Логотип журнала "Провизор"








Коммунальные аптеки — пасынки государства?

Для фармацевтической отрасли одной из важнейших проблем является функционирование аптечного сектора, находящегося в коммунальной собственности. Несмотря на то, что большая часть аптечных учреждений находится в негосударственном секторе экономики, удельный вес коммунальных аптек остается значительным. Кроме того, на эти аптеки возлагаются важнейшие функции, носящие социальный характер, в том числе — лекарственное обеспечение лечебного процесса в ЛПУ (включая снабжение экстемпоральными препаратами), работа с бесплатными и льготными рецептами. В соответствии с действующим законодательством деятельность в сфере оборота наркотических и психотропных лекарственных препаратов, в том числе их розничную продажу населению, могут осуществлять только государственные и коммунальные предприятия. Вместе с тем основными проблемами коммунального аптечного сектора является повышение эффективности государственного управления в данной сфере и отношения собственности. Реформирование этих отношений в разных регионах Украины происходит по-разному, причем нередко такое реформирование почему-то не вписывается в определенные законом рамки. Повысит эффективность работы аптек приватизация — одновременно будут решены проблемы поиска эффективного собственника, привлечения инвестиций в эту сферу и пополнения казны. Но как же быть тогда с социальными функциями коммунальных аптек? Существует мнение, что необходима реорганизация коммунального аптечного сектора в объединение. Практика проведения приватизации в Украине показывает, что существуют отработанные механизмы, при помощи которых определенные структуры, в том числе и приближенные к власти, доводят нужное им предприятие до банкротства с тем, чтобы приобрести его по символической цене.

В последнее время появился ряд публикаций, анализирующих пути развития коммунального аптечного сектора. Своими размышлениями делятся «регуляторы» и «операторы» коммунального аптечного сектора.

 

Казакова Виктория Сергеевна,
начальник фармацевтического управления Харьковской облгосадминистрации

Каковы задачи и функции возглавляемой вами структуры, ее роль в управлении аптеками?

Фармацевтическое управление является местным органом исполнительной власти, основная задача которого — реализация государственной и региональной политики в сфере фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения населения. Поставленная задача реализуется посредством управления деятельностью коммунальных аптечных учреждений и координации деятельности фармацевтических предприятий.

Законодательно статус аптеки двуедин: это и учреждение здравоохранения (ст. 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении), и предприятие торговли (согласно Классификатору видов экономической деятельности). Соединить на практике эти две стороны одной медали достаточно сложно, так как аптека как учреждение здравоохранения предназначена для оказания фармацевтических услуг населению. Это дает право на получение дотаций со стороны государства и налоговых льгот (например, по земельному налогу). Деятельность же аптеки как предприятия торговли направлена на получение прибыли; социальный характер работы приобретает второстепенное значение.

Одной из социальных направлений деятельности аптек является работа с социально незащищенными слоями населения. Приоритетной категорией в этом плане являются ветераны войны и труда, поскольку остальные льготные категории больных согласно постановлению КМ Украины от 17.08.98 г. № 1303 так или иначе государством защищены: для них предусмотрено медикаментозное обеспечение по бесплатным или льготным рецептам. Поэтому мы поддержали коммунальные аптеки в части усовершенствования программы по работе с ветеранами. Ранее эта ситуация решалась с помощью предоставления скидок, что не в полной мере обеспечивало должную защиту данной категории льготников. Фармуправление пересмотрело эту схему, и руководителям аптечных предприятий, которые находятся в сфере полномочий облгосадминистрации и фармуправления, было рекомендовано отпускать практически по себестоимости фармацевтическую продукцию регионального производства (около 400 единиц), основную массу которых составляют жизненно необходимые препараты. За неполных три месяца объем оборота продукции, отпускаемой ветеранам войны и труда, составил до 40% по отношению к объему реализованной продукции этой категории населения за 9 месяцев 2002 года. Эти данные говорят, прежде всего, о востребованности программы потребителем и ее экономической состоятельности для предприятий.

Ваше видение проблем коммунальной собственности в аптечном секторе?

Областная коммунальная собственность согласно законодательству находится в общей собственности территориальных громад поселков сел и городов нашей области с возложением функций по ее управлению на областные органы исполнительной власти. Однако аптеки, являясь коммунальными предприятиями, выступают арендаторами коммунального имущества. Эта ситуация порождает сразу две проблемы. Во-первых, арендная плата «вымывает» значительную часть оборотных средств аптек. Во-вторых, такая ситуация порождает неопределенность имущественных взаимоотношений субъектов, поскольку арендодатель в любой момент под видимым предлогом может потребовать расторжения договора или откажется от продления договора на новый срок без объяснения причин. В результате отказа от продления договора на новый срок была фактически приостановлена деятельность достаточно прибыльного аптечного предприятия — аптеки № 315 г. Харькова. Имеют место аналогичные ситуации и по другим коммунальным аптекам, особенно г. Харькова. Для решения этой проблемы фармуправление неоднократно инициировало вопрос о закреплении за аптеками коммунальной собственности занимаемых ими помещений на праве полного хозяйственного ведения. Считаю, есть все предпосылки для положительного решения данного вопроса.

Есть ли позитивные изменения в динамике аптечной сети?

За год моего пребывания в этой должности приоритеты в работе фармуправления смещены в сторону повышения экономической состоятельности коммунальных предприятий, потому что от экономических возможностей аптеки зависит ее социальная нагрузка.

По итогам 2002 года, порядка 40% предприятий были убыточными, сокращен отпуск по бесплатным льготным рецептам, уменьшился объем предоставляемых скидок. Для оптимизации такой ситуации была усовершенствована процедура балансовых комиссий и проведен ряд экономических мероприятий (яркий пример тому — региональная программа по работе с ветеранами войны и труда, о которой говорилось выше). Благодаря предпринятым мерам количество убыточных аптек за период I–III кв. 2003 года сокращено на 11% в сравнении с аналогичным периодом 2002 года.

Ваше мнение о задачах государственного регулирования фармотрасли.

Государственное регулирование фармацевтического бизнеса необходимо, это стратегическая отрасль и экономики, и социальной сферы.

На мой взгляд, государственный контроль может осуществляться только государственными структурами. Работа фармацевтического управления основывается на административных рычагах воздействия, что позволяет осуществлять координацию деятельности предприятий отрасли на региональном уровне. Но мы ограничены в сфере своих полномочий.

Еще одна альтернативная форма организации управления в отрасли — это общественное объединение субъектов.

Эффективной системой управления, и особенно для фармацевтической отрасли, является консолидация предприятий на экономических началах, пример которой — создание аптечного холдинга в Донецкой области. Но в этом тоже есть свои минусы — приоритетными являются экономические задачи, а социальные функции аптек, как учреждений здравоохранения, отодвигаются на второй план. Поэтому идеальным было бы создание структуры, которая может объединить в себе возможность применения и административных рычагов, и общественного влияния, и экономических стимулов.

Административный рычаг мы уже имеем. Достичь общественного влияния призван Координационный совет по фармацевтической деятельности, предложение о создании которого нами вынесено на обсуждение. Этот орган должен объединять все субъекты, имеющие отношение к фармации: от производителей до розничной сети, с участием контролирующих органов и общественных организаций фармацевтов.

Экономические рычаги воздействия возможны при объединении хозяйствующих субъектов на экономической основе, примеры таких организаций имеются во многих регионах Украины.

Что касается стабильно экономически неэффективных предприятий, то в определенных случаях для достижения положительных показателей необходимы преобразования в части изменения формы собственности или привлечения инвестиций. Трансформация формы собственности возможна только при условии соблюдения норм обеспечения населения коммунальными и государственными аптеками согласно постановлению Кабинета Министров от 19.01.98 г. № 40 (для городов с населением свыше 1 млн человек минимальные нормативы обеспечения государственными и коммунальными аптеками предполагают наличие одной аптеки с правом изготовления лекарственных средств на 60 тыс. жителей, одной аптеки без права изготовления лекарственных препаратов на 42 тыс.) и приоритетности интересов трудового коллектива. Фармуправлением, на основании анализа экономических показателей и социальной деятельности, обоснована целесообразность и необходимость обеспечения данными нормативами региона в соответствии с его территориально-административными единицами.

А что вы думаете о так называемом «намеренном банкротстве» как способе приобретения лакомого куска собственности?

Мы можем говорить, что с целью переведения аптеки в категорию стабильно убыточных и дальнейшей ее трансформации в другие формы собственности ряд руководителей применяют схему методичного ухудшения финансово-экономических показателей. Мы проводили анализ, начиная с 1998 года, тех аптек, по итогам деятельности которых у нас возникли вопросы о «неизбежности» их убытков. Возникают сомнения в обоснованности действий руководства предприятия, когда уровень кредиторской задолженности в два-три раза выше, чем товарные запасы, еще при отсутствии собственных оборотных средств. В такой ситуации у предприятия есть все предпосылки стать банкротом и быть приобретенным за копейки.

Считаю этот процесс недопустимым. Конституцией Украины закреплено, что граждане для удовлетворения своих потребностей могут пользоваться объектами права коммунальной собственности в соответствии с законом, и в стране должны быть обеспечены равные условия для предприятий всех форм собственности. Коммунальные аптеки позитивной динамикой развития еще раз подчеркивают свою конкурентоспособность и востребованность на фармацевтическом рынке.

 

Костенко Валентина Алексеевна,
заведующая аптекой № 321, г. Харьков

Аптека № 321 является одной из старейших аптек города. Основана еще в 1869 году при Александровской больнице. На протяжении более ста лет обслуживала только лечебные учреждения и была аптекой закрытого типа. В 80-х гг. минувшего столетия аптека стала хозрасчетной больничной аптекой в составе центральной районной аптеки, 1991 году получила статус самостоятельного хозяйствующего субъекта, а уже в начале 2001 был открыт торговый зал для обслуживания населения.

 

Торговый зал, аптека № 321

 

 

Сохраняя традиции, мы в полном объеме выполняем возложенные на нас социальные функции.

Обеспечиваем экстемпоральными формами, наркотическими и психотропными препаратами, спиртом детскую больницу № 19, горбольницу № 1, роддом № 5. Что касается готовых лекарственных форм, то некоторые ЛПУ закупают их у других субъектов рынка. Например, в этом году тендер на обеспечение препаратами роддома № 5 выиграла коммерческая фирма. И это несмотря на то, что в 90-е годы в течение длительного времени мы отпускали им все препараты в долг.

Учитывая традиции классической аптеки, которая всегда готовила экстемпоральную рецептуру, коллектив постоянно работает над расширением этой группы лекарственных средств: сейчас аптека готовит инъекционные растворы, микстуры, мази, порошки и капли. Процесс приготовления экстемпоральных лекарств трудоемок, затратен, приводит к значительным коммунальным платежам и не приносит большой прибыли. Но мы понимаем, что в наше нелегкое время невысокая цена индивидуально приготовленного лекарства делает лекарственную помощь более доступной.

Лекарства в основном закупаем у коммерческих фирм: у них ниже цены и они расположены недалеко от аптеки, что позволяет в сжатые сроки при необходимости доставить нужный препарат. Наркотические и психотропные препараты, спирт приходится закупать у областного аптечного склада, причем мы работаем по предоплате. В условиях работы с коммерческими фирмами нам обычно предоставляется скидка 5–10%. Отметим, что коммерческие фирмы более гибки в работе, чем склад.

Аптека имеет аптечные пункты в лечебных учреждениях, но предоставляемое место для их размещения оставляет желать лучшего. Коммерческая аптека, открывшая рядом свой пункт, имеет более выгодные условия.

Необходимо отметить, что фармуправление помогает работе аптеки, оказывая информационную и юридическую помощь.

Что касается убыточных коммунальных аптек, то, на мой взгляд, такое положение обусловлено рядом независящих от руководителей этих предприятий факторов, это не их вина, это их беда.

 

Мелега Лариса Ивановна,
заведующая аптекой № 350, г. Харьков

Наша аптека была создана в 1984 году как специализированная межбольничная аптека по обслуживанию нескольких стационарных лечебных учреждений. В аптеке имеется значительный потенциал для изготовления экстемпоральных лекарственных средств, в том числе инъекционных растворов. Однако в настоящее время аптека как звено, обеспечивающее лечебно-профилактические учреждения лекарственными препаратами промышленного производства и собственного изготовления, попала в крайне затруднительное положение. В середине 90-х годов, когда особо остро ощущался дефицит бюджетных средств, аптека дотировала больницы, и долг за отпущенные лекарства составлял от 120 до 150 тыс. гривень. Сейчас в соответствии с законодательством ЛПУ дано право свободной закупки лекарств путем проведения тендеров.

 

Дефектарская, аптека № 350

 

 

Предоставление такой свободы имеет свои недостатки: ЛПУ далеко не всегда эффективно распоряжаются бюджетными средствами, процедура проведения тендера не прозрачна, конкуренция со стороны коммерческих фирм носит недобросовестный характер. Не секрет, что некоторые из них материально стимулируют больницы с целью обеспечить свою победу в тендере. А мы такой возможности лишены. Поэтому готовые лекарства, как правило, закупаются не у нас. Незначительные заказы на экстемпоральные препараты не позволяют нам полностью загрузить производственные мощности, сейчас изготавливается 300–500 флаконов в день. Например, если ранее больницы № 2 и № 17 все необходимые лекарства закупали у нас, то сейчас мы их обеспечиваем только инъекционными растворами. Естественно, отсюда возникают убытки, но это так называемые «бумажные» убытки. В настоящее время на предприятии дебиторская задолженность не превышает кредиторской.

 

Моечная, аптека № 350

 

 

В некоторых больницах образованы больничные бюджетные аптеки. Однако это не решает проблемы обеспечения препаратами лечебного процесса: растворы, изготовляемые этими аптеками, не дешевле, чем в хозрасчетных аптеках, в результате чего неэкономно расходуются бюджетные средства. В ситуации ограниченного бюджетного финансирования переводить на содержание бюджета структуры, которые могут функционировать как хозрасчетные, вряд ли правильно.

Другой причиной сложившейся ситуации является установление экономически необоснованного ограничения в отношении торговой наценки на лекарственные препараты, отпускаемые больницам. Если бы лечебные учреждения закупали у нас весь необходимый ассортимент, то наценка в 10% была бы обоснованной. Но сейчас в основном они у нас покупают спирт, наркотические и экстемпоральные препараты.

В некоторые больницы лекарства поставляются напрямую большими партиями с областного аптечного склада и фирм, выигравших тендеры, что приводит к несоблюдению требований хранения лекарств, так как в больницах нет для этого соответствующих условий.

 

Кабинет провизора-аналитика, аптека № 350

 

 

Для повышения рентабельности нами было предпринято ряд шагов: открыты аптечные пункты в лечебных учреждениях, аптека работает совместно с академиком Н. П. Зубицкой, у предприятия арендует площадь медцентр компьютерной диагностики. Но этих мер явно недостаточно. Считаю, кардинально решит вопрос прикрепление лечебных учреждений к аптекам; совершенствование процедуры тендеров, обеспечение ее прозрачности — аптеку нельзя ставить в ряд оптовых фирм, она вместе с больницей должна проводить тендер; обеспечение условий добросовестной конкуренции.

Естественно, что только административными мерами со стороны фармуправления невозможно повысить экономические показатели аптек.

 

Лариса Алексеевна Ковтун,
заведующая аптекой № 303, г. Харьков

Аптека как лакомый кусок в настоящее время привлекательна для различного рода коммерческих структур, которые не всегда действуют в рамках закона. Так, от одной коммерческой структуры мне поступило недвусмысленное предложение о создании на базе нашей коммунальной аптеки общества с ограниченной ответственностью с закреплением за этой структурой 70% уставного фонда. Учитывая, что в таком случае будут ущемлены права трудового коллектива аптеки, я от создания ООО отказалась. Более того, нашей аптекой было принято решение о переходе на аренду, создания ООО исключительно из числа членов трудового коллектива, как того требует закон. Однако положительного решения вопроса нам не удалось добиться. Именно после этого у аптеки и начались «неприятности», причиной которых является коммерческий интерес, желание приобрести нашу аптеку незаконным путем. От нас требовали отозвать заявление о переходе на аренду. В ответ на наш отказ в аптеке начались проверки правоохранительных органов, предприятие длительное время не работало, что не могло не сказаться на его экономическом положении. Неоднократные обращения к фармуправлению не дали никаких результатов.

 

Лариса Алексеевна Ковтун, заведующая аптекой № 303, г. Харьков

 

 

Наша аптека изначально функционировала как аптека готовых лекарственных форм, занимающаяся розничной реализацией медикаментов. С развитием рыночных отношений мы оказались в достаточно сложной ситуации, поскольку рядом стали появляться в большом количестве коммерческие аптеки, конкуренция со стороны которых не всегда добросовестна. Положение усугубил и тот факт, что с 1999 г. мы перестали отпускать медикаменты по льготным рецептам. Однако считаю, что и в такой сложной ситуации аптека должна полностью выполнять социальные функции. Так, нами была введена льгота для социально незащищенных групп населения: пенсионеры, участники ликвидации аварии на ЧАЭС, ветераны войны при предъявлении удостоверения приобретают в нашей аптеке лекарства с 10-процентной скидкой. Причем льгота распространяется на все медикаменты. Эта мера дала желаемый результат: товарооборот в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6%. Длительное время аптека без увеличения штата функционировала как круглосуточная. Чтобы привлечь покупателей, в аптеке постоянно поддерживается широкий ассортимент лекарственных препаратов.

Не могу согласиться, что есть хотя бы доля нашей вины в нестабильном экономическом положении аптеки, нам просто не дают работать.

И в этом, на мой взгляд, во многом вина фармацевтического управления области. Управление должно содействовать сохранению и стабильному функционированию коммунальной аптечной сети.

На какую помощь фармацевтического управления вы рассчитываете?

В первую очередь, считаю, что фармуправление должно оказывать содействие и необходимую информационную и методическую помощь коммунальным аптекам при прохождении процедуры лицензирования, особенно в тех случаях, когда речь идет об оформлении лицензии на новый срок; оказывать помощь аптекам и в их взаимоотношениях с городскими, коммунальными службами.

Второй проблемой, лишающей нас возможности спокойно работать, является проблема с помещением. Аптека арендует занимаемое помещение, являющееся коммунальной собственностью города. И дело здесь даже не в арендной плате. Собственник вправе по окончании срока договора отказаться от его продления на новый срок, тем более, что лица, заинтересованные получить нашу аптеку, достаточно влиятельны, чтобы решение собственника состоялось не в нашу пользу. Поэтому считаю, что коммунальной аптеке занимаемое помещение должно быть передано на баланс и закреплено на праве полного хозяйственного ведения. Инициатором такого решения должно быть фармуправление. Проблема стоит очень остро, однако никакое решение не принимается.

Какой вы видите перспективу дальнейшего функционирования коммунального аптечного сектора?

Учитывая важность социальных функций коммунальных аптек, они должны быть сохранены. Быть может, необходима определенная реорганизация, изменения в управлении аптеками, однако в любом случае за аптеками должен быть сохранен статус юридических лиц.

Считаю, что должны быть внесены изменения в действующее законодательство с целью обеспечить добросовестную конкуренцию между коммерческими и коммунальными аптеками. Например, оптовые фирмы не должны иметь права на розничную реализацию лекарств, необходимо прохождение товара в цепи «производитель—оптовое звено—розничное звено», что обеспечит необходимые гарантии качества препарата.

 

От редакции

Несмотря на широкий спектр представленных на суд читателя мнений, проблемы функционирования коммунальной аптечной сети не могут быть исчерпаны рамками данной публикации. По этой причине в ближайших номерах журнала вернемся к данной теме, в чем рассчитываем на отклики и помощь читателей, представляющих различные регионы Украины.

Затронутые проблемы требуют комплексного подхода, их решение вызовет определенные трудности. Естественно, что по мановению волшебной палочки данные вопросы с повестки дня не снимутся. И в этом недостаточно полагаться только на властные структуры, осуществляющие управление в данной сфере. Исключительно важна роль общественных организаций и профессиональных объединений, ассоциаций фармацевтов. Отметим, что на всеукраинском уровне потенциал профессиональных объединений используется достаточно широко, их представители входят в состав лицензионной комиссии Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включены в состав различных рабочих групп, участвуют в законопроектном процессе. Без взаимодействия властных структур и профессиональных объединений нельзя обойтись и на региональном уровне, тем более если это касается решения проблем коммунального аптечного сектора.

Подготовили: О. Печеный, Т. Колесник





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика