Логотип журнала "Провизор"








Клиническая фармация и ее роль в профессиональном обучении провизоров аптек

Б. Л. Парновский, Г. Ю. Яцкова, О. Н. Залиская
Львовский государственный медицинский университет им. Данила Галицкого

В конце ХХ века в Украине была реализована мечта корифеев фармации нескольких поколений: официальный статус получила клиническая фармация с подготовкой соответствующих специалистов — клинических провизоров. Имеются базовая стратегия их подготовки, комплекс профессионально-ориентированных дисциплин с дидактическим обеспечением (программы, учебники и учебные пособия; квалифицированные преподаватели по клинической фармации, в том числе доктора и кандидаты медицинских наук, материально-техническая база). Кроме того, весьма существенно, что сформулированы роль и функции будущих клинических провизоров в системе здравоохранения.

На наш взгляд, пришло время рассмотреть и новые возможности оптимизации подготовки (самоподготовки) провизоров аптек, открывающиеся в связи с внедрением в высшей фармацевтической школе обучения клинических провизоров.

Две генеральные составляющие формируют на сегодняшний день профессиональную деятельность провизоров аптек: требования Надлежащей аптечной практики (НАП) и ориентация на больного в плане оказания ему качественной фармацевтической опеки. Инструментом фармацевтической опеки, которую, на наш взгляд, следует рассматривать как важнейший механизм в конкурентной борьбе за потребителя лекарств, является широкое внедрение в Украине семейных фармацевтов и ведение ими медикаментозных паспортов больных [3].

Сопоставим диктуемые клинической фармацией функции клинического провизора и провизора аптеки. Клинический провизор, работающий в лечебном учреждении, ориентирован на изучение историй болезни и амбулаторных карт, интерпретацию результатов диагностических процедур, лабораторных анализов больного и фактически на выбор совместно с врачом стратегии и тактики фармакотерапии заболеваний, в том числе и достаточно серьезных.

Провизор аптеки ориентирован на:

  • выбор, прежде всего, совместно с больным фармакотерапии симптомов, синдромов, патологических состояний, некоторых заболеваний легкого течения или на начальном этапе (как правило, в течение 24-48 ч), самолечение которых допускается;
  • дифференциацию симптомов, свидетельствующих о наличии у больного серьезного заболевания, требующего консультации врача;
  • обеспечение рационального (максимально эффективного, безопасного и экономически доступного) применения безрецептурных (ОТС-препаратов) и рецептурных лекарственных средств в течение всего курса фармакотерапии.

Рассмотрим идеальную модель провизора аптеки, владеющего элементами клинической фармации. Он должен уметь общаться с пациентом: добившись психологического контакта, доверия, задавая больному «ключевые» вопросы, установить за короткий промежуток времени, можно ли его лечить самостоятельно, как лечить, при необходимости убедить больного обратиться к врачу, удостовериться, что посетителю понятны рекомендации по рациональному применению лекарств.

Исходя из вышеизложенного, провизор аптеки должен иметь базу знаний по клинической фармации, включающей следующие аспекты.

Основные клинические симптомы и синдромы наиболее распространенных заболеваний; какие заболевания (симптомы, синдромы, патологические состояния) можно лечить самостоятельно, а какие требуют консультации врача; уметь распознать «угрожающие» симптомы, характерные для серьезных заболеваний, в частности, сахарного диабета, вирусного гепатита, тиреотоксикоза и гипотиреоза, туберкулеза и др. Таким образом, в практическом плане, как и специалисты здравоохранения, провизоры аптек выполняют ряд функций, связанных с самолечением (самомедикацией) больных.

Провизор аптеки должен порекомендовать больному определенный лекарственный препарат. Для этого он, прежде всего, должен выбрать фармакотерапевтическую группу (группы) лекарственных средств с учетом знания общих принципов патогенетической или симптоматической фармакотерапии заболеваний (симптомов, синдромов, патологических состояний), самостоятельное лечение которых допускается.

Далее провизор аптеки переходит к выбору наиболее оптимального для конкретного больного лекарственного средства из данной группы (групп), разрешенного к безрецептурному отпуску.

Мы сочли целесообразным интегрировать аргументированные во многих источниках литературы данные о факторах, влияющих на терапевтическую эффективность лекарственных средств и их безопасность, которые должны знать не только клинические провизоры, но и все без исключения провизоры аптек. Это фармацевтические факторы (лекарственная форма, природа и количество вспомогательных веществ и др.), изучаемые биофармацией, физиологические и патофизиологические характеристики, влияющие на фармакодинамику и фармакокинетику, а также токсичность лекарств у конкретного больного: возраст, пол, масса тела, биоритмы, состояние моторно-секреторной функции желудочно-кишечного тракта, рН желудочного сока, состояние гепатобилиарной системы, секреции желчи, функция органов выделения (почек, легких и др.), рН мочи, функция сердечно-сосудистой системы, состояние иммунитета, сопутствующая патология, аллергия на лекарственные средства.

o Следующей проблемой является выбор лекарственного препарата, отпускаемого с (без) рецепта, из совокупности «бренд-генерики» для конкретного больного. Принципиальным для этого является знание, прежде всего, вида и состава лекарственной формы, с учетом всех вспомогательных веществ, их влияние на биологическую доступность и, в конечном счете, на терапевтическую эффективность, а также безопасность препарата.

Провизор аптеки должен знать принципы рационального применения лекарственных средств: индивидуальное дозирование (разовая, суточная, курсовая дозы), время приема в течение суток с учетом аспектов хронофармакологии и режима питания; пищевые продукты, которые необходимо исключить из рациона или, наоборот, добавить; жидкость, которой следует запивать препарат; способ применения в зависимости от пути введения лекарственной формы, предполагаемого терапевтического эффекта и требуемой скорости его проявления, необходимости уменьшения негативного побочного действия; поведение больного при нарушении режима употребления лекарства (забыл принять дозу, принял лишнюю дозу или несколько доз); поведение больного при возникновении побочных эффектов, методы их предупреждения; взаимодействие с другими лекарственными средствами (нежелательные и, наоборот, рекомендуемые); механизм прекращения употребления лекарственного препарата.

При этом провизор аптеки особое внимание должен уделить контролю рационального применения лекарств у детей, пациентов пожилого возраста и стариков, беременных, женщин в период лактации, хронических больных.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема роли провизора аптеки в профилактике заболеваемости. Провизор аптеки должен знать принципы профилактики заболеваний, например, острых респираторных вирусных инфекций, атеросклероза, железодефицитной анемии, рахита у детей, остеопороза в пожилом возрасте, онкозаболеваний и др.; рецидивов и обострений некоторых хронических болезней, например, аллергического ринита, хронического гастрита, холецистита, панкреатита, приступов стенокардии, бронхиальной астмы и др.; гиповитаминозов, дефицита макро- и микроэлементов, иммунодефицита у детей, в пожилом возрасте, в период беременности и лактации, при интенсивной физической и умственной нагрузке, нерациональном питании или на этапе реконвалесценции.

Правомерен вопрос: каким образом провизор аптеки может приблизиться к фундаментальным знаниям по клинической фармации и получить научнообоснованные рекомендации по использованию фармацевтической опеки в своей работе? Очевидно, существуют два взаимодополняющих способа решения вопроса: самоподготовка и последипломное обучение.

Ранее практически не существовало доступных учебников, пособий, справочников, с помощью которых можно было повысить свой профессиональный уровень в данной области. Более того, не было специалистов по клинической фармации, у которых можно получить необходимую консультативную помощь. Отдельные проблемные издания вопроса не решали. В настоящее время журнал «Провизор» систематически публикует материалы, представленные на высоком научном и одновременно доступном уровне по клинико-фармацевтическому обеспечению фармацевтической опеки. Имеется весьма ценное, в том числе и для провизоров аптек, учебное пособие «Фармацевтическая опека» под ред. В. П. Черныха, И. А. Зупанца, В. А. Усенко (2002).

В ряде фармацевтических вузов Украины, где готовят клинических провизоров, формируются научно-практические школы по клинической фармации, которые потенциально перерастают в консультативные центры.

В настоящее время проблемным остается вопрос последипломной подготовки провизоров аптек. Действующие учебные программы для провизоров рассчитаны в основном на специалистов, занимающихся изготовлением экстемпоральных лекарственных форм в аптеках, и фактически не включают вопросов (аспектов) клинической фармации и фармацевтической опеки. К сожалению, численность производственных аптек в Украине существенно сократилась, причем эта негативная тенденция сохраняется. В то же время ассортимент лекарственных средств расширяется, что осложняет оказание качественной фармацевтической опеки больным.

На наш взгляд, пришло время кардинального пересмотра программ для провизоров. Для немногочисленного контингента специалистов по аптечному производству лекарств целесообразны отдельные специализированные предаттестационные циклы и курсы тематического усовершенствования. Для основного контингента провизоров учебная программа должна быть направлена, прежде всего, на изучение клинической фармации в объеме, необходимом для получения знаний и практических навыков, изложенных выше.

Кроме того, на наш взгляд, фармацевтическая опека, включая ее правовое, организационное, методологическое и информационное обеспечение, должна рассматриваться системно, как фактор, от которого на данном этапе зависит существование аптек в условиях конкурентной борьбы.

На кафедре организации и экономики фармации с курсом технологии лекарств Львовского медуниверситета им. Данила Галицкого накоплен определенный опыт преподавания элементов клинической фармации, фармацевтической опеки и фармакоэкономики. Утверждена рабочая программа предаттестационных циклов для провизоров, которая включает:

  • лекции по темам «Лекарственные формы для детей. Фармацевтическая опека беременных, кормящих матерей и детей», «Сердечно-сосудистые лекарственные средства. Фармацевтическая опека больных пожилого возраста с ишемической болезнью сердца», «Фармакоэкономика»;
  • практические занятия по темам «Фармацевтическая опека при отпуске из аптек порошков, гранул, фитопрепаратов», «Фармакологические (фармакокинетические и фармакодинамические) взаимодействия лекарств при одновременном применении», «Фармакоэкономический анализ»;
  • семинарское занятие по теме «Современная концепция самостоятельного лечения и безрецептурного отпуска лекарств. Роль провизора в обеспечении рационального применения лекарств».

Следует отметить, что фармакоэкономика, профессионально-ориентированная дисциплина, в Украине официально утверждена и включена в учебный план клинических провизоров. Для обеспечения преподавания новой дисциплины издано три учебных пособия, одно из которых «Основы фармакоэкономики» (Залиская О. Н., под ред. Б. Л. Парновского, Львов, 2002) утверждено МЗ Украины. В пособии изложены предмет исследования фармакоэкономики, методы фармакоэкономического анализа для определения соотношения «стоимость-эффективность», «стоимость-польза» лекарственных препаратов. Одновременно значительное внимание уделено вопросам страховой медицины, формулярной системе, анализу потребления лекарств в странах Запада. Кроме того, для самоподготовки провизоры аптек могут использовать лектории по проблемам фармакоэкономики, опубликованные в журнале «Аптека Галицька» (2000) и газете «Еженедельник «Аптека» (2002) [1, 2].

Необходимо подчеркнуть, что провизоры аптек уже имеют практические навыки общения с больными, знают стоимость лекарственных средств, их эффективность и безопасность по отзывам врачей и больных, могут оценить рекламные материалы фармацевтических компаний,— все эти составляющие представляют бесспорные преимущества практическим провизорам при изучении фармакоэкономики.

Нами накоплен трехлетний опыт преподавания элементов фармакоэкономики на курсах повышения квалификации провизоров в Львовском медуниверситете им. Данила Галицкого.

Руководящий персонал аптек позитивно оценивает изучение методов фармакоэкономического анализа лекарств при разработке перечней препаратов с доказанной эффективностью для конкретного лечебного учреждения, фармакоэкономической оптимизации закупок препаратов-синонимов, генериков для обеспечения рационального использования финансов без ущерба для эффективности фармакотерапии, особенно при обеспечении стационарных больных.

Провизоров, занятых непосредственно отпуском лекарств (общая фармация), интересует проблема фармакоэпидемиологических исследований лекарственных средств, сбора информации о побочных реакциях, влиянии препаратов на качество жизни больных, расчеты стоимости курса фармакотерапии.

Принципиально важным является вопрос о включении фармакоэкономики в перечень обязательных дисциплин, изучаемых на предаттестационных циклах провизоров разных специальностей. Для провизоров-организаторов (специальность «организация и управление фармацией») целесообразно выделить минимум 4 часа лекционных и 6 часов семинарских занятий для изучения предмета и объектов исследования фармакоэкономики, ее терминов и понятий, основных методов фармакоэкономического анализа. На семинарах, используя ситуационные задания, обучить навыкам поиска данных по эффективности лекарств, сравнения затрат на препараты-синонимы, расчета потребности в них. Для провизоров мы считаем целесообразно выделить аналогичное количество часов, но на семинарских занятиях акцентировать внимание на расчетах стоимости самомедикации препаратами безрецептурного отпуска и показателей «затраты-эффективность», «затраты-выгода» в различных схемах фармакотерапии.

Таким образом, провизоры аптек не должны пройти мимо новых возможностей их профессионального роста в направлении овладения современными методами фармацевтической опеки и фармакоэкономики.

Литература

  1. 1. Заліська О. М. Основи фармакоекономіки // Аптека Галицька.— 2000.— № 5, 6, 8, 19, 24; 2001.— № 1, 5.
  2. 2. Мальцев В. И., Ефимцева Т. К., Белоусов Д. Ю. Применение анализа «затраты-эффективность» для выбора препаратов группы аналогов // Еженедельник «Аптека».— 2002.—№ 38.
  3. 3. Парновский Б. Л., Яцова Г. Ю. Нужен ли в Украине семейный фармацевт? // Провизор.— 2001.— № 4.— С. 5.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика