Логотип журнала "Провизор"








Винницкие медики решают «Актуальные проблемы терапии»

В последних числах марта в Виннице состоялась очередная, уже девятая по счету, конференция «Актуальные проблемы терапии». С каждым годом представительство на конференции становится более значительным как в плане научной программы, так и по количеству фирм-производителей лекарственных препаратов, принявших участие в работе конференции.

Следует отметить, что программа докладов была составлена с явной симпатией к двум отраслям терапии — кардиологии и пульмонологии. А большинство «кардиологических» докладов были посвящены проблемам артериальной гипертензии, возможностям и перспективам ее лечения. Об этом говорили профессор Ю. Н. Сиренко (г. Киев), член-корреспондент АМН Украины, профессор Е. Н. Амосова (г. Киев), профессор Е. П. Свищенко (г. Киев), профессор О. И. Жаринов (г. Киев) и некоторые другие ученые.

Лекционное сообщение о применении β-блокаторов в лечении сердечной недостаточности сделал профессор Л. Т. Воронцов, зав. отделением сердечной недостаточности института кардиологии им. Н. Д. Стражеско (г. Киев). В настоящее время сердечная недостаточность (СН) считается одним из наиболее частых осложнений различных сердечно-сосудистых заболеваний. Она оказывает существенное влияние на прогноз основного заболевания и качество жизни пациентов. Несмотря на значительные достижения в вопросах патогенеза, диагностики и лечения СН, ее распространенность не только не снижается, но и продолжает расти. Кроме того, следует отметить, что СН характеризуется высоким уровнем инвалидизации и смертности. Частота повторных госпитализаций больных СН в течение 6 месяцев составляет примерно 50%. По данным многих авторов, прогноз при тяжелых стадиях СН часто хуже, чем при онкологических заболеваниях: до 70% мужчин и около 63% женщин умирают в течение первых 6 лет после выявления СН. Именно поэтому столь важным можно считать правильно подобранное медикаментозное лечение СН.

В настоящий момент все медикаментозные средства, применяемые при СН, подразделяются на две группы. Используя препараты первого ряда, мы стремимся улучшить течение заболевания или качество жизни пациента, а также уменьшить частоту госпитализаций. Препараты второго ряда, механизм действия которых не полностью изучен, достаточно часто могут также положительно влиять на течение СН, но при этом они имеют ряд побочных эффектов, что должно учитываться клиницистами.

В группу приоритетных препаратов, используемых при лечении СН, входят ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (ИАПФ), диуретики, сердечные гликозиды, β-блокаторы, антагонисты альдостерона.

Целесообразность включения β-блокаторов в группу препаратов, используемых при комплексном лечении СН, уже на ранних стадиях доказали результаты исследований, касающихся использования метопролола, бисопролола и карведилола у пациентов с СН.

В исследованиях CIBIS I и CIBIS II было показано, что включение бисопролола в стандартную терапию больных с СН любой этиологии и III- IV ФК по NYHA позволяет:

  • снизить общую смертность (34%);
  • снизить внезапную смертность (44%);
  • снизить частоту госпитализаций (15%).

Аналогичные результаты были получены в исследованиях с метопрололом и карведилолом (MERIT-HF; MDS; COPERNICUS, USCP). При этом установлено, что β-блокаторы более эффективны у пациентов с исходно тяжелым течением СН.

Особый акцент профессор Воронков сделал на том, что убедительные доказательства эффективности β-блокаторов при СН получены на сегодняшний день только для вышеперечисленных препаратов этой группы.

С учетом сказанного следует отметить, что, несмотря на успехи современной кардиологии, лечение СН по-прежнему представляет собой крайне трудную задачу для молодых практикующих врачей, и внедрение новых стандартов лечения, опирающихся на данные современной научной литературы и опыт научно-исследовательских центров, сможет хотя бы немного облегчить ее решение.

Интерес у аудитории вызвал доклад о новом, недавно зарегистрированном в Украине представителе ингибиторов АПФ — спираприле (торговое название «Квадропил»). Он относится к так называемой категории «пролекарств», т. е. после приема спираприла под воздействием эстераз в печени и кишечнике происходит его гидроксилирование с образованием активного вещества — спираприлата. Выведение спираприлата из организма больного осуществляется в 2 этапа с начальным периодом полувыведения равным 1,5–2,2 часа и конечным — 30–40 часов. Такой длительный период полувыведения из плазмы крови обусловливает длительное, более 24 часов, сохранение его антигипертензивного действия, что позволяет назначать препарат только один раз в сутки. Это обеспечивает удобство применения спираприла и приверженность больных лечению этим препаратом, что относится к числу его важных преимуществ перед многими другими представителями ингибиторов АПФ.

Вторым существенным преимуществом спираприла является его двойной путь выведения — печенью, с желчью, и почками, причем на долю каждого из этих путей приходится примерно по 50%, что обеспечивает безопасность применения препарата у больных с почечной и печеночной недостаточностью.

В «пульмонологической» части лекционной программы доклады были посвящены различным проблемам терапии бронхиальной астмы. Лишь доклад академика АМН Украины Ю. И. Фещенко, директора института фтизиатрии и пульмонологии им. акад. Ф. Г. Яновского АМН Украины (г. Киев), поднимал вопросы лечения инфекционных заболеваний дыхательных путей, в частности применения нового препарата группы фторхинолонов — левофлоксацина. Этот новый антимикробный препарат представляет собой L-изомер офлоксацина. Учитывая то, что на долю левофлоксацина приходится практически вся противомикробная активность в смеси этих двух изомеров, а его активность in vitro в два раза превышает активность офлоксацина, а также то, что уровень токсичности в эксперименте на животных примерно одинаков, мы можем ожидать значительной эффективности от клинического применения левофлоксацина. Левофлоксацин обладает широким спектром антимикробного действия на аэробные грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы, а также на Chlamidia pneumoniae и Mycoplasma pneumoniae. Устойчивость к левофлоксацину встречается не часто и даже, несмотря на наличие перекрестной устойчивости между левофлоксацином и другими фторхинолонами, некоторые микроорганизмы, устойчивые к хинолонам, могут выявить чувствительность к левофлоксацину.

Докладчик подчеркнул, что хотя по сравнению с другими фторхинолонами левофлоксацин и имеет примерно такую же эффективность, но низкий уровень побочных эффектов, возможность однократного приема в сутки, а также наличие внутривенной формы препарата позволит эффективно его использовать в клинической практике.

Подводя итоги конференции, следует выразить сожаление о том, что в этом году лишь единичные доклады были посвящены проблемам гастроэнтерологии, а о таком разделе медицинской науки, как нефрология организаторы, увы, вообще не вспомнили. Но высокий научный и практический уровень представленных докладов внушает надежду на то, что в будущем, юбилейном для «Актуальных проблем терапии», году мы сможем услышать о новых направлениях и перспективах всех отраслей терапии.

Ирина Палий





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика