Логотип журнала "Провизор"








Как профинансировать GMP?

Петрук Андрей, финансовый аналитик, Финансовый Аналитик-Сервис

Переход украинских фармацевтических предприятий на производство в соответствии со стандартами Надлежащей производственной практики (GMP) — это возможность для всей отечественной промышленности укрепить свой экспортный потенциал, увеличить конкурентоспособность своей продукции и потеснить западного производителя на внутреннем рынке.

Но такой шаг требует значительных инвестиций, направленных на освоение новых технологий, закупку современного оборудования, реконструкцию производственных помещений, обучение и переквалификацию персонала. По подсчетам специалистов TACIS, сделанным несколько лет тому назад, объем инвестиций, необходимых для украинской фармацевтической отрасли для перехода на стандарты GMP, составляет около 500 млн долл., а затраты на одно предприятие колеблются в пределах от нескольких миллионов до 18 млн долл.

В настоящее время 3 украинских фармацевтических предприятия уже получили сертификаты на определенные участки производств от национальной инспекции по надлежащей производственной практике (ЗАО НПЦ «Борщаговский химфармзавод», ОАО «Фармак», ЗАО «Фармфирма «Дарница»). На очереди за получением национального сертификата стоят еще несколько компаний.

Общую готовность украинской фармацевтической отрасли к внедрению стандартов GMP на данный момент можно оценить в 35-45%, соответственно объем инвестиций в отрасль с целью финансирования перехода на стандарты GMP может составить около 280-320 млн долл. до конца 2007 года — конечный установленный срок для перехода украинских фармацевтических компаний на производство в соответствии со стандартами GMP. Вышеуказанная сумма соизмерима с общим объемом производства украинской фармацевтической отрасли за год. При низкой рентабельности фармацевтического производства в Украине (украинские производители ориентированы на производство препаратов-генериков, рентабельность которых на порядок ниже, чем рентабельность брендовых препаратов) профинансировать все затраты, связанные с внедрением новых стандартов, для большинства украинских фармацевтических предприятий крайне сложно.

Поэтому вопрос об источниках финансирования приобретает все большую остроту. Банки и их роль в рыночной экономике создают предпосылки для привлечения заёмного капитала.

Анализируя способы привлечения денежных средств с целью финансирования перехода на стандарты GMP фармацевтическими компаниями Восточной Европы и России, можно выделить 3 основных источника:

1. Собственные средства
Это основной источник финансирования. В зависимости от развитости внутренних и доступа к внешним рынкам капитала, доля финансирования за счет внутренних средств варьируется: в Польше она составляет 65%; в России, где доступ к рынкам капитала после кризиса 1998 года долгое время был ограничен,— 90%.
2. Средства стратегических инвесторов
Наиболее часто такие инвесторы приходили на предприятие в результате приватизации. В качестве примера можно упомянуть покупку английской компанией «Glaxo Wellcome» 80% акций польской компании «Polfa Poznan», после чего в предприятие было вложено около 60 млн долл. за 4 года с целью его модернизации и внедрения стандартов GMP. В том же 1998 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вложил 10 млн долл. в уставный фонд российской компании «Нижфарм».
3. Кредиты
Речь идет как о кредитах внутренних, так и о кредитах международных финансовых институтов. Среди последних следует особо отметить ЕБРР как один из наиболее активных в регионе. Так, в мае 2001 года кредит от ЕБРР на сумму 21,5 миллионов на 5 лет получила болгарская фармацевтическая компания «Балканфарма». А в середине 1999 года синдицированный кредит ЕБРР и Международной финансовой корпорации на сумму 17,4 млн евро на 11 лет получила македонская компания «Алкалоид».

Анализируя доступ украинских фармацевтических компаний к источникам финансирования, необходимо отметить, что кроме собственных средств, которых всегда не хватает, существуют 3 альтернативных источника привлечения долгового финансирования:

  1. кредиты украинских банков;
  2. кредиты международных финансовых организаций;
  3. выпуск корпоративных облигаций.

Сравнение этих источников представлено в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение основных источников долгового финансирования в Украине

Критерий ЕБРР (МСП-2) Кредит Укр. Банка Облигации
Стоимость,%   18-20% в UAH 16-20% в UAH
LIBOR + 8% (около 9,5%) в USD 13-15% в USD min. 11% в USD
Объем до 2,5 млн долл. до 25% капитала банка до 50 млн
Периодичность уплаты %% месяц месяц квартал
Периодичность уплаты основной суммы долга частями после льготного периода по договоренности при погашении
Срок (лет) до 5 1,5-3 1,5-3
Срок подготовки (мес) 3-4 2-3 2,5-3
Залог да да не обязательно
Публичная кредитная история да нет да

Безусловно, что у каждого из этих вариантов есть свои преимущества и недостатки. Но едины они в том, что получение внешнего финансирования требует серьезной подготовки со стороны заемщика, а именно:

  1. разработки бизнес-плана;
  2. моделирования денежных потоков;
  3. предоставления гарантий по возврату долга.

Такими гарантиями могут быть:

  • залог (не менее 120% от суммы кредита);
  • собственное участие в проекте (20-30%);
  • «доброе имя» заемщика.

Причем, если в случае с кредитами первые два вида гарантий имеют наибольший вес, то в случае с выпуском облигаций, акцент существенно смещается в сторону «доброго имени» заемщика. Речь здесь идет о создании на рынке репутации надежного и кредитоспособного заемщика путем регулярного информирования инвестиционной публики о финансовой и хозяйственной деятельности компании, четкого выполнения своих обязательств по торгуемым на рынке ценным бумагам эмитента и т. п. Все это создает благоприятную почву для успешных и возможно более дешевых заимствований компанией на рынке в будущем.

C учетом формальных ограничений на привлечение внешнего капитала (табл. 2) можно отметить, что в то время как кредиты украинских банков являются более-менее доступными для большинства фармацевтических предприятий, кредиты ЕБРР по линии МСП-2 более подходят для средних и малых предприятий, а выпуск облигаций целесообразен для больших и средних предприятий.

Таблица 2

Формальные ограничения по основным источникам долгового финансирования в Украине

Критерий ЕБРР (МСП-2) Кредит Укр. Банка Облигации
Стоимость,%   18-20% в UAH 16%-20% в UAH
LIBOR + 8% (около 9,5%) в USD 13-15% в USD min. 11% в USD
Объем до 2,5 млн долл. до 25% капитала банка до 50 млн
Периодичность уплаты %% месяц месяц квартал
Периодичность уплаты основной суммы долга частями после льготного периода по договоренности при погашении
Срок (лет) до 5 1,5-3 1,5-3
Срок подготовки (мес) 3-4 2-3 2,5-3
Залог Да Да Не обязательно
Публичная кредитная история Да Нет Да

ЕБРР уже вложил в экономику Украины более $1,3 млрд., а объем выданных в Украине кредитов украинскими банками по состоянию на 31 марта 2003 года составил 45,1 млрд грн. В то же время в 2001-2002 гг. около 150 украинских компаний путем размещения корпоративных облигаций привлекли более 1,5 млрд грн., что свидетельствует о том, что многие украинские компании стали рассматривать облигации как реальную альтернативу банковскому кредиту.

Как показано на рис. 1, сужение средней банковской маржи в Украине в последнее время (на конец марта 2003 года она составляла 10,5% против 20% годом ранее) было вызвано не только падением ставок на рынке и ростом конкуренции, но и в определенной мере влиянием зарождающегося рынка корпоративных облигаций.

Рисунок 1. Основные выпуски корпоративных облигаций в Украине в 2002 г.

После того, как осенью 2002 года компания «Киевстар GSM» разместила в Украине первый действительно рыночный выпуск корпоративных облигаций, многие предприятия последовали ее примеру.

Это ГАК «Титан», которая привлекла 15 млн грн. весной 2002 года, аэропорт «Борисполь» — 20 млн грн. в июне 2002 года, кондитерская компания «АВК» — 9 млн грн. в июле, металлургическое предприятие СП «Метален» — 50 млн грн. осенью 2002 года, в ноябре свои облигации разместили ЗАО «Сармат» — на 30 млн грн., в декабре — ДП «Галактис» на 10 млн грн. В текущем году началось размещение корпоративных облигаций вторых выпусков аэропорта «Борисполь» на 44 млн грн. и ЗАО «Киевстар GSM» на 59 млн.

Приятно отметить, что фармацевтические предприятия не стоят в стороне. В ноябре 2002 состоялось размещение уже второго выпуска облигаций ОАО «Галычфарм» на сумму 3,19 млн грн. на срок 18 месяцев по ставке 19% годовых. Первый выпуск ОАО «Галычфарм» был размещен в начале 2001 года в объеме 1,25 млн грн. по ставке 25% и успешно погашен через год. Средства в обоих случаях были направлены на реконструкцию ампульного производства и приведение его в соответствие со стандартами GMP.

В конце марта 2003 года ООО «ТД «Кампус Коттон Клаб», известный производитель и дистрибьютор товаров медицинского назначения, начал размещение своего первого выпуска облигаций объемом 25 млн грн. Привлеченные средства планируется направить на расширение рынков сбыта (30%) и пополнение оборотных средств (70%).

Такая активность компаний на рынке облигаций неудивительна по целому ряду причин:

  1. облигации дешевле кредитов (рис. 1);
  2. выпуск облигаций способствует созданию публичной кредитной истории компании;
  3. погашение происходит в конце срока заимствования (а не частями, как обычно при кредитовании);
  4. облигации могут эффективно использоваться как способ внутрикорпоративного финансирования. Ясная и прозрачная модель облигационного выпуска удачно подходит для кредитования аффилированными компаниями своих структур. Разумеется, что такие выпуски носят прикладной нерыночный характер. В общем объеме зарегистрированных облигаций их доля по-прежнему велика (около 60% в 2002 г.), но падает из-за роста рыночных выпусков;
  5. и наконец, облигации могут использоваться для финансирования сделок по слиянию и поглощению компаний.

Упрощенная схема выпуска облигаций представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Упрощенная схема выпуска корпоративных облигаций

На практике в работе над выпуском облигаций участвует целый ряд компаний (рис. 3).

Рисунок 3. Схема взаимодействия участников выпуска корпоративных облигаций

Вся процедура с момента принятия решения занимает 2,5-3 мес. Но для того, чтобы вложиться в указанные сроки, целесообразно разделение полномочий между главными участниками схемы, а именно:

предприятие, принявшее решение выпустить облигации, определяет необходимые объемы заимствования, направления инвестирования и источники погашения долга. Финансовый консультант анализирует возможности рынка и потребности эмитента, при необходимости их корректирует, готовит инвестиционный меморандум, проспект эмиссии, регистрирует эмиссию в государственных учреждениях и вместе с андерайтером проводит маркетинг облигаций. Андерайтер после этого реализует облигации на рынке среди инвесторов. В идеале это происходит в течение 1 дня.

На ставку размещения облигаций влияют несколько факторов:

1. Рыночная конъюнктура.
На данный момент, когда банки в основном определяют картину на рынке, рыночная конъюнктура определяется ликвидностью банковской системы в целом.
2. Наличие ликвидного вторичного рынка.
После того, как облигации были размещены среди инвесторов, они попадают на вторичный рынок. У инвестора всегда может возникнуть необходимость продать эти облигации. Если на рынке такая возможность есть — хорошо, если нет — приходится ждать погашения облигаций. Поэтому инвесторы склонны просить большую доходность по облигациям, по которым вторичного рынка нет, и при прочих равных условиях с большей охотой покупают ликвидные облигации.
3. Кредитоспособность эмитента.
Нужно отметить, что среди ликвидных выпусков, конечно же, преобладают облигации надежных заемщиков, которые занимают лидирующие позиции у себя в отрасли. Но тем не менее всегда нужно учитывать массу обстоятельств для определения риска невозврата долга. Например, кредитоспособность государственной компании ниже аналогичной частной компании из-за невозможности отчуждать имущество государственных компаний для покрытия долгов.
4. Эффективность работы финансового консультанта и андерайтера.
Качество инвестиционного меморандума, правильное структурирование выпуска облигаций, эффективная маркетинговая кампания в идеале приводят к тому, что выпуски облигаций размещаются быстро и по ставкам, ниже ожидаемых. Поэтому выбор профессиональных партнеров для проведения эмиссии — чрезвычайно важен.

Таким образом, выпуск корпоративных облигаций можно рассматривать как эффективный способ привлечения финансовых ресурсов для фармацевтических предприятий Украины, в том числе для финансирования перехода на стандарты GMP. Однако комплексный подход, когда используются различные источники для финансирования разных составляющих сложного процесса модернизации производства в соответствии со стандартами GMP, является, наверное, наиболее востребованными на данный момент.

Действуя в тесном сотрудничестве с рядом первоклассных украинских банков, компания «Финансовый Аналитик-Сервис» специализируется на привлечении средств для украинских предприятий на долговом рынке капитала. Миссия компании состоит в обеспечении максимально эффективного привлечения средств для предприятия с учетом его особенностей и потребностей. Для достижения этой цели компания проводит тщательный анализ потенциального заемщика, следит за развитием ситуации на рынке облигаций и проектирует такие условия займа, которые бы полностью учитывали интересы предприятия и одновременно были привлекательными для инвесторов.

Переписка с автором
e-mail: contaсt@usfa.kiev.ua





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика