Открытость информации: в поисках компромисса
Всякая коммерческая деятельность тесно связана с получением, накоплением,
хранением, обработкой и использованием информационных данных. Своевременное
получение информации способствует принятию оперативного решения и получению
эффективного результата, т. е. успешному ведению бизнеса.
|
|
Коммерческая информация это информация по компаниям, фирмам, корпорациям,
направлениям их работ и выпускаемой продукции, финансовом состоянии, деловых
связях, сделках, руководителях, а также деловые новости в области экономики
и бизнеса, предоставляемые информационными службами.
Г. Л. Багиев, Е. Л. Богданова. Маркетинг-статистика // http://www.marketing.spb.ru
|
|
|
|
|
|
По данным российских экспертов информационная закрытость фармацевтических компаний
в значительной мере препятствует инвестициям в отечественное производство.
Проблема доступности информации является достаточно острой и в Украине,
в частности в фармотрасли.
По данным исследования (проведено международным рейтинговым агентством Standart
& Poors)* уровня открытости российских компаний наиболее доступны данные,
относящиеся к операционной (для торговых структур) или производственной информации,
с меньшим удовольствием участники российского рынка открывают информацию об
акционерах, финансовую информацию и характеристику состава руководства и на
последнем месте информация о премиях и вознаграждениях.
В мировом масштабе отставание России по уровню открытости выглядит достаточно
существенно (рисунок). Общим с развитыми странами является только превалирование
финансовой информации как наиболее открытой.
Средние значения по информационным блокам, доля открываемой
информации
За 100% взято полное раскрытие информации.
Источник: Фармацевтический вестник, № 37, декабрь 2002, с. 16
К сожалению, аналогичных исследований в Украине не проводилось. Что
же думают операторы фармацевтического рынка Украины по этому поводу?
Алла Немченко, доктор фарм. наук, профессор НФаУ, директор ООО «Панацея»
(Харьков):
Проблема открытости информации в Украине актуальна, сдерживает многие процессы
как политические, так и социально-экономические. Данная проблема должна быть
решена, прежде всего, на профессиональном уровне, т. е. для фармрынка должно быть
создано единое информационное поле для всех операторов, которое должно отражать
следующие показатели: объемы производства, продаж, экспортимпорт, уровень
цен (систематический мониторинг), государственное регулирование по номенклатуре
лекарственных средств и изделий медицинского назначения (соответствующие перечни).
Данные вопросы должны найти отражение в национальной политике лекарственного
обеспечения, а также в новой редакции Закона Украины «О лекарственных
средствах». ООО «Панацея» готово к открытию коммерческой информации.
Считаю, что прежде всего должна быть доступна информация об операционной деятельности,
акционерах и руководстве.
Вячеслав Ещенко, руководитель медицинского отдела «Укрмедсервис»
(Киев):
Проблемы коммерческой информации возникли сразу же в момент возникновения
самой коммерческой деятельности. Все понимают необходимость открытости информации,
но всегда возникают производственные моменты, не позволяющие в полной мере
достоверно предоставлять информацию, связанную с коммерцией. Очень часто сдерживающим
фактором является несовершенство законодательной базы, жестокая налоговая политика
и политическая ситуация в стране. Эта проблема волнует не только предпринимателей
нашей страны. С одной стороны, доступная информация помогает планировать и рационально
проводить коммерческие операции, с другой может являться рычагом влияния
на данную коммерческую структуру как со стороны конкурентов, так и со стороны
государства. Поэтому часть информации будет открыта и достоверна, другая часть
еще долго будет закрыта или же подаваться в искаженном виде.
В Украине эта информация недоступна из-за несовершенства законодательной
базы, цивилизованных условий рыночных отношений, методов конкуренции между операторами
рынка.
Елена Вошкулат, глава представительства «Брюфармэкспорт»
(Киев):
Если спросить любого субъекта фармрынка «хотели бы получить какую-либо
информацию», ответ однозначен «да», хотели бы дать
«нет». Поэтому необходимо искать компромисс между тем, что мы хотим иметь,
и тем, что мы хотим дать. Сегодня мы не может открывать информацию, как это
делают на Западе, потому что нет должной защиты. Но, с другой стороны, все
прекрасно понимают, что обмен некоторыми данными положительно влияет на работу
любой компании. Считаю, что наиболее открытой должна быть информация об акционерах
и их правах и финансовая информация.
Ирина Олейник, начальник отдела маркетинга АО «Галычфарм»
(Львов):
Наше предприятие в вопросе предоставления информации достаточно открытое.
Необходимо отметить, что мы среди нескольких фармпредприятий, которые принимали
участие в проекте реструктуризации «Тасис» и дали согласие
на оглашение результатов анализа собранной информации. Мы считаем, что большей
частью такая информация должна быть доступна, особенно если предприятие
акционерное общество. Но есть моменты, к которым необходимо подходить достаточно
взвешенно, ведь у нас есть определенные обязательства перед наши партнерами.
Открытость любой информации связана со степенью открытости общества. Наверное,
со временем эти вопросы станут неактуальными. Для изменения ситуации в лучшую
строну необходимо подготовить общественное мнение.
Сергей Беседа, заместитель генерального директора фирмы «Ацинус»
(Кировоград):
К открытию информации отношусь с сомнением, так как она может быть использована
не по назначению. Если и возможно открывать информацию, то только на крупных
предприятиях, где влияние бренда весьма значительно. Коммерческая информация в нашем
государстве не доступна ввиду того, что никто не видит пользы (выгоды) в открывании
«кухни» своего бизнеса, разве что при разработке инвестиционной программы.
Не могу судить, насколько полезна (эффективна) открытость структуры бизнеса фармацевтического
предприятия, так как клиенты нашего предприятия розничные покупатели, для
них эта информация бесполезна. Думаю, наше предприятие не готово обнародовать внутренние
данные, потому что ими могут воспользоваться конкуренты и направленно ослабить
наши позиции на рынке. Если и стоит открывать информацию, то только о руководстве,
акционерах и, возможно, о сводных производственных показателях.
Сергей Галян, канд. мед. наук, старший эксперт отдела маркетинга,
ОАО СП «Интерхим» (Одесса):
Открытость информации дает возможность корректировать внутреннюю политику в средних
фирмах-производителях и дает соответствующие среднестатистические ориентиры.
Непрозрачность деятельности любых производителей связана: с несовершенством
законодательной базы; социальной и политической ситуацией в стране; менталитетом
руководителей предприятий; уровнем развития менеджмента руководителей. Для изменения
ситуации в лучшую сторону необходимо время для развития демократических основ
государственной власти.
Наше предприятие находится в периоде становления и активного развития.
Ряд вопросов еще не решен окончательно. Планирующийся вход в определенные
сегменты рынка требует подготовки и решения ряда административно-хозяйственных
вопросов. Имеет значение и коммерческая тайна. Тем не менее, после презентации
открытия нового завода и проведения имиджевых мероприятий в конце III
квартала часть закрытой сейчас информации станет доступной.
На мой взгляд, наиболее открыты должны быть следующие информационные компоненты:
операционная/производственная деятельность; финансовая информация; заработная плата,
система премирования.
А вот мнение респондента, который пожелал остаться неизвестным:
Не считаю коммерческую информацию особо закрытой, так как получить необходимое
можно, даже не соприкасаясь с самим владельцем информации. Коммерческая информация
недоступна для прямого получения, а если этим заниматься целенаправленно,
то все доступно, но тратятся напрасные усилия там, где этого можно избежать.
Как видим, мнения субъектов фармацевтического рынка подчинены одной общей идее
открытости и доступности коммерческой информации. Однако готовы ли
мы сегодня к этому шагу, в первую очередь психологически, а уже
затем экономически и юридически? Думается, не совсем. И здесь образцом
должны быть в первую очередь западные компании, в том числе и фармацевтические,
которые публично размещают данные о собственной деятельности, отчеты, другую
коммерческую информацию для всеобщего ознакомления. Однако и коммерческой
тайной они дорожат не меньше.
Татьяна Колесник
© Провизор 1998–2022
|