Логотип журнала "Провизор"








Открытость информации: в поисках компромисса

Всякая коммерческая деятельность тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием информационных данных. Своевременное получение информации способствует принятию оперативного решения и получению эффективного результата, т. е. успешному ведению бизнеса.

 

Коммерческая информация — это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работ и выпускаемой продукции, финансовом состоянии, деловых связях, сделках, руководителях, а также деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые информационными службами.

Г. Л. Багиев, Е. Л. Богданова. Маркетинг-статистика // http://www.marketing.spb.ru

 

По данным российских экспертов информационная закрытость фармацевтических компаний в значительной мере препятствует инвестициям в отечественное производство. Проблема доступности информации является достаточно острой и в Украине, в частности в фармотрасли.

По данным исследования (проведено международным рейтинговым агентством Standart & Poor’s)* уровня открытости российских компаний наиболее доступны данные, относящиеся к операционной (для торговых структур) или производственной информации, с меньшим удовольствием участники российского рынка открывают информацию об акционерах, финансовую информацию и характеристику состава руководства и на последнем месте — информация о премиях и вознаграждениях.

В мировом масштабе отставание России по уровню открытости выглядит достаточно существенно (рисунок). Общим с развитыми странами является только превалирование финансовой информации как наиболее открытой.

Средние значения по информационным блокам, доля открываемой информации

За 100% взято полное раскрытие информации.
Источник: Фармацевтический вестник, № 37, декабрь 2002, с. 16

К сожалению, аналогичных исследований в Украине не проводилось. Что же думают операторы фармацевтического рынка Украины по этому поводу?

Алла Немченко, доктор фарм. наук, профессор НФаУ, директор ООО «Панацея» (Харьков):

Проблема открытости информации в Украине актуальна, сдерживает многие процессы как политические, так и социально-экономические. Данная проблема должна быть решена, прежде всего, на профессиональном уровне, т. е. для фармрынка должно быть создано единое информационное поле для всех операторов, которое должно отражать следующие показатели: объемы производства, продаж, экспорт—импорт, уровень цен (систематический мониторинг), государственное регулирование по номенклатуре лекарственных средств и изделий медицинского назначения (соответствующие перечни). Данные вопросы должны найти отражение в национальной политике лекарственного обеспечения, а также в новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах». ООО «Панацея» готово к открытию коммерческой информации. Считаю, что прежде всего должна быть доступна информация об операционной деятельности, акционерах и руководстве.

Вячеслав Ещенко, руководитель медицинского отдела «Укрмедсервис» (Киев):

Проблемы коммерческой информации возникли сразу же — в момент возникновения самой коммерческой деятельности. Все понимают необходимость открытости информации, но всегда возникают производственные моменты, не позволяющие в полной мере достоверно предоставлять информацию, связанную с коммерцией. Очень часто сдерживающим фактором является несовершенство законодательной базы, жестокая налоговая политика и политическая ситуация в стране. Эта проблема волнует не только предпринимателей нашей страны. С одной стороны, доступная информация помогает планировать и рационально проводить коммерческие операции, с другой — может являться рычагом влияния на данную коммерческую структуру как со стороны конкурентов, так и со стороны государства. Поэтому часть информации будет открыта и достоверна, другая часть еще долго будет закрыта или же подаваться в искаженном виде.

В Украине эта информация недоступна из-за несовершенства законодательной базы, цивилизованных условий рыночных отношений, методов конкуренции между операторами рынка.

Елена Вошкулат, глава представительства «Брюфармэкспорт» (Киев):

Если спросить любого субъекта фармрынка «хотели бы получить какую-либо информацию», ответ однозначен — «да», хотели бы дать — «нет». Поэтому необходимо искать компромисс между тем, что мы хотим иметь, и тем, что мы хотим дать. Сегодня мы не может открывать информацию, как это делают на Западе, потому что нет должной защиты. Но, с другой стороны, все прекрасно понимают, что обмен некоторыми данными положительно влияет на работу любой компании. Считаю, что наиболее открытой должна быть информация об акционерах и их правах и финансовая информация.

Ирина Олейник, начальник отдела маркетинга АО «Галычфарм» (Львов):

Наше предприятие в вопросе предоставления информации достаточно открытое. Необходимо отметить, что мы среди нескольких фармпредприятий, которые принимали участие в проекте реструктуризации «Тасис» и дали согласие на оглашение результатов анализа собранной информации. Мы считаем, что большей частью такая информация должна быть доступна, особенно если предприятие — акционерное общество. Но есть моменты, к которым необходимо подходить достаточно взвешенно, ведь у нас есть определенные обязательства перед наши партнерами.

Открытость любой информации связана со степенью открытости общества. Наверное, со временем эти вопросы станут неактуальными. Для изменения ситуации в лучшую строну необходимо подготовить общественное мнение.

Сергей Беседа, заместитель генерального директора фирмы «Ацинус» (Кировоград):

К открытию информации отношусь с сомнением, так как она может быть использована не по назначению. Если и возможно открывать информацию, то только на крупных предприятиях, где влияние бренда весьма значительно. Коммерческая информация в нашем государстве не доступна ввиду того, что никто не видит пользы (выгоды) в открывании «кухни» своего бизнеса, разве что при разработке инвестиционной программы. Не могу судить, насколько полезна (эффективна) открытость структуры бизнеса фармацевтического предприятия, так как клиенты нашего предприятия — розничные покупатели, для них эта информация бесполезна. Думаю, наше предприятие не готово обнародовать внутренние данные, потому что ими могут воспользоваться конкуренты и направленно ослабить наши позиции на рынке. Если и стоит открывать информацию, то только о руководстве, акционерах и, возможно, о сводных производственных показателях.

Сергей Галян, канд. мед. наук, старший эксперт отдела маркетинга, ОАО СП «Интерхим» (Одесса):

Открытость информации дает возможность корректировать внутреннюю политику в средних фирмах-производителях и дает соответствующие среднестатистические ориентиры.

Непрозрачность деятельности любых производителей связана: с несовершенством законодательной базы; социальной и политической ситуацией в стране; менталитетом руководителей предприятий; уровнем развития менеджмента руководителей. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходимо время для развития демократических основ государственной власти.

Наше предприятие находится в периоде становления и активного развития.

Ряд вопросов еще не решен окончательно. Планирующийся вход в определенные сегменты рынка требует подготовки и решения ряда административно-хозяйственных вопросов. Имеет значение и коммерческая тайна. Тем не менее, после презентации открытия нового завода и проведения имиджевых мероприятий в конце III квартала часть закрытой сейчас информации станет доступной.

На мой взгляд, наиболее открыты должны быть следующие информационные компоненты: операционная/производственная деятельность; финансовая информация; заработная плата, система премирования.

А вот мнение респондента, который пожелал остаться неизвестным:

Не считаю коммерческую информацию особо закрытой, так как получить необходимое можно, даже не соприкасаясь с самим владельцем информации. Коммерческая информация недоступна для прямого получения, а если этим заниматься целенаправленно, то все доступно, но тратятся напрасные усилия там, где этого можно избежать.

Как видим, мнения субъектов фармацевтического рынка подчинены одной общей идее — открытости и доступности коммерческой информации. Однако готовы ли мы сегодня к этому шагу, в первую очередь психологически, а уже затем экономически и юридически? Думается, не совсем. И здесь образцом должны быть в первую очередь западные компании, в том числе и фармацевтические, которые публично размещают данные о собственной деятельности, отчеты, другую коммерческую информацию для всеобщего ознакомления. Однако и коммерческой тайной они дорожат не меньше.

Татьяна Колесник





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика