Обнаружен белок, ремонтирующий ДНК

Ученые обнаружили важный белок, отвечающий за восстановление ДНК. Это открытие поможет раскрыть механизмы старения, развития злокачественных заболеваний и болезни Альцгеймера.

Основываясь на данных, полученных в ходе проекта «Геном человека», исследователи выделили ключевой инструмент, с помощью которого клетка ремонтирует свой генетический материал в случае его повреждения. Последнее приводит к огромному числу различных заболеваний: от злокачественных новообразований до болезни Альцгеймера, и, с другой стороны, обусловливает процесс старения.

Исследователи описали фермент, который восстанавливает участки ДНК, поврежденные оксидативным стрессом — одним из наиболее распространенных процессов в клетках организма.

Повреждение ДНК при оксидативном стрессе возникает из-за того, что отдельные участки генетического кода «вышибаются» высокоактивными свободными радикалами, такими как гидроксильный радикал, супероксид или перекись водорода. В норме все эти вещества образуются как побочный продукт процессов дыхания, а также при инфекции, воспалении, курении табака и употреблении алкоголя. Если нарушения генетического кода не устранять, то они будут накапливаться по мере деления клетки, при этом будет нарастать вероятность нарушения правильной работы клетки.

«Оксидативные повреждения лежат в основе всех остальных»,— утверждает профессор Митра из Техасского университета. «Это основная форма окислительного стресса у аэробных организмов, он постоянно протекает в наших клетках. Таким образом, необходим специальный механизм для восстановления ДНК»,— пояснил профессор.

Чтобы выяснить этот механизм, профессор Митра и его коллеги попытались найти те гены человека, которые кодировали бы подобные белки, отвечающие за «ремонт» ДНК у кишечной палочки. После выделения двух таких последовательностей нуклеотидов, ученые синтезировали с помощью одной из них неизвестный доселе белок, который восстанавливал ДНК in vitro так же, как и его аналог у кишечной палочки. Этот фермент, названный гликозалазой, является первым из нового класса белков, восстанавливающих ДНК у млекопитающих, и он обладает двумя особенностями, которые, похоже, определяют его центральную роль в защите от окислительного стресса.

Исследования окислительного стресса относятся к фундаментальным, однако они создают основу для решения таких насущных проблем, как канцерогенез и дегенеративные болезни нервной системы.

www.mednovosti.ru

Разработан метод ранней диагностики новообразований желудка и пищевода

Результаты экспериментов, проведенных сотрудниками филадельфийского университета имени Томаса Джефферсона, могут значительно улучшить методы ранней диагностики онкозаболеваний пищеварительных органов.

Стефани Шульц и ее коллеги идентифицировали белок, который отсутствует в нормальных клетках слизистых оболочек пищевода и желудка, но почти всегда имеется в клетках, едва приступивших к злокачественному перерождению. Эти выводы сделаны на основании анализов тканей всего лишь полутора десятков пациентов и поэтому нуждаются в тщательной проверке. Если дальнейшие исследования подтвердят обнаруженную тенденцию, то появится возможность выявления новообразований в желудке и пищеводе задолго до того, как они начнут представлять опасность для жизни.

Экспертиза новых препаратов FDA будет проводиться быстрее

FDA заключила с компаниями, находящимися под ее юрисдикцией, договор, по которому изменяется период экспертизы новых препаратов и на десятки миллионов долларов увеличиваются отчисления компаний FDA.

Значительную часть работы FDA по экспертной оценке препаратов уже давно финансируют предприятия отрасли. Но впервые этот договор предусматривает, что часть денег пойдет на улучшение мониторинга безопасности новых препаратов, что позволит FDA постепенно удвоить число своих сотрудников, в обязанности которых входит надзор за безопасностью новых препаратов. Представители фармацевтической отрасли считают, что этот договор пойдет на пользу всем, чьи интересы он затрагивает — FDA, компаний, которые разрабатывают новые препараты и, что самое главное, пациентов, которые ждут появления новых препаратов.

Однако поборники безопасности препаратов утверждают, что это соглашение внушает беспокойство. В свете того, что в последнее время десятки препаратов были отозваны с рынка по обвинениям в недостаточной безопасности, FDA и так одобряет препараты слишком быстро и неадекватно оценивает проблемы, которые могут возникнуть после выхода препарата на рынок, утверждают критики.

С 1992 г. фармацевтические компании уже выплатили FDA миллионы долларов по закону, который называется Законом об отчислениях для производителей лекарств, отпускаемых по рецепту. 30 сентября срок действия этого закона истекает, и в Конгрессе уже начались обсуждения возможности возобновления этого закона. В то же время экспертиза более сложных препаратов стоит дороже, а компании разрабатывают меньше таких препаратов, что приводит к уменьшению отчислений этих компаний FDA. В результате в этом году дефицит, возникший у FDA, достиг 30 миллионов долларов.

FDA направила в Конгресс письмо с предложением по соглашениям с компаниями-производителями, а также о том, как в случае возобновления закона FDA будет распоряжаться отчислениями, которые возрастут от 160 миллионов, полученных в прошлом году, до 223 миллионов в следующем и к 2007 г. достигнут почти 260 миллионов долларов.

Если будут одобрены новые размеры отчислений, утверждают представители компаний-производителей, то им придется платить за экспертизу и одобрение препаратов более 51% их стоимости.

По информации FDA, сегодня на экспертизу жизненно необходимых препаратов уходит 6 месяцев, на экспертизу большинства остальных — до 10 месяцев. Но в условиях дополнительного финансирования FDA согласилась внести изменения, благодаря которым экспертиза будет занимать меньше времени. В частности, имеется в виду одобрение одного из назначений препарата еще до окончания испытаний этого препарата.

The Nando Times

Перевод Ольги Сотниковой

Жизнь клетки может быть продлена

Американские ученые получили важную информацию о работе молекулярных механизмов, определяющих продолжительность активного существования живой клетки.

Давно известно, что клеточный возраст зависит от длины теломер, концевых участков хромосом, которые укорачиваются после каждого деления. Слишком короткие теломеры уже не обеспечивают целостность хромосом, в результате чего клетка перестает делиться и со временем погибает. Теперь исследователи из Рокфеллеровского университета обнаружили, что клетка может продлить свое существование, увеличив синтез специфического белка, открытого около пяти лет назад. Этот протеин, известный как TRF2, защищает слишком короткие теломеры от повреждений и таким образом отсрочивает наступление заключительного этапа клеточного старения. Эта работа опубликована в журнале Science от 3 марта.

Генетически модифицированные гены — по наследству

Калифорнийская биотехнологическая корпорация Tosk объявила, что ей удалось радикально упростить и удешевить методы получения генетически модифицированных млекопитающих.

Такие животные несут в себе не принадлежащие им гены, которые чаще всего искусственно добавляются в наследственные структуры яйцеклеток с помощью тонких и чреватых ошибками лабораторных операций. Как пишет журнал New Scientist, новая технология позволяет обходиться без подобных сложностей. Каждую копию подлежащего передаче гена химически сшивают с другим фрагментом ДНК, позаимствованным у мухи-дрозофилы, а затем помещают в крошечную жировую капсулу. Триллионы таких капсул вводятся в кровоток животного обычным шприцем и проникают в клетки различных органов. Когда это происходит, дрозофильная ДНК встраивает «гостевой» ген в хромосомы клеток-хозяев, а затем быстро распадается. Полученные гены легко проникают в мужские и женские половые клетки и таким образом передаются по наследству.

Вакцину от СПИДа придется ждать еще 10 лет

По словам ведущих американских специалистов по проблемам СПИДа, разработчикам эффективной вакцины против этого заболевания придется решить еще много задач, в связи с чем результатов можно ждать не ранее чем через 10 лет.

Сейчас проводятся клинические испытания вакцины, обладающей, как минимум, частичным эффектом. В тех странах, где велико число больных СПИДом, даже такая вакцина является необходимой.

В феврале в ходе очередной конференции по проблемам СПИДа исследователи сообщили, что прошли первичные испытания новой вакцины, которая представляется перспективной, но до того, как ее эффективность окончательно подтвердится, пройдет еще несколько лет. Действие этой вакцины было проверено на обезьянах и дало хорошие результаты. Эти результаты позволяют надеяться, что вакцина будет эффективна и для людей.

Эксперты считают, что вакцина — единственный способ остановить охватившую многие страны эпидемию СПИДа, которая уже унесла жизни 20 миллионов человек.

Директору американского Национального института аллергии и инфекционных заболеваний при Национальном институте здоровья Энтони Фаучи задали вопрос, будет ли вакцинация проводиться одноразово или ее необходимо повторять ежегодно, как вакцинацию против гриппа. По словам Фаучи, вакцинацию от СПИДа, очевидно, придется периодически повторять.

Фаучи также предостерег от преждевременного оптимизма, так как сегодня пандемия ВИЧ еще, возможно, не достигла своего пика.

На этой же конференции президент корпорации Pfizer Хэнк Мак-Киннелл объявил о замораживании цены на широко распространенное лекарство от СПИДа, препарат Viracept. Он заявил, что Pfizer хочет, чтобы каждому пациенту были доступны необходимые препараты. Он пообещал, что цена Viracept не будет расти в течение 2-х лет. Сегодня оптовая цена одной таблетки этого препарата составляет $2.02. Ежедневная доза – 2 таблетки.

washingtonpost.com