Логотип журнала "Провизор"








Медицинское страхование: мнения разделились

18 марта 2003 г. в Министерстве здравоохранения Украины состоялось заседание круглого стола, на котором обсуждался законопроект об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании (ОМС) и его подготовка к третьему чтению. В работе приняли участие представители МЗ Украины, международных организаций, народные депутаты Украины.

Для подготовки законопроекта к третьему чтению, которое состоится на текущей сессии Верховной Рады, приказом МЗ Украины была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций, специалисты и организаторы здравоохранения. Проект неоднократно обсуждался на рабочих встречах и семинарах со специалистами Всемирного банка.

«Существующая модель здравоохранения не удовлетворяет современные потребности отрасли. Необходим дополнительный источник финансирования и такие формы организации здравоохранения, которые бы позволили поднять медицинское обслуживание на новый качественный уровень. Оптимальным является решение о переходе к системе здравоохранения, основанной на медицинском страховании» — отметил в своем докладе Тимур Педченко, начальник Главного управления стратегического планирования и новых медицинских технологий МЗ Украины.

Ключевая роль в системе ОМС авторами законопроекта отводится Фонду медицинского страхования Украины, независимому финансовому посреднику, на которого возлагаются функции по сбору и аккумуляции средств, оплате медицинских услуг, контролю их качества, защите прав и интересов застрахованных. Фонд наделен правом привлекать независимых экспертов, применять штрафные санкции к хозяйствующим субъектам.

Основное преимущество медстрахования — отход от остаточного принципа финансирования отрасли: если при бюджетном финансировании средства выделяются на содержание лечебных учреждений, то при ОМС средства адресованы пациенту и будут поступать в лечебное учреждение в виде оплаты за оказанные услуги. В систему включаются государственные, коммунальные и частные медучреждения, которые будут вынуждены повысить качество медицинских услуг в борьбе за пациента. При этом государственным и коммунальным учреждениям, как отметил докладчик, должен быть предоставлен статус юридического лица со всеми правами и обязанностями операционно-хозяйственной деятельности.

При бюджетно-страховом принципе за счет государства должны финансироваться социально значимые медико-санитарные и оздоровительные целевые программы, включая финансирование учреждений психиатрической, наркологической и противотуберкулезной служб, санаторно-курортных, санитарно-эпидемиологических служб, льготное обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, государственных целевых программ и государственных капиталовложений.

Принятие закона в условиях перехода к рынку является не только своевременным, но и единственно верным решением — отметил в заключение докладчик.

По словам Николая Полищука, народного депутата Украины, председателя Комитета по вопросам здравоохранения, охраны материнства и детства Верховной Рады, положительным в данном законе является то, что он поставил вопрос о необходимости введения медицинского страхования. Принятый во втором чтении закон требует существенной доработки, в частности это касается определения объема базовой программы медпомощи, перечня услуг, которые должны оказываться за счет ОМС, механизмов страхового покрытия стоимости препаратов, размеров страхового взноса и  т. д., а главное — нет видения новой модели отечественного здравоохранения. Поэтому принятие закона может иметь негативные последствия. Сначала необходимо подготовить почву — провести интенсивную реструктуризацию здравоохранения в течение ближайших двух лет в рамках существующего бюджетного финансирования. Для этого необходимо:

  • перейти от постатейного бюджетного финансирования к финансированию в зависимости от объема и качества медуслуг;
  • усилить роль первичной медико-санитарной помощи, основным звеном которой должен стать семейный врач — врач общей практики, а основной целью — профилактика и раннее выявление заболеваний;
  • сократить объемы узкоспециализированной помощи;
  • создать реестры пациентов с различными заболеваниями;
  • реструктуризировать государственные и коммунальные лечебно-профилактические учреждения, предоставить им статус полноценных субъектов хозяйственной деятельности;
  • пересмотреть льготы в сфере здравоохранения, которые финансируются государством, чтобы привести их в соответствие с имеющимися ресурсами;
  • и др.

Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать совершенствованию существующей системы бюджетного финансирования здравоохранения и впоследствии создадут условия для следующего этапа реформы — внедрения ОМС.

Народные депутаты Игорь Франчук и Лилия Григорович, участвовавшие в разработке данного законопроекта, говорили о необходимости скорейшего принятия закона, так как без введения ОМС в нашей стране невозможно реформирование здравоохранения.

Разговоры о необходимости реформирования национальной системы здравоохранения и введения ОМС ведутся в течение 10 лет. Никаких кардинальных изменений в отрасли, как видим, не произошло. Почему-то уже после принятия законопроекта во втором чтении возникает вопрос: необходимо ли вообще внедрение медицинского страхования в нашей стране? Как показывает положительный опыт России, наверное, необходимо.

Р. S.

В России введение медстрахования способствовало некоторой финансовой стабилизации системы здравоохранения. По статистическим данным в 2002 году за счет бюджета финансировалось только 60% медпомощи.

Подготовила Татьяна Колесник





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика