|
Система фармаконадзора: порядок сообщений о побочном действии лекарственных средств при медицинском примененииМ. Л. Шараева, Ж. А. Хоменко, В. П. Яйченя Государственный фармакологический центр, Киев, Украина Проблема безопасности лекарственных средств (ЛС) в мире приобретает все большую актуальность. Основными путями предупреждения осложнений при медицинском применении ЛС является как контроль производства для выпуска на фармацевтический рынок качественных, эффективных и безопасных ЛС, так и проведение пострегистрационного мониторинга системы фармаконадзора за побочными реакциями/ побочным действием (далее ПР/ПД) ЛС. Национальные центры по контролю за безопасностью ЛС создаются и развиваются практически во всех странах мира, при этом для проведения оптимального контроля необходимо принятие достаточно продуманных решений в области регулирования производства и оборота ЛС. Схематично порядок принятия решений и проведения регуляторных действий в области фармаконадзора представлены на рис. 1.
Согласно принятым международным нормам, целью фармаконадзора (в том числе и для производителя/владельца регистрационного свидетельства Мarketing Authorization Holder (MAH)) является определение возможных рисков при медицинском применении ЛС и принятие соответствующих мер для их предупреждения. В связи с этим определены следующие задачи этой службы:
Необходимость фармаконадзора обусловлена как этическими (в том числе в отношении политики фармпроизводителей), так и юридическими нормами (наличием в различных странах мира соответствующих Законов о ЛС) и определяется принципами гармонизации взаимодействием производителей, национальных центров по вопросам безопасности лекарств с международными организациями (WHO, EMEA, ISOP и др.). Осуществление своевременного фармакологического надзора за ПР/ПД ЛС является одним из главных направлений государственной политики в сфере лекарственного обращения. Для осуществления этой политики требуется соответствующее правовое и организационное обеспечение. И отчасти в Украине оно уже реализовано. Тем не менее, реальный потенциал, имеющийся в наличии на сегодняшний день в Украине, оптимально не используется. Законом Украины от 4 апреля 1996 года «О лекарственных средствах» и соответствующими приказами Минздрава Украины создана правовая и административная база развития системы фармаконадзора с учетом адаптации к нормативно-правовым актам Европейского Сообщества Директиве 2001/83/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 06.11.2001 «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека». Эта Директива призвана способствовать сближению законодательных положений, правил и административных мер в отношении лекарственных препаратов на европейском пространстве. Раздел 9 полностью посвящен организации системы фармаконадзора: «ЛС… подлежат тщательному мониторированию для оценки новой информации, относящейся к риску при применении и преимуществам этих ЛС таким образом, чтобы соответствующие меры при необходимости могли быть применены для защиты здоровья населения». Все предложенные формы разработаны согласно рекомендациям по международной гармонизации и являются результатом договоренностей и взаимодействия между соответствующими национальными органами (рис. 2).
В 2003 году в Украине выпущена книга «Фармацевтический сектор: фармаконадзор за лекарственными препаратами для человека», где представлен перевод основного руководства, принятого в странах Европейского Союза. В книге отражены регуляторные требования, касающиеся частоты представления и содержания обновляемой информации по безопасности ЛС, а также основные тенденции развития системы фармаконадзора в Украине. Так, статья 104 Директивы ЕС гласит: «1. Владелец торговой лицензии ведет подробные записи обо всех предполагаемых побочных реакциях, отмечаемых как в Сообществе, так и в третьих странах. 2. От владельца торговой лицензии требуется ведение регистрации всех предполагаемых серьезных побочных реакций, о которых ему докладывают медицинские работники, и уведомление компетентного уполномоченного органа того государства-члена Сообщества, на территории которого отмечен такой случай, немедленно, и не позднее, чем через 15 дней с момента получения информации». Вопросам взаимодействия регулирующих органов и производителей был посвящен семинар «Проблемы безопасности лекарственных средств при медицинском применении в Украине», проводившийся Государственным фармакологическим Центром (далееЦентр) в мае 2003 года, в котором приняли участие отечественные и зарубежные производители ЛС. Во всем мире главная роль в проведении контроля безопасности ЛС отводится именно производителю. В Украине законодательно усилена роль врача, что подтверждено действующими приказами Минздрава и другими нормативными документами. Однако новая редакция Закона Украины «О лекарственных средствах» предусматривает, что производитель как и в развитых странах должен быть непосредственным и основным участником системы фармаконадзора. Итак, в соответствии с действующим европейским законодательством, фармпроизводителям необходимо сообщать о предполагаемых подозреваемых ПР ЛС: экспресс-сообщения (expedited report) посылают в течение 15 дней с момента получения информации. Сообщения направляются внутри ЕС, если они относятся к предполагаемым серьезным ПР; вне ЕС серьезные неожиданные ПР ЛС, а также случаи неправильного применения, которые сообщаются регуляторному органу. Для осуществления поставленных задач разработаны достаточно подробные требования к Уполномоченному представителю производителя/владельца регистрационного свидетельства, ответственному за фармаконадзор, который:
В Украине приняты соответствующие законодательные и административные меры. «Производители/владельцы регистрационных свидетельств (или их уполномоченные представители) разрешенных к медицинскому применению лекарственных средств обязаны предоставлять Центру информацию о побочном действии лекарственного средства по установленной форме согласно Инструкции». В ЕС постоянное обновление информации по безопасности ЛС относится к основным требованиям мониторинга ЛС. Как известно, на сегодняшний день лекарственный препарат в странах ЕС регистрируется сроком на 5 лет и должен пройти процедуру перерегистрации. Целью периодически обновляемого отчета является предоставление компетентным органам в определенный срок сведений об обобщающем опыте безопасности ЛС во всем мире. В отчете представлены краткие данные вместе с критической оценкой соотношения риск/польза в освещении новой или дополнительной информации. Критическая оценка в дальнейшем должна быть одобрена регуляторными органами. Периодический отчет по безопасности входит в регистрационное досье и позволяет:
В соответствии с существующими в настоящее время нормативами отчет по безопасности ЛС для стран ЕС подается на английском языке с определенными требованиями к формату и содержанию:
В Отчет включается информация, касающаяся активной субстанции, в том числе лекарственных форм и дозировок, а также показаний к применению ЛС. Данные о применении препарата у детей представляются всегда отдельно. Комбинированные продукты описываются также отдельно. Допускается как представление отдельных отчетов, так и формирование специальных подразделов в едином отчете. При анализе отчетов особое внимание уделяется новым клиническим и доклиническим данным по безопасности; данным о серьезных нежелательных явлениях. То есть особенности оценки безопасности включают в себя:
Фармакологическое наблюдение и мониторинг осуществляются в разрезе качества, безопасности и эффективности ЛС по мере накопления новой информации о них при медицинском применении. Cогласно Европейскому законодательству, вместе с заявкой на перерегистрацию владелец регистрационного свидетельства (МАН) представляет не позже чем через 60 дней после последней даты прекращения сбора данных отчет для рассмотрения, и на протяжении последующих девяти недель регулирующие органы страны-производителя и страны, где зафиксированы ПР ЛС, обмениваются вначале предварительной, а затем и окончательной оценкой поступившей информации, о которой уведомляются обе стороны. Нормативные регулирующие акты Украины приведены в соответствие с европейскими требованиями: «Производители/владельцы регистрационных свидетельств (или их уполномоченные представители) обязаны предоставлять Центру обобщенный отчет относительно побочного действия лекарственного средства: один раз в 6 месяцев в течение 2 лет после получения регистрационного свидетельства; ежегодно в течение 3 лет; в дальнейшем один раз в 5 лет (при условии перерегистрации лекарственного средства)». Таким образом, разработанные в ЕС и принятые в Украине процедуры позволяют осуществить переход к единым требованиям регистрации ЛС при вхождении на общеевропейский рынок. Европарламент предложил фармпроизводителям выделять средства на развитие системы фармаконадзора на основании прибыли от внедрения новых ЛС, при этом нормативная и юридическая базы не должны зависеть от объема продаж ЛС. ВОЗ координирует и поддерживает деятельность национальных центров в более чем 70 странах мира, которые принимают участие в международной программе по мониторингу ЛС (рис. 3). Украина с 2002 года стала ее полноправным членом и регулярно подает информацию о подозреваемых ПД ЛС в базу данных ВОЗ. Основными источниками информации о ПД ЛС признаются спонтанные сообщения. При этом информирование, согласно действующему законодательству Украины, проводят врачи и фармпроизводители. В законодательствах других стран в сообщениях принимают участие и другие медицинские работники фармацевты, клинические провизоры, медицинские сестры, стоматологи, судмедэксперты, а в США (FDA) и сами пациенты. Помимо этого, информация поступает из данных о клинических испытаниях ЛС, при проведении фармакоэпидемиологических исследований. В настоящее время такие исследования (случайконтроль, когортные, популяционные) признаются «золотым стандартом» оценки спонтанных сообщений (R. Edwards, 1999). Кроме того, при оценке безопасности используется уже существующая документация о ЛС, в том числе базы данных ВОЗ, данные из Internet, Medline, библиографические данные. Также имеются ссылки на презентации индивидуальных случаев и другие источники (обмен с договорными партнерами, специальные реестры по токсичности).
Поддерживаемая и постоянно обновляемая база данных системы безопасности США достаточно разнообразна, обширна и включает в себя все перечисленные требования. Компьютеризированная система случаев спонтанных добровольных сообщений MedWatch и обязательных сообщений от производителей служат определяющей базой для сигнальной информации о подозреваемых серьезных ПР ЛС. Приводим данные отчета по безопасности ЛС FDA за 2001 год (рис. 4).
Даже если ЛС достаточно известно, и хорошо налажена система предоставления сообщений и информирования о нежелательных эффектах, как, например, в Великобритании и Голландии, все равно возникают трудности в выявлении всех возможных ПР. Выделяют следующие основные причины этого:
Кроме того, существуют объективные трудности получения достоверной информации:
Итак, можно сделать выводы, что для предупреждения случаев ПД ЛС производителю следует, в первую очередь, соблюдать требования GMP (Good Manufacturing Practice). Наличие уполномоченного лица, ответственного за фармаконадзор, подготовка отчетов в соответствии с существующими требованиями, постоянная работа с врачами, «прозрачность» информации и доступность данных, взаимодействие с регуляторными органами и международное сотрудничество при обсуждении и решении спорных вопросов дают возможность партнерам брать на себя обязательства сохранять конфиденциальность и обеспечивать качество информации о ПР ЛС. В последние годы участились случаи добровольного изъятия из медицинского применения ЛС самой фирмой-производителем, что следует расценивать как достаточно эффективную результативность действия системы фармаконадзора. На основании обобщенной информации некоторые препараты запрещены к медицинскому применению (таблица). Таблица. Препараты, запрещенные к медицинскому применению
ЗаключениеКонтроль за ЛС подразумевают разработку и внедрение научно-обоснованной нормативной документации, построенной на основе соблюдения внутреннего законодательства и норм, принятых международным сообществом. Соответствие стандартам должно неукоснительно соблюдаться на всех этапах обращения ЛС и подтверждаться на этапах экспертизы. Изучение и использование опыта других стран позволяет не только оптимизировать существующие нормативную и законодательную базу, но и продвигаться далее по пути интеграции со странами ЕС. Таким образом:
На сегодняшний день в базе данных ГП Государственного фармакологического центра Министерства здравоохранения Украины насчитывается более 2,5 тыс. случаев о более чем 600 препаратах. Опыт, накопленный сотрудниками отдела фармакологического надзора, и их профессионализм полезны при создании соответствующих структур на отечественных предприятиях, производителях ЛС. Сотрудничество и взаимодействие Центра и производителей ЛС может стать основой для рационального использования ЛС в сфере доказательной медицины и способствовать сохранению качества жизни больных. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|