Логотип журнала "Провизор"








Осознанная необходимость

Л. В. Львова, канд. биол. наук

Валеология — не альтернатива нозологической медицине, а дополнение к ней, расширение границ медицины вообще; вместе с учением о болезни (патологией) и учением об оптимальной среде обитания (гигиеной) валеология может стать основой разработки общей теории медицины и новой стратегией практического здравоохранения.

Геннадий Апанасенко, профессор, один из основателей украинской школы валеологии

Истоки

В середине прошлого века, когда стало ясно, что структура заболеваемости кардинально изменилась, что инфекционная заболеваемость отошла на второй план, уступив «пальму первенства» хронической неинфекционной заболеваемости (в первую очередь, онкозаболеваниям и сердечно-сосудистым болезням), на Западе началась вторая эпидемиологическая революция. Эпидеомиологические и гигиенические исследования были переориентированы с инфекционной патологии на хроническую неинфекционную заболеваемость.

В результате к 60-м годам перечень губительных заболеваний пополнился хроническими неспецифическими бронхолегочными болезнями, эндокринопатиями, иммуноаллергической патологией, язвенной болезнью, психическими болезнями, хроническими поражениями печени, почек и кишечника. Были обнаружены и факторы риска болезней цивилизации. Ими оказались психоэмоциональный стресс, нерациональное питание и различные экологические факторы.

Поначалу казалось, что стоит устранить факторы риска, и болезнь исчезнет. На практике попытки подобного рода потерпели фиаско. Больной бросал курить, а хронический бронхит не проходил. Больной исключал из рациона соль, а хроническая гипертензия не исчезала.

Тогда-то западные гигиенисты и пришли к выводу, что единственная возможность снижения заболеваемости состоит в предупреждающем воздействии на факторы риска с целью недопущения болезней цивилизации. Проще говоря, в здоровом образе жизни, предполагающем отказ от вредных привычек, активные занятия физкультурой, рациональное питание, умение справляться со стрессом, рациональный режим труда и отдыха. В основу здорового образа жизни был положен принцип личной ответственности человека за свое здоровье.

В 70-е годы внедрение здорового образа жизни, спланированное и реализованное на государственном уровне в комплексе с экологическими мерами по нейтрализации болезнетворных факторов риска, начало приносить плоды: в США, Японии, Финляндии, ФРГ и Канаде смертность от сердечно-сосудистой патологии — главной формы хронической неинфекционной заболеваемости — снизилась почти на 40%.

Так обстояли дела за рубежом.

В Советском Союзе гигиеническая наука, по выражению одного из российских валеологов, пребывала в состоянии «летаргического сна» по отношению к вопросам индивидуального здоровья человека, хотя с задачами охраны общественного здоровья справлялась успешно: в 60-х годах советскую систему профилактической медицины Всемирная организация здравоохранения признала наиболее передовой.

Правда, в конце 60-х российский патолог С. М. Павленко и украинский патолог С. Ф. Олейник попытались обосновать научное направление под названием «санология», определив его как «общее учение о противодействии организма болезни», и, отметив при этом, что в основе противодействия лежит саногенез — динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя. К сожалению, медицинская общественность концепцию саногенеза не признала. Долгие годы она (т. е. концепция) пребывала в забвении, пока в конце 80-х академик Ю. П. Лисицын в серии статей не «реанимировал» понятие санологии, назвав ее теорией общественного здоровья, базовым понятием которой является образ жизни.

В 1982 году выпускник Военно-морской медицинской академии И. И. Брехман заговорил о необходимости изменения всей стратегии тогдашнего здравоохранения путем изучения этиологии, диагностики качества и количества здоровья индивида. Он же сформулировал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Новое научное направление И. И. Брехман назвал валеологией («valeo» в переводе с латыни означает «здравствовать»). А пять лет спустя увидела свет его первая монография «Введение в валеологию — науку о здоровье», где он утверждал, что валеология — наука интегральная и не должна ограничиваться одной только медициной. Напротив. Помимо медицины в ее основе должны лежать экология, биология и психология.

Годом раньше, в 1986 году, Главное управление учебных заведений МЗ СССР утвердило «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов». Вскоре в Алтайском медицинском институте было разработано первое пособие по валеологии для студентов-медиков.

В 1992 году исследованием проблем валеологии занялись специалисты Научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ России. К этому времени во Владивостоке на базе Научно-координационного центра валеологии, созданного И. И. Брехманом, начинается систематический выпуск сборников научных трудов под названием «Валеология», в которых освещаются важнейшие проблемы юной науки.

Двумя годами позже Российский институт профилактической медицины начинает проводить ежегодные конгрессы по проблемам профилактической медицины. На первом конгрессе валеологическая проблематика рассматривается лишь в нескольких докладах. На втором — проблемам валеологии посвящается секционное заседание, где ведущие валеологи СНГ (в том числе и профессор Г. Л. Апанасенко, руководитель кафедры спортивной медицины и санологии при Киевском институте усовершенствования врачей (сейчас это Киевская медицинская академия последипломного образования) — первой в мире кафедры, начавшей готовить врачей-валеологов) весьма убедительно аргументировали востребованность валеологии как науки и ее роль в профилактической медицине. В результате очередной третий конгресс получил новое название — «Профилактическая медицина и валеология».

Начиная с 1995 года, с легкой руки руководителя Федерального центра валеологии России Н. К. Смирнова, валеологию стали подразделять на общую, медицинскую и педагогическую.

Медицинская валеология, в свою очередь, делится на экологическую профилактическую валеологию и физиологическую организменную гомеостатическую валеологию.

Валеологи-профилактики, считая, что «основным механизмом управления здоровьем является создание здоровой среды обитания», работают над созданием эффективных комплексных систем нейтрализации вредных факторов и занимаются организацией рационального питания. (Иными словами, разрабатывают и производят лечебно-профилактические продукты, продукты питания с заданными свойствами и пищевые добавки, низкокалорийные продукты и сорбенты.) Кроме того, они занимаются организацией клубов здоровья и рекреационных центров с довольно внушительным набором различных методик оздоровления.

В отличие от валеологов-профилактиков валеологов-физиологов окружающая среда, в сущности, не интересует. Их, прежде всего, интересует сам человек, его устойчивость к неблагоприятным факторам (как экологическим, так и социальным). Главную свою задачу валеологи-физиологи видят в проведении донозологической оценочной физиологической диагностики гомеостатических показателей, которая позволяет вынести окончательный вердикт: здоров, практически здоров или относится к группе риска и нуждается в наблюдении и коррекции.

Центральным понятием физиологической организменной гомеостатической валеологии выступает так называемое третье состояние. Одни третье состояние определяют как промежуточное между здоровьем и болезнью. Другие обозначают его как состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Но все единодушны в том, что третье состояние «можно достоверно зарегистрировать специальными приборами по обнаружению смещения гомеостатических показателей (а чаще всего — значений взаимоотношений гомеостатических показателей) в заранее определенные зоны, угрожающие срывом гомеостатической устойчивости организма в целом».

Основное свойство третьего состояния — обратимость. Иначе говоря, возвращение гомеостатических показателей к норме, естественно, после проведения соответствующих оздоровительных мероприятий. И поскольку физиологическая валеология не оперирует специфическими гомеостатическими показателями, верифицирующими ранние стадии конкретной болезни, то для нормализации состояния в ней преимущественно используется холистический подход, предполагающий оздоровление организма в целом.

Хатха-йога, цигун-терапия, фитотерапия, очищение органов и систем, мануальная коррекция, массаж, оздоровительные физические и гипоксические тренировки, психоанализ и психосинтез, гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование, библиотерапия, шиатсу, гелиотерапия, гомеотерапия — это далеко не полный перечень оздоровительных методик из арсенала валеологов-физиологов, предназначенный для обеспечения полного физического, ментального и социального благополучия индивида. (Именно так Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье человека.)

Первая и единственная

На Западе здоровому образу жизни школьников учат на уроках health promotion или health education. В соседней России — на уроках валеологии (что, мягко говоря, вызывает обеспокоенность Православной Церкви, ибо, по мнению доктора медицинских наук иеромонаха Анатолия, «валеология как наука о здоровье не соответствует своему названию, поскольку содержание преподавания направлено не на развитие здорового образа жизни, а на развитие у детей блуда, прелюбодеяния, обмана, плотолюбия, а также связей с демоническим миром».)

В Украине «наука о здоровье» — предмет так называемого школьного компонента, т. е. той части учебного плана, которую школа выбирает сама. Судя по тому, что в прошлом году профессии педагог-валеолог, ассистент педагога-валеолога, методист-валеолог, научный сотрудник-валеолог (а специальности «валеология» нет, это наука) внесены в перечень профессий и в соответствии с приказом Министерства образования Украины ВУЗы получили право готовить специалистов-валеологов, можно надеяться, что в ближайшее время и у нас валеология из разряда факультативных предметов перейдет в разряд предметов обязательных.

В Харьковском национальном университете подготовкой специалистов займется кафедра валеологии факультета последипломного образования, созданная три года назад и возглавляемая доктором биологических наук, профессором Марией Степановной Гончаренко. Начиная со следующего года, на факультете можно будет получить второе высшее образование по специальности «валеология». Пока же на кафедре можно пройти курсы переподготовки или повышения квалификации, дающие право работать валеологом.

Здесь же, в Харьковском национальном университете, под руководством профессора Гончаренко уже шесть лет функционирует первая (и единственная) в Украине межфакультетская научно-исследовательская валеологическая лаборатория.

С первых дней своего существования лаборатория работает по национальной программе «Дети Украины» над «разработкой системы валеологического обеспечения жизнедеятельности детей и молодежи Украины».

За это время в лаборатории разработан оригинальный прибор для психофизиологической диагностики детей. Созданы диагностические программы, в том числе для оценки их индивидуальных биоритмологических особенностей. Польза от программ налицо. Мало того, что они позволяют формировать классы из «сов» и «жаворонков», с их помощью можно еще достаточно точно предсказать неблагоприятные для ребенка дни, связанные со спадом работоспособности, всплеском эмоциональной восприимчивости или ослаблением иммунного статуса. Все это, конечно же, очень важно. Не зря ведь бытует поговорка: предупрежден — значит, вооружен. Тем не менее, главной задачей лаборатории традиционно остается создание пищевых фитокорректоров на базе местного растительного сырья. Причин тому несколько.

Во-первых, неблагоприятная экологическая обстановка, весьма способствующая возникновению различных патологий желудочно-кишечного тракта и аллергических заболеваний. Во-вторых, нынешняя реформа школьного образования с ее довольно насыщенной программой обучения, которое, к тому же, начинается с шести лет. Причем для многих детей к обязательной школьной нагрузке добавляется изучение языков или посещение компьютерных кружков, что здоровья, к сожалению, не прибавляет. Определенную (и немалую) роль играет отсутствие полноценного, богатого витаминами питания. И это при том, что при больших нагрузках организм нуждается в большем количестве витаминов. Казалось бы, при нынешнем витаминном изобилии восполнить недостаток витаминов легко. Но, как показывает практика, многие синтетические витамины не очень хорошо усваиваются организмом. Те же из них, которые лишены этого недостатка, многим недоступны из-за высокой стоимости.

Сегодня в активе лаборатории семь фиточаев и несколько сиропов.

Сезонные фиточаи рассчитаны на курсовое использование на протяжении соответствующего времени года: их состав подобран с учетом наиболее уязвимых в этот период органов и систем организма. Профилактические чаи предназначены детям, имеющим склонность к аллергии, церебральной дистонии и заболеваниям ЖКТ. И те, и другие, по словам старшего научного сотрудника валеологической лаборатории, кандидата биологических наук Елены Олеговны Коноваловой, желаемый эффект обеспечивают. Правда, полный оздоравливающий эффект наблюдался только в экологически благополучных регионах. Для районов с плохой экологией они не подходят.

Что касается сиропов, то они обладают более выраженным профилактическим действием. Свидетельство тому — результаты пятилетнего изучения влияния сиропа «Валеотон» на состояние здоровья практически здоровых детей разного возраста — дошкольников, школьников младшего и среднего возраста — с учетом региона проживания, экологической и антропологической нагрузки.

Для комплексного валеологического обследования использовалось несколько методов.

Уровень развития физиологических систем организма оценивался по адаптационному потенциалу Баевского (позволяющему оценить функциональные возможности организма в целом) и с помощью показателя здоровья, определяемого по пяти индексам, которые, неся информацию о физическом развитии и приспособительных способностях дыхательной и сердечно-сосудистой систем, позволят выявить в организме «уязвимые точки». Количественная оценка состояния регуляторного аппарата сердечно-сосудистой системы осуществлялась методом вариационной пульсометрии.

Физиологическое состояние и биологический возраст детей оценивались по величине электрокинетического сдвига ядер клеток буккального эпителия.

Для оценки антропогенного загрязнения среды макро- и микроэлементами — K, Na, Ca, Mg, Cu, Al, Pb, Fe, Zn —и их содержания в организме, методом атомно-адсорбционной спектрофотометрии анализировались пробы воды и смешанной слюны.

Местная резистентность организма оценивалась по активности лизоцима слюны и уровню содержащихся в ней иммуноглобулинов.

Для оценки психического здоровья использовались общепринятые тесты и опросники, позволяющие определить состояние эмоционально-волевой и познавательной сфер организма, адаптивность к микросоциальным отношениям и самоуправление поведением.

Кроме того, использовалась методика электропунктурного тестирования, позволяющая определить психологический тип ребенка, оценить его физическое и психоэмоциональное состояние и с учетом этих факторов подобрать индивидуальную оздоровительную программу.

Кстати говоря, по данным валеологического обследования в Харьковском национальном университете заполняются так называемые «паспорта здоровья» студентов. И что интересно. Оказывается, состояние здоровья зависит не только от года обучения, но и от факультета. Самые здоровые, как выяснилось, биологи и психологи, а самые «хилые» — студенты физтеха и химфака (конечно, на физико-техническом и химическом факультетах учиться нелегко, но и на механико-математическом учиться ничуть не легче, а математики почему-то в разряд наиболее ослабленных не попали).

Но вернемся к фитокорректорам.

Данные предварительного обследования детей выявили весьма печальную картину. Оказалось, что абсолютно все дети, в том числе и проживающие в экологически благополучных регионах, судя по уровню активности лизоцима, страдают иммунодефицитом. После месячного приема сиропа «Валеотон» в предосенний (т. е. критический для инфицирования болезнетворными микроорганизмами) период даже у детей, ранее часто болевших острыми респираторными заболеваниями, наблюдался резкий рост активности лизоцима (табл. 1) при одновременном увеличении уровня иммуноглобулинов классов А и М. При этом прослеживалось увеличение резистентности к различным инфекциям. Причем настолько значительное, что в период эпидемии гриппа не заболел ни один ребенок, принимавший сироп.

 

Таблица 1. Влияние сиропа «Валетон» на активность лизоцима
(Фитооздоровление населения Украины, Харьков, 2003)

Возраст детей Уровень активности лизоцима (%)
До приема сиропа После приема сиропа
6 лет 20 78
11-12 лет 40 86

 

Прием сиропа «Валеотон» положительно сказывался и на показателях психического здоровья детей. В частности, во время весеннего адаптационного истощения, когда у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается ухудшение познавательных функций, после месячного приема «Валеотона», судя по данным таблицы 2, ситуация изменяется коренным образом. Аналогичный положительный эффект на познавательные функции детей оказывает и сезонный сироп «Веснянка» (табл. 3).

 

Таблица 2. Влияние сиропа «Валеотон» на показатели познавательных процессов у детей разного возраста
(Фитооздоровление населения Украины, Харьков, 2003)

Возраст Показатели познавательных процессов До приема сиропа «Валеотон»
Численность детей с очень низким уровнем (%) Численность детей с низким уровнем (%) Численность детей со средним уровнем (%) Численность детей с высоким уровнем (%) Численность детей с очень высоким уровнем (%)
6-7 лет Непосредственное запоминание 0,0 0,0 40,0 50,0 10,0
Устойчивость внимания 20,0 5,0 30,0 30,0 15,0
11-12 лет Непосредственное запоминание 0,0 0,0 10,0 20,0 70,0
Устойчивость внимания 0,0 0,0 0,0 40,0 60,0
    После приема сиропа «Валеотон»
6-7 лет Непосредственное запоминание 0,0 5,0 10,0 60,0 25,0
Устойчивость внимания 0,0 5,0 20,0 55,0 20,0
11-12 лет Непосредственное запоминание 0,0 0,0 0,0 20,0 80,0
Устойчивость внимания 0,0 0,0 0,0 0,0 100,0

 

Таблица 3. Влияние сиропа «Веснянка» на познавательные процессы у детей разного возраста
(Фитооздоровление населения Украины, Харьков, 2003)

Возраст детей Характеристики познавательных процессов До приема сиропа «Веснянка» После приема сиропа «Веснянка»
Численность детей с низким уровнем (%) Численность детей со средним уровнем (%) Численность детей с уровнем выше среднего (%) Численность детей с низким уровнем (%) Численность детей со средним уровнем (%) Численность детей с уровнем выше среднего (%)
11-12 лет Память 13,1 39,1 47,8 0,0 10,0 90,0
Внимание 73,9 26,1 0,0 40,0 40,0 20,0
16-17 лет Память 9,5 33,3 57,2 0,0 0,0 100,0
Внимание 63,6 31,8 4,6 0,0 22,2 77,8

 

Благотворное влияние на организм оказывают и жевательные таблетки с карбонатом кальция. В качестве увлажнителя в них выступает все тот же «Валеотон», в состав которого входят яблочная и лимонная кислоты, наделенные способностью существенно повышать биологическую доступность солей кальция. В качестве дополнительных ингредиентов в таблетках присутствуют стевия медовая, картофельный крахмал, эфирное масло апельсина. (Вряд ли стоит давать полную рецептуру таблеток, хотя на них уже получен патент). Они тоже обладают весьма ценными свойствами. К примеру, стевия медовая славится своей способностью препятствовать росту и размножению различных инфекционных агентов и тем самым повышать устойчивость организма к простудным заболеваниям и гриппу.

Как показала апробация, употребление таких таблеток повышает иммунорезистентность организма и положительно влияет на состояние нервной системы и показатели, характеризующие высшую нервную деятельность. Вдобавок ко всему они прекрасно восполняют дефицит кальция, столь необходимого для нормальной жизнедеятельности организма. (Может быть, начать с кальция, так как это главный эффект таблеток, а остальное «вдобавок», как показатель того, что эффективность самого фитосбора «Валеотон» сохраняется и в форме таблеток.)

Хорошо зарекомендовал себя и мармелад на основе яблочного пектина с сиропом «Валеотон».

Пектины способны оказывать антимикробный эффект и положительно влиять на усвоение витаминов и минеральных элементов, стимулировать заживление ран и улучшать работу печени, почек и сердечно-сосудистой системы. Они эффективны при профилактике и лечении простудных заболеваний. Кроме того, пектины известны своей способностью избавлять организм от различных вредных веществ — радионуклидов, ионов тяжелых металлов, пестицидов и т. п.

 

Таблица 4. Влияние мармелада «Пектин-Валеотон» на содержание
свинца и кальция в слюне

(Фитооздоровление населения Украины, Харьков, 2003)

Название макроэлементов Содержание макроэлементов (мМоль/л)
До приема мармелада После приема мармелада
Кальций 0,95 1,91
Свинец 0,35 0,19

 

В «Пектин-Валеотоне» харьковским исследователям удалось объединить ценные свойства обоих компонентов, и в результате после приема мармелада происходит стойкое повышение иммунитета. Функциональные резервы основных систем организма расширяются и адаптационные возможности организма возрастают. К тому же, после приема мармелада, свинец из организма не просто выводится, а замещается минеральными элементами, входящими в состав «Валеотона». В частности, кальцием (табл. 4).





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика