Логотип журнала "Провизор"








Украинские фармацевты на рынке труда в 2000–2001 гг.: анализ объявлений о вакансиях в общей прессе

Е. Фишер, г. Харьков

После кризиса 1998 г. в динамике фармацевтической отрасли Украины преобладают позитивные тенденции: из года в год расширяются объемы производства лекарственных средств, растут обороты торговли ими; увеличиваются рекламные бюджеты производителей и дистрибьюторов лекарственных средств.

Эти показатели мониторируются государственными органами статистики и маркетинговыми агентствами, регулярно публикуются и анализируются. Значительно меньшее внимание уделяется динамике спроса и предложения на отраслевом рынке труда, хотя ее показатели, опосредованно связанные с динамикой товарного рынка, являются одним из индикаторов его состояния и, возможно, предиктором предстоящих изменений. Расширение сетей сбыта и рост интенсивности товарных потоков рождают спрос на дополнительный персонал или на более квалифицированных сотрудников, способных заменить имеющихся, но не справляющихся с возросшими объемами работы.

В ряде украинских и российских публикаций показано, что в фармации среди способов поиска кандидатов на возникшую вакансию значительное место занимает публикация объявлений в печатных средствах массовой информации (СМИ) — отраслевых и общих. Доля руководителей, использующих объявления в СМИ, колеблется от 18% до 76%, причем с 1999 г. по 2001 г. этот показатель в среднем увеличивается, а 38% опрошенных российских фармацевтических компаний считает размещение объявлений о вакансиях (ОВ) в СМИ наиболее эффективным способом [1-3].

Преобладание такой практики подтверждается (хотя и осуждается по причинам, не требующим пояснения) кадровыми агентствами [4]: «Наиболее распространенным способом поиска нужного специалиста сегодня, к сожалению, является публикация объявлений в прессе. Выбирая эту схему, руководитель, бесспорно, приобретает множество резюме желающих устроиться на работу. Вопрос в том, насколько целесообразна потеря времени, связанная с бесполезными встречами, насколько истинными являются рекомендации, самостоятельно предоставляемые кандидатами, какова степень риска потерять специалиста в будущем или приобрести непрофессионала».

Действительно, размещение ОВ в СМИ имеет как метод поиска ряд недостатков, среди которых отмечены такие: работодатель публикует объявления о «левых» вакансиях (которых в действительности не имеет), чтобы урезонить своего работника, демонстрируя, сколько желающих на его место и зарплату; некоторые кадровые агентства, чтобы создать хорошую базу данных соискателей, публикуют вымышленные вакансии с очень привлекательной зарплатой и не слишком высокими требованиями и т. д. (Бизнес, № 50’2000). Все же относительная дешевизна этого пути по сравнению с услугами посредников побуждает даже крупные фармацевтические фирмы пользоваться именно им.

В литературе последнего времени удалось обнаружить лишь одно серьезное отечественное исследование [5], где проведен анализ ОВ за 2000 г. , помещенных в еженедельнике «Аптека» и журнале «Провизор»; в этой работе внимание сосредоточено преимущественно на требованиях работодателей к кандидатам. Другая интересная работа, посвященная рынку труда в украинской фармации, опубликована в России [6]. В ней, в частности, сказано следующее: «На сегодняшний день можно пока еще считать, что спрос и предложение на рынке труда для фармацевтов в Украине уравновешены. Число вакансий фармацевтических компаний в среднем по Украине составляет всего 0,5–2% от общего числа вакансий в месяц. Для сравнения — в России, где фармацевтический бизнес стал стабильной отраслью, эта цифра составляет от 0,5% до 1,5%».

Цель настоящей работы — проверить по первоисточникам адекватность приведенных в [6] данных о доле фармацевтических вакансий (точнее, объявлений о них) в общем потоке ОВ и попытаться дать количественную интерпретацию полученному результату. Вопрос о том, как связана эта величина со стабильностью фармацевтического бизнеса, требует отдельного обсуждения.

Материалы и методы

Для оценки состояния общеукраинского рынка труда проанализировано содержание раздела «Вакансии» еженедельника «Бизнес» (г. Киев) за 2000–2001 г.г. Региональный рынок труда оценивался по содержанию трех харьковских еженедельных газет по трудоустройству за 2001 г.: «Работа и жизнь», «Работа и образование», «Трудоустройство».

Следует сразу оговорить, что определить число собственно вакансий не представлялось возможным, так как во многих объявлениях приглашаются на работу «провизоры, медицинские представители, региональные менеджеры» и т. д. без указания их конкретного количества. Поэтому в каждом номере подсчитывалось общее число объявлений о вакансиях (ОВН), число объявлений о фармацевтических вакансиях (ОФВН) и доля последних в данном номере в процентах ДН = (ОФВН / ОВН) 100%.

Затем вычислялись средние арифметические значения величины ДН за месяц, квартал и за год по каждому из источников.

Результаты

Обобщенные поквартально результаты обработки данных еженедельника «Бизнес» представлены в табл. 1; границы вариации значений среднемесячных величин ДН — от 0,88% до 3,32%. Среднегодовое значение ДН в 2000 г. составляет 2,15% и не отличается достоверно от среднегодового значения в 2001 г., равного 2,21%. Средняя за весь период наблюдения величина ДН составляет 2,19%, что несколько больше верхней границы указанного в [6] диапазона значений.

Таблица 1

Средние по кварталам величины доли объявлений о фармацевтических вакансиях в номере еженедельника «Бизнес» в 2000–2001 гг.

Год 2000 2001
Квартал I II III IV I II III IV
Средняя за квартал величина ДН, % 2,45 2,71 1,85 1,75 2,51 1,89 2,60 1,38

В фармации регионов, где интенсивность финансовых потоков существенно меньше, вакансии должны появляться реже; об этом косвенно свидетельствуют данные табл. 2.

Таблица 2

Средние по кварталам 2001 г. величины доли объявлений о фармацевтических вакансиях по Харьковскому региону

Название еженедельника Средняя за квартал величина ДН, %
I II III IV
«Работа и жизнь» 2,04 1,40 1,54 2,02
«Трудоустройство» 1,53 1,56 1,43 1,33
«Работа и образование» 1,43 0,98 1,01 0,79

Границы вариации среднемесячных значений ДН для «Работы и жизни» — от 0,90% до 4,11%, для «Трудоустройства» — от 0,93% до 2,03%, для «Работы и образования» — от 0,39% до 1,61%. Среднегодовые величины ДН составили соответственно 1,73%; 1,46% и 1,04%. Среднее по всем трем источникам среднегодовое значение ДН в 2001 г. равно 1,32%; таким образом, в провинции доля объявлений о фармацевтических вакансиях заметно меньше, чем в столице.

Обсуждение

Результаты выполненного исследования в общем неплохо согласуются с приведенными в [6] данными. Остается объяснить, почему эти величины получаются именно такими, от каких измеряемых характеристик рынка зависят и как они будут меняться при изменении последних. Для этого построим простейшую модель, не претендующую на точное аналитическое решение, но позволяющую увидеть, с точностью до численных коэффициентов, взаимосвязь участвующих в «игре» параметров.

Пусть величина ОВН прямо пропорционально числу имеющихся в данный момент вакансий В, т. е. освободившихся (или вновь возникших) и пока не занятых рабочих мест, которые руководство решило заполнить:

ОВН = (k1/k2)В        (1)

Здесь k1, и k2 — постоянные в первом приближении численные коэффициенты. Первый из них, принимающий значения от 0 до 1, равен доле руководителей, использующих объявления в печатных СМИ как средство поиска (например, по приведенным выше данным [1-3], в среднем можно принять k1 = 0,4). Второй пропорционален числу СМИ, между которыми распределяется поток ОВ — чем их больше, тем меньше ОВ приходится на один носитель, для которого определяется ОВН; например, для «Аптеки» и «Провизора» k2 = 2.

Допустим далее, что величина В состоит из двух слагаемых. Одно из них отражает внутреннюю «температуру» рыночного социума, его профессиональную подвижность и в первом приближении постоянно; второе меняется под влиянием динамики рынка:

В = Вт + Вр        (2)

Величина Вт равна числу вакансий, возникающих за единицу времени в результате нормальной текучести кадров — естественной убыли персонала, а также увольнений ввиду недовольства работодателя или самого работника сложившимся положением, психологической несовместимости и т. д. Предположим, что число таких «естественных» вакансий прямо пропорционально числу работающих:

Вт = k3Ч        (3)

где численный коэффициент k3, принимающий значения от 0 до 1, отражает сложившуюся в данной отрасли текучесть кадров (например, равен 0,05).

Величина Вр равна числу вакансий, которые должны появиться (исчезнуть) за счет изменения объема рынка. Пусть в период, предшествующий рассматриваемому (год, квартал), работало Ч человек, а объем рынка (производства, оборота торговли) составлял Р грн. Если затем объем рынка изменяется на величину ΔР грн., то возникает потребность в ΔЧ новых рабочих мест (при ΔР > 0) или в сокращении имеющихся (при ΔР < 0), причем:

Вр = ΔЧ = Ч(ΔР/Р)        (4)

Подставив (2)-(4) в (1), получаем итоговую формулу для числа ОВН

ОВН = (k1/k2) Ч {k3 + (ΔР/Р)}        (5)

Эта формула, конечно, не предназначена для прямых вычислений, однако из нее можно получить выражение для относительной величины ДН. Если приближенно допустить, что постоянные коэффициенты k1, k2, k3 в фармацевтической отрасли и для рынка в целом одинаковы, то

ДН = (Чф/Ч) {0,05 + (ΔРфф)} / {0,05 + (ΔР/Р)} 100%        (6)

Здесь Чф — число работающих в фармации, Ч — общее число работающих в Украине, (ΔРфф) — относительное приращение (сокращение) объема фармацевтического рынка, (ΔР/Р) — относительное приращение (сокращение) объема рынка Украины в целом за тот же период.

В справочнике [7] указано, что в 2000 г. общее число работающих в Украине составляло Ч = 21,6 млн человек. Точных официальных сведений о занятости в фармацевтической отрасли в доступной литературе найти не удалось. Воспользуемся за неимением лучшего данными, которые обычно приводит в своих выступлениях В. П. Черных; как указано в [8], Чф = 200 тыс. человек.

Если пренебречь различием в динамике фармацевтического рынка и рынка Украины в целом, т. е. посчитать {0,05 + (ΔРфф)} = {0,05 + ΔР/Р)}, то получим из формулы (6) ДН = Чф/Ч = 0,93%. Эта расчетная доля объявлений о фармацевтических вакансиях в полтора-два раза меньше, чем полученная на основе обработки данных СМИ. Однако если учесть, что фармацевтический сегмент развивался быстрее, чем остальной рынок Украины (пусть (ΔРфф) = 0,25, (ΔР/Р) = 0,12), то ДН, рассчитанная по (6), существенно увеличится и составит уже 1,77%.

Это значение ДН лучше согласуется с данными исследования печатных СМИ. Однако предложенная модель, безусловно, нуждается в дальнейшем уточнении, поскольку фармацевтическая отрасль состоит из ряда сегментов, существенно неоднородных в плане как кадровой, так и финансовой динамики. Кроме того, следует проверить адекватность поведения расчетных значений поведению реальной плотности ОВ при смене знака ΔР, т. е. в период рыночного спада. Это станет темой наших дальнейших исследований.

Выводы

  1. Получено, что доля объявлений о фармацевтических вакансиях составляла в 2000-2001 гг. около 2,2% в столице и около 1,3% — в Харьковском регионе.
  2. Предложена модель, дающая удовлетворительное количественное совпадение с данными исследования СМИ.
  3. Модель нуждается в дальнейшей проверке и уточнении.

 





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика