Логотип журнала "Провизор"








Проблемы лекарственного обеспечения села через ФАПы

Из жизни фармации Харьковщины

Светлана Костив

Сколько копий сломано теоретиками-законотворцами и практиками-жертвами недосягаемых высот GMP, GCP, GLP…, Лицензионных условий и других программных документов! Иногда кажется, что не в нашей стране это писалось (а ведь это правда — все эти руководства, инструкции, настановы и т. п. не писались, а просто переводились, и очень часто с ошибками). А когда нормотворчество касается села, то я просто уверена, что на селе никто из создателей документов не был (сельская аптека и действующие в Украине Лицензионные условия — вещи почти несовместимые). Мало проблем сельской сети «среди своих», так и налоговики туда же. И никому нет дела до приоритетного развития села, целого ряда законодательных актов по его поддержке, потому что механизмов нет. О действенных механизмах «добивания» лекарственного обеспечения села моя статья.

Cуть вопроса изначально якобы не касалась лекарственного обеспечения населения села через фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). В апреле 2003 года была проведена налоговая проверка соблюдения дисциплины расчетных операций в одной из ЦРА Хаьковской области, а именно — ведение книг учета расчетных операций и расчетных книжек. В результате чего выявлено превышение предельного уровня расчетных операций (до июля 2003 года он составлял 200 тыс. грн) — и предприятие было обязано купить кассовый аппарат. За нарушение был насчитан огромный штраф. Предприятие, оспаривая выводы налоговой инспекции, обратилось в суд по двум основаниям. Во-первых, не согласившись с тем, что налоговая посчитала превышение по всем местам проведения расчетных операций суммарно (т. е. не по конкретному месту реализации, а сложив объемы реализации за год в 30 ФАПах). А во-вторых, с тем, что расчетные операции, проводимые сотрудником ФАПа, налоговой квалифицируются как деятельность структурного подразделения аптеки. Этот инцидент заставил нас более пристально разобраться в механизме реализации лекарственных средств через ФАПы и его недостатках.

ФАПы — чьими были и чьими не стали

До 2001 года существовало понятие «аптечный пункт при ФАПе», его деятельность регулировалась положением об аптечных пунктах, утвержденным приказом МЗ СССР от 9.08.50 года № 674, с изменениями от 3.09.69 года № 645. Согласно приказу больница должна была предоставлять помещение, оборудование, инвентарь и тому подобное для работы пункта. Райздравотдел нес ответственность за работу аптечного пункта.

Сегодня, согласно Уставу центральных районных больниц (ЦРБ), ФАПы подчинены им по вопросам организации лечебно-профилактической помощи. Помещение и основные средства фельдшерско-акушерских пунктов, согласно Бюджетному кодексу Украины, должны содержаться за счет средств бюджетов сел.

Что касается лекарственного обеспечения сельского населения, то согласно п.п. 2.2.3.1. п. 2 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и МЗ Украины от 12.01.2001 г. № 3/8 (с изменениями 30.08.2001), розничная торговля лекарственными средствами может осуществляться через фельдшерско-акушерские пункты, которые организованы в сельских населенных пунктах, на основании договоров, заключенных с аптекой, при условии, что отпуск лекарственных средств будет осуществляться лицом с медицинским образованием. Данное положение районными аптеками успешно внедряется в жизнь.

Согласно тем же Лицензионным условиям аптеки имеют только два вида структурных подразделений: аптечные пункты и аптечные киоски. То есть фельдшерско-акушерские пункты не могут быть структурными подразделениями аптек.

Как обеспечить лекарствами село

Законодатель не очень озабочен регламентацией работы аптек через ФАПы или ФАПов через аптеки. ФАПы не обязаны обеспечивать сельское население лекарствами, как это было раньше. А мизерная выручка (от 50 грн в месяц) и дополнительные хлопоты не способствуют их заинтересованности. Поэтому ФАПы не проявляют инициативы по заключению договоров. Инициаторами подобной формы сотрудничества являются аптеки. Проанализировав положения постановления КМ Украины № 447 и Лицензионных условий, ряд аптек заключили соответствующие соглашения о сотрудничестве с местными органами власти и гражданско-правовые договоры (договор поручения) с работниками фельдшерско-акушерских пунктов.

Исполнители (работники фельдшерско-акушерских пунктов) выполняют работу от имени и за счет аптеки: они продают лекарственные средства и изделия медицинского назначения сельскому населению, а заказчик (аптека) обязуется принять и оплатить выполненную работу.

Срок заключения и порядок оплаты труда определяются условиями гражданско-правового договора. В случае выполнения работ по гражданско-правовым договорам на работников не распространяется законодательство о труде: они не подчинены внутреннему трудовому распорядку, не подлежат страхованию на случай безработицы в связи со временной потерей работоспособности и расходами, обусловленными рождением и захоронением, и страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности, на добровольных началах. Работы, выполненные на основании гражданско-правовых договоров, в трудовую книжку не заносятся.

Что думает о ФАПе налоговая

Сколько не говорила фармацевтическая общественность о том, что аптека — учреждение здравоохранения, а не предприятие торговли, дуализма этого не перебороть, и покупатель (пациент) имеет право получить чек или же квитанцию. Кто эту квитанцию должен выдавать при торговле через ФАП  — вопрос неурегулированный.

Согласно законодательству регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты и расчетные книжки) применяются только структурными подразделениями СПД. В ст. 1 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» закреплено, что «регистраторы расчетных операций применяются юридическими лицами (их филиалами, отделениями, другими подразделениями)».

А если фельдшерско-акушерские пункты сел не входят в структуру аптеки, то она и не должна применять расчетные книжки и книги учета расчетных операций при реализации лекарственных средств сельскому населению через фельдшерско-акушерские пункты. Налоговики с этим не соглашаются, обязывают регистрировать книги. Аптеки не очень-то и спорили с ними, пока налоговики на основании этих же зарегистрированных книг не начали ФАПы считать… структурными подразделениями аптеки! (Так что статистика ГНА Украины и Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения по наличию структурных подразделений аптек может отличаться в несколько раз, но это не существенно.) Существенно другое — автоматически «подписавшись» на эти структурные подразделения при регистрации книг, аптеки встали перед угрозой проверок на предмет превышения предельного размера расчетных операций. В случае превышения предприятие должно перейти на кассовые аппараты, а в случае несвоевременного перехода — оплатить невероятный штраф. Что и произошло с одной из сельских аптечных сетей Харьковщины.

Переходим на кассовые аппараты

Согласно п. 2 постановления Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336 предельный размер расчетных операций по продаже товаров, в случае превышения которого применение регистраторов РРО является обязательным, до конца июля 2003 года был установлен в размере 200 тыс. грн. До изменений в законодательстве (постановление Кабинета Министров Украины от 24 июля 2003 г. № 1164 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 г. № 1336») налоговики определяли предельный размер путем суммирования размеров расчетных операций всех структурных подразделений (т. е. ФАПов). При этом не принималась во внимание ст. 2. Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», которая определяет термин «расчетная операция» как «принятие от покупателя наличных средств по месту реализации товаров», а таких мест реализации у центральных районных аптек на территории сел насчитывается до 30 и более, и превышения норматива по каждому месту реализации у предприятий объективно быть не может.

Только никто из налоговиков не в состоянии дать ответ: если превысил объем расчетных операций в 200 тыс. грн один субъект предпринимательской деятельности — то сколько кассовых аппаратов нужно покупать? Логика — один. А затем в лотерею разыграть среди 30 ФАПов?

Нет разъяснений на этот счет и у Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, который не отличается обоснованностью ответов на поставленные вопросы (письмо от 26.09.02 года № 5–222/5192): на вопрос «на весь СПД или только на структурное подразделение распространяется обязательность перехода на кассовые аппараты?» был получен ответ (цитируем дословно): «По мнению Государственного комитета, предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг) распространяется на субъект предпринимательской деятельности независимо от количества структурных подразделений». Правовых оснований данного ответа комитетом не приведено, а по-нашему мнению, это нужно бы для солидности.

После изменений законодательства в июле 2003 года превышение предельного уровня маловероятно (75 тыс. грн в год, теперь уже на одно структурное подразделение), но абсурдность ситуации в том, что в случае превышения аптека, для обеспечения сельского населения, на чужое структурное подразделение, для работника, нанятого по гражданско-правовому договору, должна приобрести кассовый аппарат. Считаю, что после таких прецедентов мало найдется желающих обслуживать село, уже сегодня для многих эта деятельность экономически нецелесообразна. Или же аптека будет вынуждена повысить стоимость услуг сельскому населению в связи с затратами на приобретение недешевых кассовых аппаратов. Как видно, это противоречит государственным целям поддержки села, не соответствует задачам социального государства, которым провозглашена Украина в Конституции.

Налоговая на страже социального государства

Не может не поражать «дальновидность» государственного мышления налоговиков. Начисленная сумма налогового долга (более чем 400 тыс. грн), по причине превышения предельного уровня и работы без кассовых аппаратов в описанной ситуации не может быть погашена ни одним из способов, определенных в ст. 11 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Денежные средства, полученные от продажи товаров всей аптечной сети района, не покроют сумму налогового долга. Необоротные и оборотные активы почти в два раза меньше штрафных санкций! При чем во всей этой истории интересно то, что до того, как налоговики решили наказать предприятие за превышение, они несколько месяцев продолжали регистрировать расчетные книжки, чего согласно п.п. 2.15 пункта 2 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, (утвержденного приказом ГНА Украины от 01.12.2000 № 614) не должны делать, и в связи с несоответствием документов требованиям законодательства налоговая должна была отказать в регистрации книг. Наказать никогда не поздно, а сумма санкций увеличилась еще и на эти месяцы.

Несовершенство законодательства, свободная трактовка того, что есть, использование его пробелов в «свою сторону» в описанной ситуации могут способствовать ликвидации сельской аптечной сети, прекращению лекарственного обеспечения населения всего района, в том числе обеспечения наркотическими лекарственными средствами населения и лечебно-профилактических учреждений. Может, это никому, кроме аптек и бабушек с дедушкам, не нужно?

Пока суд и дело…

Сейчас идет судебное разбирательство данного вопроса по конкретному учреждению здравоохранения (о результатах сообщим дополнительно). А по всей области набирает обороты услуга Укрпочты «Лекарства на заказ». Легко жить в стране не учреждениям здравоохранения: ни тебе претензий налоговиков, ни тебе Лицензионных условий…

Выводы

В соответствии с п. 12.1 Порядка регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек (утвержденного приказом ГНА Украины № 614 от 01.12.2000) по представлению министерств и иных центральных органов исполнительной власти для предприятий, которые входят в сферу их управления, ГНА Украины может быть установлен иной порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек. По нашему мнению, МЗ Украины необходимо использовать эту норму и, чтобы избежать в дальнейшем подобных судебных разбирательств, упорядочить работу аптек с ФАПами. Вариантов может несколько, один из них — использовать аналогию работы распространителей государственных лотерей, которые в соответствии с Порядком осуществляют свою деятельность на основании заключенного с СПД гражданско-правового или трудового договора. И тогда никто не будет считать ФАП структурным подразделением аптеки.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика