Логотип журнала "Провизор"








НДС и акциз: проблемы фармрынка 2004 года

А. С. Немченко, Национальный фармацевтический университет
О. П. Печеный, журнал «Провизор»

Подводя итоги воистину героических боев за льготы по НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также акциза на спирт, следует еще раз проанализировать принятые нормативно-правовые акты и определить те проблемы, которые возникли для операторов фармрынка в связи с их принятием.

Несмотря на существенное реформирование налогообложения субъектов предпринимательской деятельности, которое отразилось не только на кардинальных изменениях «правил игры» в экономике, но и на ухудшении социальной ситуации, прежде всего, доступности лекарственной помощи населению, в противовес задекларированным принципам (как следствие отмены льгот на НДС и акциз) Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» был принят как политическая воля большинства Верховной Рады.

При этом народные депутаты просто «забыли», что Президентом Украины было наложено вето на ранее принятый закон, отменяющий льготу по НДС.

Реакцией на социальное напряжение среди населения от ожидаемого повышения цен на лекарственные средства было принятие двух документов:

  • Указа Президента Украины от 17 декабря 2003 года № 1455/ 2003 «О неотложных мерах по обеспечению прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь» (далее — Указ № 1455). (Юридические аспекты фармации, № 1’2004, с. 4.)
  • постановления КМ Украины от 17 декабря 2003 года № 1949 «О Перечне лекарственных средств и изделий медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от налога на добавленную стоимость» (далее — постановление № 1949). (Юридические аспекты фармации, № 1’2004, с. 2–3.)

Указом № 1455, с целью недопущения ухудшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также предотвращения напряжения на фармацевтическом рынке, был предложен комплекс мер:

I. Разработка и утверждение перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенных к применению в Украине, операции по продаже которых подлежат льготному налогообложению.

К чести Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения такой Перечень был уже разработан, поэтому его незамедлительно ввели в действие постановлением КМ Украины № 1949. Напомним, что льгота по НДС распространяется на весь Государственный реестр лекарственных средств, а также на 114 наименований изделий медицинского назначения (определены по кодам согласно УКТВЭД). В перечне изделий медицинского назначения выделены изделия для медицинского применения, принадлежность которых к медицине должна подтверждаться документально соответствующими реестром и маркировкой, а также изделия, освобождаемые от обложения НДС для закупки за средства государственного и местных бюджетов.

Особо следует отметить, что п. 1 данного Указа предусмотрена разработка методики формирования указанного перечня, которая должна предусматривать возможность его периодической корректировки, в частности в связи с ростом спроса на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ухудшением эпидемиологической ситуации. Очевидно, вышеуказанные положения вызовут закономерные вопросы у операторов рынка.

Заложниками ситуации с НДС станут аптеки, занимающиеся изготовлением лекарственных средств, и, естественно, больные, потребляющие экстемпоральные лекарства. Обращаем внимание, что постановлением № 1949 льгота по НДС предусмотрена только для готовых лекарственных средств, которые вошли в Государственный реестр. Для экстемпоральных лекарств вопрос остался открытым, поскольку они, согласно ст. 9 Закона Украины «О лекарственных средствах», не подлежат государственной регистрации. Следует ожидать повышения цен на лекарственные средства, изготовляемые аптеками.

II. Недопущение ухудшения обеспечения льготных категорий населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые относятся к основным лекарственным средствам и являются доступными по цене.

III. Расширение ассортимента и увеличение объемов производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения отечественными предприятиями фармацевтической промышленности.

IV. Разработка принципов долгосрочной политики в области налогообложения производства и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, при этом предлагается предусмотреть сокращение и приостановку налоговых льгот при условии дальнейшего роста платежеспособности населения, прежде всего, незащищенных слоев населения, а также роста финансового состояния предприятий фармацевтической промышленности.

V. Формирование специального резерва основных лекарственных средств для осуществления их интервенции на рынок с целью сдерживания возможного роста цен в период повышения спроса.

VI. Принятие неотложных мер для усиления борьбы с тенизацией рынка и ввоза в Украину некачественных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Особо следует отметить поручение Министерствам экономики и здравоохранения, а также Госкомитету Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Антимонопольному комитету Украины: в период с 1 января по 1 марта 2004 года проанализировать экономическую обоснованность цен и торговых надбавок (наценок) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые устанавливаются субъектами предпринимательской деятельности, с целью недопущения завышения цен. При этом предлагается снизить уровень торговых надбавок (наценок) на лекарственные средства.

Основанием этого явилось заявление Первого вице-премьер-министра Н. Я. Азарова, в том числе в печати, о 200%-ой торговой надбавоке на лекарства, что не основано на фактических данных. По информации, которая была представлена всеми областями Украины за первое полугодие 2003 года (по заданию Минздрава Украины), средний уровень фактической торговой надбавки (наценки) составил 31,1%, в том числе по регулируемым ценам 25,8%, и, что важно, наблюдается закономерная тенденция снижения уровня торговых надбавок в динамике 2001–2003 гг.

В Указе изложены актуальные меры, адресуемые Минздраву Украины:

  • разработать механизм предоставления малообеспеченным слоям населения социальных дотаций для частичной компенсации затрат на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • усилить координацию работы Академии медицинских наук и Национальной академии наук Украины в сфере планирования научной, клинико-доказательной базы, создания формулярной системы и стандартов лечения.

В случае удорожания лекарственных средств, Верховной Раде Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским Радам рекомендуется в местных бюджетах на 2004 год выделить дополнительные средства для частичной компенсации потерь населения.

26 декабря 2003 года был последним днем голосования законопроектов в Верховной Раде Украины. Посему столь известный законопроект № 4000-I «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» (далее — законопроект) будет рассмотрен уже в начале февраля 2004 года. Указанный законопроект предусматривает п.п. 5.17 ст. 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость» (о льготе в отношении лекарств) изложить в следующей редакции: «...поставки (в том числе аптечными учреждениями) зарегистрированных и разрешенных к применению в Украине лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства», т. е. только после его принятия будет урегулирована проблема льготы по НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Очевидно, что за оставшееся время Государственной службе лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Национальному фармацевтическому университету как ведущему профильному учебному и научному учреждению, Всеукраинской аптечной ассоциации следует совместно с профильным Комитетом Верховной Рады внести дополнения в законопроект № 4000-I касательно сохранения льготы по НДС на экстемпоральные лекарства, что полностью соответствует вышеназванному Указу Президента Украины.

Повисла в воздухе проблема льготной ставки акцизного сбора на спирт этиловый, зарегистрированный как лекарственный препарат. Напомним, что Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» данная льгота отменена, т. е. действует полная ставка акциза 16 грн. При этом ст. 71 Закона о бюджете на 2004 год запрещаются расчеты с бюджетом в неденежной форме.

С целью решения данной проблемы, а также в соответствии с Указом Президента, законопроектом № 4000-I в ст. 71 предлагается внести дополнение:

«запретить осуществление расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях, за исключением:

<...>

г) погашения налоговых векселей (налоговых обязательств), выданных при получении спирта этилового на соответствующую сумму акцизного сбора».

При этом механизм взаиморасчетов с бюджетом предлагается урегулировать постановлением КМ Украины «О порядке возмещения в 2004 году отечественным производителям — субъектам предпринимательской деятельности — дополнительных затрат, связанных с повышением с 1 января 2004 года ставки акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для изготовления лекарственных средств». Очевидно, в ближайшее время проект данного постановления КМ Украины будет принят. Он предусматривает новый порядок взаиморасчетов, когда производители лекарственных средств и аптечные склады будут оплачивать за поставляемый спирт этиловый акцизный сбор по полной ставке посредством использования, к примеру, кредитных средств под залог, предметом которого может быть фармпродукция.

При этом предполагается использование налогового векселя, указанного в законопроекте № 4000-I, для взаиморасчетов. Для формирования оптовых цен производителей лекарственных средств, при изготовлении которых используется спирт этиловый, его стоимость включается в цену с учетом льготной ставки акцизного сбора (2 грн. за 1 л 100% спирта), которая действовала до 1 января 2004 года. Разница в 14 грн. будет погашаться по бюджетной программе Минздрава, реализация которой потребует возложения на него дополнительных функций. Стоимость спирта этилового, который будет использоваться в лечебно-профилактических целях, будет включать полную ставку акцизного сбора, в расчетах между бюджетами будут использованы соответствующие трансферты.

Таким образом, по НДС и акцизу на спирт для фармрынка 2004 года проблем и вопросов гораздо больше, чем ответов. Поэтому наши публикации по их решению будут продолжены.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика