Логотип журнала "Провизор"








Специфический рынок

С. Б. Пашутин, независимый эксперт

Диверсификация бизнеса — это не только «предусмотрительность», позволяющая компенсировать отдельные неудачи за счет коммерчески более успешных проектов, но в определенной степени и «всеядность», направленная на захват новых рыночных сегментов. В любом случае в умелых руках это верный способ удержаться на плаву и успешно противостоять усилению конкурентной борьбы, не говоря уже о дополнительном источнике извлечения прибыли. В то же время «опрометчивость» вкупе с «неразборчивостью» или, другими словами, неэффективная стратегия собственников по скупке разнопрофильных активов могут поставить бизнес на грань рентабельности. Причем «провальные» бизнес-проекты имеют место преимущественно при экспансии на фармрынок и практически не заметны при расширении сферы влияния той же коммерческой структуры в других отраслях экономики.

Одна из причин, по которой пробуксовывают стандартные схемы вторжения,— это излишняя самонадеянность владельцев фирмы, не учитывающих специфику рынка медикаментов. Виной тому, по большей части, является свойственная фармрынку асимметричность информации, в том числе и в виде отсутствия предостережений потенциальным инвесторам, неважно осведомленных о сложностях и особенностях данного сектора экономики, в частности, о высокой цене входа на этот весьма скудный и к тому же уже давно поделенный рынок. Ресурсы, которых с лихвой бы хватило для занятия лидирующих позиций во многих иных сферах коммерческой деятельности, не позволяют претендовать на места среди ведущих игроков фармрынка и, как следствие, на получение той нормы прибыли, которая была бы вполне доступна при работе на других рынках.

Дополнительно срабатывают корпоративные стереотипы, в рамках которых трудно ожидать, например от телекоммуникационного холдинга, финансирования в фарминдустрию адекватного денежным вливаниям в приоритетные и высокорентабельные проекты профильного бизнеса. В итоге разочарование, если не от убытков, то от низкого уровня маржи, поскольку на лекарственном рынке доминирует принцип «все или ничего» — неоптимальное вложение ресурсов, особенно на этапе позиционирования продукта, это, как правило, выброшенные на ветер деньги.

Но и обеспеченность финансами — всего лишь необходимое, но недостаточное условие, отнюдь не гарантирующее положительного результата без знания особенностей рынка, грамотной профессиональной поддержки и без кропотливой планомерной работы согласно заранее выверенной и продуманной маркетинговой стратегии. Действительно, располагая свободными ресурсами и не будучи компетентным в вопросах фармбизнеса, трудно устоять перед соблазном занять тот или иной условно привлекательный сегмент лекарственного рынка, особенно при наличии формально убедительного технико-экономического обоснования. Но без подкрепления серьезными и заслуживающими доверия экспертными заключениями демонстрация основных выгод, например от фармпроизводства, обычно является или провокацией по недомыслию, или, по разным причинам, умышленным вводом в заблуждение.

Выведение на рынок узнаваемой, а значит, и востребованной потребителями торговой марки является весьма длительным и дорогостоящим мероприятием, которое к тому же не гарантирует безусловного успеха и возврата потраченных на позиционирование финансовых ресурсов. Ведь ничего не стоит грандам мировой фарминдустрии, с целью завоевания отдельных сегментов российского фармрынка, сделать свои цены, на те же вакцины например, гораздо более привлекательными, чем у того же «Медико-технологического холдинга» от АФК «Система», что однозначно приведет к победе здравого смысла над благородными по форме, но лукавыми по содержанию призывами поддержать отечественного производителя.

Таким образом, успешная диверсификация должна осуществляться с учетом сложившейся расстановки сил, а также при достаточном количестве финансовых ресурсов и исключительно профессиональном подходе к внедрению на фармрынок. При соблюдении вышеперечисленных условий больше шансов преуспеть будет в том случае, если каким-либо способом удастся уменьшить барьер входа на рынок медикаментов. В частности, такой возможностью невольно располагают, но пока не пользуются, скорее всего в связи с информационной и прочей непрозрачностью фармрынка, крупные сырьевые компании с наличием непрофильных активов в своем инвестиционном портфеле.

По материалам газеты «Фармацевтический вестник»





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика