Логотип журнала "Провизор"








Особенности ценообразования на мировом и украинском фармацевтических рынках

С. В. Бескоровайная, аспирантка
Киевский национальный университет технологий и дизайна

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ЛС) имеют особенности ценообразования. Лекарство — это особый товар: с одной стороны, производители ЛС, торгово-посреднические фармацевтические компании, аптеки в новых условиях хозяйствования должны получать прибыль, а с другой — все слои населения должны иметь возможность получения необходимой медицинской помощи. Эти два аспекта фармацевтической отрасли часто вступают в противоречие, особенно при отсутствии прогрессивной системы социальной защиты населения, ведь основными потребителями лекарственных средств чаще всего являются люди преклонного возраста, инвалиды, хронические больные с ограниченной трудоспособностью, то есть наиболее уязвимые и малообеспеченные категории населения.

Фармацевтический рынок Украины имеет более чем 10-летнюю историю развития в постсоветский период. Несмотря на довольно «молодой» возраст украинского фармацевтического рынка, объем реализации ЛС за этот период не раз переживал и кризисы, и подъемы (рис. 1).

Рис. 1. Динамика фармацевтического рынка Украины за период с 1996 по 2001 гг. в денежном выражении [3]

Тем не менее, тяжелое состояние отечественной фармации парадоксально для мировой экономики, ведь фармацевтическая индустрия очень развита за рубежом и процветает благодаря специфике производимой продукции, спрос на которую растет даже в период кризисов. Поэтому анализировать условия ценообразования на препараты в период перехода к рыночным отношениям нельзя без изучения мирового опыта.

Фармацевтический рынок развитых стран в вопросах ценовой политики имеет ряд особенностей. Во-первых, ценообразование зарубежных фармацевтических фирм, как правило, строится на рынках чистой или монополистической конкуренции по принципу «столько рынка — сколько возможно, столько регулирования — сколько необходимо» [4]. При решении проблем регулирования отечественного ценообразования предприятия должны исходить из того, что украинский фармацевтический рынок находится в состоянии перехода от чистой монополии к олигополистической конкуренции. Поэтому, если мировой рынок регулируется и дотируется государством, то украинский рынок в состоянии перехода к рыночной экономике развивается стихийно, если в мире клиент выбирает поставщика по уровню сервиса, то в Украине «голосует деньгами».

Во-вторых, на уровень цен лекарственных препаратов влияет целый ряд факторов, однако такие основные компоненты стоимости, как затраты на сырье, энергию, заработную плату, то есть производственные затраты, могут не иметь решающего значения. Ведущие американские специалисты в области фармацевтической экономики, говоря о ценообразовании на ЛС, на первое место ставят такие факторы, как высокая эффективность препаратов, уровень их усовершенствования в сравнении с препаратами-конкурентами, возможность возникновения конкуренции со стороны нового препарата и аналогов, популярность на рынке и среди врачей, затраты на научные исследования и только затем — сложность и затраты на производство [4]. На фармацевтическом рынке Украины преобладают затратные методы определения цен, которые не стимулируют эффективного использования ресурсов и приводят к тому, что установленные цены не отвечают требованиям украинского фармацевтического рынка.

В-третьих, зарубежные производители ЛС постоянно ведут активные научно-исследовательские работы, чтобы постоянно заменять морально устаревшие препараты, ведь средний срок амортизации ЛС составляет 5-7 лет (именно поэтому производство препаратов относится к числу отраслей с интенсивным ведением научных работ и стоит на ряду с электронной и авиационной промышленностью) [4]. В настоящее время низкая рентабельность отечественных препаратов сводит финансирование научных исследований почти к нулю. Разработка новых препаратов требует колоссальных затрат, а это под силу только крупным корпорациям в экономически развитых странах.

Фармацевтический рынок Украины характеризуется небольшим объемом (потребление ЛС в 2001 году в расчете на одного жителя Украины составляло около 12 долл. США) и значительным числом торгово-посреднических фармацевтических компаний (на начало 2002 г. лицензий на право заниматься оптовой реализацией выдано более 3000) [5], что обусловливает ужесточение конкуренции между отечественными и зарубежными производителями и, как следствие, снижение цен на отечественные препараты. В соответствии с официальными данными, цена ЛС отечественного производства в натуральном выражении (УТЕ) в 2001 году была самой минимальной за последние 5 лет (рис. 2).

Рис. 2. Цена 1 УТЕ отечественных ЛС в 1997-2001 гг. [2]

Однако дальнейшее снижение цен бессмыслено для отечественной фармацевтической промышленности, ведь низкий уровень рентабельности не позволит предприятиям развиваться, создавать новые препараты, вести действующую рекламную кампанию, конкурировать даже на собственном рынке. Поэтому сейчас необходимо переосмыслить те основные принципы, по которым создается система ценообразования фармацевтических компаний. Для этого необходим комплексный, системный подход, который поможет учесть всю совокупность ценообразующих факторов, сбалансировать спрос и предложение, повысить качество врачебного обслуживания населения, не маловажную роль в этом вопросе должно сыграть и государство.

Литература

  1. Белошапка В. А., Загорий Г. В., Усенко В. А. Стратегическое управление и маркетинг в практике фармацевтических фирм.— К.: РИА «Триумф», 2001.— 368 с.
  2. Варченко В., Махринский Т. Производство отечественных лекарственных средств в 1997-2001 гг. // Еженедельник «Аптека».— 2002.— № 11 (332).
  3. Махринский Т. Фармацевтический рынок 2001 г. Итого… // Еженедельник «Аптека».— 2002.— № 13 (334).
  4. Немченко А. С. Фармацевтическое ценообразование.— Х.: Фирма «Радар», 1999 — 290 с.
  5. Обухов С. Пути развития оптового фармацевтического рынка. // Провизор.— 2002.— № 1.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика