Логотип журнала "Провизор"








Нужна ли «опека» пациенту?

Е. В. Шуванова, журнал «Провизор»

В последнее время у всех на устах новое понятие «фармацевтическая опека». Отношение к этому понятию среди специалистов однозначно положительное. Ведь всегда считалось, что человек в аптеке не просто приобретает лекарства, а получает исчерпывающую информацию об их правильном применении, хранении, взаимодействии лекарств друг с другом и с пищей и т. д.

Чтобы выяснить, как относятся к «фармацевтической опеке» посетители аптек, как часто они пользуются консультациями провизора и подозревают ли о том, что является предметом его пристальной «опеки», редакцией «Провизора» был проведен опрос посетителей в харьковских аптеках (подробное описание опроса см. «Провизор», № 11’2003) [1].

Среди опрошенных 417 человек можно выделить три приблизительно равные группы.

34% опрошенных обращаются с вопросами к работнику аптеки при каждом посещении, 28% чаще обращаются, чем нет, 30% чаще не обращаются. Никогда не задают вопросов провизору всего лишь 8% респондентов.

Интересно отметить, что женщины в среднем задают вопросы чаще, чем мужчины. Среди респондентов, никогда не задающих вопросы работнику аптеки, женщин 6%, а мужчин — 14%. Наиболее активно задают вопросы посетители с доходами на одного члена семьи ниже 60 грн. В этой категории посетителей процент обращений с вопросами при каждом посещении почти в 2 раза выше среднего показателя — 63%. Чаще других задают вопросы посетители, траты которых на покупку лекарств составляют менее 50 грн. в месяц или выше 150, а среди возрастных категорий — посетители в возрасте от 25 до 40 лет.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что «фармацевтическая опека» является услугой вполне востребованной потребителями. Теперь поговорим о ее результативности.

Как показал опрос, практически всегда посетители получают исчерпывающие ответы на свои вопросы (рис. 1). Это говорит о высоком уровне профессиональной подготовки провизоров и фармацевтов.

Рисунок 1. Частота получения исчерпывающих ответов от работника аптеки

С доверием к информации, полученной от работников аптеки, относится подавляющее большинство опрошенных (94%), а более половины (60%) доверяют полностью.

Причем среди мужчин этот показатель в среднем выше, чем у женщин. В возрастных группах наибольшим доверием работники аптек пользуются у посетителей старше 55 лет, а  в группах по уровню доходов — у посетителей с доходами менее 60 грн. на одного члена семьи.

Рисунок 2. Доверие информации, полученной от фармацевта

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что существует зависимость между частотой получения исчерпывающей информации от работника аптеки и доверием к этой информации (табл. 1).

Таблица 1. Влияние частоты получения исчерпывающих ответов от работника аптеки на доверие к информации

Доверие к информации / Получение исчерпывающих ответов Доверяю Чаще доверяю, чем не доверяю Чаще не доверяю Не доверяю
Всегда 52 20 2 0
Чаще получаю, чем не получаю 6 13 1 0
Чаще не получаю 2 1 1 0
Никогда 0 0 1 0

Исчерпывающие ответы повышают доверие посетителей. Таким образом, лучшая профессиональная подготовка фармацевтов будет способствовать большему доверию со стороны посетителей.

Вопросы, задаваемые работнику аптеки, могут относиться к самым разным аспектами применения лекарств. В ходе опроса мы попытались выяснить, какая информация наиболее важна для потребителя (табл. 2).

Таблица 2. Информация о лекарственном препарате, необходимая потребителям

Вид информации % респондентов Мужчины Женщины
Лечебный эффект 62 58 64
Цена 41 37 43
Способ применения 39 38 40
Побочные эффекты 31 26 34
Противопоказания 31 28 33
Показания к применению 28 31 26
Дозы 17 17 19
Взаимодействие с другими препаратами и пищей 17 17 18

Как самую важную информацию о лекарствах респонденты отметили лечебный эффект. Также довольно востребованной информацией является цена и способ применения ЛС. Около трети респондентов интересуются побочными эффектами, противопоказаниями и показаниями к применению.

В требованиях к информации среди разных групп потребителей можно отметить некоторые особенности. Прежде всего, значимость такого параметра, как цена возрастает с уменьшением уровня доходов на одного члена семьи.

В рамках проведенного исследования респондентам были заданы вопросы о факторах, влияющих на выбор ими лекарственного препарата. Эта тема неоднократно обсуждалась на страницах «Провизора». И это не случайно, так как она волнует всех участников фармацевтического рынка — от производителя до работника аптеки.

Казалось бы, все очень просто: рецептурные препараты назначает врач, а безрецептурные рекомендует фармацевт. Остальные факторы при выборе лекарственного препарата играют второстепенное значение. В целом эта зависимость соблюдается (табл. 3).

Таблица 3. Факторы, влияющие на выбор лекарственного препарата

  Итого Мужчины Женщины
Рекомендации врача 65 62 66
Рекомендации фармацевта 20 20 20
Рекомендации знакомых 18 22 17
Реклама на ТВ, радио 12 15 11
Медицинская литература 9 7 11
Аннотации на препарат 8 8 8
Собственный опыт 8 10 8
Реклама в прессе 6 8 5

Наиболее важным фактором при выборе ЛС является рекомендация врача. В значительно меньшей мере оказывают влияние рекомендации фармацевта, советы знакомых и реклама в СМИ. Интересно отметить, что мужчины более склонны принимать решение о приобретении препарата под влиянием рекламы в СМИ, чем женщины. Более весомо для мужчин мнение знакомых и собственный опыт.

Задавать вопрос посетителям аптеки о том, рецептурные или безрецептурные препараты они приобретают по рекомендации провизора, мы посчитали некорректным, так как в большинстве случаев потребитель не осведомлен о статусе препарата и считает безрецептурными все препараты, на которые в аптеке рецепт не потребовали.

Но ни для кого не секрет, что провизоры иногда отпускают рецептурные препараты без предъявления рецепта, а иногда и сами их рекомендуют. Именно поэтому нельзя сделать однозначный вывод, о выборе каких препаратов (рецептурных или безрецептурных) идет речь. В то же время, по данным Pharm Assist program, в европейских странах влияние фармацевтов на приобретение препаратов безрецептурного отпуска очень велико. Его отмечают 59% респондентов, по рекомендации врача эти лекарства приобретают 8,8% опрошенных [2].

Возможно, это объясняется многолетним опытом внедрения ответственного самолечения в этих странах и изначально платной медицинской помощью. Данные российских исследователей, которые проводили опрос посетителей московских аптек, изучая принципы формирования домашней аптечки, более походят на украинские. Всего 13,6% российских потребителей прислушиваются к советам фармацевта при выборе препаратов для домашней аптечки. Для принятия этого решения больший вес имеют рецепт врача (17,6%), известность препарата (15,6%) и собственное мнение (14,5%) [3].

Недостаточно большое значение советов работника аптеки для отечественного потребителя некоторые авторы объясняют отсутствием мотивации у пациентов, отсутствием конфиденциальности при обращении с провизором, невнимательностью со стороны провизора [4]. Безусловно, все эти факторы играют роль, два последних особенно характерны для крупных аптек с большой проходимостью, где в силу большого потока посетителей работник аптеки физически не может уделить времени для консультаций каждому человеку. Как свидетельствуют результаты опроса, далеко не все потребители изначально стремятся задавать вопросы работнику аптеки. Но вряд ли это связано с невниманием со стороны специалиста или с его некомпетентностью. Так как даже посетители, очень редко задающие вопросы, практически всегда получают исчерпывающие ответы. И только 2,5% — не всегда доверяют советам фармацевта.

Таким образом, опрос потребителей харьковских аптек подтвердил перспективность такого направления деятельности аптек, как консультации. Учитывая зарубежный опыт, у этой услуги существует большой резерв. И, безусловно, чем выше будет уровень квалификации специалистов, тем более качественными будут консультации и тем чаще к ним будут обращаться посетители аптек. И хотя сейчас при выборе аптеки профессиональная грамотность сотрудников играет второстепенную роль (ее указали только 15% опрошенных) [5], с развитием ответственного самолечения этот фактор может стать более значимым в борьбе за потребителя.

Литература

  1. Обухов. С. Б. Кто они, посетители аптек? // Провизор.—2003.— № 11.— С. 3-5.
  2. Шараева М. Л. Роль клинического провизора в системе фармакологического надзора // Провизор.— 2002.— № 24.— С. 7-9.
  3. Колипова Ю. Домашняя аптечка, что в ней? // Российские аптеки.—2003.—№ 4.— С. 24-27.
  4. Добровольская Т. Ф. Роль регионального центра в оценке безопасности лекарств // Мат. конф. «Клинические исследования лекарственных средств в России», 20-22 ноября 2001 г., Москва: Святигор, 2002.— С. 113-115.
  5. Некраха Т. В. Что движет посетителем при выборе аптеки // Провизор.— 2003.— № 13.— С. 3-4.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика