|
Маркетинговое изучение некоторых изделий медицинского назначенияБ. П. Громовик, Н. Б. Ярко, Н. М. Мельнык Сегодня фармацевтический рынок Украины широко представлен разнообразными изделиями медицинского назначения. Производители постоянно совершенствуют и расширяют существующий ассортимент предметов ухода за больными, санитарии и гигиены, вводят новые модификации многих из них. Поэтому целью нашего исследования было изучение рынка изделий медицинского назначения, а именно: грелок резиновых, пузырей резиновых для льда и спринцовок. Выбор объектов исследования основывался на приведенных в работе [1] результатах анализа рынка, согласно которым население наиболее часто применяет грелки и спринцовки, а в условиях стационара широко используются пузыри для льда. Известно, что анализ рынка начинается с исследования поведения покупателей и определения основных мотивов приобретения ими товаров. При выборе лекарственных средств и изделий медицинского назначения на поведение посетителей аптек существенно влияют медицинские и фармацевтические специалисты вследствие доверия к их профессионализму. Учитывая сказанное, на первом этапе исследования проведен анкетный опрос 99 провизоров, работающих в аптечной сети Львовской области. При этом изучалось состояние потребительской активности относительно конкретных изделий. Для количественной оценки этого явления нами предложен опосредованный коэффициент потребительской активности. Под ним мы понимаем отношение частоты упоминания отдельного показателя активности к общей сумме упоминаний всех показателей данной группы (определенных на основе опроса экспертов-провизоров, осуществляющих заказ и продажу товаров населению). Математическая интерпретация коэффициента имеет следующий вид: , где Kca — коэффициент потребительской активности; Как видно из данных таблицы 1, среди опрошенных 11 заведующих аптеками, остальные — провизоры, имеющие непосредственное отношение к заказу и отпуску товара. Средний возраст респондентов составил 39,2 лет. Средний стаж работы — 14,9 лет. Таблица 1 Количественные характеристики респондентов
Более половины опрошенных не имели квалификационной категории. Таблица 2 Место работы респондентов
Данные таблицы 2 показывают, что почти две пятых респондентов работают в аптеках отрытого типа, остальные (приблизительно поровну) — в аптеках закрытого типа, аптечных пунктах и аптечных киосках. Большинство опрошенных работают в государственных и коммунальных аптечных учреждениях. Таблица 3 Состояние потребительской активности относительно исследуемых изделий медицинского назначения
Как видно из таблицы 3, наибольшей потребительской активностью пользуются грелки типа А (обычные) № 1 и № 3 и типа Б (комбинированные) № 1, № 2 и № 3. Грелки в индивидуальной упаковке, а также такие их разновидности, как «Амфора», «Комфорт» и «Подсолнух» вызывают меньшую заинтересованность у потребителей. Среди пузырей для льда наибольшей популярностью пользуется пузырь для льда общего назначения № 1. Прослеживая состояние потребительской активности среди спринцовок, устанавливаем, что наиболее популярными являются спринцовки типа А № 1 и № 3 и спринцовки типа Б № 3 и № 6. В результате изучения коэффициента потребительской активности среди возрастных групп населения было выявлено, что спринцовки и пузыри для льда чаще всего спрашивает взрослое население, а грелки — люди преклонного возраста. При этом для грелок потребительская активность выше осенью и зимой, а для спринцовок и пузырей для льда — летом (рис. 1).
Изучение частоты заказа изделий медицинского назначения показало, что 38,4% опрошенных заказывают их один раз в месяц и 30,3% — один раз в две недели, 17,2% — один раз в неделю и 5,1% — два раза в неделю. Остальные респонденты заказывают данные изделия по мере необходимости. При этом более двух пятых опрошенных (43,4%) пользуются услугами двух фирм-поставщиков, четвертая часть (28,3%) — одной. Остальные заказывают данные изделия в трех-двенадцати фирмах. Следующим этапом нашего исследования было изучение оптового рынка исследуемых изделий медицинского назначения производства отечественной фирмы «Киевгума» (грелки и пузыри для льда), а также «Альберт-Киевгума» и «Поликом» (спринцовки). Период нашего исследования охватывал 2000 и 2001 гг. В качестве объекта исследования избрали информацию, представленную в прайс-листах специализированных изданий — «Еженедельник «Аптека» и журнал «Провизор». Выбор информационных источников обусловлен двумя причинами:
При решении поставленной задачи применяли методику мониторинга рынка лекарственных средств [4], в соответствии с которой изучали характер предложений фармацевтических фирм, уровень ежемесячного позиционирования, средние расчетные цены ежемесячных предложений каждого изделия медицинского назначения, динамику и индекс цен, коэффициенты ликвидности цены для каждого изделия. Таблица 4 Фирмы, предлагавшие исследуемые изделия
* - всего в течение двух лет исследуемые изделия предлагали 98 фирм Как видно из данных таблицы 4, за анализируемый период грелки предлагали 74 фармацевтических фирмы, в том числе 23 — ежегодно, пузыри для льда — 24 и 9 соответственно, спринцовки — 77 и 26. Таким образом, около трети фирм-поставщиков ежегодно реализовывали исследуемые изделия. Таблица 5 Показатели предложений в расчете на один прайс-лист
Таблица 6 Перечень фирм, ежемесячно предлагающих исследуемые изделия медицинского назначения
Данные табл. 5 показывают, что в одном прайс-листе спринцовки предлагают сопоставимое число фармацевтических фирм. Однако меньше всего предложений приходилось на пузыри для льда. Постоянно (ежемесячно) по меньшей мере одну позицию исследуемых изделий медицинского назначения предлагали 16 из 98 фармацевтических предприятий. Среди них следует выделить фирмы: «ВВС-лтд» и «Оптима-фарм» (Киев), «Лакс» (Нежин), а также торговый дом «Ватфарм» (Черкассы), «Будсервис-1» и «Медицину» (Киев). Анализ прайс-листов показал, что исследуемые изделия характеризуются разным уровнем позиционирования. По этому показанию все предложения фирм мы разделили на три группы. К первой группе отнесли фирмы, предлагавшие в прайс-листах хотя бы одну ассортиментную позицию изделия в течение одного-пяти месяцев, ко второй — шести-одиннадцати месяцев, к третьей — предприятия, характеризующиеся стабильным позиционированием на рынке (их предложения присутствуют во всех анализируемых прайс-листах). Таблица 7 Уровень позиционирования исследуемых изделий медицинского назначения
Как видно из данных таблицы 7, самым высоким уровнем позиционирования в прайс-листах характеризуются грелки (количество фирм в третьей группе за период исследования возросло с 20% до 25%). Почти такая же закономерность наблюдается для спринцовок. Что касается пузырей для льда, то третья группа фирм незначительна и количество фирм в ней снизилось с трех до одной. Данные исследования показывают, что ассортимент грелок на национальном рынке составлял 18 (кроме указанных в табл. 2 еще грелки «Амфора» и «Комфорт» в индивидуальной упаковке), пузырей для льда — три, спринцовки — 21 наименование (с учетом предложений двух производителей). Тем не менее, за период исследования на рынке не предлагались пузыри для льда специального назначения (для глаз, горла, уха, сердца мужского и женского), а в 2001 году — грелки «Амфора» и «Комфорт» в индивидуальной упаковке. Среди исследуемых изделий высокий уровень среднемесячного предложения был характерным для традиционных видов грелок типа А и Б, а также спринцовок типа А (№№ 1, 3, 6) и типа Б (№№ 1, 3, 6, 9, 12, 15), т. е. тех, относительно которых (по данным опроса работников аптек) наблюдалась высокая потребительская активность. Таблица 8 Изделия медицинского назначения, характеризующиеся высокими показателями коэффициента ликвидности цены
Изучение динамики коэффициента ликвидности цены (табл. 8), характеризующего соотношение максимальной и минимальной цены определенного товара в определенный период времени на конкретном рынке и определяющего уровень социально-этической направленности маркетинговой политики фирмы-производителя по продвижению конкретного товара на рынок, показало высокое его значение в отношении исследуемых изделий медицинского назначения. Так, чаще всего коэффициент ликвидности цены в течение исследуемого периода был выше 0,5 у грелок «Подсолнух» типа А № 1 (12 месяцев в 2000 году и восемь — в 2001), типа А № 1 в индивидуальной упаковке (7 и 10 соответственно) и типа А № 1 (4 и 7). В свою очередь все виды пузырей для льда почти за весь период изучения имели исследуемый показатель выше 0,5. Среди спринцовок в 2000 году 16 их ассортиментных позиций имели высокие значения указанного коэффициента, а в 2001 году — только семь. Чаще высоким уровнем этого показателя характеризовалась спринцовка типа Б № 3. Высокие значения исследуемого показателя для различных видов ассортиментных позиций изделий медицинского назначения можно объяснить:
В конце мы провели изучение динамики среднемесячной цены для изделий, характеризующихся высоким уровнем предложения.
Рассматривая динамику ценовой конъюнктуры грелок типа А, наблюдаем незначительные маятникообразные колебания. Как видно из рис. 2, кривые среднемесячной цены для грелок типа А № 2 и № 3 мало отличаются и характеризуются незначительным увеличением цен в 2001 году по сравнению с 2000 годом. Для грелок типа А № 1 кривая была с большими вариациями цен и характеризовалась значительным спадом в мае 2001 года. В целом индекс цен незначителен (Ip = 1,05…1,09).
Как видно из данных рис. 3, для грелок типа Б характерным было маятникообразное изменение среднемесячной цены с января по октябрь 2000 года и постепенный рост с ноября 2000 по февраль-март 2001 года. В дальнейшем стоимость обеих грелок оставалась более или менее стабильной и в конце 2001 года достигла максимума. Для комбинированной грелки вместительностью 3 л эта кривая была с большими вариациями цены. Индекс цен для указанных изделий составлял Ip = 1,11…1,12.
Сходная картина наблюдалась и у пузырей для льда (рис. 4). Хотя колебания были более значительными, чем для предшествующих изделий. Для всех видов пузырей характерны маятникообразные колебания к декабрю 2000 года и резкий спад цены в начале 2001 года. К августу 2001 года можно увидеть постепенный рост средней стоимости пузырей и значительный рост в сентябре этого же года. Следующие несколько месяцев цена незначительно колебалась. Индекс цен был более высоким и составлял Ip = 1,12…1,28.
Относительно спринцовок обоих типов (рис. 5 и 6), то динамика среднемесячной цены изменялась почти линейно. Только для спринцовок типа А № 1 и № 6 характерны некоторые колебания в исследуемый период. Для всех видов спринцовок среднемесячная цена была минимальной вначале 2000 года и постепенно увеличивалась, достигая максимума в средине 2001 года. Индекс цен для данной группы изделий также был высоким — Ip = 1,12…1,26.
Таким образом, за период исследования отмечается рост среднемесячной оптовой цены изучаемых изделий — от 5–12% для грелок до 12–28% для пузырей для льда и спринцовок. При этом, как видно из данных рис. 7, динамика официального курса национальной валюты по отношению к доллару США характеризовалась противоположной тенденцией [5, 6], что в конечном итоге привело к снижению курса гривни на 2%. Ревальвация официального курса национальной валюты более заметна в марте–мае 2000 года и июне-ноябре 2001 года. Указанная тенденция сопровождалась ежемесячной инфляцией (кроме июля–августа обоих периодов). При этом уровень инфляции в 2000 году составлял 25,8%, а в 2001 — 6,1% [7]. Рост оптовой стоимости исследуемых изделий медицинского назначения в условиях снижения официального курса национальной валюты можно объяснить более высоким ежемесячным уровнем инфляции, что, в свою очередь, могло повлиять на увеличение издержек производства грелок, пузырей для льда и спринцовок. Выводы
Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|