Логотип журнала "Провизор"








Степень магистра — перспективы или необходимость сегодняшнего дня?

Л. В. Галий, помощник первого проректора по вопросам надсистемного образования НФаУ

Процессы европейской интеграции сегодня охватывают все больше сфер социальной и общественной жизни нашего государства. Не стало исключением и образование, в частности высшая школа. Украина четко определила ориентиры на вхождение в образовательное пространство Европы, планомерно осуществляет модернизацию системы образования в соответствии с требованиями ЕС, все настойчивей работает над вопросом присоединения к Болонскому процессу.

Интересно, что первые попытки придать общеевропейский характер высшей школе отмечались еще в 1957 году, и связаны они с подписанием Римского соглашения. В дальнейшем, через внедрение различных программ, проходивших под эгидой ЕС и Совета Европы, эта идея получила свое развитие.

Основными направлениями указанных программ стали:

  • приведение национального законодательства в сфере образования к европейским нормам;
  • расширение доступа к высшему образованию;
  • создание системы обучения на протяжении всей жизни;
  • повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда;
  • многоплановые задачи по сближению национальных образовательных программ и систем.

Создание открытого европейского пространства высшей школы было провозглашено в 1998 году при подписании Францией, Великобританией, Италией и Германией Сорбонской декларации. Основная цель создания единого образовательного пространства Европы — обеспечение мобильности специалистов на европейском рынке труда с одновременным признанием ценности национальных систем образования каждой из стран-участниц.

В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Одним из ее основополагающих тезисов является двухступенчатая система подготовки специалистов, где высшую квалификационную категорию имеет магистр.

Украина на протяжении всех лет была активным участником указанных процессов. Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании», Национальная доктрина развития образования прошли экспертизу Совета Европы. Принципы, заложенные в этих документах,— двухступенчатость образовательных циклов, введение системы контроля качества знаний путем лицензирования и аккредитации вузов, выборность ректоров, демократизация высшей школы через расширение самоуправления, в том числе и студенческого, — идентичны общеевропейским нормам. Хотя, несомненно, предстоит еще выполнить очень большую работу.

Спрогнозировать сейчас результаты реализации Болонского процесса для нашего государства чрезвычайно сложно. Ясно одно: медлить и выжидать, и тем самым отдаляться от Европы, недопустимо.

Поэтому Национальный фармацевтический университет, являясь основателем традиций фармацевтического образования Украины, уже сегодня приглашает специалистов-практиков, своих выпускников и выпускников других вузов на учебу для получения степени магистра по специальностям: «технология фармацевтических препаратов», «качество, сертификация и стандартизация» и «педагогика высшей школы».

Кто же такой магистр?

В соответствии с постановлением КМУ № 65 «Об утверждении Положения об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)» магистр — это профессионал, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные знания и навыки инновационного характера, имеет практический опыт их применения для решения профессиональных проблемных задач в определенной отрасли народного хозяйства.

Жесткая конкурентная среда, несовершенство нормативно-правовой базы, характеризующие сегодня состояние национального фармацевтического рынка, доказывают необходимость подготовки специалистов качественно нового уровня, владеющих современными информационными и фармацевтическими технологиями, знаниями в области психологии и управления персоналом, стандартизации продукции, в области экономики инновационной деятельности и использования инвестиционных инструментов в фармации.

В связи с переходом отечественной фармацевтической промышленности на международные стандарты GMP актуально углубление знаний специалистов отрасли по методологии и логике научных исследований, валидации технологического процесса, аспектов повышения качества, а также методов и способов управления и экспертизы качества готовых лекарственных средств.

Открытие специальности «педагогика высшей школы» обусловлено повышением требований к уровню профессионального мастерства и доскональному владению работниками высшей школы не только профессиональными, но и специальными знаниями по педагогическим технологиям, стандартам и правовому обеспечению образования.

Самое важное на данном этапе — достичь понимания необходимости изменений в оценке квалификации специалистов у прогрессивной фармацевтической общественности страны.

А решать, что такое степень магистра — перспективы или необходимость сегодняшнего дня, конечно же, вам.


В статье использованы материалы доклада министра образования и науки Украины В. Г. Кремня «Болонський процес: зближення, а не уніфікація».





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика