Логотип журнала "Провизор"








ЛОКПП «Фармация»: актуальные проблемы ценообразования на лекарственные средства

А. П. Гудзенко, Луганское областное коммунальное производственное предприятие «Фармация»

Ценовая политика в сфере управления лекарственным обеспечением населения и учреждений здравоохранения является неотъемлемой составной частью общей экономической политики государства. И от того, насколько она действенна и совершенна, в конечном итоге зависят интересы всех участников фармацевтического рынка — от производителя до потребителя.

Предприятие «Фармация» — это крупная фармацевтическая инфраструктура, включающая 331 аптеку, 202 аптечных пункта, 68 аптечных киосков, 2 аптечных склада, фармацевтическую фабрику, контрольно-аналитическую лабораторию и автобазу. Предприятие является генеральным проводником социальных программ, связанных с медикаментозным обеспечением населения Луганской области. За 2002 год сумма отпуска по бесплатным и льготным рецептам составила 5 млн 758 тыс. грн. (рис. 1).

Рис. 1. Отпуск лекарств по бесплатным и льготным рецептам

Дефицит бюджетных средств, выделяемых для развития отечественного здравоохранения, низкий уровень платежеспособности населения при отсутствии системы обязательного медицинского страхования ограничивают экономическую доступность медицинских услуг и лекарственной помощи для большей части населения.

На решение этой проблемы и был направлен ряд конкретных мер Министерства здравоохранения Украины. Государственное регулирование цен сегодня обращено на последнего субъекта хозяйственной деятельности в цепочке «производитель-оптовик-аптека», не затрагивая базовую цену производителя. Такой односторонний подход в политике ценообразования не способствует стабильности финансово-хозяйственной деятельности коммунального предприятия, росту его прибыльности, качественному выполнению социальных функций, особенно в сельских районах, где расположено 175 аптечных учреждений, экономика которых практически нерентабельна.

Формирование цен на лекарственные средства предприятием «Фармация» осуществляется централизованно, на основании маркетинговых исследований рынка лекарств в области. Предприятие старается гибко реагировать на возрастающую конкуренцию в отдельных городах и районах. Порой это не просто, так как применяемый отдельными участниками фармрынка метод демпинговых цен с вариацией от 20 до 30% не способствует его стабилизации (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровня торговых надбавок

Поддерживать розничные цены на конкурентном уровне возможно лишь за счет снижения торговых надбавок, так как оптовые цены поставщиков возрастают и формируются без ограничения рентабельности. Снижение применяемых торговых надбавок с 34% в 1999 г. до 27,54% в 2002 г. достигалось предприятием за счет ускорения оборачиваемости товарных запасов, сокращения затрат аптечных учреждений. Если в 1999 г. оборачиваемость составляла 41 день, то в 2002 г.— 33 дня.

Кроме того, учитывая дефицит бюджетных средств, предприятие «Фармация» делает все возможное, чтобы улучшить лекарственное обеспечение стационаров, пенсионеров, льготных категорий населения. В 2002 году с 20% скидкой пенсионерам было отпущено лекарств на сумму 2 млн 851 тыс., сумма скидки составила 561 тыс. грн.

На протяжении ряда лет, благодаря конкурентоспособным ценам и добросовестному выполнению договорных обязательств, ОКПП «Фармация» является основным поставщиком лечебно-профилактических учреждений области.

В 2002 г. по результатам тендерных торгов заключено 138 договоров на общую сумму 16 млн 99 тыс. грн. Ценообразование осуществляется с применением минимальных, не более 10%, наценок, а зачастую и по оптовым ценам поставщиков. В результате этого предприятием недополучено 1 млн 089 тыс. грн. валового дохода.

Работа по прямым контрактам с ведущими отечественными и зарубежными производителями лекарственных средств, система централизованных закупок в больших объемах позволяют предприятию приобретать медикаменты на более выгодных условиях и формировать доступные цены. Приоритетной для предприятия является работа с отечественными производителями, удельный вес продукции которых в общем объеме закупок занимает 52%. Все это и составляет политику ценообразования нашего предприятия.

В настоящее время фармацевтический рынок Украины практически сформирован и находится в состоянии равновесия. Конкурентная среда, в конечном итоге, сегодня определяет ценовую политику аптечного учреждения, ограничивая применение высоких надбавок и получение сверхприбылей.

Но, несмотря на это, Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.11.2001 г. № 1499 регулируются цены на более 20% имеющегося ассортимента. Перечень охватывает более 1000 наименований и почти в 3 раза объемнее ранее действовавшего.

В объеме продаж доля препаратов с регулируемой наценкой занимает 19% (2001 г. - 2%), что однозначно влияет на экономические показатели деятельности, так как реализация этих препаратов заведомо убыточна и не покрывает затраты по их доставке и доведению до потребителя. Торговая надбавка на регулируемую группу составляет 14,6%.

Учитывая это, неудивительно, что громкий резонанс вызвал законопроект, предложенный народными депутатами в процессе формирования бюджета 2003 года «О мерах по регулированию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» (№ 2359), который предусматривал введение ограничения торговой надбавки с учетом НДС.

По утверждению разработчиков законопроекта, преследовалась цель создания условий, благодаря которым лекарственные средства и изделия медицинского назначения станут более доступными социально незащищенным слоям населения.

Однако, по нашему мнению, предложенные меры не только не решали проблему медикаментозного обеспечения и пополнения доходной части бюджета за счет взимания НДС, но и привели бы к серьезным социально-экономическим последствиям:

  1. Резкому росту цен на медикаменты.
  2. Увеличению затрат бюджета на компенсацию бесплатного и льготного отпуска медикаментов. На сегодняшний день из-за бюджетного дефицита аптечные учреждения кредитуют лечебно-профилактические учреждения. Так, средняя ежемесячная задолженность учреждений здравоохранения перед предприятием «Фармация» составляла в 2002 году 648 тыс. грн. (рис. 3).
  3. Ухудшению лекарственного обеспечения населения. В связи с ростом цен на медикаменты неизбежно снизится их доступность населению, что повлияет на качество лечения и приведет к увеличению социальной напряженности в обществе. Покупательная способность населения восточного региона — 5,8 грн. в месяц на человека, в Луганской области — 4,4 грн. Это довольно низкий показатель, и он может еще снизиться.
  4. Появлению «черного рынка».
  5. Сокращению ассортимента.
  6. Снижению инвестиционной привлекательности фармрынка. Исследования предлагаемых к введению надбавок с учетом НДС свидетельствуют о полном отсутствии их экономического обоснования. В этой связи проведен сравнительный анализ изменения объемов продаж и уровня рентабельности аптечной сети ОКПП «Фармация» за 1999-2002 годы (рис. 4).

Рис. 3. Динамика задолженности лечебно-профилактических учреждений


Рис. 4. Динамика объемов продаж

Результаты исследования реализации за указанный период свидетельствуют о ее росте в 1,5 раза в сопоставимых ценах. Рост объемов продаж из года в год обусловлен постоянной работой предприятия по использованию новых и перспективных способов привлечения покупателей: оперативный пересмотр ценовой политики, освоение новых рыночных ниш, предоставление льгот населению и повышение уровня информационной работы, улучшение качества обслуживания и др. При этом показатель эффективности работы предприятия — рентабельность — последовательно снижается (рис. 5). В 2002 году — 1,2%, падение рентабельности связано со снижением уровня торговых надбавок, с увеличением затрат на коммунальные услуги, арендную плату, охранную сигнализацию, горюче-смазочные материалы, заработную плату, соблюдение лицензионных условий хранения, изготовления и реализации лекарственных средств. Введение низких надбавок на большую часть препаратов привело бы к банкротству коммунальной аптечной сети, которая решает социальные задачи в регионах. Механизм возмещения убытков, как, впрочем, и  в действующих условиях, в бюджете не заложен.

Рис. 5. Уровень рентабельности

Редакция предлагаемого законопроекта не соответствует основным требованиям Закона Украины «О ценах и ценообразовании»:

Статье 3, предусматривающей, что государственная политика ценообразования должна быть направлена на обеспечение:

экономической самостоятельности предприятий...

на расширение сферы свободных цен, социальных гарантий...

Статье 5, которой предусмотрен механизм социальной защиты населения от повышения цен.

В соответствии с требованиями п. 4.1. ст. 4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» база налогообложения операций с продажи товаров определяется, исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам.

Вопреки этому в законопроекте сумма налога на добавленную стоимость включена в сумму предельной надбавки. Невозможно было принятие законопроекта, который противоречит действующему законодательству и вносит неразбериху в существующую нормативную базу. Если обратиться к опыту стран с рыночной экономикой, инвестирующих значительные средства в здравоохранение, то здесь фармацевтическая отрасль и проблемы ценообразования причислены к приоритетным. Рынок лекарственных препаратов имеет существенные отличия от других рынков, выраженные в отсутствии влияния потребителя на выбор лекарственных средств для лечения и в оплате расходов на приобретение медикаментов учреждениями социального профиля. Поэтому страны-участницы Европейского экономического союза стремятся к контролю за ценами и максимальному возмещению затрат за счет государственных средств и через институты страхования.

У нас до сих пор не разработаны и не введены в действие стандарты лечения и механизм обязательного медицинского страхования. Кроме того, назрела необходимость пересмотреть Национальный перечень основных лекарственных средств в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

Полученные результаты выборочного анализа оптовых цен за ряд лет свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к формированию цены, начиная с производителя, так как именно цена завода-производителя является основой для расчета цен в оптовой и розничной торговле.

Но здесь возникают сложности. До сих пор нет четкого законодательного определения базовой оптовой цены производителя. Поэтому для формирования цен на лекарственные средства с учетом их обоснованности, гласности и прозрачности необходимо:

  • нормативно-правовое определение понятия «оптовая цена производителя»;
  • создание системы государственной регистрации оптовых цен на основные лекарственные средства отечественного и импортного производства;
  • создание системы мониторинга цен как оптовых, так и розничных для контроля за их динамикой и определения уровня доступности медикаментов.

Мы считаем, что сегодня производители имеют определенный потенциал для снижения себестоимости лекарственной продукции. Этому способствовали бы следующие меры:

  • упрощение порядка регистрации и продление срока перерегистрации лекарственных средств;
  • ограничение доклинических и клинических испытаний на продукцию, аналогичную уже выпускаемой промышленностью;
  • льготы по налогам и кредитованию на выпуск жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе по ввозной таможенной пошлине и НДС на импортное сырье и технологическое оборудование из-за рубежа.

Закон «О таможенном тарифе Украины», действующий с 01.07.2001 г., с одной стороны, не учитывает ассортимент продукции отечественных производителей, а значит, менее эффективно их защищает, а с другой стороны, привел к росту цен на большинство импортных лекарств на 5-10%.

Повышение с 1 января 2003 г. ставок акциза на спирт с 0,12 грн. до 2 грн. за 1 л 100% спирта вынужденно увеличило стоимость лекарственных средств производителя до 15%.

Дальнейшее расширение перечня регулируемых лекарственных средств и сокращение торговой надбавки на них, отмена льготы по НДС автоматически будут способствовать росту цен, сокращению объемов продаж, что негативно скажется на налогах и сборах в бюджеты всех уровней, приведет к регрессу отечественного фармацевтического рынка.

Все вышесказанное свидетельствует, что острота и актуальность вопроса ценообразования очевидна. Создание совершенной и эффективной системы ценообразования на государственном уровне позволит не перекладывать тяжесть финансовых проблем только на экономику аптечных учреждений, доводя их до банкротства.

Литература

  1. Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 3.12.90 г. № 507-ХII, с изменениями и дополнениями.
  2. Немченко А. С. Фармацевтическое ценообразование.— Харьков: Радар, 1999.
  3. Немченко А. С. Фармакоэкономика. Методика проведения мониторинга цен и определение уровня доступности медикаментов в Украине.— Ліки України.— 2001.— С. 21-26.
  4. Постановление Верховной Рады Украины от 28.11.2002 г. № 276-IV «Про інформацію Кабінету Міністрів України про стан справ у вітчизняній системі охорони здоров’я».
  5. Закон Украины «Про підприємства в Україні» от 26.03.1991 г. № 887-ХП (с изменениями и дополнениями).
  6. Немченко А. С., Титенко Л. В. НДС на лекарственные сред­ства: проблемы международные и национальные.— Провизор.— 2002.— № 22.— С. 3-6.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика