Логотип журнала "Провизор"








Кадровый менеджмент: принципы, задачи, направления, эффективность

З. Н. Мнушко, доктор фарм. наук, проф.,
И. В. Пестун, канд. фарм. наук, доцент Национальный фармацевтический университет

Максимально эффективное использование персонала (кадрового капитала предприятия) — важнейший фактор успеха в любой сфере деятельности. Новые идеи, технологии и оборудование, самые благоприятные условия не позволяют добиться устойчивого успеха в работе без хорошо подготовленного, сбалансированного и сплоченного персонала. Адекватное управление кадрами формирует среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.

Целью кадрового менеджмента является умение работать с людьми, правильно их подбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении своего квалификационного уровня.

Принципы кадрового менеджмента предусматривают:

  • ориентацию на требования законодательства о труде. К сожалению, сегодня нередки случаи нарушения этого положения, особенно в частных структурах, что проявляется сокращением отпусков сотрудникам, нарушением прав беременных и женщин, имеющих малолетних детей, а также при проведении реструктуризации предприятий, сокращении штатов, при определении размера и формы выплаты заработной платы, внесении записей в трудовую книжку работника. Последнее может принести материальный и моральный ущерб ничего не подозревающему человеку через много лет. Специалисту по кадрам необходимо знать, что название должности сотрудника должно соответствовать Государственному классификатору профессий и должностей, полученному специалистом образованию и квалификации. Например, провизорам иногда делают неправильные записи типа «реализатор», «провизор-кассир», «менеджер» и т. п.;
  • обеспечение условий для стабилизации кадрового состава и минимизации увольнений. Следует обратить внимание, что руководители, даже при возможности беспроблемной замены уволенных новыми специалистами, должны избегать текучести кадров в организации или отдельных подразделениях, а выявлять и анализировать ее причины, чтобы достичь стабильной работы и иметь положительный имидж на рынке;
  • учет текущей и перспективной потребности организации в персонале;
  • соблюдение баланса интересов организации и ее работников;
  • привлечение к сотрудничеству при реализации кадровой политики всех заинтересованных сторон, в том числе профсоюзов.

Последние два положения, например, находят применение при составлении и заключении коллективного договора, который должен быть тщательно продуман, обсужден, отдельные статьи просчитаны;

  • максимальная забота о каждом человеке в отдельности, уважение его прав, достоинств, свобод.

В современных условиях наиболее важными функциями кадровых служб являются реализация фирменной кадровой политики, развитие персонала, планирование человеческих ресурсов, подбор кадров и их адаптация, организация оплаты труда, оценка и расстановка кадров, организация обучения и повышения квалификации персонала, решение социальных задач и правовых проблем, контроль трудовой дисциплины, обеспечение здоровья и безопасности работников.

Размер и масштабность деятельности фармацевтической организации предопределяют структуру кадровой службы: от управления по кадрам (в крупных объединениях), отдела кадров (на фармацевтических предприятиях, оптово-розничных фирмах) до специалиста по кадрам или выполнения работы с кадрами самим руководителем (заместителем), что свойственно большинству аптек. Независимо от этого, соблюдение принципов кадрового менеджмента и решение его задач остается однотипным.

Повышение роли социальной составляющей производства обусловливает появление в сфере управленческого труда новой профессии — менеджера по кадрам, т. е. профессионального управляющего, высококвалифицированного специалиста по работе с персоналом.

Новые условия хозяйствования предъявляют соответствующие требования к менеджеру по персоналу: целенаправленность, масштабность, коммуникативность, способность анализировать и решать комплексные проблемы, синтезировать решение в условиях неопределенности и ограниченности информации, творческое начало и компетентность, организаторские способности. Персонал-менеджер должен иметь достаточно глубокие знания в области техники и технологии конкретного производства, организации и мотивации труда, трудового законодательства, психологии и социологии труда и управления, организации современного делопроизводства. Ему необходимы прочные навыки общения с людьми, проведения различных тестов, использования информационно-вычислительной техники и др. Менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры фирмы.

Управление персоналом представляет собой многогранный и довольно сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:

  • создание эффективной системы кадровой работы на производстве и механизма управления ею: отбор и подготовка квалифицированных специалистов и менеджеров по кадрам, разработка и формирование оптимальной структуры службы персонала;
  • выработка фирменной кадровой политики, основных принципов и методов стратегического и оперативного управления персоналом;
  • планирование и использование всех существующих источников удовлетворения потребности в кадрах, разработка профессиограмм и методов профессионального отбора. Здесь на помощь приходят знания кадрового маркетинга, профессиональных сфер подготовки кадров и их занятости на предприятии, психологии, опять же — трудового законодательства;
  • адаптация и обучение: введение принятых работников в организацию, разработка и осуществление программ профессионального обучения и повышения квалификации. Адаптация является важнейшим этапом и для работника, и для организации, включает производственные и социальные элементы, содействует профессиональному становлению работника, установлению взаимоотношений с сотрудниками. В то же время сложности с профессиональной адаптацией (в этом плане нередки нарекания со стороны руководителей фармацевтических фирм и аптек на молодых специалистов) могут служить информацией о возможности (или невозможности) эффективной работы специалиста в данной организации;
  • оценка работников и их трудовой деятельности: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям, разработка методик оценки и доведение их до работников, проведение регулярных аттестаций. Следует отметить, что для объективной оценки сотрудников в организации должны быть разработаны стандарты, формы, определены возможные отклонения. В условиях насыщения рынка лекарственными средствами, изменения стиля и методов работы целесообразна профессиональная аттестация работников, которую сейчас, например, нередко проводят в аптеках (помимо аттестации на присвоение квалификационной категории), что служит административной (повышение или понижение по службе, перевод, прекращение трудового договора), информационной и мотивационной целям;
  • управление деловой карьерой: разработка и реализация программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда менеджеров и специалистов;
  • управление дисциплиной и текучестью персонала: разработка структуры заработной платы и системы льгот; программ ротации и внутрифирменной мобильности, процедур приема, перевода и увольнения работников;
  • организация кадрового делопроизводства на основе использования электронно-вычислительной техники.

В процессе работы менеджерам различных уровней управления приходится сталкиваться с определенными сбоями в работе персонала и находить способы мотивации сотрудников. Для устранения такого рода проблем или их недопущения необходимо анализировать ситуацию и находить пути решения.

Прежде всего, такой анализ следует начать со стратегического вопроса — определения целей и намерений менеджера с учетом особенностей организации. Нечеткая формулировка цели может приводить в работе как самого менеджера, так и его сотрудников к бурной деятельности в ненужных направлениях, самооправданию плохими условиями, неоправданному упрощению или усложнению реальных ситуаций, форсированию бесперспективных направлений, изматывающей деятельности в тупиковых направлениях, потерям времени, затягиванию процессов, закладыванию ресурсов в сомнительные проекты и т. д.

Ошибки в работе менеджера, допущенные по отношению к данному направлению, влекут за собой несогласованность действий работника с действиями окружающих, отпугивание сотрудников большим объемом работы, к формальному подчинению и исполнению функций, самостоятельности в ущерб взаимодействию структур, представлению чужих достижений как своих, к переработке и истощению сотрудника, неуместной конкуренции между сотрудниками.

Инструментом оптимизации организационной структуры и связанных с этим отношений в коллективе является формализация процессов подчиненности, взаимоотношений по должности, должностных функций, прав и обязанностей сотрудников, что необходимо отражать в функционально-должностной инструкции.

Исходя из основных целей деятельности и особенностей структуры организации, разрабатываются задачи для каждой составляющей кадрового менеджмента, планируются приоритетные направления обеспечения кадрами, набор, отбор, руководство, обучение и подготовка.

Для решения целей и задач предприятия проводится анализ его человеческих ресурсов. При их рассмотрении учитываются такие аспекты:

  • оценка профессиональной деятельности;
  • компетентность сотрудников (глубина и широта их знаний и опыт);
  • заинтересованность сотрудников в успехе всего предприятия;
  • влияние внешних факторов на качество и количество персонала;
  • психологическое восприятие сотрудниками изменений;
  • соответствие работающих сотрудников существующей на предприятии культуре производства;
  • мотивация в работе персонала;
  • эффективное использование мастерства и способностей персонала;
  • наличие благоприятного микроклимата в коллективе;
  • планирование карьеры, горизонтальное и вертикальное продвижение по службе;
  • совершенствование методов оценки персонала.

Неправильное и несвоевременное внимание к проблемам кадрового потенциала может приводить к возникновению в коллективе интриг, стремлению к необоснованно быстрому успеху, переносу личной депрессивности на дело, подмене работы формированием собственного имиджа, нерешительности, соперничеству, боязни перехода от повседневной работы к крупным перспективным проектам и наоборот и т. д.

Для предотвращения подобных проблем необходима текущая оценка профессиональной деятельности каждого сотрудника. С этой целью менеджеры предприятия должны проводить регулярные совещания с сотрудниками, обсуждая и оценивая их предыдущую профессиональную деятельность, нынешние возможности, а также планы на будущее. Подобный процесс позволяет активизировать и мотивировать персонал. Результатом оценки работы сотрудника становится либо вознаграждение, либо принятие мер по обучению и повышению квалификации. Таким образом, на уровне стратегии кадрового менеджмента происходит выявление сотрудников, способных выполнять более ответственную работу, и предоставление им возможности реализовать свой потенциал, оказывать помощь в самосовершенствовании через пристальное внимание к их потребностям, побудительным мотивам, дарованиям, а также поощрение стремления к профессиональному росту.

На уровне тактики требования к оценке деятельности персонала таковы:

  • повышение заинтересованности сотрудников в труде посредством их мотивации;
  • достижение лучшего взаимопонимания между руководителями и подчиненными через собеседования, наблюдения, обсуждения;
  • повышение у сотрудников удовлетворения от работы, выявление помех и препятствий в работе и поиск путей их ликвидации;
  • доведение до сведения подчиненных оценки их деятельности;
  • накопление профессиональных сил, а при необходимости усовершенствование и переподготовка по конкретному плану;
  • установление реальных и достижимых целей на ближайшее будущее;
  • рассмотрение всех возможных вариантов кадровых перестановок внутри организации.

Вознаграждение за проделанную сотрудником работу подразумевает, прежде всего, заработную плату и различные премии как формы материального стимулирования. Однако финансовые возможности фирмы могут быть ограничены, поэтому целесообразно задействовать нематериальные поощрения: продвижение по службе, предоставление возможностей для дальнейшего обучения, вручение грамоты (это возможно и целесообразно даже в небольшой организации), использование доски почета, похвалы, тактики поведения,— что дает сотруднику уверенность в прочности своего положения в организации. Компания «Rapax-Stroy» проведет косметический ремонт квартир в Москве, выполнит весь комплекс ремонтно-отделочных работ от начала и до конца быстро, качественно и по оптимальным ценам Иногда руководители пренебрегают неэкономическими стимулами, забывают при этом, что сложности личностной психологии «никто не отменял». Также в современных условиях возможно предоставление кредита на строительство жилья, служебной квартиры, право выполнять работу на дому и обеспечение необходимых технических условий для этого, оплата абонементов в бассейн, сауну, теннисные корты, лечения сотрудника и его семьи, предоставление работнику права не изменять свои привычки (спишь долго — спи, но выполняй свои функции), определенная обстановка в помещении, бесплатные обеды, оплата обучения детей в высших учебных заведениях, доставка сотрудника на работу транспортом организации, возможность работать по совместительству, оплата за коммунальные услуги и др. Все эти способы основаны на принципе мотивации, повышении заинтересованности работника в своем труде. Применение тех или иных стимулов зависит от потребностей каждого человека.

Широко известны содержательные теории мотивации, приверженцы которых утверждают, что наше поведение определяют внутренние потребности, которые мы стремимся удовлетворить. Среди них следует назвать теорию иерархии потребностей А. Mаслоу, которая предусматривает последовательное удовлетворение потребностей: физиологических, безопасности, принадлежности, уважения, самовыражения. В теории существования, связей и роста К. Альдерфера выделяются три первых из названных уровней потребностей. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга предусматривает, что потенциальные вознаграждения состоят из двух категорий — гигиенических факторов, связанных со средой, где осуществляется ра6ота (условия ра6оты, политика предприятия и др.), мотиваторов, связанных с характером и сущностью труда (достижения, ответственность, распознавание и др.). Теория встречных потребностей Д. Mак-Клелланда свидетельствует о том, что потребности приобретаются, их нужно изучать, принимая во внимание жизненный опыт людей; особое значение имеют достижения, власть и т. д. Теория Д. Мак-Грегора «Х» и «У» позволяет условно разделить людей на две категории. Согласно теории «Х», люди от природы ленивы, избегают работы, нетерпимы к переменам, им нельзя доверять, поэтому в методах управления стоит применять стимулирование, контроль, наказание. По теории «У» люди свободны в выборе своих действий, могут работать самостоятельно, без контроля, проявление доверия к ним увеличивает уверенность, укрепляет чувство коллективизма, лояльность взаимоотношений, повышает производительность труда.

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в иной плоскости: они фокусируются на мыслительном процессе, связанном с мотивацией. В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает определенный вид поведения. Это теория ожидания В. Врума (основные компоненты — усилия, выполнение, оценка возможностей того, что усилия исполнителей приведут к требуемому уровню выполнения), теория непредубежденности С. Адамса (оценка людьми соотношений своих трудовых вкладов и сопоставление результатов с показателями других людей).

Поведение работника и характер взаимоотношений с ним может быть избирательным в зависимости от того, к какой категории по типу поведения он относится (таблица).

 

Таблица. Основные типы поведения работников

№ п/п Категория сотрудников Типы поведения сотрудников Характер взаимоотношений
1. «Незаменимый» (универсал) Соглашается подменять, замещать, представлять. Чаще всего делает не только свою работу, но и сверх обязанностей. Полон гордости, что все может. Понимает с полуслова, иногда даже сам опережает работу. Обращение — «надо», и дважды просить не следует: может обидеться.
2. «Себялюбец» На первом месте собственное «я». Берется за все только тогда, когда можно проявить свои достоинства. Любит общественную работу. Его надо держать «в рамках». Из тщеславия может сделать любую работу.
3. «Деловой» Силен практицизмом, конечного результата может добиться любым средством, все подчиняет пользе. Не способен соотносить свои задачи с задачами общей работы. Надо ставить конкретные цели, разъяснять их, воспитывать привычку смотреть вперед, оглядываться назад и посматривать по сторонам.
4. «Игрун» Развит изобретательный интерес к деятельности, может хорошо работать только тогда, когда работа ему нравится. Но его интерес неустойчив: он быстро загорается и также быстро остывает. Время от времени необходимо «встряхивать», напоминать, что за выполнение работы он несет личную ответственность.
5. «Энергичный» Важна не работа, а самоотображение в ней, на месте бывает редко. Весь в общественных делах. Вечно куда-то спешит, где-то заседает. Хорошо реагирует на слова «себя не щадите, замотались совсем» или «а не согласитесь Вы нам немного помочь».
6. «Моралист» Держится властно, любит всех поучать, его не надо воспитывать, с ним надо быть осторожным. Любит роль консультанта. Любит уважительное обращение, но утром лучше не беспокоить, иначе до обеда будете выслушивать советы.
7. «Архивариус» Все делает по инструкции. Аккуратен с  документами, в которых ему все ясно и понятно. Масштабность и смысл работы являются сильнодействующими стимулами, иначе он не чувствует себя нужным. Обращайтесь с просьбой помочь разобраться в документах, доверяйте «досье». Нового не поручайте, так как загубит на корню.
8. «Скептик» Начинает выполнять любое задание после второго-третьего напоминания. Смысла в работе не видит. Индивидуальный подход не нужен
9. «Творец» Все делает играючи, ему все интересно. Работает умно, красиво. Хочет сделать лучше, больше, быстрее. Уязвим, раним, не умеет и не хочет подлаживаться к окружающему порядку. Уважает открытость отношений и честность. Нуждается в доброжелательной поддержке и признании. Необходимо предостерегать его от ошибок и некоторой наивности.

 

Отдельным направлением работы с персоналом является обучение и повышение квалификации, которые важны по ряду причин:

  • постоянно изменяющегося характера труда;
  • структурных изменений во многих областях экономики, которые приводят к сокращению возможностей в производственном секторе и расширению их в сфере услуг, технологии и информатики;
  • возникающей потребности в специалистах с новыми навыками, которых 10 лет назад еще не было;
  • полученная персоналом предварительная подготовка перестала полностью удовлетворять потребности предприятия;
  • непрерывное обучение стало необходимым условием для будущего успеха как организации, так и отдельной личности.

Затраты и вложения на повышение квалификации работников, как правило, оправдываются и приносят свои результаты.

Таким образом, кадровый менеджмент в рыночных условиях является сложным и многосторонним, его изучение и адекватное использование — одна из важнейших составляющих успешного управления организацией.

 

Литература

  1. Державний класифікатор професій України.— К.: Вид-во «Соцінформ», 2001.
  2. Завадский И., Червинская Л. Факторы мотивации персонала в менеджменте // Экономика Украины.— 1999.— № 9 — С. 53–59.
  3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н. И. Кабушкин.— 6-е изд., стереотим.— Мн.: Новое знание, 2003.— 336.
  4. Теорія і практика управління персоналом: Навч.-метод. посібник / Авт.— уклад. Г. В. Щокін.— К.: МАУП, 1998.— 256 с.
  5. Управління бізнесом: Експрес-курс для ділових людей. Уклад. Г. В. Щокін.— К.: МАУП, 1998.— 204 с.
  6. Яновский А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал // Маркетинг.— 2002.— № 1.— С. 100–112.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика