Логотип журнала "Провизор"








Предварительный анализ последствий введения НДС на лекарственные средства в 2004 г.

Г. В. Хомяков, ЧФ «КОММАРК», г. Харьков

Народные депутаты приняли решение о том, что с 1 января 2004 г. вводится ставка НДС на лекарственные средства в размере 17%. Оговорка об освобождении от НДС медикаментов, включенных в перечень жизненно необходимых лекарственных средств, создала иллюзию некоторого компромисса. Однако ситуация требует оперативного анализа возможных последствий, чтобы участники рынка могли минимизировать потери. Ниже представлены результаты предварительного анализа последствий введения НДС в отношении отечественных лекарственных средств.

Потребление отечественных лекарств

Общая оценка последствий введения НДС является негативной.

Опыт России показывает, что введение НДС приводит к росту стоимости лекарственных средств в первый месяц на сумму НДС и еще на 2-3% до конца года [1, 3, 8]. Если в Украине ситуация будет развиваться по российскому сценарию, то стоимость лекарственных средств в 2004 г., вследствие принятого депутатами решения, вырастет на 17-20%. К чему приведет такой рост цен предсказать нетрудно. Достаточно ознакомиться с опытом наших соседей.

Всего лишь 12-13-процентное увеличение цен на лекарственные средства в России в 2002 г. привело к снижению потребления лекарств малообеспеченными слоями населения на 17% [1, 8]. Сузился ассортимент продаваемых в аптеках лекарств, увеличился в 3 раза объем нелегального рынка препаратов, повысился уровень заболеваемости и смертности среди населения [8, 12].

В условиях, когда 20-30% украинцев не могут приобрести необходимые лекарства из-за финансовых проблем [10], трудно переоценить неблагоприятные последствия для здоровья населения Украины 17-20-процентного увеличения цен на лекарства в 2004 г.

Для получения количественных оценок последствий введения НДС на медикаменты необходимо построить кривую спроса. Это позволит рассчитать изменение потребления препаратов в натуральном выражении.

Известно, что потребители при прочих равных условиях покупают меньше товаров с увеличением их цены и убывающая зависимость имеет нелинейный вид [9]. Нелинейный вид зависимости приводит к тому, что для построения кривой спроса требуется несколько точек (более 2-х), характеризующих уровень спроса при различном уровне цен.

В 2002 г. цены на лекарственные средства в Украине и России выросли неодинаково. Граждане обеих стран имеют схожие убеждения, систему ценностей и предпочтений. При этом доходы граждан Украины ниже, чем в России. Это означает, что россияне должны менее болезненно реагировать на повышение цен. Следовательно, использование российского опыта позволит получить кривую спроса с более низким значением чувствительности потребления медикаментов к увеличению цены. Другими словами, величина ценовой эластичности спроса на лекарственные средства отечественного производства будет ниже действительного значения. В результате этого расчетные значения падения объемов потребления можно будет рассматривать как оптимистическую оценку.

Рост средних цен на отечественные лекарства в 2002 г. на 6,7% сопровождался снижением объемов производства в натуральном выражении на 3,1% [7]. Линейная экстраполяция показывает, что при среднем увеличении цен в 2004 г. на 18,5% (см. выше) из-за введения НДС спрос на отечественные лекарства снизится на 8,6%.

Увеличение цен на российские лекарственные средства на 12-13% сопровождалось снижением потребления продукции на 17% [1, 8]. Это дает оценку величины коэффициента эластичности спроса (в соответствии с [9]) в размере: Кэл = 1,58. Таким образом, российский опыт показывает, что увеличение цен на медикаменты на 18,5% приведет к снижению спроса на отечественные лекарства на 29%.

Значительный разброс оценок снижения объемов потребления (от 8,6% до 29%) связан с нелинейным видом зависимости спроса от цены. Поэтому более корректным является использование регрессионного анализа для прогнозирования последствий введения НДС.

Рис. 1. Зависимость спроса на лекарственные средства от логарифма цены

Зависимость спроса от цены в полулогарифмических координатах с вероятностью 84% может быть аппроксимирована прямой (рис. 1). Экстраполяция результатов позволяет получить оценку снижения объемов потребления вследствие введения НДС в пределах 22%. Значение достаточно близко к полученному выше с использованием уровня эластичности спроса в России. Это дает нам еще одну пару величин спрос—цена, позволяет получить кривую спроса на лекарственные средства (рис. 2) и оценить количественно последствия введения НДС в 2004 г.

Рис. 2. Кривая спроса на отечественные лекарственные средства

Представленные на рис. 2 данные позволяют сделать вывод о том, что ставка НДС в 17% может привести к среднему увеличению цен на медикаменты на 18,5% в 2004 г. и снижению потребления отечественных лекарств в натуральном выражении на 22%. Критическое значение ставки НДС, превышение которого приводит к резкому сокращению объемов потребления лекарств, лежит в пределах 5-7%.

Украинские производители

Введение НДС, вероятно, приведет к снижению потребления отечественных препаратов на 22-29%. При этом в стоимостном выражении потребление снизится на 9-17%. Но валовой доход украинских производителей от продажи продукции в Украине после уплаты НДС упадет именно на 22-29%. К чему это приведет?

Ответ во многом зависит от зоны безопасности предприятий фармацевтической отрасли — разности между фактическим и безубыточным объемом продаж. При рентабельности фармацевтического производства в 40-50% [6] падение объемов продаж на 22-29% приведет к росту доли постоянных расходов в структуре себестоимости. Если предположить, что в настоящее время доля постоянных затрат не превышает 25%, то рентабельность производства снизится на 20-32%. При прочих равных условиях производители получат прибыль, сопоставимую с прибылью 2000 г.

Льгота для жизненно необходимых лекарств

Отдельного обсуждения заслуживает оговорка в отношении льготы для жизненно необходимых лекарственных средств, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины. Считается, что эти медикаменты будут освобождены от НДС [2]. Однако анализ текста новой редакции закона Украины «О налоге на добавленню стоимость» заставляет усомниться в этом.

В действующей редакции закона от НДС освобождались операции по «продаже лекарственных средств…, в том числе предоставления услуг такой продажи аптечными учреждениями». В новой редакции освобождаются от НДС операции по «поставке лекарств, лекарственных средств, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины» [4]. Все обращают внимание на проблемы, связанные с неопределенностью этого «перечня». На самом деле надо анализировать, прежде всего, последствия изменения формулировки «продажа» на «поставка». Прошла формулировка «поставка», т. е. все лекарственные средства подпадут под ставку НДС в 17%.

Дело в том, что с точки зрения действующего законодательства между договорами поставки и продажи имеются существенные различия. Первые регулируют основную деятельность предприятия, а последние — обслуживающую [11]. Различия приводят к тому, что договор поставки не может быть заключен стороной, не являющейся субъектом предпринимательской деятельности.

Договоры купли-продажи на уровне производитель—дистрибьютор и дистрибьютор—аптека могут быть трансформированы в договоры поставки, хотя это приведет к значительному дополнительному бумагообороту (особенно у дистрибьюторов). А вот розничная реализация лекарств никоим образом не может быть представлена как поставка, т. е. в розничном звене НДС обязательно возникнет.

Из вышесказанного следует, что только закупка жизненно необходимых лекарственных средств бюджетными организациями будет освобождена от НДС. Продажа этих же лекарств через аптечную сеть от НДС не освобождается.

По договору поставки покупатель приобретает товар для использования в хозяйственной деятельности, в том числе и для последующей реализации, в то время как при купле-продаже покупатель является его конечным потребителем.

Поскольку государственные закупки освобождаются от НДС, изменение формулировки «продажа» на «поставка» едва ли было сделано разработчиками случайно. Фармацевтическую общественность ввели в заблуждение, когда ей предложили в качестве компромисса сохранить освобождение поставки жизненно необходимых медикаментов от НДС.

В принципе, импортеры и отечественные производители жизненно необходимых лекарств могут переложить груз уплаты всего НДС на аптеки. Но по целому ряду причин, обсуждение которых выходит за рамки настоящей публикации, такой маневр очень рискован и чреват большими финансовыми потерями.

Розничное звено

Снижение объемов продаж не создает прямой угрозы банкротства производителей по причине достаточной финансовой устойчивости фармацевтического производства. Для предприятий розничной торговли дело обстоит иначе.

Рентабельность предприятий розничной торговли лекарственными средствами составляет несколько процентов. Доля отечественной продукции в объеме продаж — порядка 40% [5]. Аптеки потеряют от 8% до 12% валового дохода (после уплаты НДС) в результате снижения уровня потребления отечественной продукции. Значительному количеству розничных предприятий придется бороться за выживание при введении НДС.

Выводы

Предварительный анализ показывает, что даже в оптимистическом сценарии введение НДС приведет в 2004 г. к росту цен на лекарственные средства на 17-20% и сокращению объемов потребления лекарств, что окажет неблагоприятное влияние на здоровье населения Украины. Объемы отечественного производства и потребления лекарств могут снизиться на 22-29%.

Падение объемов продаж приведет к снижению рентабельности и затормозит развитие фармацевтической отрасли. При прочих равных условиях отечественные производители получат прибыль, сопоставимую с прибылью 2000 г.

Надежды на освобождение от НДС жизненно важных лекарственных средств, скорее всего, не оправдаются. Путаница и неоднозначность трактовки формулировок, использованных разработчиками закона, существенно осложнят деятельность участников фармацевтического рынка. Добросовестные операторы могут неожиданно для себя понести большие убытки из-за штрафных санкций с последующим выяснением отношений с правоохранительными и контролирующими.

Критическое значение ставки НДС, превышение которого приводит к резкому сокращению объемов потребления лекарств, лежит в пределах 5-7% (рис. 2).

Автор понимает, что сделанные оценки являются предварительными и далеко не охватывают всех возникающих проблем. Однако серьезность ситуации и отсутствие времени для реагирования участников рынка побудили к публикации полученных результатов.

Литература

  1. Введение НДС на лекарства принесло одни убытки // Провизор Дайджест.— 2003.— № 11.
  2. Вот тебе, бабушка, и НДС на ЛС… // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 25.
  3. Денисова М. Российский фармацевтический рынок в 2002 г. Тенденции и перспективы. Фармацевтический рынок: привала игры // Материалы практической конференции. 27-28 февраля 2003 г.
  4. З 2004 року ПДВ на ліки 17%? Таку ставку визначив парламент // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 24.
  5. Матвеева В. Минздрав: главное — не составить план, а выполнить его // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 8.
  6. Медицинская и микробиологическая промышленность: итоги работы в 1999 г. // Расширенное совещание Минздрава Украины. 23 апреля 2000 г. // Еженедельник Аптека.— 2000.— № 20.
  7. Парфенюк Б., Холоденко Н. Производство отечественных лекарственных средств в 1997-2002 гг. // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 15.
  8. С момента введения в России НДС на лекарства прошел год — время подводить итоги // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 18.
  9. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика.— М.: БИНОМ, «Лаборатория базовых знаний».— 800 с.
  10. Стан здоров'я населення (за даними вибіркового опитування домогосподарств у жовтні 2001 року). Статистичний бюлетень. Відповідальна І.І. Осипова.— К:. Державний комітет статистики України, 2002.— 132 с.
  11. Щербина В. С. Господарське право України: Навчальний посібник.— К.: Юрінком Інтер, 2001.— 384 с.
  12. А в это время в России… Обращение СПФО к общественным и политическим организациям об отмене НДС на лекарственные средства // Еженедельник Аптека.— 2003.— № 25.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика