Логотип журнала "Провизор"








Он был Государственным человеком

27 мая 2004 года, в возрасте 53 лет, трагически ушел из жизни известный специалист фармацевтической отрасли Украины Виталий Григорьевич Варченко.

 
 

Он, выходец из семьи сельских учителей, был воспитан как человек, ответственный за судьбы людей и государства.

Благодаря этому он сумел возглавить процесс реорганизации фармацевтической отрасли Украины, оказавшейся в тяжелом положении после распада СССР. Он нашел возможность, в принципиально новых для всех нас условиях, не потерять связи с прошлыми, наработанными в течение десятилетий, традициями и опытом развития фармации Украины.

Виталий Григорьевич не был сторонником радикальных мер в преодолении противоречий между иждивенчеством субъектов рынка, стяжательством органов управления и необходимостью самостоятельно искать пути выживания отрасли. Воспитанный на принципе: «сначала думай о Родине, а потом о себе»,— он старался следовать этому принципу и в наше непростое время. Он не был ни ученым, ни депутатом, ни политиком, ни бизнесменом, но он был Государственным человеком.

Не раз приходилось Виталию Григорьевичу искать компромисс между решениями сторонников радикальных преобразований и их откровенными противниками. В разгар острых дискуссий Виталий Григорьевич выдерживал критику сразу с двух сторон, а когда снималась острота противоречий,— завоевывал заслуженное уважение коллег разных уровней.

Жизнь В. Г. Варченко никогда не складывалась легко. Хотя он и был опытным, мудрым, высококвалифицированным специалистом, но никогда не задерживался «у руля» воссозданных им с большой заботой и умением участков отрасли. Всегда находился новый «хозяин», и Виталий Григорьевич переходил на новую работу — поднимать очередную «целину».

Распад СССР лезвием скальпеля прошелся по налаженным научно-технологическим связям некогда единого научно-промышленного фармацевтического комплекса, работающего по замкнутому циклу. Союзный орган управления обеспечивал научно-технические и конструкторские разработки для всех субъектов отрасли, он же координировал и распределял производство и поставки сырья, оборудования, тары, комплектующих, готовой продукции, денежные потоки и т. д.

За эйфорией «независимости» мало кто заметил, что начиная с 1991 года закончились плановые «государственные» поставки всех материальных и интеллектуальных ресурсов и прекратилась плановая реализация готовой продукции. Три поколения приучали не задумываться и не сомневаться, а тем более не вмешиваться, уверяя, что в столице все знают и обо всех позаботятся. Поэтому уже в 1992 году независимая Украина весьма остро ощутила перемены.

На тот момент оказались в сложном положении совхозы и опытные станции по выращиванию лекарственных растений. Поскольку раньше они являлись предприятиями союзного значения, то в республиканских планах не значились, и поэтому весной 1992 года оказались без горючего и других ресурсов. Если химическое сырье или готовая продукция могла месяц-другой или год подождать, то травы следует высевать и убирать только в определенный срок.

Виталию Григорьевичу удалось собрать эти совхозы и хозяйства в консорциум «Укрфитотерапия», чтобы хоть как-то вдохнуть в них жизнь и не загубить то, что создавалось годами. Но возглавлял эту структуру он недолго.

В 1993 году остро встала проблема производства лекарственных препаратов. Формировалась инфраструктура лекарственного обращения Украины: создавались Фармакопейный и Фармакологический комитеты, был создан Государственный комитет медицинской промышленности на правах министерства. Возникла острая необходимость координации этих структур, каждая из которых откровенно «тянула на себя» контрольно-разрешительные полномочия и стремилась работать независимо, преследуя свои узкокорпоративные цели и вспоминая о пациенте лишь на трибунах.

Для координации этих структур в Минздраве Украины было создано управление медицинской промышленности, а возглавить его предложили Виталию Григорьевичу. За годы работы на этом посту ему очень помогали выдержка, тактичность, склонность к поиску компромиссов и большой опыт работы. Схему подбора компонентов и производства лекарств, их контроля или традиционных испытаний знают многие, но создать систему обращения лекарства «от пробирки до пациента», включающую взаимодействие отдельных структур, где работают узкоквалифицированные специалисты, могли только такие люди, как В. Г. Варченко.

Характерной особенностью его было то, что он не любил выступать на трибунах, но всегда много работал практически — готовил проекты правил функционирования отрасли, способствуя созданию системы лекарственного обращения Украины.

В 1995 году медицинскую промышленность Украины возглавил Ю. П. Спиженко. Его заинтересовал вопрос о том, на ком же реально держится система обращения лекарств в Украине.

В числе специалистов, способных создать правила и нормы государственного регулирования, обеспечивающие слаженную работу разных структур системы здравоохранения, был назван В. Г. Варченко. Через две недели вышел Указ Президента о назначении Виталия Григорьевича заместителем председателя (по статусу заместителя министра) Государственного комитета медицинской и микробиологической промышленности Украины. С 1995 года перед ним встали такие масштабные проблемы, как создание в Украине системы лицензирования лекарственного обращения, мониторинга экспорта и импорта лекарств. И Виталию Григорьевичу удалось решить поставленные задачи, несмотря на то, что это затронуло немало финансовых интересов совершенно бесконтрольного на то время обращения лекарств.

Стало очевидно, что отрасль не могла функционировать только в пределах своего государства и на принципах, принятых в Союзе. Виталию Григорьевичу пришлось не только налаживать создание межгосударственной структуры по унификации требований к регистрации и стандартизации лекарств и изделий медицинского назначения, но и возглавлять и обеспечивать ее полноценную работу. Поэтому в первые годы работы заседания Межгосударственной комиссии по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств — участников СНГ проводились в Украине.

Надо быть большим оптимистом, чтобы поддерживать связи, хотя бы на уровне экспертов, между минздравами стран СНГ, и пусть медленно, но начинать формирование принципов унификации правил обращения лекарственных средств на одной шестой части суши. Ведь в каждом государстве СНГ были и есть как сторонники, так и противники интеграции, что видно по результатам работы президентов наших стран. Но если не формировать общие взгляды, то совместные документы не появятся никогда.

За период с 1995 до 1999 года, при активном участии Виталия Григорьевича Варченко, в результате непростых дискуссий и компромиссов между разными звеньями здравоохранения в Украине фактически сложились основные правила и нормы функционирования лекарственного обращения. Был принят и получил развитие непростой курс на интеграцию в мировую систему, переход на международные правила, с которыми мало были знакомы или не согласны даже многие корифеи отрасли.

В 1999 году изменилась парадигма регуляторной политики Украины и начал набирать обороты так называемый барьерный бизнес. Это привело к тому, что из 68 специалистов Госкоммедбиопрома было уволено 62, в том числе и все заместители, т. е. отрасль стала переходить на «ручное управление» с четкими, порой искусственными, границами влияния отдельных структур, не работающих на партнерских принципах (например, регистрация части лекарств — иммунобиологических препаратов — была передана в Государственный департамент, а часть — в ГФЦ).

К этому времени оставалась неналаженной работа двух важнейших секторов в обращении лекарств: Государственной инспекции по контролю качества лекарств Минздрава (далее — инспекция) и аптечного сектора.

Работа инспекции до 1999 года в основном ограничивалась деятельностью киевского офиса. После того, как инспекцию возглавил В. Г. Варченко, началось развитие ее региональной сети с контрольными лабораториями, а численность ее возросла до 600 человек. С началом работы инспекции выявилось много проблем, в том числе качества фармстатей, по которым далеко не всегда можно было проконтролировать качество лекарств. В результате работы инспекции была разрушена монополия: сам разрабатываю, сам свой труд подвергаю экспертизе, сам себе разрешаю и себя контролирую.

Обострились проблемы, связанные с выявлением в обороте лекарств с просроченным сроком годности, незарегистрированных, маркированных надписями на непонятном языке и просто бракованных по основным показателям. В связи с отсутствием утвержденных современных правил обращения лекарств в оптовом и розничном секторе, поддерживать баланс интересов было непросто.

Разветвленная сеть инспекции позволяла контролировать качество лекарств практически во всех регионах Украины как в аптеках, так и в больничной сети. Учитывая значимость деятельности инспекции, за последнее время была развернута работа по ее реформированию: расчленению, выведению из подчинения инспекции Центральной лаборатории, выполняющей функции арбитражного контроля, и созданию системы ее управления, несмотря на то, что ее функции определены Законом Украины. Детальнее см. проект изменений приказа МЗ от 12.12.01 № 497 («Аптека» № 12 (433) от 29.03.04).

Таким образом, снова и на этом, «разработанном» Виталием Григорьевичем, направлении радикально меняются правила. Развернут курс на полную монополизацию «организации контроля» деятельности многостороннего функционирования системы здравоохранения, и даже не на уровне заместителя министра здравоохранения и выше, с делегированием государственных функций контроля и экспертиз физическим лицам, зарегистрированным как плательщики единого налога, на платной основе (см., например, приказ МЗ от 11.02.04 № 79).

Трагическая смерть Виталия Григорьевича прервала путь активного организатора фармацевтического дела, впереди осталась еще одна «целина» — аптечный сектор. Не созданы современные правила функционирования розничной сети: правила хранения лекарств, обеспечения работы производственных отделов аптек и развития экстемпорального изготовления лекарств, адаптированные к современным условиям правила отпуска, прежде всего рецептурной группы лекарств, и многое другое.

Накопившиеся проблемы невозможно решить громкими лозунгами и хлесткими выступлениями с трибун, нужна повседневная, кропотливая работа по созданию современных правил движения вперед этого важнейшего сектора здравоохранения. Не секрет, что все это остается «неразработанным» и нет желающих этим серьезно заниматься.

В Украине мало специалистов, которые могут продумать или грамотно написать проект документа (нормы, правила, закона и т. д.), сбалансировав в нем интересы участников фармацевтического рынка, в первую очередь, пациента, законодательства и тенденций его развития с учетом реальной ситуации и последствий его принятия. Виталий Григорьевич Варченко относился к этим немногим профессионалам и романтикам нашего нового государства.

Нам будет его очень не хватать.

О своем бывшем коллеге В. Т. Чумак, К. В. Курищук, П. П. Тертичный





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика