, так и рецептурного отпуска), о возможных побочных эффектах, взаимодействии с другими лекарственными препаратами, которые больной употребляет одновременно, и проводить соответствующий мониторинг, а также информировать население о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний (симптомов, синдромов), рецидивов и обострений хронических патологий, гиповитаминозов, дефицита микро- и макроэлементов, иммунодефицита при определенных состояниях или на этапе реконвалесценции. Детальнее остановимся на концепции обучения фармакоэкономике, введенной в высшую фармацевтическую школу Украины на до- и последипломном этапе. В частности, в учебную программу для провизоров по специальности «Общая фармация» и «Организация и управление фармацией» включены лекции, практические и семинарские занятия по фармакоэкономике. Идея и концепция обучения новой для Украины дисциплине «фармакоэкономика» (ФЭ) принадлежит доктору фарм. наук О. Н. Залиской, подготовившей соответствующее учебно-методическое обеспечение: программы и фактически учебник («Основи фармакоекономіки» за ред. Б. Л. Парновського. Львів, 2002. 360 с.), утвержденный МЗ Украины. В частности, учебник детально рассматривает методологию фармакоэкономического анализа лекарственных средств, включая методы «стоимостьэффективность», «стоимостьпольза», «минимизация стоимости». На наш взгляд, целесообразно системное обучение провизоров в интернатуре теоретическим основам ФЭ, навыкам фармакоэкономического анализа лекарственных средств, применяемых для лечения социально значимых заболеваний (сахарный диабет, туберкулез), инфекционных (СПИД, антибиотикотерапия) в единстве с вопросами ФО. При этом интерны интегрируют знания и навыки по фармацевтической информации для создания систематизированных обзоров о терапевтической эффективности (безопасности) лекарственных средств по данным доказательной медицины и в соответствии с отечественными клиническими исследованиями. Также интерны получают навыки расчетов стоимости альтернативных схем фармакотерапии заболевания и показателей «затратыэффективность», «затратывыгода» лекарственных средств, позволяющих обосновать терапевтически и экономически эффективный препарат для конкретного больного, учитывая факторы: амбулаторное, стационарное лечение, сompliance больного (согласие исполнять требования лечения), оригинальный или генерический препарат и т. п. В частности, провизоры-интерны овладевают навыками фармакоэкономического анализа лекарственных средств для лечения железодефицитной анемии. Например, пациенту врач назначил препарат железа, например фенюльс, на двухмесячный курс лечения. Стоимость упаковки указанного препарата приемлема для пациента до 3 грн, но провизор-интерн должен объяснить, что исходя из курса лечения экономически выгодно приобрести препарат сорбифер, учитывая количество железа в капсуле и кратность приема. Так, стоимость упаковки сорбифера в 4 раза выше, но затраты на курс лечения будут ниже в 2,5 раза, чем при использовании фенюльса. Навыки фармакоэкономической оценки лекарств позволяют рационально использовать средства больного. Одной из профильных проблемно-ориентированных классических фармацевтических дисциплин является фармакогнозия, которая, на наш взгляд, представлена в действующей учебной программе провизоров-интернов недостаточно полно, учитывая, что интерес населения к лекарственным средствам растительного происхождения остается высоким. В частности, достаточно детально представлены вопросы, касающиеся заготовительного процесса (заготовка, сушка, первичная обработка, хранение ЛРС), его организационных аспектов, а также контроля качества растительного сырья. Однако эти вопросы в современных условиях следует рассматривать как теоретические, поскольку заготовку ЛРС силами провизоров в настоящее время не проводят. К прикладным вопросам, актуальным в настоящее время для провизоров, следует отнести проведение ФО при назначении лекарственных сборов или отдельных видов растительного сырья, консультирование пациентов по вопросам применения растительных средств при различных патологиях, о способах изготовления в домашних условиях лекарственных форм из ЛРС и т. п. Теоретической основой этих вопросов является фитотерапия, элементы которой, по нашему мнению, должны быть включены в программу обучения провизоров-интернов. Таким образом, на наш взгляд, в учебный план и программу последипломной подготовки провизоров-интернов следует включить разделы по основам фармацевтической информации, фармацевтической опеке, фармакоэкономике, а также выделить больше учебных часов на рассмотрение прикладных фармацевтических аспектов фитотерапии.
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||
|