Логотип журнала "Провизор"








Fide, sed cui fidas, vide

Доверяй, но смотри, кому доверяешь

Ю. В. Федорчук, начальник отдела маркетинга, ОАО «Фармацевтическая компания «Здоровье»

Честно признаемся, что подобные статьи не пишутся в отопленной тиши кабинетов отдела маркетинга Фармацевтической компании «Здоровье». Неизменно они начинаются одним и тем же стандартным гимнастическим трюком: перелезанием через заводскую стену и столь же изящным перемещением за прилавок аптеки.

Подобное действие (признаемся, более психологического, нежели десантно-физического плана) позволяет оторваться от своего «производительского» гипноза влюбленности в свои препараты и подробно рассмотреть, какие преимущества эти препараты сулят ключевой фигуре, т. е. аптечному работнику, несущей покупателям здоровье (в том числе и «Здоровье»), а производителю — возврат денег.

«В поисках преимуществ»

  1. Итак, я формирую ассортимент аптеки, учитывая динамику спроса на различные группы товара, которая, в свою очередь, определяется распространенностью патологии и эффективностью препарата в лечении той или иной патологии (переведем все на русский язык: «ходовой товар»).
  2. Заказывая препарат, я сталкиваюсь с массой его аналогов (копий), которые зачастую затрудняют мой выбор: — ведь я ценю своих клиентов; я стараюсь экономить их деньги, предлагая оптимальный вариант «цена—качество» («что же выбрать..?»)
  3. Наконец, я ищу дистрибьютора, который привезет мне товар быстро, не будет особенно торопить с оплатой и при этом по цене, глубоко удовлетворяющей мои хозяйственно-экономические потребности (что называется «быстро и дешево»).

НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛИ? ТОГДА ПРИСТУПАЕМ К ПАРАГРАФУ «НАПРИМЕР»

1) Начнем сначала

В Перечне зарегистрированных в Украине препаратов, содержащих в качестве действующего вещества флуконазол для перорального приема (табл. 1), с удивлением отметим 22 зарегистрированные торговые марки — и это все на основе одного действующего вещества (назовем эту ситуацию «лавинообразный рост регистраций»).

 

Таблица 1. Препараты различных производителей, содержащие флуконазол, зарегистрированные в Украине

Название Дата регистрации
Дифлазон, KRKA 16.01.02
Дифлюзол, Киевмедпрепарат ОАО 01.10.01
Дифлюкан®, Pfizer SA 02.04.02
Медофлюкон, Medochemie 01.07.02
Микомакс, Lechiva 22.11.01
Микосист, Gedeon Richter 11.05.00
Тиерлит, Bros 27.10.00
Флугал, Square Pharmaceuticals 07.07.99
Флукон, Nabros Pharma 01.07.02
Флуконаз, Makpar 21.05.03
Флуконаз, Scan Biotech 08.04.03
Флуконазол, Genom Biotech 09.12.02
Флуконазол, Stalion Laboratories 21.05.03
Флуконазол, Астрафарм 02.09.03
Флуконазол, Витамины ОАО 08.04.03
Флуконазол, Здоровье ООО ФК 06.11.00
Флуконазол, Технолог ЗАО 16.07.02
Флуконазол-Авант, Seda Pharm 04.04.03
Флюзак, FDC Ltd 30.10.01
Флюконазол, Camlin Limited 10.02.03
Форкан, Cipla 08.05.02
Фунголон, BalkanpharmaRazgrad 22.10.01

«Почему»?

По данным ВОЗ каждый пятый житель Земли страдает тем или иным поверхностным микозом [8].

Флуконазол — системный антимикотический препарат для лечения грибковых поражений ногтей, кожи, слизистых оболочек, а также внутренних органов, применяемый более чем в 50 странах мира.

В настоящее время Флуконазол является препаратом № 1 для лечения оппортунистических инфекций, вызываемых грибком рода Candida. Перечень показаний к применению представлен в таблице 2.

 

Таблица 2. Показания к применению флуконазола

Показания к применению Способ применения и дозы
Профилактика осложнений антибиотикотерапии По 50–200 мг в сутки на фоне лечения антибиотиками. Курс лечения — 7–10 дней [1].
Лечение и профилактика рецидивов вагинального кандидоза В большинстве случаев достаточным является однократное пероральное применение в дозе 150 мг [1, 3, 5, 8, 9]. Многие авторы отмечают увеличение эффективности лечения (до 95%) при двукратном применении флуконазола (первая доза 150 мг 1-й день, вторая доза 150 мг — на 6-й день) [6, 7].
При хронических рецидивирующих и персистирующих формах вульвовагинального кандидоза после стандартного курса терапии для предотвращения рецидива назначают по 50 мг флуконазола ежедневно в течение 14 дней или по 150 мг дважды с интервалом в 1 неделю. Затем рекомендуется прием препарата в дозе 100 мг каждую неделю в течение 6 месяцев [3].
Лечение онихомикозов Пульс-терапия: 150 мг 1 раз в неделю. Лечение продолжается до замещения инфицированного ногтя (4–6 месяцев при поражении ногтей на руках; 9-12 месяцев — на ногах) [2, 4, 5]. Дозу можно увеличить до 300 мг в неделю до полного отрастания ногтевой пластинки.
С профилактической целью назначают от 50 до 400 мг в сутки в зависимости от риска развития грибковой инфекции.
Микозы гладкой кожи 150 мг в неделю или 50–100 мг в день. Длительность курса зависит от тяжести заболевания.

 

Несмотря на обилие схем, доз, показаний к применению, Флуконазол зачастую вызывает стойкую ассоциацию, имя которой — «вагинальный кандидоз».

Интересно отметить, что «популярность патологии» косвенно подтверждается цифрами продаж: в 2002 г. в Украине через розничную сеть было реализовано 335900 капсул (в дозировке 150 мг — однократная дозировка для лечения вагинального кандидоза) флуконазолов различных производителей (по данным KSK Trading S. A.). В России эта цифра составила 1418291 капсулу (данные ЗАО «Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»).

То есть около 400 тысяч женщин Украины в 2002 году лечились от неприятной болезни (в том числе и герои программы «Здоровая семейка», транслируемой ТРК «ЭРА», выбравшие для себя Флуконазол производства Фармацевтической компании «Здоровье», чеканно проговаривая «Я обираю «Здоров’я»!).

2) Что же выбрать? (повторный задумчивый взгляд на таблицу регистраций)

«…А по-моему они одинаковые…»

Выбор? Естественно, не стоит проводить какие-либо эксперименты за своим аптечным прилавком, выясняя, что же лучше. Задача проще, но она связана с анализом, а оттого очень серьезна.

Обратимся к цифрам (рис. 1).

 

Рисунок 1. Доля общих продаж Флуконазолов в дозировке 150 мг (в пересчете на 1 капсулу) за второй квартал 2003 года по данным KSK Trading S. A.

 

Итак, около 60% продаж 2-го квартала 2003 г. всех препаратов флуконазола — это Флуконазол производства Фармацевтической компании «Здоровье».

Наверное, на фактор выбора сильно влияет цена препарата?

Мы видим, что Флуконазол производства Фармацевтической компании «Здоровье» имеет не самую низкую цену, да и в ценовом ряду немало флуконазолов других производителей (рис. 2). Вероятно, есть иной, более значимый фактор.

 

Рисунок 2. Среднерыночные цены препарата Флуконазол 0,15 мг (в пересчете на 1 капсулу) различных производителей

 

В чем же кроется секрет успеха?

Доверие практикующих врачей-дерматологов (рис. 3).

 

Рисунок 3. Доверие практикующих врачей-дерматологов

 

Представленный график отражает заветный принцип: «купуй українське» и наглядно демонстрирует: а) высокую оценку эффективности Флуконазола («Здоровье»); б) самую высокую частоту назначений (повторный взгляд — «Продажи…»)

«Скромное обаяние генерика»: лучше хорошее подражание, чем плохое самовыражение

«…Что смешно: те лекарства, что подробно делаем, точно выдерживая технологию, сами и глотаем. А потом слышны медицинские крики — как же, точно по формуле СН3СОС2Н5 плюс метилхлотилгидрат на пару не помогает, а точно такая же швейцарская сволочь эту бациллу берет. Опять проверяем СН3СОС2Н5 на пару — не берет, и, что особенно противно, названия у них одинаковые. Опять говорю — нам же самим это глотать…»

М. И. Жванецкий

Для препарата-генерика, коим является Флуконазол, идеалом является его сходство (идентичность, эквивалентность) оригинальному. При условии грамотно подобранного состава, оптимальной технологии, качества производственного процесса подобное сходство (идентичность, эквивалентность) достижимо. Но тогда, что же укажет нам на это сходство?

Биоэквивалентность

Биоэквивалентность — идентичность двух фармацевтически эквивалентных лекарственных средств по основным фармакокинетическим параметрам. К этим параметрам относят степень и скорость всасывания лекарства, время достижения и уровень максимальной концентрации в крови, характер его распределения в тканях и жидкостях организма и т. д.

Проблемной лабораторией по изучению, внедрению, производству и маркетингу лекарственных средств РАМН, г. Москва (Россия), проводилось изучение фармакокинетики и биоэквивалентности капсул Флуконазол производства Фармацевтической компании «Здоровье» в сравнении с капсулами Дифлюкан производства фирмы «Пфайзер». Исследование показало (рис. 4), что сравниваемые лекарственные формы флуконазола (капсулы 150 мг) биоэквивалентны.

 

Рисунок 4. Усредненные фармакокинетические кривые

 

Возвращаясь к формуле «цена—качество»: обзор цен.

3) Наконец, «быстро и дешево»: к вопросу оптимальной дистрибьюции

Какие же преимущества мне дает дистрибьюция флуконазола?

  • Фактор единой цены для всей страны (единая цена: предоплата/отсрочка/до 25 дней — различий в цене НЕТ).
  • Возможность возврата продукции.
  • Оптимальный сервис.
  • Высокая скорость доставки.

magna et veritas, et praevalebit

(Нет ничего превыше истины, и она восторжествует)

 

Таким образом, перед глазами мозаика различных фактов, которые необходимо объединить в единую убедительную (убеждающую) модель.

  1. Системный антимикотик флуконазол — высоко актуальное лекарственное средство в разрезе:
    • oраспространенность патологии;
    • oэффективность, безопасность, удобство применения препарата.
  2. Рынок флуконазолов непрерывно («опарообразно») растет.
  3. Лидером в данной группе препаратов являются капсулы Флуконазола производства Фармацевтической компании «Здоровье».
  4. Объяснением приверженности данной торговой марке могут служить результаты исследований по «идентичности» (биоэквивалентности) препарата оригинальному препарату.
  5. Сочетание свойств «оптимальная цена—качество» позволяет рассматривать капсулы Флуконазол «Здоровье» как наиболее перспективный продукт в своей фармакотерапевтической группе.

В качестве заключения

А теперь вновь проводим наш гимнастический трюк, но уже в обратной последовательности и оказываемся в своем кожаном и уютном кресле.

Из него мы четко видим логику аптечного работника. Видим проблемы, стоящие перед ним, вопросы, на которые необходимо получать ответы. В этой статье на некоторые из них мы старались ответить. Удалось? Судить вам…

Литература

  1. Бурова С. А. Лечение и профилактика системных микозов. Материалы V Российского национального конгресса «Человек и лекарство».— Москва, 1998.— С. 35–36.
  2. Большая Российская энциклопедия лекарственных средств. Том 2.— М.: Ремедиум, 2001.— С. 692-693.
  3. Сергеев А. Ю., Сергеев Ю. В. Грибковые инфекции. Руководство для врачей. М.: ООО «Бином-пресс», 2003.— 440 с.
  4. Сергеев А. Ю., Сергеев Ю. В. Онихомикозы. Грибковые инфекции ногтей.— М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1998.— 126 с.
  5. Профилактика, диагностика и фармакотерапия некоторых инфекционных заболеваний. Лекции для практикующих врачей.— Москва, 2002.— С. 214–224.
  6. Кандидозный вульвовагинит (патогенез, клиника, диагностика, современные принципы терапии). Методическое пособие для врачей акушеров-гинекологов.— Москва, 2002.— 24 с.
  7. Бурова С. А. Комплексное лечение больных кандидозными вульвовагинитами с использованием дифлюкана. Тезисы докладов научно-практической конференции // Новое в диагностике и лечении заболеваний, передающихся половым путем и болезней кожи. Москва, 22–23 октября 1997 г.
  8. Белобородова Н. В. Кандидоз и этиотропная терапия // Клиническая микробиология и антимикробная терапия.— 1998.— № 5.
  9. Роговская С. И., Прилепская В. Н., Байрамова Г. Р. Опыт применения дифлюкана при лечении генитального кандидоза // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов.— 1997.— № 1.— С. 100–101.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика