Логотип журнала "Провизор"








Разработка методики проведения деловой игры «Оценка конкурентоспособности аптеки»

К. И. Пушак, С. И. Терещук, Б. П. Громовик Львовский национальный медицинский университет им. Данила Галицкого

Современный этап развития отечественного предпринимательства требует высококвалифицированных специалистов-провизоров. Их подготовка осуществляется по специальности 7.110201 «Фармация» согласно пятилетнему плану обучения. При этом особое внимание уделяется профессионально-ориентированным дисциплинам, в частности, организации и экономике фармации — науке об изучении и совершенствовании организационных и экономических принципов лекарственного обеспечения населения [2, 4]. Опыт активного обучения на всех этапах системы образования показывает, что с помощью определенных форм, методов и средств можно довольно эффективно решать целый ряд задач, которые проблематично решить путем традиционного обучения, а именно:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, а также целостное представление о будущей деятельности и ее весомых фрагментах;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитывать системное мышление специалиста, включающее в себя целостное понимание не только общества, но и себя, своего места в мире;
  • овладевать методами моделирования, в том числе социального проектирования [1].

Качественно новым подходом к подготовке будущих специалистов-провизоров, формированию их социальной и трудовой активности является деловая игра (ДИ). Она как элемент учебного процесса дидактически развивает профессиональное мышление. Это достигается путем конструирования и реализации проблемных ситуаций, что делает возможным превратить студента из объекта управления в субъект взаимодействия [6].

ДИ активизирует творческий потенциал личности и позволяет:

  • видеть то, что не укладывается в рамки ранее полученных знаний;
  • связывать различные факторы, влияющие на процесс решения и конечный результат (экономические, организационные, психологические, моральные, правовые и др.);
  • целостно воспринимать ряд взаимосвязанных проблем;
  • извлекать из памяти необходимую информацию в нужный момент;
  • интуитивно восполнять недостающую информацию;
  • переключаться с одного класса явлений на другой.

Учитывая сказанное, целью нашей работы были разработка, апробация и внедрение в учебный процесс кафедры организации и экономики фармации методики проведения ДИ, что позволило бы повысить мотивацию и интерес к лабораторным занятиям, изменить отношение студента к моделируемой ситуации, его самооценку (рисунок).

При конструировании и проведении ДИ нами были реализованы следующие психолого-педагогические принципы: имитационного моделирования конкретных условий, игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, проблематичности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности, которые в совокупности составляют концепцию ДИ как формы активного обучения.

Задачей ДИ была оценка конкурентоспособности аптеки. Конкурентоспособность — это совокупность необходимых и достаточных характеристик аптеки, обеспечивающая способность ее конкурировать с другими аптеками на конкретном рынке в определенный период времени [5]. Преимущества одного аптечного учреждения перед другим подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние конкурентные преимущества касаются экономии затрат и эффективного управления аптекой. К внешним преимуществам относятся [3]:

  • ассортимент лекарственных средств;
  • уровень цен на лекарства, система скидок;
  • быстрота и качество обслуживания;
  • удобное месторасположение аптеки;
  • качество обслуживания с точки зрения этики поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;
  • режим работы аптеки;
  • интерьер торгового зала и оформление витрин;
  • конструкция здания и удобный вход в аптеку;
  • предоставляемые услуги.

Все приведенные внешние преимущества (с учетом их важности) были базовыми при расчете показателя конкурентоспособности (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристика внешних преимуществ аптеки

№ п/п Название внешних преимуществ Важность параметра
1 Месторасположение аптеки 0,20
2 Ценовая политика 0,20
3 Характеристика (полнота) ассортимента лекарственных средств 0,15
4 Использование принципов фармацевтической этики 0,15
5 Скорость и качество обслуживания посетителей аптек 0,10
6 Внешний интерьер и особенности мерчандайзинга аптеки 0,10
7 Режим работы аптеки 0,05
8 Дополнительные услуги, предоставляемые аптекой 0,05
Итого 1

Источник: собственная разработка на основании [3].

 

Таблица 2. Формулы расчета конкурентоспособности внешних преимуществ аптек

Формулы Содержание показателей


КСинтегр — интегральный показатель конкурентоспособности;
КСj — показатель конкурентоспособности j-параметра преимуществ;
qi — общая оценка j-параметра преимуществ;
di — количество экспертов, которые одинаково оценили преимущество j-параметра;
m — общее число экспертов;
Gj — весомость j-параметра преимущества.

Источник: собственная разработка на основании [3].

 

Для проведения ДИ нами был подготовлен сценарий, правила игры, комплект игровой документации и система оценивания. Местом апробации стал учебно-практический семинар «Новые направления профессиональной деятельности провизора», проведенный Обществом студентов-фармацевтов Львовского медицинского университета.

По сценарию виртуальные аптеки представляли студенты пятого курса фармацевтического факультета: Зивер Ольга (аптека «Пульс»), Крамаренко Сергей (аптека «Фармимперия»), Гаврилюк Дмитрий (аптека «Орион»). Экспертами выступили девять преподавателей профилирующих кафедр и пять заведующих аптек. ДИ проводили в соответствии с разработанной схемой (рисунок).

 

Рисунок. Схема проведения деловой игры: «Оценка конкурентоспособности аптек»

Источник: собственная разработка

 

Для обобщения результатов оценки конкурентоспособности аптек были проведены расчеты согласно табл. 2.

Результаты игры показали (табл. 3), что из трех виртуальных аптек по внешним преимуществам наиболее конкурентоспособной была аптека «Орион», поскольку интегральный показатель КСинтегр составил 0,86 (для аптеки «Пульс» он был равен 0,76, для аптеки «Фармимперия» — 0,67). Унифицировав данные преимуществ, получим модель аптеки высокого уровня конкурентоспособности.

 

Таблица 3. Описание преимуществ аптек и их конкурентоспособность

Характеристика аптек
«Орион» «Пульс» «Фармимперия»
1. Месторасположение аптеки
КС1 = 0,8
Находится на первом этаже жилого дома рядом с помещением налоговой администрации и студенческим городком.
КС1 = 0,8
Находится на центральной улице города, имеет подразделения в кардиологическом отделении областной клинической больницы и больницы скорой помощи.
КС1 = 0,7
Находится в отдаленном от центра города районе, имеет аптечный пункт в городской клинической больнице.
2. Ценовая политика
КС2 = 1,0
Ценовая политика аптеки позволяет отпускать лекарства по ценам, максимально приближенным к оптовым. Кроме того, введена гибкая система скидок (в частности, на лекарства отечественного производства) для постоянных клиентов и пенсионеров.
КС2 = 0,7
Поддерживает политику стабильных цен, старается не допускать скачков цен на жизненно необходимые лекарства.
КС2 = 0,7
Провизор, заказывающий лекарства, следит за ценами конкурентов и старается установить свои цены на низком уровне. Действует система скидок: 10% - для пенсионеров, 5% - для студентов и скидки для контролирующих органов (личная инициатива собственника аптеки).
3. Характеристика (полнота) ассортимента лекарственных средств
КС3 = 0,9
Ассортимент сформирован в соответствии с перечнем жизненно необходимых и обязательных лекарств с учетом потребительского спроса и влияния фактора сезонности. Отсутствие нужного препарата пополняется в течение суток.
КС3 = 0,6
Необходимый ассортимент лекарств полностью представлен. Кроме того, аптека специализируется на обслуживании больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, поскольку, по данным статистики, эти болезни среди населения являются наиболее распространенными.
КС3 = 0,8
В ассортименте аптеки имеются все основные группы лекарств; ответственный за заказ лекарств отслеживает регистрацию в Украине новых препаратов и пополняет ими ассортимент.
4. Использование принципов фармацевтической этики
КС4 = 0,8
Все фармацевты и провизоры аптеки являются выпускниками ЛДМУ им. Данила Галицкого последних лет, а следовательно, их уровень квалификации и морально-этическое воспитание не вызывают никаких сомнений.
КС4 = 0,9
Применение принципов фармацевтической опеки, тактичность при обслуживании посетителей, терпимость к возрастным особенностям являются такими же необходимыми для провизоров, как и профессионализм. Девиз учреждения: посетитель не может уйти из аптеки неудовлетворенным.
КС4 = 0,6
Работники аптеки в обязательном порядке придерживаются принципов фармацевтической этики и опеки.
5. Скорость и качество обслуживания посетителей аптек
КС5 = 0,8
Компьютеризированное рабочее место провизора дает возможность быстро обслуживать посетителей и предоставлять достоверную информацию о препаратах.
КС5 = 0,7
Надлежащий темп позволяет обеспечить соответствующее качество обслуживания в аптеке.
КС5 = 0,8
Полностью автоматизированное рабочее место провизора делает возможным надлежащее исполнение обязанностей.
6. Внешний интерьер и особенности мерчандайзинга аптеки
КС6 = 0,9
Рядом с аптекой оборудована небольшая площадка для парковки автомобилей. Двери открываются автоматически. Рядом с вывеской аптеки находится информация о местонахождении дежурной и ближайшей аптек. На витринах выставлены наиболее употребляемые лекарства. Всю необходимую информацию об остальном ассортименте аптеки можно получить у провизора или в уголке потребителя.
КС6 = 0,8
Аптека оформлена в красно-белых цветах; вывеску при входе украшает эмблема сердца. Просторный торговый зал оборудован кушетками для посетителей. Витрины, где выставлены лекарства, дополнительно освещаются.
КС6 = 0,5
Вывеска аптеки золотой окраски с выгравированными буквами. В торговом зале согласно требованиям контролирующих органов и пожеланиям клиентов оборудованы витрины, уголок потребителя.
7. Режим работы аптеки
КС7 = 1,0
Работает с целью предоставления квалифицированной фармацевтической помощи населению в любое время суток, в частности своевременной компетентной консультации и помощи в экстремальных случаях.
КС7 = 0,9
Персонал работает в три смены, что обеспечивает учреждению круглосуточное функционирование.
КС7 = 0,8
Аптека работает круглосуточно.
8. Дополнительные услуги, предоставляемые аптекой
КС8 = 0,8
Измерение температуры тела и давления, предоставление информации по телефону. В уголке потребителя медицинские представители оставляют информационные буклеты о препаратах.
КС8 = 0,9
Измерение давления и пульса; бесплатная доставка лекарств на дом постоянным посетителям и тяжелобольным больным. Миссия аптеки: сегодня мы доставим Вам лекарство домой, а завтра, при необходимости, Вы сами придете к нам.
КС8 = 0,7
Бесплатные консультации врача. В случае необходимости — доставка медикаментов тяжелобольным.

 

Таким образом, аптека должна:

  • находиться в центре города или рядом с часто посещаемым административным учреждением, а также иметь обособленные структурные подразделения в больницах города;
  • иметь низкие цены при гибкой системе скидок для незащищенных слоев населения;
  • формировать широкий и динамичный товарный ассортимент в соответствии с перечнем жизненно необходимых и обязательных лекарств и с учетом потребительского спроса и влияния фактора сезонности.
  • применять принципы фармацевтической опеки как обязательный атрибут профессионализма провизора (фармацевта);
  • подкреплять высокое качество обслуживания надлежащей скоростью с помощью автоматизации рабочих мест;
  • иметь оптимальный режим работы — круглосуточный;
  • формировать внешний интерьер таким образом, что он был удобным для посетителей, внутренний — информативным;
  • обязательно реализовывать дополнительные услуги, такие как элементарная диагностика состояния посетителя и доставка лекарств на дом.

Необходимо отметить, что атмосфера проведенной игры была непринужденной, присутствующие и эксперты с интересом слушали доклады заведующих виртуальных аптек и доброжелательно исправляли их ошибки. После объявления результатов тестирования было проведено обсуждение, в процессе которого подчеркивалось положительное влияние ДИ на формирование полноценных специалистов-провизоров.

Таким образом, вступая в условно-реальные отношения с другими участниками игры, студент-провизор приобретает опыт познавательной и профессиональной деятельности, приобретает новые знания, умения, навыки, опыт деловых и социальных контактов. В игровой деятельности эффективно реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности. При этом знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.

Разработанная методика ДИ «Оценка конкурентоспособности аптеки» внедрена в учебный процесс кафедры организации и экономики фармации Львовского медицинского университета при преподавании курса «Анализ хозяйственно-финансовой деятельности аптек».

Литература

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с.
  2. Громовик Б. П. Організація роботи аптек.— Вінниця, НОВА КНИГА, 2003 р.— 240 с.
  3. Мнушко З. Н., Сафонова Н. А. Изучение конкурентоспособности аптеки // Провизор.— 2002.— № 7.— С 6-8.
  4. Терещук С.І., Новикевич А. М., Чухрай І. Л. Система бухгалтерського обліку в аптеках. Навчальний посібник.— Вінниця: НОВА КНИГА, 2003.— 280 с.
  5. Фармацевтичний маркетинг: Навчальний посібник; Збірник вправ / Б. П. Громовик, Г. Д. Гасюк, Л. А. Мороз, Н. І. Чухрай.— Львів: Наутілус, 2000.— 320 с.
  6. Яворская Г. Х. Игра в дидактических моделях учебного процесса в высшей школе.— Одесса: НИРИО ОИВД, 2000.— 114 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика