Логотип журнала "Провизор"








Пострадавшим при ДТП — качественную медицинскую помощь

3–4 октября в Харькове проходил пленум правления Украинской ассоциации ортопедов-травматологов, посвященный 95-летию Института патологии позвоночника и суставов им. проф. Ситенко АМН Украины. Тема пленума: «Дорожно-транспортный травматизм. Патология позвоночника».

Пленум открыл директор института Н. А. Корж докладом «Актуальные медико-социальные вопросы в проблеме дорожно-транспортного травматизма».

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в настоящее время становится ведущим видом повреждений, а смертность от ДТП превышает смертность от онкологических, сердечно-сосудистых и инфекционных заболеваний. В странах ЕЭС ежегодно происходит 1,2 млн аварий на дорогах, в которых погибает 45 тыс. человек и 150 тыс. остаются инвалидами.

В Украине за период 1991–2001 гг. зарегистрировано около 500 тыс. ДТП, в которых погибло более 75 тыс. человек, травмировано — 475 тыс. Экономические затраты нашего государства в связи с ДТП (по материалам Кабинета Министров Украины) составляют ежегодно около 500 млн грн.

В ДТП страдают преимущественно мужчины (80%) наиболее трудоспособного возраста (70% пострадавших от 18 до 45 лет).

Докладчик обратил внимание на ухудшение качества неотложной медицинской помощи — снизилось количество бригад медицинской скорой помощи; часто машины выезжают несвоевременно (среднее время госпитализации больного от 3-х часов и более); большинство бригад не имеют полной комплектации средствами иммобилизации (например, для пострадавших с травмой позвоночника), транспортная иммобилизация не проводится или проводится с нарушением основных правил; недостаточно обеспечение и медикаментами — обезболивающие и реанимационные мероприятия проводятся в неполном объеме.

В результате — на месте ДТП гибнет 16–24% пострадавших, при транспортировке — 9–12%. Опыт зарубежных коллег свидетельствует, что на догоспитальном этапе при правильном оказании помощи до 40% смертных случаев можно было предотвратить.

Около 2/3 всех ДТП возникает из-за того, что водитель по причине отсутствия запаса функциональных возможностей не успевает своевременно среагировать в сложной ситуации. Выборочный анализ состояния здоровья водителей в Украине показал, что по таким медицинским показателям, как состояние сердечно-сосудистой и нервной системы, зрения, слуха и т. п. от 2 до 5% водителей нельзя допускать к автомобилю. Улучшение методов профессионального отбора на автопредприятиях и своевременное выявление таких водителей (особенно в системе общественного транспорта) является важной государственной задачей.

На сегодня в Украине (Киев, Харьков, Донецк, Запорожье) много лет работают больницы скорой медпомощи с центрами политравмы, где оказывается высококвалифицированная специализированная помощь пострадавшим. Однако оснащение этих центров современным медицинским оборудованием и медикаментами оставляет желать лучшего. Система медпомощи при травмах в Украине включает 3 профильных института травматологии, 20 кафедр в ВУЗах, 115 травмпунктов, 976 травмкабинетов амбулаторной помощи, 4,5 тыс. специализированных коек. Однако высокие показатели летальности при ДТП свидетельствуют о том, что необходимы изменения или даже полная реформация существующей системы. 80% аварий происходит на трассах и в сельской местности.

В этих случаях первая помощь оказывается на уровне центральных районных больниц, где не хватает высокопрофессиональных травматологов, нейрохирургов, анестезиологов, а также необходимого медицинского оборудования.

Для улучшения оказания медпомощи на догоспитальном этапе в Харьковской области впервые в Украине автомобиль скорой медпомощи типа «Волга» с медоборудованием был переоснащен в машину ГАИ для вызова на ДТП. Кроме специально обученного работника ГАИ в машине постоянно дежурит высококвалифицированный врач скорой помощи. Кроме того, на территории Харьковской и Днепропетровской обл. проведен эксперимент с патрульным вертолетом ГАИ, оснащенным реанимационным оборудованием и имеющим в составе бригады врачей-реаниматологов. Внедрение этих методов улучшило помощь пострадавшим от ДТП. Однако для решения проблемы дорожно-транспортного травматизма необходимо объединение усилий всего общества, создание государственной межведомственной программы.

Проф. А. Е. Лоскутов (Днепропетровск) сообщил о способах улучшения медпомощи пострадавшим с политравмой. Несмотря на то, что больные с политравмой составляют всего 10% пострадавших в ДТП, на них приходится до 70% летальных исходов, причем 60% из них погибают в первые часы и около 43% при транспортировке в лечебные учреждения. Для улучшения медпомощи больным с политравмой на догоспитальном этапе необходимо:

  1. Разработать оптимальные методы иммобилизации поврежденных сегментов с применением современных пластических материалов, иммобилизация модулей и универсальных носилок.
  2. Разработать программу обучения врачей для работы в бригадах специализированной помощи в отделениях политравмы.
  3. Создать дистанционные методы диагностики неотложных состояний и соответствующих диагностических устройств для работы на месте происшествия.
  4. Внедрить наиболее совершенные методы медпомощи (особенно при массовых авариях) с применением патогенетических методов реанимации и противошоковой терапии, новых лекарственных средств для малой анестезии.

Доклад Р. В. Климовицкого (Донецк) был посвящен проблемам детского дорожно-транспортного травматизма. Причиной несчастных случаев среди детей в 85% являются ДТП. Травматическая болезнь у детей протекает тяжелее, чем у взрослых в связи с анатомо-физиологическими свойствами организма ребенка. В машинах СП отсутствуют специальные иммобилизационные средства детских стандартов, а также необходимая специализированная аппаратура для поддержания функций жизненно важных органов у детей.

Представитель Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток МЗ Украины Алеущенко (Киев) рассказал об опыте 5-летнего сотрудничества с фирмой Tutogen Medical GmbН, выпускающей биоимплантанты из костных и мягких тканей — тутопласт. Биотрансплантанты тутопласт создаются различных размеров и форм, подходящих по конфигурации ко всем возможным случаям хирургической и ортопедической практики. Высокое качество очистки тканей донора (погибшие люди) по технологии тутопласт обеспечивает полное отсутствие дериватов и инфекционных агентов, однако сохраняет естественную структуру ткани. Костная ткань биотрансплантанта содержит только коллагеновые волокна и минеральные вещества, поэтому при применении биотрансплантантов отсутствует реакция отторжения. Биотрансплантанты абсолютно стерильны, апирогенны, легки в применении и готовы к немедленному использованию.

В пленуме принимали участие гости из России, Узбекистана, Германии и США.

Ирина Кучма





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика