Логотип журнала "Провизор"








НДС на лекарства: фармация как зеркало национальной бюджетной лихорадки

В условиях работы над проектом Государственного бюджета на 2003 г., необходимости свести «концы с концами», в силу ряда других причин рассматривается вопрос об отмене льгот по налогу на добавленную стоимость в отношении лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Народные депутаты Украины Валентин Матвиенко и Павел Ландык внесли в парламент проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» (номер регистрации 2326 от 22 октября 2002 г.1), которым предлагается исключить из Закона подпункт 5.1.7 пункта 5.1., распространив на операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения налогообложение на общих основаниях, то есть по ставке 20%. Льготу по НДС предлагается отменить с 1 января 2003 г.

1 www.rada.gov.ua

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он подготовлен с целью «наполнения доходной части бюджета путем расширения базы налогообложения налогом на добавленную стоимость, осуществления своевременного финансирования государственных целевых программ из бюджета», законопроект призван расширить базу налогообложения, устранить дискриминационные нормы, «создать надежные источники по обеспечению расходной части бюджета». Далее разработчики законопроекта приводят нехитрые математические выкладки. Потери бюджета в 2001 г. вследствие применения льготного режима налогообложения составили около 1 млрд грн., отмена льготы по НДС обеспечит дополнительное поступление в казну порядка 1,3 млрд грн. Авторы констатируют, что льгота по НДС используется неэффективно, цены на лекарства продолжают расти, что говорит о высокой доходности производства и реализации лекарств. Отмена льготного налогообложения не повлечет увеличения цен на данный вид продукции, поскольку это экономически невыгодно в первую очередь предприятиям-производителям. При таких условиях может произойти падение объемов реализации за счет снижения спроса на некоторые лекарства. Поэтому, как указывается в пояснительной записке к законопроекту, должна состояться саморегуляция фармацевтического рынка за счет уменьшения торговых наценок2.

2 Как отмечают российские эксперты, отмена налоговых льгот на лекарства привела к росту цен на 15-20%, что повлекло за собой падение спроса на импортные препараты на 1,5-2 %, а на отечественные — на 7–10 % (Фармацевтический вестник, № 37’2002, 3 декабря 2002 г.). Добавим, что в Российской Федерации применяется льготная 10-% ставка НДС на лекарства.

Принятие столь важного законопроекта не может пройти без обсуждения его в широких кругах фармацевтической общественности, всестороннего анализа и комплексной экспертизы с участием ведущих специалистов отрасли. На страницах журнала уже затрагивался вопрос о возможных причинах и последствиях отмены льготного налогообложения лекарственных средств3 . Однако считаем необходимым вернуться к данной проблеме.

3 А. Немченко, Л. Титенко. НДС на лекарственные препараты: проблемы международные и национальные // Провизор, № 22’2002, с. 3-6

4 декабря 2002 г. в конференц-зале киевского «Прем’ер-Палаца» состоялась пресс-конференция, на которой свое отношение к законопроекту, последствиям его принятия для фармацевтической отрасли и потребителей лекарств высказали представители ведущих отечественных предприятий производителей (ОАО «Фармак», ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод», АО «Лекхим»), зарубежных компаний (Аventis, Hoffman-La Roche), Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства.

Народный депутат Украины, заместитель Председателя профильного парламентского Комитета Павел Жебровский озвучил официальную позицию комитета — профильный парламентский Комитет однозначно против предложенного законопроекта. Законопроект подготовлен без надлежащего экономического обоснования. Так, учитывая, что значительная часть ожидаемых поступлений от НДС уйдет на его возмещение, общая сумма «лекарственного» НДС не превысит 400 млн грн. Но основными являются неучтенные социальные последствия принятия законопроекта, больные недополучат лекарств на 20%, что может иметь губительные последствия, особенно в условиях отсутствия национальной системы обязательного медицинского страхования.

Народный депутат Украины, член профильного парламентского комитета, Председатель подкомитета по вопросам законодательного обеспечения развития фармации и осуществления фармацевтической деятельности Михаил Сятыня отметил, что государство не должно отказываться от собственной фармацевтической отрасли, хотя в Украине отсутствует система обеспечения доступными лекарственными средствами. Практически отсутствует система лекарственного обеспечения в сельской местности. По мнению Михаила Сятыни, принятие предложенного проекта будет иметь следующие последствия:

  • цены на лекарства поднимутся на 40–45%;
  • крупные дистрибьюторы уйдут в тень;
  • не будет работать ни одна Национальная программа в сфере здравоохранения.

Первый заместитель Председателя Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения Александр Евтушенко сообщил присутствующим, что Министерство здравоохранения, Государственный департамент неоднократно обращались в Кабинет Министров Украины, Министерство финансов, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции, другие заинтересованные ведомства с письмами о недопустимости отмены льготного налогообложения лекарственных препаратов. По мнению Александра Евтушенко принятие закона будет иметь следующие последствия.

Цены на лекарства вырастут на 15–17%. В 2001 г. гражданами и бюджетами всех уровней на лекарства израсходовано порядка 65 грн. в расчете на одного человека, что составляет половину подобных расходов в Российской Федерации. Естественно, что введение налога на добавленную стоимость данную сумму не увеличит. Социально незащищенным слоям населения лекарства отпускаются по льготным и бесплатным рецептам, в настоящее время потребности данных категорий граждан удовлетворяются лишь на 17,9%, после отмены льготы по налогу — и того меньше — на 14%. С рынка уйдут дешевые отечественные препараты, а количество теневых лекарств значительно возрастет. В Российской Федерации с 1 января 2002 г. введено льготное обложение НДС по ставке 10%. И при такой ставке цены возросли в первом полугодии на 12%. В Украине цены на лекарства стабилизировались, у производителя они снизились на 0,2%, потребительские — на 0,67%. Для обеспечения потребителя доступными лекарствами предполагается ввести механизм государственной регистрации цен на продукцию отрасли.

Как сказал Александр Евтушенко, учитывая общую направленность государственной политики Украины на отмену льгот, налоговые льготы в отношении лекарственных средств будут отменены. Вопрос в том, когда такое решение будет принято, ведь оно должно быть связано с введением системы компенсации стоимости лекарств и обязательного медицинского страхования.

Валерий Печаев, генеральный директор АО «Лекхим», президент организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, предложил обратить внимание Верховной Рады и Правительства на декларированные меры по борьбе с бедностью. Как же будет осуществляться программа борьбы с бедностью, если цены на лекарственные препараты в Украине повысятся на 28–30%.

Генеральный директор ОАО «Фармак» Филя Жебровская отметила, что одним из основных направлений социальной политики государства является обеспечение населения качественными, эффективными и доступными лекарствами. Однако в настоящее время данное направление находится под угрозой. Национальная фармацевтическая отрасль функционирует в сложных условиях. Так, Законом Украины от 24 октября 2002 г. «О внесении изменений в некоторые законы Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров»4 повышены ставки акцизного сбора на спирт этиловый, используемый для производства лекарственных средств до 2,0 грн. за 1 л 100-процентного спирта. Это в свою очередь приведет к удорожанию дешевых лекарств, рассчитанных на неимущие слои населения (например, корвалол). Обложение лекарств НДС еще более усугубит сложившуюся ситуацию.

4 Юридические аспекты фармации, № 23’2002, с. 2.

Галина Скоробогатько, главный экономист ЗАО НПЦ «Борщаговский химико-фармацевтический завод», очертила последствия введения НДС в связке «производитель—потребитель—государство».

Производитель — производимые им препараты с рентабельностью ниже 20% будут сняты с производства, он вынужден будет набирать новый ассортимент препаратов; прибыль предприятия сократится, уменьшится база налогообложения.

Государство — недополучит от производителя поступлений в бюджет в виде налога на прибыль, увеличится социальная напряженность.

Потребители — лишатся возможности приобрести лекарства по доступным ценам.

Таким образом, выгода государства от введения НДС на лекарства будет минимальной.

Владимир Игнатов, председатель медицинского комитета Европейской бизнес ассоциации, глава представительства компании Aventis, отметил, что экономическая сущность налога на добавленную стоимость в том, что это налог на потребление. В большинстве стран Европы социально значимые группы товаров освобождены от него либо облагаются по льготным ставкам. Так, во Франции, чья система здравоохранения заняла I место в европейском рейтинге, ставка НДС на лекарства составляет 2–6% в зависимости от группы препарата.

В Российской Федерации введено льготное обложение лекарств по ставке 10%, однако и это привело к значительному росту цен, в отдаленных регионах — на 40–45%. В Украине с введением НДС цены вырастут не менее чем на треть.

Олег Курченко (представительство компании Hoffman-La Roche), подытожив высказанные суждения, отметил, что следующими шагами в данном вопросе должны быть: скорейшее принятие Закона об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании, создание экспертного комитета с участием представителей Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Европейской бизнес ассоциации для решения вопроса о возможных последствиях принятия Закона. До получения заключения экспертов принятие законопроекта необходимо отложить.

Подготовил Олег Печеный


P.S.

Парламентский комитет рекомендовал ВР поддержать проект закона о внесении изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость»

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности рекомендовал парламенту поддержать проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», внесенный народными депутатами В. Ландыком и П. Матвиенко.

Законопроектом предлагается отменить действие нормы Закона, которым освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном законодательством порядке, в том числе предоставления услуг по такой продаже аптечными учреждениями.

Авторы проекта считают, что принятие этого изменения будет способствовать улучшению состояния поступления налога на добавленную стоимость в бюджет, предупреждению фактов уклонения от налога, своевременному возмещению налога из бюджета, осуществлению финансирования государственных целевых программ по Государственному бюджету Украины, а также выполнению требований Международного валютного фонда по погашению задолженности государства перед налогоплательщиками.

Как сообщили Центру «ЛИГА» в Информационном управлении Верховной Рады Украины, народные депутаты также указали, что потери в бюджете за минувший год от существования такой нормы в действующем законодательстве составили около 1 млрд гривень. По их мнению, сегодня основными пользователями льготы являются не потребители лекарственных препаратов, а аптечные учреждения, которые их реализуют. А неначисление НДС на цену лекарственных средств создало возможность для формирования аптечными учреждениями высоких торговых наценок и получения высоких доходов. В результате чего создалось значительное расширение сети аптечных учреждений, рост объемов их розничного товарооборота. Так, количество аптечных учреждений за последние четыре года увеличилось в 1,5 раза, а их розничный товарооборот возрос в 2,4 раза.

Члены Комитета указали, что введение налога на добавленную стоимость на лекарственные средства и изделия медицинского назначения повысит стоимость лекарственных препаратов. Поэтому для обеспечения социальной защиты населения при отмене такой льготы народные депутаты считают необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Украины «О ценах и ценообразовании» в части государственного регулирования цен на жизненно важные лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

LIGA ONLINE





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика