Логотип журнала "Провизор"








НОВЫЕ ПРАВИЛА... Движение вперед?

Уже несколько раз прочитали проект «Правила торговли лекарственными средствами», отзывы на него, и не можем понять авторов проекта — почему «правила торговли»?

Да, многие годы аптечную сеть пытались полностью приравнять к торговле, но каждый раз фармацевтической общественности удавалось отстаивать свою точку зрения. Зачем же авторам настоящего проекта, составившим нормативный документ с «фармацевтической стороны», необходимо снова аптечную сеть равнять с сетью торговой?

В разделе «Общие положения», раскрывая значение основных терминов, используемых в проекте (п. 1.4 абзац 3), авторы по какой-то причине «сузили» деятельность аптеки до реализации только лекарственных средств, хотя и на практике, и действующим законодательством допустима реализация средств и других групп товаров аптечного ассортимента, как-то: минеральные воды, изделия медицинского назначения, перевязочные материалы и лейкопластыри, резиновые изделия санитарии и гигиены, аптечная посуда, стекло, дезинфекционные средства и др. Расширился ассортимент аптек и за счет очковой оптики, биологически активных добавок, детского питания (приказ МВЭС Украины от 28.12.1994 г. № 237). Неудачно и построение предложения этого пункта, так как «забезпечення населения, закладів охорони здоров’я...» и есть «роздрібна торгівля...»

Мы полностью согласны с авторами «зауважень», опубликованных в еженедельнике «Аптека» (№ 12’2004), в части определений розничной, оптовой торговли и «Уповноваженої особи». Авторам проекта следует помнить и о том, что введение в штат всех аптек должности «Уповноважена особа» приведет к повышению цен на реализуемые товары аптечного ассортимента.

Совершенно непонятно исчезновение аптечных киосков из числа структурных подразделений аптек, составляющих более 1/3 аптечной сети, занимающейся розничной торговлей. Полностью поддерживая авторов «обговорення» из Львова, Бердичева (Житомирская обл.) и Черновицкой области, хотим высказать дополнительные аргументы в пользу аптечных киосков.

Исторически сложилось так, что аптечные киоски занимались реализацией товаров аптечного ассортимента, имея в штате сотрудников без фармацевтического образования. Сегодня в большинстве своем киоски размещены в капитальных сооружениях или внутри капитальных сооружений, соответствуют всем требованиям существующих правил отпуска лекарств, полностью укомплектованы специалистами.

Что же привело к тому, что авторы проекта Правил исключили их из состава структурных подразделений? По имеющимся у нас сведениям, это связано с тем, что:

  • через аптечные киоски (особенно в субботу и воскресенье) реализуются большей частью фальсифицированные препараты;
  • в большинстве аптечных киосков нарушаются правила хранения лекарственных средств.

На наш взгляд, реализация фальсифицированных препаратов зависит не от места реализации и дня недели, а от моральных и нравственных качеств руководителя аптеки и руководителя структурного подразделения. Нельзя лишать специалистов работы «по подозрению».

А в случае закрытия аптечных киосков пострадавшими будут специалисты в количестве, превышающем число киосков, и жители, которые не смогут получить лекарственную помощь в районах проживания, где отсутствует аптечная сеть. Добавьте к этому и часть аптек, экономически зависимых напрямую от работы аптечных киосков. Кроме того, нарушаются и права предпринимателей, вложивших в организацию мелкой розницы, по меньшей мере, 10 тысяч гривень за каждую единицу.

Для того чтобы не допустить этого, целесообразно предпринять следующие шаги. Во-первых, размещение аптечных пунктов только при лечебно-профилактических учреждениях не является догмой. При объективном взгляде надо понять, что и аптечный пункт, и аптечный киоск имеют одинаковое предназначение, и возможно открытие аптечных пунктов и в других местах, где необходима розничная сеть.

Во-вторых, новые аптечные киоски не надо открывать, а уже открытым, при выполнении ними условий хранения и отпуска лекарств, не мешать работать, что будет способствовать соблюдению прав предпринимателей.

Называть их можно по-разному: аптечный киоск или аптечный пункт. Прежде всего, необходимо потребовать от любой аптеки и ее функциональных подразделений, как бы они не назывались, выполнения первичных положений: соблюдения условий хранения и правил отпуска товаров аптечного ассортимента. Считаем необходимым также установить и одинаковый ассортимент для аптечных пунктов и киосков.

В случае выявления нарушений фармацевтического порядка работниками инспекции по качеству, лицензионная комиссия будет иметь достаточно оснований для закрытия таких функциональных подразделений.

Некоторые пункты разделов ІІ и ІІІ написаны авторами декларативным языком и конкретно не устанавливают правила отпуска лекарственных средств из аптек (п.п. 2.3.1, 2.3.2, 3.6.1, 3.6.2).

Любительский подход отмечается в требованиях, касающихся размеров помещений аптечных складов и аптек. А иначе на чем основаны предложения по установлению площади аптечного склада 250 м2, а аптеки — минимум 50 м2. Принцип «я так думаю» не может быть взят за основу при наличии в Украине достаточного количества фармацевтических университетов и научных работников, занимающихся экономикой и организацией фармации. Мы полностью поддерживаем авторов обсуждения проекта о соответствии площади строительным нормам и правилам отпуска лекарств. Кроме того, считаем обязательным установить определенное соответствие между размером помещения и товарооборотом, потому что при товарообороте аптеки в 30 тыс. грн и 50 м2 площади много, а при значительном росте товарооборота необходимы и другие размеры помещений, и другое оборудование, что позволит обеспечить условия хранения и правила отпуска лекарств из аптеки. Права В. М. Москаленко (еженедельник «Аптека», № 12’2004) в том, что мы должны определиться, куда мы идем и к чему стремимся: в развитую Европу, где средняя площадь аптек 170 м2, или в Африку — 22,5 м2.

Особую тревогу вызывает отношение авторов проекта к изготовлению экстемпоральных лекарств. Только в пункте 3.5 указано, что изготовление лекарств осуществляется по рецептам врачей или требованиям лечебно-профилактических учреждений. А как быть с изготовлением внутриаптечных заготовок, число наименований которых составляет более 20. Ни слова не сказано и об изготовлении инфузионных растворов.

Поддерживаем предложение Б. Громовика и С. Терещук (еженедельник «Аптека», № 12’2004) о целесообразности отражения в «Правилах торговли...» вопроса пешеходной доступности аптек и порядка размещения аптечных пунктов при лечебно-профилактических учреждениях.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся, на наш взгляд, недостатки в проекте Правил торговли лекарственными средствами Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения сделала серьезный шаг в направлении демократичности и прозрачности условий получения лицензии и требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности, занимающихся реализацией лекарственных средств.

Президент Донецкого областного отделения Всеукраинской аптечной ассоциации, кандидат фармацевтических наук B. C. Кулишов





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика