Логотип журнала "Провизор"








НДС на лекарственные средства: проблемы международные и национальные

А. С. Немченко, канд. эконом. наук, доктор фарм. наук, профессор Национального фармацевтического университета
Л. В. Титенко, председатель правления ГАК «Ліки України»

В условиях роста дефицита бюджета практически во всех странах периодически на «повестке дня» правительств стоит вопрос пересмотра политики налогообложения в области НДС, как правило, прибыльных или социально значимых отраслей, к которым по праву относится фармация. Однако эта политика не однозначна. В России с января 2002 г. отменена льгота по НДС на лекарственные средства. Во Франции, несмотря на протесты со стороны ЕС, снижена ставка НДС с 5,5% до 2,1% на лекарства бесплатного отпуска в рамках государственного медико-социального страхования. В Украине проблема отмены существующей льготы НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения стоит снова в процессе формирования бюджета 2003 года.

Анализу зарубежного опыта и прогнозу последствий для национального фармацевтического рынка при отмене льготы НДС на лекарственные средства посвящена данная статья.

Анализ «российского опыта» влияния НДС на фармацевтическую отрасль

Как известно, с января текущего года на российском фармацевтическом рынке произошли следующие существенные изменения в законодательстве (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ»):

  • отменена льгота на НДС в отношении реализации и ввоза в Россию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, при этом введена 10% ставка НДС на указанные фармацевтические товары;
  • восстановлена с 31 января 2002 г. льгота на НДС в отношении важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (по специальному перечню);
  • отменена льгота на НДС в отношении вознаграждения агентов, получаемого ими по агентским договорам реализации медицинской продукции, при этом введена стандартная 20% ставка НДС.

Теоретически НДС является налогом на потребление, который в конечном итоге уплачивается потребителем, а не производителем или предприятиями оптовой или розничной торговли. Поэтому сумма 10% НДС, уплачиваемая при закупках фармацевтических товаров, должна вычитаться из тех 10% НДС, которые взимаются с покупателей при реализации, тем самым дополнительный налог должен по своей сути влиять только на финансовые потоки по всей сети поставок и не вызывать дополнительных расходов для предприятий фармацевтической отрасли. Казалось бы, введение 10% НДС должно привести исключительно к 10% росту розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для населения и ЛПУ. Однако это не так, на практике введение 10% НДС оказывает не только прямое, но и косвенное воздействие на рост цен. Этим объясняются ситуации, когда рост розничных цен ниже 10%. Министерство финансов РФ еще до введения НДС на фармацевтические товары прогнозировало рост цен реализации всего лишь на 4–6%.

Прогноз, очевидно, основывался на предположении, что вводимый 10% НДС позволит производителям и торговым организациям вычитать из общей суммы НДС, уплачиваемых в бюджет, налог, который уплачивается в отношении административных и общехозяйственных расходов, что ранее в условиях действия льготы не допускалось.

Другое допустимое предположение основывается на том, что рост цен может сдерживаться производителями и торговыми фирмами за счет собственных средств, к примеру прибыли.

Однако такая практика оправдана только в части увеличения объема продаж для компенсации потерь, что из-за низкой платежеспособности населения и ограниченности бюджетных средств является проблематичным. Поэтому в будущем такой подход может привести к значительному снижению рентабельности предприятий отрасли.

Анализ сложившейся ситуации в связи с введением 10% НДС на фармацевтические товары, проведенный Минздравом в 49 субъектах РФ, показал, что фармацевтический рынок быстро отреагировал на введение налога: еще в январе розничные цены в среднем по России поднялись на 12%, а оптовые — на 11,5%. В ряде регионов розничные цены выросли на 30–40% (Сахалинская область), а оптовые — на 25–35% (Читинская область). По мнению думского Комитета здравоохранения и спорта, в последующие месяцы тенденция к росту цен на лекарственные препараты сохранится, при этом от «нововведения» страдает, в первую очередь, население.

Депутаты Госдумы во время слушаний 3 июня текущего года рекомендовали профильному комитету «разработать и внести в Думу проект Федерального закона, направленный на отмену НДС на указанную продукцию» [2].

Согласно результатам другого исследования, проведенного Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) РФ, в 80% регионов России введение НДС приводит к дальнейшему повышению регистрируемых и отпускных цен на лекарственные средства, а также оптовых и розничных цен, что отрицательно сказывается на лекарственном обеспечении населения. Особенно такой рост отмечается на импортные препараты следующих групп: противоастматические и антигистаминные; для лечения эндокринной системы и органов пищеварения; для лечения онкологических заболеваний; лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Отмечается также, что с введением НДС потери несут и бюджеты всех уровней, так как около 70% объема выпускаемых лекарственных препаратов отпускается по льготным и бесплатным рецептам населению, направляется в ЛПУ, финансирование которых осуществляется за счет государства. По мнению МАП России, целесообразным является снижение или отмена НДС на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛС. Данное предложение МАП было направлено Правительству РФ [3].

В средствах массовой информации за последнее время даются самые разнородные оценки и комментарии фактического роста цен на лекарственные средства — от 5 до 30%, иногда до 50%. Это свидетельствует о том, что объективная информация о росте цен, как правило, отсутствует. В связи с этим главным остается нерешенный вопрос: в какой степени рост цен зависит от изменений в законодательстве по НДС? Имеются ли другие факторы, влияющие на рост цен?

Очевидно, что введение НДС в России потребовало привлечения дополнительных оборотных средств предприятий отрасли. Если до введения НДС эти предприятия в основном платили НДС лишь в составе своих административных и общехозяйственных расходов, которые являются составной частью этих затрат, то с отменой льгот по НДС такие предприятия вынуждены иметь оборотные средства, достаточные для оплаты НДС в части продукции, используемой или в качестве сырья в производстве, или в качестве товара, приобретенного для дальнейшей реализации. Причем предприятия фармацевтической отрасли должны найти достаточные оборотные средства для уплаты НДС до того, пока не будут зачтены уплаченные суммы НДС в счет уменьшения их платежей по НДС в бюджет. Это объясняет повышение розничных цен более чем на 10%. Однако следует отметить, что дополнительные издержки, связанные с необходимостью увеличения оборотных средств, частично компенсируются за счет возможности возмещения НДС по административным и общехозяйственным расходам.

С другой стороны, возможность возмещения НДС приводит к уменьшению общей суммы НДС, уплачиваемого предприятиями в бюджет, а следовательно, увеличит налогооблагаемую прибыль, так как ранее НДС по административным и общехозяйственным расходам относился на себестоимость продукции.

Следует заметить, что при всей сложности законодательства по НДС предприятия фармацевтической отрасли не были готовы к такому шагу Правительства РФ: производители и торговые предприятия не имели четкого представления о том, каким образом применять вновь введенные положения по НДС, поэтому наблюдалось недоумение и растерянность [4].

Создавая унифицированную налоговую систему, в которой все отрасли экономики находились бы в равном положении, Правительство РФ отменило с 1 января 2002 г. также льготу по налогу на прибыль, получаемую от производства и реализации ЖНВЛС, введя при этом для всех российских производителей лекарственных средств налог на прибыль по ставке 24% наряду с производителями других отраслей.

Наличие вышеуказанных дополнительных издержек в конечном итоге способствовало росту розничных цен на российском фармацевтическом рынке. Однако очевидно, что точно количественно определить влияние НДС на рост цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения практически невозможно.

Сегодня как перед Правительством РФ, так и перед предприятиями фармацевтической отрасли стоит закономерный вопрос: можно ли сгладить или минимизировать негативные эффекты от введения НДС?

Для нас же в Украине важно не повторять ошибок россиян, осознавая мнение специалистов, что если даже сейчас в России будет восстановлена налоговая льгота или снижена ставка НДС, что явно проблематично, вряд ли понизятся уже заявленные на рынке цены, поэтому уже не следует ожидать значительного снижения розничных цен. Как говорят, что сделано, то сделано.

НДС на лекарственные средства в странах ЕС

В странах ЕС НДС на лекарственные средства начисляется по следующим ставкам:

  • Германия — 15%;
  • Голландия — 6%;
  • Бельгия — 6%;
  • Великобритания — 17,5%;
  • Франция — 5,5 и 2,1%;
  • Италия — 9%.

При этом имеют место как общеустановленные, так и сниженные ставки. Интересен факт ввода Правительством Франции сниженной ставки НДС в размере 2,1% для лекарственных средств бесплатного отпуска в рамках государственного медицинского страхования, в то время как для остальных лекарств продолжает действовать налоговая ставка 5,5%. Это стало возможным, когда Европейская судебная палата отклонила жалобу Комиссии ЕС на французское правительство.

Теперь и другие страны — члены ЕС имеют возможность устанавливать более низкие ставки НДС [5].

Проводя украинские параллели, необходимо обязательно учитывать, что в этих странах уровень платежеспособности населения значительно выше, а также приоритеты социальной политики, в частности развития систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования, которые предусматривают защиту наименее социально защищенных граждан от роста цен на лекарственные средства.

Основные принципы определения НДС в Украине

(Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон об НДС) [1].)

Налог на добавленную стоимость определяется исходя из действующих ставок налога (ст. 6), как правило, 20% применительно к базе налогообложения.

Согласно статье 4, п. 4.1. база налогообложения операций с продажи товаров (работ, услуг) определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным или регулируемым ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением сумм НДС, которые включаются в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения.

В процессе продажи товаров возникает налоговое обязательство (статья 1 п. 1.6): общая сумма НДС, полученная (начисленная) плательщиком налога в отчетном периоде на дату возникновения налогового обязательства (статья 7 п. 7.3), определяемую в налоговом периоде по правилу первого события: или дата зачисления средств от покупателя на банковский счет плательщика НДС в случае безналичного расчета, а в случае наличных расчетов — дата их оприходования в кассе плательщика, или дата отгрузки товаров.

В момент возникновения налоговых обязательств у продавца (к примеру, оптовой фирмы) составляется налоговая накладная отдельно для операций, подлежащих и освобожденных от налогообложения.

Наряду с налоговыми обязательствами плательщик НДС получает право на налоговый кредит (ст. 7 п. 7.4) в отчетном периоде, который складывается из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в связи с приобретением товаров, стоимость которых включается в состав валовых расходов производства (обращения). При этом датой возникновения права плательщика НДС на налоговый кредит считается (ст. 7 п. 7.5): или дата списания средств с банковского счета плательщика НДС за оплату товаров (работ, услуг), или дата получения налоговой накладной, которая свидетельствует о факте приобретения плательщиком НДС товаров (работ, услуг).

Порядок определения суммы НДС, которая подлежит уплате в бюджет или возмещению из бюджета (ст. 7 п. 7.7.1), следующий: определяется разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с какой-либо продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода, и суммой налогового кредита.

Основные положения определения суммы НДС целесообразно рассмотреть на конкретном примере.

Аптека приобрела у оптовой фирмы Морскую соль 1,0 кг по оптовой цене 1,19 грн., в том числе НДС (фирмы продавца) — 0,10 грн. Была установлена розничная цена при условии 30% торговой наценки аптеки:

1,19 — 0,10 (НДС фирмы) =
= 1,09 х 1,30 (торг. нац.) =
=1,417 х 1,2 (НДС аптеки) = 1,70 грн.

в том числе сумма НДС
1,70 — 1,417 = 0,28 грн.

Морская соль 1,0 кг — 50 уп. была закуплена 10.08.02 с отсрочкой платежа, поэтому на дату оформления фирмой налоговой накладной (10.08.02) аптека как плательщик НДС получила право налогового кредита 0,10 х 50 = 5,0 грн.

В момент реализации аптекой Морской соли 1,0 кг возникает налоговое обязательство по НДС — 0,28 грн. за упаковку, допустим, за отчетный период было продано 30 уп., т. е. общая сумма НДС 0,28 х 30 = 8,40 грн.

Таким образом, уплате в бюджет НДС подлежит:

8,40 — 5,00 = 3,40 грн.

Если бы было продано, к примеру, всего 10 уп. х 0,28 = 2,80 грн. (налоговое обязательство), то возникла бы ситуация по возмещению из бюджета суммы НДС:

2,80 — 5,0 = 2,20 грн.

Особенности определения НДС при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других фармацевтических товаров в аптеках и фирмах

Согласно п. 5.17 Закона об НДС освобождаются от налогообложения операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированные в Украине в установленном законодательством порядке, в том числе предоставление услуг по продаже их аптечными учреждениями.

Таким образом, аптеки и фармфирмы, являясь плательщиком НДС, имеют льготу в соответствии с п. 5.17. В данном случае, когда плательщик осуществляет операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от обложения НДС, в соответствии с п. 7.4.2 закона об НДС, суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых расходов производства (обращения) и основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно к составу валовых расходов производства (обращения) и на увеличение стоимости основных фондов и нематериальных активов и в налоговый кредит не включаются.

Развитие рыночных отношений требует расширения ассортимента фармацевтических товаров, прежде всего за счет парафармацевтики: БАДов, эфирных масел, косметики и др. НДС товаров, в связи с чем в аптеках и фармфирмах наряду с необлагаемыми операциями появляются операции, облагаемые НДС. Учет «входного» НДС по этим операциям необходимо вести раздельно (п. 7.2.8). При этом в соответствии с п. 7.4.3 может возникнуть необходимость распределения сумм налогового кредита, которое рекомендуется проводить на основе данных Книги учета приобретенных товаров (работ, услуг). Следует отметить, что ведение данной Книги достаточно трудоемко, информационно избыточно, поэтому на практике ведется, как правило, формально.

В аптеках и фармфирмах, которые осуществляют оба вида операций (облагаемые и необлагаемые налогом), имеют место, как правило, два вида расходов:

  • расходы, которые можно сразу отнести к определенному типу операций. Например, не требует разделения «входной» НДС, уплаченный при приобретении сугубо аптечного оборудования;
  • расходы, которые проблематично отнести к конкретному типу операций. К примеру, приобретение компьютера или другого оборудования для бухгалтерии, которая осуществляет учет всех операций предприятия или расходы по арендной плате.

Если по первому виду расходов не возникает, как правило, вопросов по разделению «входного» НДС, то по второму виду расходов наиболее целесообразным вариантом распределения налогового кредита следует считать разделение пропорционально объему реализации облагаемых и необлагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) [6].

Вышеизложенное свидетельствует о сложности и противоречивости НДС как основного налога на потребление, что не совместимо с таким социально значимым товаром как лекарственные средства.

Актуальность льготы по НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в Украине

Народные депутаты Украины В. Ландык (фракция «Регионы Украины») и П. Матвиенко (группа «Европейский выбор») в порядке законодательной инициативы внесли на рассмотрение Верховной Рады проект Закона Украины «О внесении изменений» в закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» № 2326 от 22.10.2002 г., который предусматривает отмену с 1 января 2003 года льготу по НДС с операций по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе предоставления услуг с такой продажи аптечными учреждениями, т. е. проектом предлагается ввести на такие операции полную ставку НДС — 20%.

В действующей законодательной норме — льготе по НДС на лекарственные средства — учтены особенности потребления лекарств, их социальная значимость, необходимость защиты государством наиболее уязвимых слоев населения — больных.

Указанный законопроект не только повторяет негативный опыт России, но и не учитывает тяжелую социально-экономическую ситуацию в Украину:

  • 70% работающих в отраслях экономики получают заработную плату, которая ниже прожиточного минимума, а 22,3% — ниже от законодательно установленной минимальной заработной платы;
  • размер средней пенсии составляет только половину прожиточного минимума, который установлен для неработающего населения;
  • более половины (54,9%) бедного населения — это лица, которые страдают от наиболее острых форм бедности, их совокупные доходы на условного взрослого ниже 140 грн;
  • уровень государственной помощи на детей не превышает 11% от прожиточного минимума.

Демографическая ситуация в Украине, снижение уровня жизни населения, проблемы экологии обусловливают рост социально опасных заболеваний, таких как туберкулез, сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и др.

По данным Госкомстата Украины за первое полугодие 2002 года более 75% лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств населения. Сумма бюджетных средств, компенсации за отпуск лекарств отдельным категориям больных составляет всего 2,7% от общей реализации (против более 70% возмещения стоимости потребляемых лекарственных средств населению за рубежом).

Согласно проведенному расчету роста розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (таблица) при введении НДС по полной ставке — 20%, уровень розничных цен на препараты вырастет на 14%. При этом затраты населения на их приобретение увеличатся на 367,50 млн грн., а также потребуются дополнительные расходы бюджета на 122,50 млн грн.

Расчет роста розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения при введении НДС по полной ставке

№ п/п Наименование показателей Сумма, млрд грн.
1 Прогнозируемый объем продаж* лекарственных средств и изделий медицинского назначения в 2003 г. в действующих ценах реализации, 3500,0
в том числе населению 2625,0
лечебно-профилактическим учреждениям 780,0
по бесплатным и льготным рецептам 95,0
2 Сумма продаж лекарственных средств и изделий медицинского назначения без учета затрат, к которым применяется НДС 2450,0
3 Налог на добавленную стоимость [(2450,0 х 20) : 100] 490,0
4 Общая сумма реализации товаров в условиях применения НДС (3500,0 + 490,0) 3990,0
5 Уровень роста цен на препараты, % [(490,0 : 3500,0) х 100] 14
6 Сумма дополнительных затрат при введении НДС - 20%:  
населения 367,5
бюджета [(780,0 + 95,0) х 20 : 100] 122,5

* Прогнозируемый объем продаж 2003 г. приведен на уровне показателей 2001–2002 гг.

С нашей точки зрения, учитывая очень низкую платежеспособность населения и крайне ограниченное финансирование лечебно-профилактических учреждений, значительное повышение цен — 14% на лекарственные препараты (выше, чем в России), приведет к падению объемов производства отечественных лекарственных средств, а главное существенно повлияет на рост социального напряжения в обществе и не даст прогнозируемого поступления в государственный бюджет, как предполагают авторы законопроекта, 1,3 млрд грн., в лучшем случае это будет порядка 490 млн грн.

Наибольшая опасность от введения НДС на лекарственные средства состоит не только в том, что по некоторым позициям, к примеру налогу на прибыль, снизятся поступления в бюджет из-за снижения спроса и продаж, и даже не в снижении качества жизни больных по причине негативных изменений в структуре потребления лекарств, главная опасность состоит в росте нелегальной «черной» составляющей фармацевтического рынка, так как возникнут экономические предпосылки развития и реализации нелегальных и фальсифицированных лекарственных средств, сбыт которых будет практически неконтролируемым из-за массовости явления.

Это означает потерю доверия как потребителей лекарственных средств, так и снижение взаимного доверия участников рынка, что в конечном итоге приведет к резкому ухудшению инвестиционного климата в одной из немногих, все еще прибыльных, отраслей экономики Украины.

Принятие поданного законопроекта об отмене льготы по НДС однозначно приведет к резкому росту розничных цен на препараты, которое без реформирования здравоохранения и внедрения механизмов компенсации стоимости лекарственных средств в рамках обязательного медицинского страхования будет иметь крайне отрицательные социально-экономические последствия. С другой стороны, учитывая противоречия и недостатки НДС (по мнению многих экономистов), возникает закономерный вопрос: выиграет ли вообще бюджет или возмещение по налоговому кредиту будет превышать налоговые поступления по обязательствам и кому это нужно вообще?

Литература

  1. Закон України «Про податок на додану вартість» № 168–97-ВР від 3.04.97 // Урядовий кур’єр (орієнтир): документи № 80–81, 1997, с 7–13.
  2. Динамика цен после введения НДС // Ремедиум.— 2002, апрель.— С. 39.
  3. Ценообразование на фармрынке. Анализирует МАП // Фармацевтический вестник.— 2002.— № 24.— С. 7–10.
  4. Пол Тобин, Евгения Ветер. Влияние НДС на фармацевтическую отрасль // Ремедиум.— 2002, июль-август.— С. 44–46.
  5. НДС в странах ЕС // Ремедиум.— 2002, апрель.— С. 3.
  6. Учет распределения налогового кредита по НДС на предприятиях торговли // Все для бухгалтера в торговле.— 2001.— № 3.— С. 20–23.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика