Логотип журнала "Провизор"








Обращение к Президенту
и народным депутатам Украины

Зачем населению Украины налог на болезнь?

19 июня текущего года Верховной Радой Украины был принят Закон «О внесении изменений к Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость», согласно которому с января 2004 года вводится сниженная ставка НДС — 17%, в том числе и на медикаменты.

В задачи данного «короткого» Закона, так названного авторами несмотря на его объем 150 страниц и 390 поправок, входит «отмена несоциальных льгот и закрытие наиболее распространенных способов уклонений от уплаты налогов».

Лекарственное обеспечение населения всегда было важнейшей социальной задачей государства. Тем не менее льгота на НДС на все медикаменты в новой редакции Закона отменена. Вместо этого была записана явно противоречивая редакция, которая не согласуется с действующим законодательством и международной практикой повышения экономической доступности лекарственных средств: «5.1 Звільняються від оподаткування за ставкою, визначеною пунктом 6.1 статті 6, операції з...

5.1.7. Поставка ліків, лікарських засобів, медичних пристосувань та медичних засобів, визначених життєво необхідними за переліком, який установлюється КМУ.

Такий перелік установлюється раз у рік до 1 липня року, попереднього звітному. При неустановленні зазначеного переліку у такий строк, діє перелік, установлений для попереднього року, при відсутності такого — пільга поширюється на всі види ліків, лікарських засобів, медичних пристосувань та медичних засобів».

Во-первых, термин «поставка» по экономическому содержанию отличен от термина «реализация» и не может применяться к лекарственному обеспечению населения, так как относится только к сфере оптовой реализации. Вместе с тем, как известно, НДС является налогом на потребление.

Во-вторых, о каких «медичних пристосуваннях та медичних засобах» идет речь? Таких терминов и понятий нет в фармации. Очевидно, данная норма не обсуждалась вообще депутатами профильного Комитета ВР по охране здоровья, материнства и детства. От профильного комитета не выступил ни один депутат. Возникает закономерный вопрос, а зачем тогда создавался подкомитет фармации, возглавляемый народным депутатом М. Сятыней. Почему промолчали наши флагманы Н. Полищук, Р. Богатырева, А. Беловол? Была нарушена не одна норма регламента обсуждения, в частности пп. 6.6.1, которая четко указывает, что обсуждаемые материалы депутаты должны получать за 12 дней. Они же их получили накануне, о чем отмечалось депутатами Ю. Кармазиным, В. Гаврилюком и др.

В-третьих, при хаосе в регулируемых девяти перечнях лекарственных средств вводится еще один — Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, хотя уже существует Национальный перечень основных лекарственных средств.

Снова лоббируются чьи-то интересы, и, что главное, уже на болезнях народа. При этом о какой Национальной политике лекарственного обеспечения населения идет речь, когда попирается ее основной принцип — доступность лекарств?

В большинстве развитых стран производитель, оптовики и аптеки платят пониженный НДС или не платят его вовсе. Признано, что оптимальный уровень НДС на лекарства во Франции и Испании 2,1% и 4% соответственно при стандартных ставках 20,6% и 16%. При этом практически во всех европейских странах работает действенная система компенсаций и возмещений больным стоимости лекарственных средств.

Нельзя не учитывать и отрицательный опыт России от введения 10% ставки НДС, который широко обсуждается в средствах массовой информации. От введения НДС в России существенно —до 30%, а порой и выше — поднялись цены на лекарства, уменьшился объем продаж, прежде всего, отечественных лекарственных препаратов, значительно вырос теневой рынок и масштабы фальсификации, существенно выросла смертность населения (так как других весомых причин не было, можно предположить, что основная причина возрастания смертности — введение НДС на ЛС). При этом ожидаемого пополнения бюджета не произошло. И это не случайно, учитывая несовершенство взимания НДС по схеме, когда налоговый кредит выше налоговых обязательств, что характерно именно для оптовой реализации.

Введение НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения по стандартной ставке 17% приведет к росту розничных цен на 12% по самым оптимистическим прогнозам, а это означает, что жизненный уровень населения, потребляющего медикаменты, снизится на 5-9%.

Принятый Закон об НДС не только повторяет отрицательный опыт России, но и не учитывает тяжелую социально-экономическую ситуацию в Украине:

  • 70% работающих в отраслях экономики получают заработную плату, которая ниже прожиточного минимума, а 22,3% — ниже от законодательно установленной минимальной заработной платы;
  • размер средней пенсии составляет только половину прожиточного минимума, который установлен для неработающего населения;
  • более половины (54,9%) бедного населения — это лица, которые страдают от наиболее острых форм бедности, их совокупные доходы на условного взрослого ниже 140 грн.;
  • уровень государственной помощи на детей не превышает 11% от прожиточного минимума.

Демографическая ситуация в Украине, снижение уровня жизни населения, проблемы экологии обусловливают рост социально опасных заболеваний, таких как туберкулез, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и др.

По данным Госкомстата Украины за первое полугодие 2002 года более 75% лекарственного обеспечения населения осуществляется за счет средств населения. Сумма бюджетных ассигнований, компенсации за отпуск лекарств отдельным категориям больных составляет всего 2,7% от общей реализации (против более 70% возмещения стоимости потребляемых лекарственных средств населению за рубежом).

Следует учитывать, что данный Закон об НДС не согласуется с Указом Президента Украины «О Стратегии преодоления бедности» от 15.08.2001 года № 637/2001, постановлениями Верховной Рады Украины «О мерах Кабинета Министров Украины по реализации «Стратегии преодоления бедности в Украине» № 168-IV от 26.09.2002 года, «Об информации Кабинета Министров Украини по осуществлению политики государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» № 2564-III от 21.06.2001 года.

На основании вышесказанного и учитывая другие факторы, говорящие против увеличения цен на лекарственные препараты, Всеукраинская аптечная ассоциация, обращаясь к Президенту и народным депутатам,

ПРОСИТ:

— принять соответствующие меры и не допустить значительного роста цен на медикаменты, так как это приведет к дальнейшему падению жизненного уровня населения и недоступности лекарственного обеспечения социально незащищенных слоев общества.

Президент Всеукраинской аптечной ассоциации
В. Н. Москаленко





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика