Логотип журнала "Провизор"








Поливитаминные средства на украинском рынке лекарств

Е. В. Шуванова, А. Л. Панфилова, журнал «Провизор», НФаУ

Поливитаминные препараты стали неотъемлемым элементом современного образа жизни с его стрессами и нерациональным питанием. Ассортимент современных поливитаминов довольно широк и способен удовлетворить самый изысканный вкус. Препараты отличаются между собой как по составу, так и по содержанию отдельных компонентов. Одни препараты универсальны, их могут применять практически все, другие предназначены для определенных возрастных групп или для определенных категорий населения, например для беременных женщин, спортсменов. Кроме того, препараты отличаются по форме выпуска, производителю и цене, что тоже играет значительную роль при их выборе потребителем.

Рассмотрим ассортимент поливитаминных препаратов, зарегистрированных в Украине и предлагаемых на фарм­рынке, более детально. Для анализа нами выбраны поливитаминные препараты, соответствующие группам классификации АТС А11А — Поливитамины с добавками и А11В — Поливитамины без добавок.

По данным регистрации в Украине представлено более 120 торговых наи­менований от 46 производителей поливитаминных препаратов. Из них 90 торговых наименований относится к группе А11А и 31 — к группе А11В. 103 торговых наименования поливитаминных препаратов представляют 39 зарубежных компаний и 18 препаратов зарегистрировали отечественные производители. К последним относятся «Киевский витаминный завод», «Витамины», «Технолог», «Дарница», «Биостимулятор», «Стирол», «Лектравы». Как правило, украин­ские компании производят ранее известные поливитаминные комплексы — ревит, декавит, ундевит. Но за последние годы в сегменте отечественных поливитаминов отмечались и позитивные сдвиги. Так, «Стирол» производит «Мультивитаминный комплекс». В ГНЦЛС был разработан поливитаминный комплекс в форме капсул «Комплевит» на основе витаминов С и группы В (всего 8 компонентов). Серийный промышленный выпуск данного препарата осуществляется на «Киевском витаминном заводе», который представляет на рынке такие новые препараты, как «Аспивит С-КВ» и «Тривит-Se-KB». На «Дарнице» выпускается поливитаминный комплекс «Рикавит-Дарница». Разработка и промышленное производство новых поливитаминных препаратов в Украине решает в первую очередь проблему расширения доступности лекарств.

Распределение зарегистрированных поливитаминных препаратов по странам фирм-производителей представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Ассортимент поливитаминов, зарегистрированных в Украине, по странам фирм-производителей


Рис. 2. Мониторинг данных регистрации по фирмам-производителям

Исследуемые препараты были распределены на три ценовые категории: низшую (до 1 долл. США), среднюю (от 1 до 5 долл. США), высшую (более 5 долл. США). Результат анализа представлен на рис. 3. Около 3/4 ассортимента приходится на среднюю ценовую категорию, более 20% — на низшую. Поливитаминные средства высшей ценовой категории составляют всего 5,83% ассортимента (рис. 3.).

Рис. 3. Зарегистрированные поливитаминные комплексы по ценовым группам

Характерной особенностью импортного ассортимента является представление препаратов в широком ассортиментном диапазоне. Например, компания «Beresh» предлагает средство «Береш витамин» со вкусом лимона, малины, ментола, а также «Береш витамин» с апельсиновым, малиновым, черешневым, шоколадным, яблочным вкусом.

Это классический пример стимулирования спроса потребителя. Потребитель приобретает тот товар, который предпочитает, например, поливитамины со вкусом малины, а не лимона. Покупая товар, потребитель находится в рамках финансовых интересов одной фирмы, он не делает выбор между конкурирующей продукцией разных производителей.

Обеспечение конкурентоспособности импортных поливитаминов осуществляется также за счет создания витаминных комплексов для разных возрастных категорий. Так, фирма «Ferrosan» предлагает препарат мульти-табс для детей до 1 года, затем для малышей от 1 года и до 4-х лет, для детей старше 4-х лет, мульти-табс юниор. На этом забота о здоровье потребителя не заканчивается, и для взрослых компания предлагает мульти-табс классический, мульти-табс с каротином, с минералами. Расширение ассортиментных позиций на рынке и, как следствие, повышение конкурентоспособности достигается также и с помощью разнообразия лекарственных форм. Препараты данной фармацевтической группы представлены преимущественно в виде таблеток (покрытых оболочкой, шипучих, жевательных). Распределение импортных и отечественных поливитаминных препаратов по лекарственным формам представлено на рис. 4.

Рис. 4. Анализ зарегистрированных поливитаминных средств по лекарственным формам

После регистрации препарата следующим важнейшим шагом является создание и развитие дилерской сети по его продвижению. Исследуем, с какой активностью на оптовом рыке предлагались поливитаминные средства. Кто занимает лидирующие позиции в рейтинге предложений от оптовых фирм? Для решения поставленной задачи были проанализированы коммерческие предложения по поливитаминным препаратам выбранных групп за 2001-2002 гг., опубликованные в журнале «Провизор-Дайджест». Количество предложений по всем препаратам групп А11А и А11В за указанный период составило 2089, из них всего 495 предложений приходилось на отечественный ассортимент. Распределение предложений по препаратам различных производителей позволило выделить шесть лидирующих компаний на рынке. Это Uniрharm (США), Sagmel (США), KRKA (Словения), Ferrosan (Дания), «Киевский витаминный завод» и «Витамины». Их предложения за исследуемый период составили 58,83% в выбранных для анализа группах. Поливитаминные комплексы данных фирм-производителей имели более 100 предложений от оптовых компаний. Рейтинг фирм-производителей по количеству предложений представлен на рисунке 5. Около десятка зарубежных компаний имели от 30 до 100 предложений по своим препаратам, например, фирмы Naturwaren, Wyeth Ayerst, Garden State Nutritionals, Pharmascience, Ranbaxy, Merckle, Nattermann и т. д. На долю остальных фирм приходилось всего 809 предложений, что составило 32,73% от всех предложений по исследуемому ассортименту.

Рис. 5. Рейтинг фирм-производителей поливитаминов, лидирующих по количеству предложений на оптовом фармрынке за 2001-2002 гг.

Среди отечественных поливитаминных препаратов предложения распределились следующим образом:

Рис. 6. Распределение предложений по отечественным производителям поливитаминных препаратов

Прогнозирование объемов продаж для некоторых категорий поливитаминных препаратов

Основываясь на демографических данных и информации Госкомстата Украины о доходах населения, попытаемся рассчитать предполагаемый объем продаж двух специфических групп — поливитаминов, применяемых в педиатрической практике, и поливитаминных препаратов для беременных.

Детские поливитаминные препараты были отобраны для анализа на основании лекарственной формы (сироп, пастилки, жевательные таблетки и т. д.) или прямого указания к применению в педиатрии. Исследуемую выборку составили 20 препаратов, для которых были рассчитаны средние оптовые цены и сформированы 3 ценовые группы. Низшую ценовую группу (до 1 долл. США) сформировали 2 препарата, среднюю (от 1 до 5 долл. США) — 12, высшую (более 5 долл. США) — 2 препарата. Расчет средних розничных цен осуществлялся с помощью дифференцированной торговой наценки, определенной на базе экспертного опроса работников аптек. Так, для препаратов низшей группы наценка составила 25%, средней — 15%, высшей — 10%. Зная средние розничные цены и схему лечения, далее были рассчитаны показатели стоимости применения поливитаминов в течение месяца. В качестве базовой цифры для дальнейших расчетов взято среднестатистическое значение затрат на приобретение поливитаминных препаратов для применения на протяжении месяца в каждой ценовой группе. Для препаратов низшей ценовой группы данный показатель составил 5,53 грн., средней — 16,34 грн., высшей — 33,01 грн.

Логическая модель исследования рынка поливитаминных препаратов для детей

Используя статистические показатели за 2001 г., были сформированы 3 группы семей с детьми по уровню среднедушевого дохода. Это семьи с низкими доходами (до 90 грн.), средними (от 90 до 300 грн.), высокими (свыше 300 грн.)

В большинстве случаев население со средними и высокими доходами приобретает препараты адекватно ценовым группам, т. е. относительно недорогие импортные средства и дорогие поливитамины. Для населения с низкими доходами характерно приобретение препаратов низшей ценовой группы. Назовем это благоприятным (оптимистическим) прогнозом при расчете объема продаж.

Под неблагоприятным (пессимистическим) прогнозом будем понимать ситуацию, когда потребитель со средними доходами отдаст предпочтение препарату из низшей ценовой группы. В случае пессимистического прогноза население с высокими доходами распределится так: предположим, что 50% будут покупать поливитамины средней ценовой группы, а остальные пересмотрят структуру своих расходов и смогут приобрести препарат своей ценовой характеристики. Неблагоприятная ситуация населения с низкими доходами будет характеризоваться тем, что какая-то часть (допустим 50%) вообще откажется от применения педиатрических поливитаминов в пользу более доступных средств как для взрослых, так и детей (ревит, ундевит и т. д.). Остальные 50% все-таки изыщут средства на покупку препаратов исследуемой группы. Таким образом, при расчете прогнозируемого объема продаж по группе педиатрических поливитаминов возможно два результата — благоприятный и неблагоприятный.

Проведение расчетов

При благоприятном прогнозе семьи с низкими доходами смогут приобрести поливитамины на сумму 4458 тыс. грн., а при неблагоприятном — на сумму 2229 тыс. грн. Аналогичные показатели для семей со средними доходами составили 28747 тыс. грн. и 9729 тыс. грн. Для семей с высокими доходами благоприятный прогноз продаж составит 6650 тыс. грн., а неблагоприятный — 4971 тыс. грн. Результаты исследований представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предполагаемый месячный объем продаж на рынке по исследуемой группе поливитаминов в логической модели «благоприятный/неблагоприятный прогноз»

Категория потребителей Количество семей Количество детей, в возрасте до 10 лет Сумма на приобретение поливитаминных препаратов, тыс. грн.
оптимистический прогноз пессимистический прогноз
Низкие доходы 456326 806064 4458 2229
Средние доходы 1261613 1759281 28747 9729
Высокие доходы 170661 201455 6650 4971
Итого 1888600 2766800 39855 16929

Общий благоприятный прогноз продаж на рынке, таким образом, составит 39855 тыс. грн., а при неблагоприятных условиях — 16929 тыс. грн.

Логическая модель исследования рынка поливитаминных препаратов для беременных

По аналогичной схеме были проведены исследования ассортимента поливитаминов, применяемых в период беременности. Эту выборку составили 7 препаратов, из которых 6 сформировали высшую ценовую группу, а один пренатал («Pharmetics») — среднюю. Среднестатистический показатель месячного применения по препаратам высшей группы составил в розничных ценах 54,51 грн., а для пренатала — 25,76 грн. Общее количество беременных в 2001 году (373808 человек) было распределено по группам аналогично семьям по уровню среднедушевого дохода.

Таблица 2

Предполагаемый месячный объем продаж на рынке по исследуемой группе поливитаминов в логической модели «благоприятный/неблагоприятный прогноз»

Категория потребителей % беременных в соответствии с доходом семьи Сумма на приобретение поливитаминных препаратов, тыс. грн.
оптимистический прогноз пессимистический прогноз
Низкие доходы 24,16 1165 -
Средние доходы 66,80 6440 3220
Высокие доходы 9,04 1842 1357
Итого   9447 4577

24,16% беременных попали в группу с низкими доходами. Среднедушевой доход от 90 до 300 грн. имели 66,8% беременных, свыше 300 грн. — 9,04%.

Для беременных с доходами до 90 грн., у которых нет препарата их адекватной ценовой группы, благоприятной будет считаться ситуация, когда 50% смогут найти средства и приобрести поливитамины средней ценовой группы. Пессимистический прогноз будет определяться невозможностью реализовать потребность в специфических витаминах для беременных.

Рис. 7. Прогнозируемый объем продаж витаминов для беременных в зависимости от доходов

Оптимистический прогноз для беременных со средними и высокими доходами подразумевает покупку препаратов средней и высшей ценовых групп. В условиях неблагоприятной ситуации 50% беременных со средними доходами, учитывая жизненную важность витаминотерапии при беременности, скорее всего найдут возможность приобрести препарат средней ценовой группы.

В аналогичных условиях женщины с высокими доходами в соотношении 50% на 50% смогут купить препарат своей ценовой группы или поливитамины средних ценовых характеристик. При благоприятном стечении обстоятельств все беременные этой категории приобретут препараты высшей ценовой группы.

Проведение расчетов

Прогнозируемый объем продаж при благоприятной ситуации составит 9447 тыс. грн., а при неблагоприятной — 4577 тыс. грн.

Предположения, сделанные авторами при проведении исследования, не являются бесспорными. А прогнозирование объемов продаж, основанное на демографических данных, безусловно, может показать только общую картину развития ситуации. Тем более, что пессимистический и оптимистический прогноз — это крайние варианты. Истина же, как правило, находится где-то посередине.

Литература

  1. Компендиум 2001/2002 — лекарственные препараты / Под. ред. В. Н. Коваленко, А. П. Викторов.— Киев: Морион, 1999.
  2. Листопад А. Л. Препараты аксорбиновой кислоты на рынке витаминных средств в Украине // Провизор.— 2000.— № 3.— С. 10-13.
  3. Мнушко З. М., Діхтярьова Н. М. Менеджмент та маркетинг у фармації. Ч. 2 Маркетинг у фармації. Підручник для фармвузів і факультетів / За ред. З. М. Мнушко.— Харків: Основа, 1999.— 288 с.
  4. Немченко А. С. Фармацевтическое ценообразование.— Харьков: Райдер, 1999.— 290 с.
  5. Никитюк В. Г., Шемет Н. А., Бомко Т. А. Комплевит — новый отечественный поливитаминный препарат // Провизор.— 2000.— № 3.— С. 33-35
  6. Стан здоров'я населення (за даними вибіркового опитування домогосподарів у жовтні 2001 року). Статистичний бюлетень.— Київ, 2002.— 132 с.
  7. Статистичний щорічник України за 2001 р.— Київ: Техніка, 2002.
  8. Стан здоров'я населення України та діяльність медичної галузі. 2001 р.— Київ, 2002.— С. 281.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика