|
Монодистрибьюция влияние на доступность и цены лекарственных средствГ. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК», г. Харьков ВведениеОдной из основных задач отечественных производителей лекарственных средств является организация эффективной системы сбыта выпускаемой продукции. Для этих целей используются в основном двухуровневые и трехуровневые каналы распределения, через которые оптовые компании обеспечивают доставку товара от производителя к аптечным предприятиям. Сейчас в фармацевтической отрасли идет процесс концентрации дистрибьюторского бизнеса [1, 2]. Ссылаясь на зарубежный опыт, многие считают, что сокращение количества оптовых фирм является естественным процессом и выгодно всем. Монодистрибьюция организация распределения лекарственных средств через единственную оптовую компанию в «чистом» виде воплощает идею концентрации распределения в оптовом звене. Поэтому изучение влияния монодистрибьюции на доступность и цену лекарственных средств будет способствовать лучшему пониманию проблем, с которыми сталкиваются производители и потребители по мере концентрации оптовой торговли. В настоящем исследовании проверялась гипотеза, согласно которой монодистрибьюция (при том, что она, безусловно, выгодна дистрибьютору), как и всякая монополия, приводит к росту потребительских цен и снижению качества обслуживания покупателей. Вследствие этого происходит уменьшение потребления в натуральном выражении, что приводит к ограничению продаж препаратов производителя. Методы исследованияВ мае 2004 г. в 4-х регионах Украины изучали доступность для потребителей и уровень цен на препараты отечественного производителя Х, распределяемые через монодистрибьютора Y. Важно отметить, что как потребитель, так и дистрибьютор входят в первую пятерку во всеукраинских рейтингах. Полученные результаты сравнивали с доступностью препаратов того же производителя, поставки которых в розничное звено осуществляются с помощью нескольких оптовых компаний. В перечень препаратов сравнения включали лекарственные средства производителя, сопоставимые по объему продаж и известности с распределяемыми монодистрибьютором лекарственными средствами. В качестве количественного показателя, характеризующего доступность препарата, использовали долю розничных предприятий, в которых препарат имелся в продаже на момент проведения исследования. Оценку доступности лекарственных форм проводили после объединения препаратов с различной дозировкой в одну товарную группу. Обработку результатов проводили с помощью общепринятых статистических методов. В работе приводятся средние значения и 95-процентные доверительные интервалы величин. РезультатыПолученные данные позволяют оценить влияние монодистрибьюции на цены лекарственных средств и их доступность для населения Украины. Влияние монодистрибьюции на доступность препаратовДоступность для потребителей препаратов, которые производитель продает на отечественном рынке с помощью монодистрибьютора, была на 42,9% ниже доступности препаратов этого же производителя, распределяемых с привлечением нескольких оптовых компаний (табл. 1).
Таблица 1. Доступность для потребителей в Украине препаратов производителя Х в мае 2004 г.
Средняя доступность препаратов в канале монодистрибьюции не превышала 45%. Доступность лекарственных форм в канале монодистрибьюции была выше, но и она не достигла уровня 70%, соответствующего минимальному уровню сервиса в обслуживании потребителей (рис. 1).
Когда производитель привлекал к распределению лекарственных средств несколько оптовых компаний, средняя доступность для потребителя выпускаемых им препаратов и лекарственных форм составляла 86%. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время в Украине монодистрибьюция лекарственных средств не обеспечивает минимума сервиса в обслуживании потребителей, тогда как обычная схема распределения по показателю доступности лекарственных средств населению соответствует стандартам качественного обслуживания. Потеря качества в канале монодистрибьюции трансформируется в потерю объемов продаж для производителя, которые составляют около 26% от возможного уровня продаж при условии привлечения к распределению нескольких оптовых компаний. Разница между доступностью препаратов и их лекарственных форм в обычных каналах распределения отсутствовала, тогда как при монодистрибьюции доступность лекарственных форм была значительно выше доступности препаратов (рис. 1). Это может свидетельствовать о том, что при монодистрибьюции возникают дополнительные барьеры в продвижении на рынок отдельных препаратов производителя, т. е. монодистрибьюция изменяет структуру потребления лекарственных средств. Следовательно, концентрация дистрибьюторского бизнеса приводит к увеличению несоответствия ассортимента предложенных лекарств потребностям покупателей. Региональные различия в доступности препаратов и их лекарственных форм для населения представлены на рис. 2 и рис. 3 соответственно. Видно, что региональные различия доступности продукции производителя в смешанных каналах распределения значительно меньше региональных различий при монодистрибьюции. Неравномерность распределения товаров при монодистрибьюции приводит к дополнительным потерям продаж и облегчает конкурентам выведение на рынок аналогичной продукции.
На рис. 4 представлены данные о влиянии монодистрибьюции на цены и наценки в оптовом и розничном звеньях. В пределах ошибки измерения монодистрибьюция не влияла на торговую наценку аптек. Однако предоставляемая аптекам оптовая скидка при монодистрибьюции была на 9,2% ниже (р > 0,01). В результате уровень потребительских цен по сравнению с ценами производителя при монодистрибьюции был выше на 8,5% (р > 0,01). Это позволяет сделать вывод о том, что монополия оптовой компании при монодистрибьюции заставляет население платить больше за лекарства. Сверхприбыль не достается аптеке, а остается у монодистрибьютора.
Выводы
Таким образом, на современном этапе развития отечественного фармацевтического рынка монодистрибьюция приводит к росту потребительских цен, снижению объемов продаж в натуральном выражении и облегчает конкурентам выведение на рынок аналогов.
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|