Логотип журнала "Провизор"








Монодистрибьюция — влияние на доступность и цены лекарственных средств

Г. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК», г. Харьков

Введение

Одной из основных задач отечественных производителей лекарственных средств является организация эффективной системы сбыта выпускаемой продукции. Для этих целей используются в основном двухуровневые и трехуровневые каналы распределения, через которые оптовые компании обеспечивают доставку товара от производителя к аптечным предприятиям.

Сейчас в фармацевтической отрасли идет процесс концентрации дистрибьюторского бизнеса [1, 2]. Ссылаясь на зарубежный опыт, многие считают, что сокращение количества оптовых фирм является естественным процессом и выгодно всем.

Монодистрибьюция — организация распределения лекарственных средств через единственную оптовую компанию — в «чистом» виде воплощает идею концентрации распределения в оптовом звене. Поэтому изучение влияния монодистрибьюции на доступность и цену лекарственных средств будет способствовать лучшему пониманию проблем, с которыми сталкиваются производители и потребители по мере концентрации оптовой торговли.

В настоящем исследовании проверялась гипотеза, согласно которой монодистрибьюция (при том, что она, безусловно, выгодна дистрибьютору), как и всякая монополия, приводит к росту потребительских цен и снижению качества обслуживания покупателей. Вследствие этого происходит уменьшение потребления в натуральном выражении, что приводит к ограничению продаж препаратов производителя.

Методы исследования

В мае 2004 г. в 4-х регионах Украины изучали доступность для потребителей и уровень цен на препараты отечественного производителя Х, распределяемые через монодистрибьютора Y. Важно отметить, что как потребитель, так и дистрибьютор входят в первую пятерку во всеукраинских рейтингах. Полученные результаты сравнивали с доступностью препаратов того же производителя, поставки которых в розничное звено осуществляются с помощью нескольких оптовых компаний. В перечень препаратов сравнения включали лекарственные средства производителя, сопоставимые по объему продаж и известности с распределяемыми монодистрибьютором лекарственными средствами.

В качестве количественного показателя, характеризующего доступность препарата, использовали долю розничных предприятий, в которых препарат имелся в продаже на момент проведения исследования. Оценку доступности лекарственных форм проводили после объединения препаратов с различной дозировкой в одну товарную группу.

Обработку результатов проводили с помощью общепринятых статистических методов. В работе приводятся средние значения и 95-процентные доверительные интервалы величин.

Результаты

Полученные данные позволяют оценить влияние монодистрибьюции на цены лекарственных средств и их доступность для населения Украины.

Влияние монодистрибьюции на доступность препаратов

Доступность для потребителей препаратов, которые производитель продает на отечественном рынке с помощью монодистрибьютора, была на 42,9% ниже доступности препаратов этого же производителя, распределяемых с привлечением нескольких оптовых компаний (табл. 1).

 

Таблица 1. Доступность для потребителей в Украине препаратов производителя Х в мае 2004 г.

Регион Доступность препаратов, % Доступность лек. форм, %
монодистрибьюция обычная схема распределения монодистрибьюция обычная схема распределения
Харьков 56,6 91,9 79,0 91,9
Симферополь 44,9 88,6 76,2 88,6
Львов 42,9 88,6 66,7 88,6
Киев 40,8 80,0 47,6 80,0
Районные центры 30,1 81,1 52,5 81,1
Среднее значение 43,1 86,0 64,4 86,0

 

Средняя доступность препаратов в канале монодистрибьюции не превышала 45%. Доступность лекарственных форм в канале монодистрибьюции была выше, но и она не достигла уровня 70%, соответствующего минимальному уровню сервиса в обслуживании потребителей (рис. 1).

 

Рисунок 1. Доступность лекарственных средств производителя Х в мае 2004 г.

 

Когда производитель привлекал к распределению лекарственных средств несколько оптовых компаний, средняя доступность для потребителя выпускаемых им препаратов и лекарственных форм составляла 86%. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время в Украине монодистрибьюция лекарственных средств не обеспечивает минимума сервиса в обслуживании потребителей, тогда как обычная схема распределения по показателю доступности лекарственных средств населению соответствует стандартам качественного обслуживания. Потеря качества в канале монодистрибьюции трансформируется в  потерю объемов продаж для производителя, которые составляют около 26% от возможного уровня продаж при условии привлечения к распределению нескольких оптовых компаний.

Разница между доступностью препаратов и их лекарственных форм в обычных каналах распределения отсутствовала, тогда как при монодистрибьюции доступность лекарственных форм была значительно выше доступности препаратов (рис. 1). Это может свидетельствовать о том, что при монодистрибьюции возникают дополнительные барьеры в продвижении на рынок отдельных препаратов производителя, т. е. монодистрибьюция изменяет структуру потребления лекарственных средств. Следовательно, концентрация дистрибьюторского бизнеса приводит к увеличению несоответствия ассортимента предложенных лекарств потребностям покупателей.

Региональные различия в доступности препаратов и их лекарственных форм для населения представлены на рис. 2 и рис. 3 соответственно. Видно, что региональные различия доступности продукции производителя в смешанных каналах распределения значительно меньше региональных различий при монодистрибьюции. Неравномерность распределения товаров при монодистрибьюции приводит к дополнительным потерям продаж и облегчает конкурентам выведение на рынок аналогичной продукции.

 

Рисунок 2. Региональное распределение доступности препаратов производителя Х в мае 2004 г.

Рисунок 3. Региональное распределение доступности лекарственных форм препаратов в мае 2004 г.

 

На рис. 4 представлены данные о влиянии монодистрибьюции на цены и наценки в оптовом и розничном звеньях. В пределах ошибки измерения монодистрибьюция не влияла на торговую наценку аптек. Однако предоставляемая аптекам оптовая скидка при монодистрибьюции была на 9,2% ниже (р > 0,01). В результате уровень потребительских цен по сравнению с ценами производителя при монодистрибьюции был выше на 8,5% (р > 0,01). Это позволяет сделать вывод о том, что монополия оптовой компании при монодистрибьюции заставляет население платить больше за лекарства. Сверхприбыль не достается аптеке, а остается у монодистрибьютора.

 

Рисунок 4. Влияние монодистрибьюции на оптовые скидки и наценки аптек

 

Выводы

  1. На современном этапе развития отечественной фармацевтической отрасли монодистрибьюция не обеспечивает необходимого сервиса обслуживания потребителей, что приводит к снижению объемов продаж препаратов производителя Х примерно на 26%.
  2. На уровне монодистрибьютора в канале распределения возникают дополнительные барьеры для продвижения отдельных препаратов производителя.
  3. Неравномерность распределения товаров при монодистрибьюции облегчает конкурентам выведение на рынок аналогов.
  4. Монодистрибьюция приводит к росту потребительских цен на 8,5% при исчислении их в ценах производителя, что, возможно, приведет к дополнительному снижению продаж и уровня потребления в натуральном выражении.
  5. Сверхприбыль по отношению к ценам на конкурентном рынке остается в распоряжении оптовой компании, получившей эксклюзивное право на распределение товара.

Таким образом, на современном этапе развития отечественного фармацевтического рынка монодистрибьюция приводит к росту потребительских цен, снижению объемов продаж в натуральном выражении и облегчает конкурентам выведение на рынок аналогов.

 

Литература

  1. Маныч Д. Расслоение рынка дистрибьюции ЛС или его конвергенция? — Вот в чем вопрос // Еженедельник «Аптека».—2003.— № 9.
  2. Печеный О. Дистрибьюция в фармацевтике: стратегия успеха // Провизор.— 2001.— № 20.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика