Логотип журнала "Провизор"








Фармацевтическое образование в Великобритании

Л. Согоконь, С. Согоконь

С давних времен Британия знаменита своим образованием; царские семьи, президенты и простые граждане отправляли своих детей на учебу в Англию, желая тем самым дать ребенку лучшее образование. В настоящее время все больше и больше наших граждан разных возрастов заинтересованы в получении образования в UK. В этой статье речь пойдет о высшем фармацевтическом образовании в вузах Соединенного Королевства.

Поскольку роль практикующих фармацевтов в общей системе здравоохранения Великобритании сложна и важна и, кроме обширных специфических знаний, требует развития множества характерных качеств, то и система подготовки будущих кадров максимально адаптирована для выпуска требуемых экономикой специалистов.

Всего в Великобритании 16 фармацевтических школ — эквиваленты нашим факультетам — при университетах в разных частях страны. Программы обучения во всех фармацевтических вузах аккредитованы Королевским Фармацевтическим Обществом и охватывают все основные фармацевтические дисциплины, хотя некоторые различия могут наблюдаться в количестве и качестве преподаваемых предметов.

Среди британских университетов, с одной стороны, существует тесная кооперация, а с другой — конкурентные отношения, поэтому в Великобритании существуют рейтинги как университетов, так и самих фармацевтических школ, которые учитывают такие показатели, как уровень преподавания, репутация школы, уровень обеспеченности работой по окончании и т. д. Эти факторы, как правило, играют ключевую роль для абитуриентов в выборе места образования.

Согласно рейтингу «Гардиан» ведущую позицию по уровню образования на сегодняшний день занимает фармацевтическая школа из Манчестера.

В отличие от привычного нам пятилетнего образования английские фармацевты учатся четыре года, а в течение пятого проходят обязательную предрегистрационную практику вне учебного заведения.

Большое внимание в настоящее время уделяется изучению клинической фармации. Это связано еще и с тем, что в ближайшее время фармацевты в Великобритании будут наравне с врачами и медсестрами иметь право выписывать рецепты.

Кроме курса фармацевтической и аналитической химии, физиологии, фармакологии, биохимии, фармацевтической технологии лекарств и микробиологии во многих фармацевтических школах преподается радиофармация, курс рационального питания и влияние его на здоровье, иммунология, биофармация, навыки профессионального общения, фармацевтические расчеты и фармацевтическое законодательство.

Поскольку в каждой аптеке установлена компьютерная система, при помощи которой ведется база данных пациентов, учитывающая отпуск лекарств конкретному пациенту и возможные взаимодействия лекарств, фармацевтов готовят к такой каждодневной работе еще со школьной скамьи. Иначе говоря, обучающий курс, кроме общей теории, построен на конкретных клинических случаях, что дает студентам представление не только о современных схемах терапии, но и о рациональном лечении. Такая подготовка играет существенную роль, особенно для тех, кто выбрал для себя карьеру госпитального фармацевта. Дело в том, что кроме тех обязанностей, которые выполняет каждый фармацевт в обычной аптеке, госпитальный фармацевт участвует в регулярных больничных обходах вместе с врачом, коррекции терапии, контроле за состоянием пациентов.

Траволечение считается альтернативной медициной и не находит широкого распространения, поэтому наши английские коллеги весьма бегло занимаются фармакогнозией и латынью, и то не во всех фармшколах (рецепты здесь выписываются на английском языке. А здесь - уроки английского языка по скайпу).

А управление и маркетинг вообще не преподается в рамках фармацевтического образования, так как его глубоко можно изучить в ходе курса управления после приобретения основной специальности. Однако учебные программы фармацевтических школ постоянно пересматриваются и улучшаются с учетом все возрастающих требований времени.

В ходе образовательного процесса наряду с традиционными лекциями большое внимание уделяется современным методам обучения с эффективной подачей знаний при помощи новейших технических средств. Лекции и занятия часто сопровождаются интерактивными и видеоматериалами, а также проводятся с использованием компьютерных программ, разработанных как в самих университетах, так и под заказ. В ходе занятий делается упор на развитие навыков коммуникации у студентов посредством визуальных и устных презентаций, ролевых игр.

С первого года учебы и до окончания за каждым учеником закрепляется его личный академический куратор. Как правило, у каждого куратора не более 5-6 студентов.

Типичное усредненное расписание занятий на неделю состоит из 5-6 часов лекций, 10-15 часов практических занятий и 2 часов семинара или консультации. Занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 5 часов вечера за исключением одного дня (обычно в среду до 12.00), это свободное время для занятий спортом или решения оперативных вопросов. Также много времени отводится студентам для самоподготовки и работы в библиотеках, где они выполняют различные проекты и курсовые работы.

Многие школы обеспечивают своих студентов не только учебниками, но и специальными учебными материалами. Библиотеки, как правило, имеют гораздо больше, чем необходимо для учебного и научного процессов, и оснащены по последнему слову техники. Если все же в наличии не найдется какой-нибудь редкой книги, ее можно заказать или, в крайнем случае, отыскать с помощью библиотечного интернета. Но необходимо отметить, что если Вам захочется приобрести учебник или книгу, то самые новые специализированные издания, как правило, стоят очень дорого.

Обычно студентам предлагается отдельная комната в университетском общежитии. Общежития построены как небольшие городки с охраной, приемной и спортплощадками, а комнаты оборудованы всем необходимым для учебы, быта и отдыха.

На пять-семь комнат есть укомплектованная кухня (электропечь, микроволновая печь, холодильник, набор посуды и т. д.) и санитарный блок, так что элементарные бытовые вопросы решаются довольно просто.

Можно также снимать комнату в частном доме или арендовать целый дом или квартиру, в этом случае студент или вся его семья имеют существенные льготы по уплате связанных с жильем налогов и платежей.

Университетский транспорт между общежитиями и учебными корпусами, а также студенческие льготы на общественный транспорт — значительно упрощают жизнь.

Помимо учебного процесса школы проводят большую научную работу. У каждой из школ есть свои направления исследований, спонсируемые различными международными фондами либо крупными фармацевтическими компаниями. Профессора возглавляют научные группы по каждому из направлений.

Например, основной гранд размером в 1,9 миллионов фунтов был присужден профессору Стратфорду и его группе от Медицинского Исследовательского Совета на исследования гипоксии новообразований.

В научных исследованиях активно участвуют наиболее талантливые студенты.

В процессе учебы студенты сами выбирают свою дальнейшую специализацию. Наиболее успешные в научных проектах могут продолжить исследовательскую работу, другие — выбрать производство, третьи — работу госпитального провизора или провизора общей практики. Те, кто планирует практиковать в госпитале или аптеке, направляются на годичную предрегистрационную практику, и их большинство (две трети). Для остальных такого требования нет, и они могут приступать к работе по окончании четвертого года учебы, однако в промышленности высокая конкуренция и тяжело найти работу.

Каждый семестр знания проверяются с помощью тестов, и в каждой школе они разные: практические, письменные и смешанные.

Четыре года успешной учебы приводят большую часть студентов к предрегистрационной практике, где начинается новый этап приобретения практических знаний, необходимых для дальнейшей работы. По окончании сдается последний решающий регистрационный экзамен, после чего их включают в регистр фармацевтов, и они получают регистрационный сертификат от Королевского Фармацевтического Общества, который дает им право практиковать.

Что касается стоимости обучения, то для иностранных студентов, в зависимости от школы, академический год стоит от 7 до 10,5 тысяч фунтов (без учета проживания и т. д.). В этом году планируется повысить стоимость высшего образования в Великобритании, и по всей стране идут дебаты по этому поводу, равно как и студенческие забастовки. Получение студенческой визы позволяет студентам подрабатывать не более 20 часов в неделю, что в некоторой степени может облегчить финансовый прессинг и получить дополнительный опыт, который в будущем учитывается работодателем.

Каковы требования к поступлению в британский фармацевтический вуз? Обязательным условиям для иностранных студентов (а они отличаются от требований к местным студентам) являются результаты экзамена IELTS по английскому языку на средний балл 6,5-7 в зависимости от вуза и положительное рассмотрение вашего заявления и документов об образовании в Universities and Colleges Admissions Service (UCAS). Форму заявления и необходимую информацию вы сможете найти на веб-сайте организации. Также UCAS предложит вам вуз или список вузов, которые готовы принять вас на учебу. После получения подтверждения о готовности принять вас на курс вы можете обращаться в посольство для получения визы с комплектом необходимых для студенческой визы документов.

Что касается сравнения нашего и британского образования, мы постараемся быть максимально объективными.

Прежде всего, британское фармацевтическое образование нацелено на подготовку востребованных на рынке труда специалистов и отличается высокой практичностью. Прошедший обучение в Великобритании специалист подготовлен достаточно для практики в странах Британского содружества. Совершенно очевидно, что прекрасно ориентируясь в медицинских показателях, он не сможет работать сразу в наших условиях с выписанными на латыни рецептами и ориентироваться в популярных у нас травяных прописях. Кроме того, британские фармацевты (как и врачи) ориентируются в лекарственных препаратах по их международным названиям, а не по торговым (как принято у нас). Значительно отличается и законодательная база, регулирующая аптечную деятельность.

Наша система образования обязана готовить толковых и инициативных специалистов в условиях развивающегося общества и отрасли и, как следствие, давать более глубокие и универсальные знания, которыми бы мог воспользоваться специалист, находясь в различных ситуациях. В техническом плане, бесспорно, британские вузы оснащены лучше, но и эта разница, к примеру с Украинской фармацевтической академией, не является разительной.

Тот факт, что учебные программы в британских фармацевтических школах аккредитованы регулирующим профессиональным органом — Королевским Фармацевтическим Обществом — говорит о единых стандартах, предъявляемых к подготoвке специалистов.

Так как наши учебные программы существенно отличаются от британской, наше образование не признается автоматически британскими властями: его нужно подтверждать и пройти сложный, дорогостоящий и длительный процесс.

Программы университетов других стран, адаптированные к английской, признаются автоматически, и фармацевтам намного легче пройти регистрацию в UK.

И все-таки стоит или не стоит получать образование в фармацевтических школах Великобритании? Решение, конечно, за вами. Крупные инвестиции в образование и серьезное отношение к выбранной профессии вознаграждаются не только морально и материально. Успешно закончив учебу и зарегистрировавшись, вы сможете получить привлекательные контрактные условия работы и иметь возможность практики в Великобритании и других странах Британского содружества.

Адреса всех британских фармацевтических школ вы можете найти на веб-сайте: www.sogokon.com.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика