Логотип журнала "Провизор"








Не только для чистоты, но и для красоты

Александра Пташинская, журнал «Провизор»

Все согласятся с утверждением, что организм — это единая система. Внешний вид кожи и волос человека во многом отражают общее состояние его здоровья. Волосы являются одним из самых чувствительных элементов нашего организма, с одной стороны, и наиболее подвержены различным внешним и внутренним воздействиям — с другой.

Аптека издавна была местом продажи товаров не только для выздоровления, но и для поддержания чистоты и красоты — неотъемлемых составляющих здоровья. Сегодня все больше парфюмерно-косметических товаров находят свое место на аптечных полках. Среди средств по уходу за волосами наиболее популярными являются шампуни. Именно о них пойдет речь.

Рожденный в аптеке

Шампунь, в привычном нам виде, изобретение достаточно современное — в этом году ему исполняется 70 лет. Хотя средство для мытья волос стало называться шампунем (Schaumpoon) несколько раньше, а именно в 1919 г., правда, тогда он был порошкообразным.

История его создания началась в аптеке, которую в 1898 году открыл Ханс Шварцкопф. Будучи химиком по образованию, он не мог довольствоваться только торгово-посреднической деятельностью. Уже первые косметические средства, составленные по собственным рецептам, принесли ему славу и популярность. Вскоре компания «Шварцкопф» превратилась в одно из крупнейших в мире предприятий по продаже товаров личной гигиены. Долгая научно-исследовательская работа навела не желающего останавливаться на достигнутом Шварцкопфа на мысль о создании «жидкого мыла» для ухода за волосами. Создание прототипа современного шампуня продолжалось шесть лет. И в 1933 году появилось первое бесщелочное средство — шампунь Onalkali, получивший всеобщее признание. То, что сегодня является обычным средством по уходу за волосами, 70 лет назад совершило революцию на потребительском рынке.

Шампунь сегодня

В настоящее время объем мирового рынка средств по уходу за волосами оценивается в 26 млрд долл. США. Больше всего на средства по уходу за волосами тратят в Японии (32,60 долларов на человека), за ней с небольшим отрывом следует Германия (27,20 долларов), Франция (25,60 долларов) и Великобритания (20,40 долларов). Годовой прирост объема мирового рынка средств по уходу за волосами в 1996-2000 гг.— 1,4%. Что касается рынка косметики по уходу за волосами для мужчин, то ежегодный прирост этого сегмента рынка в общемировом масштабе составляет 14,2%, где ведущая роль принадлежит краскам для волос.

Сегодня шампунь — самый употребляемый косметический продукт, к которому предъявляются очень высокие требования. При разработке новинок большое значение отводится способностям производителя заинтересовать потребителя преимуществами производимой продукции. Одна из стратегий в данной области состоит в том, чтобы добавлять в выпускаемые ими серии средств по уходу за волосами витамины и минеральные соединения, такие как кератин, глюкасил и др. При этом проводятся активные кампании по разъяснению потребителям пользы этих добавок для здоровья волос. Потребители стали чаще делать покупки в магазинах и аптеках, поскольку рынки и лотки не дают гарантий качества и цивилизованных условий для выбора товара, а также там весьма ограничена возможность получить квалифицированную консультацию.

Сегодня нерациональное питание, гиповитаминоз, стрессы, нарушение обменных процессов в организме, неблагоприятные природные факторы оказывают все большее влияние на наш организм, что не может не сказаться на здоровье наших волос. Все чаще для поддержания красоты волос требуется не только грамотно подобрать шампунь (что при огромном их выборе тоже не простая задача), но и использовать различные кондиционеры, бальзамы, ополаскиватели, маски, а возможно, и медикаментозную терапию. И, к сожалению, не всегда есть возможность и желание посетить врача. Но всегда приятно получить квалифицированный совет. И в этом случае роль сотрудника аптеки трудно переоценить. Он как никто другой сможет справиться с ролью консультанта, помогая выбрать не только средство по уходу за волосами, но и советуя витамины или парафармацевтическую продукцию для решения проблем с волосами или их предотвращения.

В помощь провизору

Из всего спектра процедур по уходу за волосами мытье является самым важным компонентом, поскольку преследует как гигиенические, так и косметические цели. Для здоровых волос правильное и своевременное мытье является минимально достаточной процедурой.

Частота мытья решается индивидуально — от каждодневного до 1 раза в 8-10 дней; для здоровых волос нормальной жирности вполне достаточно 1 раза в 4–5 дней.

Для упрощения процесса определения типа волос приводим таблицу. Следует отметить, что однозначных и безоговорочных критериев нет — все они в той или иной степени относительны.

 

Таблица. Критерии определения типа волос

  Нормальные Жирные Сухие Смешанные (жирные корни, сухие кончики)
Частота мытья волос 1 раз в 2-3 дня Каждый день 1 раз в 6-7 дней 1 раз в 3-4 дня
Корни Сразу после мытья нормальные, к концу 3-го дня — жирные Сразу после мытья нормальные, к концу первого дня — жирные Сразу после мытья — сухие, на 3–4 день нормальные, к концу 7-го дня — жирные Сразу после мытья нормальные, на 2–3 день — жирные
Кончики (при длине волос от 20 см.) Нормальные или суховатые; иногда секущиеся Не секутся Сухие, секущиеся, ломкие Сухие, секущиеся
Блеск волос (фактор, сильно зависящий от применяемого шампуня) Сразу после мытья — чистый блеск, к концу 2-3 дня — у корней «жирный» блеск Сразу после мытья — чистый блеск, к середине первого дня — «жирный» блеск Сразу после мытья — блеск недостаточно интенсивный, хотя и присутствует, затем тускнеет. Сразу после мытья — чистый блеск у корней, недостаточно интенсивный — на кончиках. Через 3-4 дня — «жирный» блеск у корней и никакого блеска на кончиках.
Электризация Очень редко Почти никогда Очень часто Чаще кончики
Пышность При прочих равных условиях — удовлетворительная Сразу после мытья — неплохая, затем — «жирные сосульки» Чаще повышенная (волосы разлетаются) У корней — обычная, кончики «разлетаются»
Как поддаются укладке (без стайлинговых средств) Хорошо (если волосы не очень толстые) Укладке поддаются неплохо, но держится она недолго Плохо поддаются Прикорневые варианты способны продержаться некоторое время
Основной принцип ухода Мыть 2 раза в неделю шампунем для нормальных волос; периодически использовать маски для поддержания здоровья волос; химия, окраска волос и прочие парикмахерские процедуры не противопоказаны в разумных пределах Мыть каждый день или через день мягким шампунем для ежедневного мытья, иногда (1 раз в 10-14 дней) используя шампунь для жирных волос. Масками не увлекаться. Химия, окраска волос рекомендуются. Скорректировать диету. Мыть голову 1 раз в 5-6 дней увлажняющими шампунями, регулярно пользоваться увлажняющими масками, кремами и прочими увлажняющими средствами в промежутках между использованием шампуня. Химия и окраска волос не рекомендуется. Регулярно состригать кончики. Скорректировать диету. Мыть голову 2 раза в неделю мягким шампунем для ежедневного употребления, изредка (1 раз в 12-14 дней) используя шампунь для жирных волос. Особое внимание к сухим кончикам — маски и кремы на концы волос. Регулярно состригать кончики.

 

Оптимальная температура для мытья волос составляет 35–45°С. Благотворно влияет на волосы использование ополаскивателей. Для ополаскивания можно использовать как готовые составы, так и приготовленные самостоятельно.

Как правило, все современные шампуни имеют слабокислую среду, максимально приближенную к нашей коже и волосам. Действуют они заметно мягче, чем мыло.

Условно все существующие шампуни можно разделить на следующие группы: обычные нейтральные (предназначенные только для очищения), лечебные или ухаживающие, оттеночные, для глубокой очистки.

Состав шампуней варьируется, но чаще всего он содержит следующие компоненты: детергенты (или сурфактанты); поверхностно-активные вещества (ПАВ; бывают жесткими или мягкими); антиоксиданты; антисептики; вещества-носители; хелаты и многие другие.

Лечебные шампуни предназначены не для ухода, а для лечения, например от перхоти. Они отличаются более глубоким воздействием на волосы и кожу головы. Рассчитаны лечебные шампуни не на постоянное использование, а на курсовое применение.

Несколько слов о болезненной чаще «мужской» проблеме — облысении. Известно, что у мужчин, предрасположенных к облысению, сосудистый аппарат волосяного фолликула обладает повышенной чувствительностью к мужским половым гормонам (андрогенам), в частности, к дигидротестостерону, а также к ферменту 5-альфа-редуктазе, которая превращает тестостерон в дигидротестостерон. В период полового созревания, когда количество андрогенов в крови повышено, сосуды фолликула стойко спазмируются, питание волосяного фолликула нарушается, и, как результат, возникает облысение (еще Гиппократ говорил, что евнухи не лысеют). Важно отметить, что такой повышенной чувствительностью к андрогенам обладают только волосы определенных зон головы, но никак не все волосы на теле человека. На этом базируется основной принцип лечения, основанный на понимании этого механизма: не подавлять выработку мужских гормонов в организме (вряд ли какой мужчина скажет вам за это спасибо), особенно если содержание их в норме, а уменьшить чувствительность к ним сосудистого аппарата волосяного фолликула в андрогензависимой зоне кожи головы. Андрогензависимая зона кожи головы у мужчин — лоб, макушка и затылок. Зато фолликулы волос, расположенных ниже затылка, ближе к шее, не являются андогензависимыми. Данный феномен используется для пересадки волос из этой зоны на облысевшие участки кожи головы.

Шампунь будущего — это индивидуализированный продукт

В будущем увеличится производство шампуней не только для разных типов волос, но и для различных возрастных групп с учетом состояния кожи головы. Вероятно, можно ожидать появления компьютерных программ, которые по состоянию волос будут составлять индивидуальную рецептуру шампуня, учитывая, прежде всего, стремление потребителя видеть свои волосы здоровыми и красивыми, не зависимо от негативных воздействий окружающей среды, ухудшающейся экологической ситуации и погодных условий. И если наши прогнозы воплотятся, то роль аптек как места продвижения и продажи средств по уходу за волосами возрастет многократно.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика