Логотип журнала "Провизор"








Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов

Окончание. Начало см. Провизор № 17’2002, № 18’2002

Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики (Дания)

Всемирная Организация Здравоохранения
Копенгаген, Дания, май 2001 г.

Приложение D.
Самолечение

Приложение дает предварительное представление о том, какие стандарты в области самолечения необходимы, согласно НАП. Приведены примеры индикаторов для ведения документации по НАП, а также деятельности и минимальных требований к ним.

Надлежащая аптечная практика и самолечение

Один из основных элементов НАП [6] — деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном или ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты нужны для:

  1. условий для конфиденциальной беседы;
  2. квалификации персонала;
  3. систематического выяснения проблемы пациента, например:
    1. у кого возникла проблема?
    2. каковы симптомы?
    3. как долго продолжается недомогание?
    4. какие меры уже приняты ?
    5. какие лекарства уже принимались?
  4. эффективности и безопасности рекомендованных ЛС;
  5. когда следует направлять к врачу и как далее наблюдать этого больного.

Требования ВОЗ к НАП [6] были конкретизированы в Европейской НАП [4]:

2.6.1. Протоколы самолечения:

  • для каждого симптома или недомогания, которое можно излечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому следует фармацевт.
  • могут быть выделены специально подготовленные сотрудники для предоставления рекомендаций по самолечению при условии, что протоколом будет определено, когда необходимо обратиться к фармацевту.

2.6.2. Как правильно оценить проблему пациента:

  • когда обращаются за советом или же просят отпустить непрописанный препарат, фармацевт должен получить информацию, позволяющую надлежащим образом оценить конкретную проблему со здоровьем у данного пациента. Для этого необходимо выяснить, у кого возникла проблема (чтобы иметь возможность оценить принадлежность пациента к группе риска и использовать эти сведения при дальнейшем консультировании), каковы симптомы, как давно продолжается недомогание, принимались ли уже какие-то меры, и принимает ли больной другие лекарства.
  • фармацевту необходимо решить, не связаны ли симптомы с серьезным расстройством здоровья. В таком случае больного следует направить к врачу, чтобы он незамедлительно получил его рекомендации.
  • при менее серьезной проблеме со здоровьем следует дать совет, при этом рекомендовать использование лекарства нужно лишь при необходимости

2.6.3. Обеспечение безрецептурными ЛС:

  • фармацевт должен использовать профессиональный опыт при выборе безрецептурных ЛС, учитывая эффективность, качество и безопасность.
  • если пациент получает безрецептурное ЛС, то фармацевту необходимо приложить все усилия, чтобы у больного или ухаживающего за ним человека не было никаких сомнений относительно:
    • действия препарата;
    • способа его применения (как, когда и в каких дозах);
    • продолжительности лечения;
    • возможных побочных эффектов, противопоказаний и сочетаемости с другими ЛС;

2.6.4. Дальнейшее наблюдение:

  • фармацевту надлежит оценить эффективность продукта с помощью пациента;
  • фармацевту надлежит рекомендовать пациенту посоветоваться с врачом, если симптомы не исчезают через определенный период.

 Индикаторы для документирования аптечной практики

Существуют различные системы и подходы для измерения прогресса и результативности проведенных мероприятий. Donabedian [9] предлагает использовать индикаторы (показатели) по следующей классификации:

  • Структуры — по отношению к учреждениям, оборудованию и персоналу.
  • Процесса — по отношению к производственной деятельности и микроклимату в коллективе. Они дают количественную информацию о процессах, с помощью которых осуществляется деятельность и оценивают прогресс за определенный период.
  • Отдачи — используются для оценки достижений.
  • Результативности (исхода) — оценивают следствие достижений (отдачи) и их воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).

 Индикаторы структуры — примеры

  • Наличие препаратов.
  • Знание препаратов/продукции сотрудниками.
  • Доступность и наличие фармацевтов.

 Индикаторы процесса — примеры

  • Наличие навыков общения у сотрудников.
  • Применение метода структурированного опроса.
  • Степень знания продукции.
  • Качество обслуживания.
  • Подготовка сотрудников.

 Индикаторы отдачи — примеры

  • Сколько раз давались рекомендации по самолечению.
  • Число больных, проконсультированных без продажи им медикаментов.
  • Зарегистрированный объем продаж препаратов первого выбора по соотношению с общим объемом продаж в том же районе.
  • Сколько пациентов было направлено к врачам.
  • Сколько пациентов было направлено к другим работникам здравоохранения.
  • Число проектов по самолечению в сотрудничестве с другими медицинскими специальностями.

 Индикаторы результативности — примеры

  • Знания пациента о самолечении.
  • Восприятие клиентом аптеки как места, куда нужно обращаться за советами по самолечению.
  • Удовлетворенность клиента консультацией по самолечению.
  • Поведение клиента в отношении самолечения.
  • Изменение потребления проблемных ЛС (например, продажа слабительных).

Деятельность

В таблице 1 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.

Некоторые виды деятельности, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время, но они могут подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию сложившейся практики.

В таблице 1 даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна определить реальные цели и установить свои собственные минимальные требования с учетом местных условий.

Таблица 1

Примеры видов деятельности Примеры минимальных требований

Индивидуальное консультирование по самостоятельному приему ЛС:

  • Консультирование в отношении выбора безрецептурных лекарств.
  • Консультирование по применению безрецептурных ЛС.
  • Предоставление рекомендаций по самолечению без применения медикаментов.
  • Направление к другим работникам здравоохранения.
  • Предоставление рекомендаций по сочетаемости с рецептурными ЛС, алкоголем и пищей.
  • Аптека обязана предоставлять консультации по просьбе или по необходимости [13].

Консультирование по вопросам самолечения без применения медикаментов, например по использованию:

  • Здорового питания.
  • Пищевых добавок.
  • Предметов для ухода.
  • Вспомогательных средств и устройств.
  • Средств для ухода за кожей.
  • Диагностических средств.
  • Аптека обязана иметь возможность консультировать и давать рекомендации о продукции, имеющейся в наличии [13].

Систематическая оценка симптомов:

  • Систематическая оценка симптомов, включая, например:
    1. У кого возникла проблема?
    2. Каковы симптомы?
    3. Как долго продолжается недомогание?
    4. Какие меры уже приняты ?
    5. Какие лекарства уже принимались?
  • При необходимости направлять к лечащему врачу.
  • Предоставление соответствующих рекомендаций, в том числе по применению медицинского продукта.
  • Рекомендация проконсультироваться с лечащим врачом, если симптомы не исчезают по истечении указанного срока
  • Фармацевт обязана проводить систематическую оценку симптомов [14].

Таблица 2

Примеры применяемых методов Примеры минимальных требований
  • Консультирование у прилавка.
  • Консультирование по телефону.
  • Использование протоколов систематической оценки симптомов.
  • Проведение политики препаратов 1-го выбора.
  • Использование критериев направления к врачу.
  • Проведение политики, согласно которой сотрудники должны своевременно направлять пациента к врачу.
  • Использование письменных информационных материалов, например брошюр.
  • Дальнейшее наблюдение за результатами консультирования.
  • Сотрудничество между теми, кто прописывает лекарства, и фармацевтами в области самолечения на местном уровне.
  • Необходимо использовать метод структурированного опроса, прежде чем рекомендовать продукт для самолечения [14].
  • Аптека обязана установить общие критерии, согласно которым фармацевт будет направлять пациента к врачу общей практики [13].
  • Аптека обязана разработать руководство по выбору лечения и консультированию [13].

Требования

В таблице 2 приведены примеры используемых методов, необходимых инструментов и компетенции персонала для аптечной практики в рамках самолечения.

Методы

Помещения, оборудование и инструменты

 Примеры помещений, оборудования и инструментов

  • Доступ к справочной литературе.
  • Условия для доверительной беседы/демонстрации.
  • Зона самообслуживания для продаж продуктов здорового питания, пищевых добавок, предметов для ухода, вспомогательных средств и устройств, средств для ухода за кожей, диагностических средств и др.
  • Информационные материалы (например, брошюры, буклеты) для посетителей аптеки.
  • Местные процедуры, касающиеся оценки симптомов.
  • Формуляр по ЛС безрецептурного отпуска.
  • Протоколы для консультирования отпуска продукции.
Квалификация персонала

 Примеры сфер компетенции

  • Обучение сотрудников применению упомянутых методов, например:
    • обзоры на собраниях;
    • оценка умений сотрудников пользоваться справочной литературой;
    • анализ конкретных случаев;
    • подготовка и обучение сотрудников.
  • Посещение сотрудниками курсов по самолечению.
  • Участие сотрудников в программах по развитию навыков общения.
  • Определение сферы компетенции сотрудников в области самолечения.

Приложение Е.
Влияние на прописывание и применение лекарств

Приложение дает представление о том, какие стандарты необходимы, согласно НАП, при прописывании и применении медикаментов. Приведены примеры индикаторов для ведения документации по НАП, а также приведены примеры видов деятельности и минимальных требований.

Надлежащая аптечная практика

Один из главных элементов НАП — деятельность, связанная с влиянием фармацевта на прописывание и применение медикаментов.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты нужны для:

  1. качества рецептурных данных, предоставляемых фармацевту;
  2. подготовки формуляров по ЛС;
  3. контактов с врачами по индивидуальным рецептам;
  4. оценки данных по использованию ЛС в медицинской и фармацевтической практике;
  5. оценки рекламных материалов;
  6. распространения информации в рамках официальной сети;
  7. образовательных программ для работников здравоохранения;
  8. справочной литературы;
  9. конфиденциальности сведений, относящихся к отдельным пациентам.

Требования ВОЗ к НАП [6] были конкретизированы в Европейской НАП [4]:

2.5.1. Общая политика рационального назначения ЛС.

2.5.1.1. Терапевтические комитеты и создание формуляров:

  • Следует поощрять создание на местном уровне терапевтических комитетов, куда входят врачи и фармацевты, для назначения надлежащего лечения и его оценки.
  • В практических формулярах, составленных терапевтическими комитетами или совместно отдельными лечащими врачами и фармацевтами, должны быть учтены качество, безопасность и эффективность, а также экономическая целесообразность входящих в них ЛС.

2.5.1.2. Оценка данных по применению ЛС:

  • На местном или общегосударственном уровне фармацевтов следует поощрять к участию в научных исследованиях по применению ЛС (например, реакция на лечение, соблюдение режима лечения и др.) и в фармакологических исследованиях.

2.5.1.3. Распространение аналитической информации в рамках официальной сети:

  • Фармацевт должен иметь доступ к справочной информации по ЛС как на терапевтическом уровне, так и в отношении фармацевтических свойств. На местном, государственном или международном уровнях надлежит создать сети, обеспечивающие быстрый доступ к информации, необходимой для профессиональной деятельности.

2.5.1.4. Образовательные программы для работников здравоохранения:

  • Фармацевту надлежит быть источником независимой информации по рациональному назначению и применению ЛС, а также принимать активное участие в образовательных программах, предназначенных для других профессиональных медиков.

 Индикаторы для документирования аптечной практики

В соответствии с моделью, предложенной Donabedian [9], индикаторы для документирования аптечной практики можно классифицировать следующим образом:

  • структуры — относятся к помещениям, оборудованию и людям;
  • процесса — относятся к профессиональной деятельности и микроклимату в коллективе;
  • отдачи — относятся к промежуточным достижениям;
  • конечного результата (исхода) — следствие отдачи и ее воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).

 Индикаторы структуры — примеры

  • Наличие вспомогательных материалов.
  • Сотрудничество между представителями различных специальностей.

 Индикаторы процесса — примеры

  • Количество врачей общей практики, сотрудничающих с аптекой.
  • Соблюдение руководств по рациональному использованию ЛС.

 Индикаторы отдачи — примеры

  • Сколько лиц, назначающих ЛС, имеют индивидуальную обратную связь.
  • Количество заседаний комитета по лекарствам и терапевтического комитета.
  • Объем образовательной деятельности, рассчитанной на других профессиональных медработников.
  • Объем собранных статистических данных по использованию ЛС.
  • Количество составленных схем индивидуального применения ЛС.
  • Сколько лиц, назначающих ЛС, из общего числа тех, кто прописывает лекарства в данном районе, присутствовали по меньшей мере на одном официальном совещании.
  • Количество прописанных ЛС, входящих в национальный перечень основных (жизненно важных) ЛС, в совокупном количестве назначенных ЛС.
  • Количество проданных ЛС, входящих в национальный перечень основных (жизненно важных) ЛС, в совокупном количестве проданных ЛС.

 Индикаторы результативности — примеры

  • Изменения в расходах на лекарства.
  • Назначение врачами общей практики экономически эффективного лечения.
  • Доля ЛС, входящих в перечень основных (жизненно важных) среди 50 препаратов, пользующихся наибольшим спросом в аптеке.

Деятельность

В таблице 3 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.

Некоторые виды деятельности, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время, но они могут подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию сложившейся практики.

В таблице 3 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна определить реальные цели и установить свои собственные минимальные требования с учетом местных условий.

Таблица 3

Примеры видов деятельности по осуществлению НАП

Примеры видов деятельности Примеры минимальных требований
  • Консультирование врачей общей практики по прописыванию препаратов согласно рекомендованным стандартным схемам лечения и списку основных (жизненно важных) ЛС.
  • Консультирование других работников здравоохранения.
  • Оценка рекламных материалов от фармацевтических компаний.
  • Аптека обязана по требованию предоставлять консультации по рациональному использованию ЛС [13].

Требования

В таблицах 4–6 приведены примеры используемых методов, необходимых инструментов и знаний персонала, необходимых для деятельности, связанной с самолечением.

Таблица 4

Методы, применяемые для осуществления видов деятельности согласно табл. 3.

Примеры методов Примеры минимальных требований
  • Участие в работе местного лекарственного и терапевтического комитета.
  • Предоставление рекомендаций по прописыванию и поддержки врачам посредством диалога, например на конференциях.
  • Предоставление перечней основных (жизненно важных) ЛС.
  • Предоставление списков наилучших генериков вместо основных (жизненно важных) ЛС, отсутствующих на складе.
  • Использование данных по потреблению ЛС.
  • Подготовка статистики.
  • Учет побочных эффектов.
  • Анализ повторных рецептов.
  • Обратная связь с отдельными врачами общей практики в отношении прописывания ЛС.
  • При наличии местного лекарственного и терапевтического комитета аптека должна участвовать в его деятельности.
  • Аптека обязана по требованию предоставлять перечень жизненно важных ЛС.

Таблица 5

Необходимые инструменты для выполнения задач аптечной практики

  • Доступ к национальному формуляру основных (жизненно важных) ЛС.
  • Доступ к обновленным стандартным схемам лечения распространенных заболеваний.
  • Доступ к национальным данным по использованию ЛС.
  • Доступ к научным справочным источникам, например к фармацевтическим и медицинским журналам.
  • Формы для сбора данных по использованию ЛС.

Таблица 6

Необходимая квалификация персонала

  • Непрерывное обучение и подготовка сотрудников.
  • Совершенствование знаний по основным (жизненно важным) ЛС, рациональному прописыванию и замене воспроизведенными ЛС (генериками).
  • Подготовка персонала по оказанию поддержки врачам общей практики в рациональном прописывании ЛС.
  • Обучение методам обработки данных о применении ЛС.
  • Обучение методам обработки данных о назначении ЛС.

Приложение F.
Руководство по поэтапному осуществлению НАП в развивающихся странах

Стремясь осуществить НАП, развивающиеся страны и страны переходного периода могут сталкиваться с одинаковыми проблемами. Хорошим методом для внедрения НАП может быть поэтапный подход, и данное Приложение может представлять ценность также и для ННГ. Его могут использовать фармацевтические ассоциации, руководящие органы, а также отдельные аптеки.

Содержание настоящего Приложения основано на отчете рабочей группы, организованной Отделом МФФ по коммунальным аптекам [15]. Приложение включает в себя историю вопроса, положенную в основу отчета, а также руководство по одной из четырех главных областей.

История вопроса

Национальные фармацевтические ассоциации располагают всеми необходимыми сведениями для того, чтобы решить, что именно можно сделать для внедрения НАП. Однако во многих развивающихся странах национальные ассоциации либо отсутствуют, либо, будучи малочисленными, не имеют возможности заняться этим вопросом. Поэтому в настоящем руководстве изложены некоторые рекомендации общего характера в целях оказания помощи прежде всего развивающимся странам.

Учитывая национальные особенности и разный уровень развития аптечной практики, рекомендуется внедрять НАП поэтапно. Прежде всего нужно определить «этап» (уровень), на котором в настоящий момент находится аптечная практика, и двигаться к следующему этапу, тем самым постоянно совершенствуя качество фармацевтических услуг, предоставляемых населению. Приведенные рекомендации касаются наиболее актуальных направлений НАП. Практика свидетельствует, что страны, накопив некоторый опыт внедрения принципов НАП, далее смогут прокладывать свой собственный путь.

Поэтапный подход привлекателен еще и тем, что большее число стран займутся решением этого вопроса, если убедятся, что каждый этап реально осуществим.

Основной задачей должно быть постоянное стремление к еще более высоким стандартам аптечной практики на благо пациентов и общества в целом путем достижения положительных результатов профессиональной деятельности, а также популяризации профессии.

В то же время необходимо направлять усилия на информирование населения, государственных органов и всех работников здравоохранения об услугах, которые могут быть предложены аптечным сектором, и о той пользе, которую может принести полномасштабное использование опыта и знаний работников аптек.

Следует поощрять разработку официальной национальной лекарственной политики, которая способствует улучшению состояния здоровья населения, обеспечению равного доступа к безопасным и эффективным ЛС и рациональному их использованию.

Однако основной движущей силой должны стать сами фармацевты. Именно они призваны решить, каким должно быть качество предоставляемых услуг. Необходимо, чтобы фармацевты были готовы к изменениям и стремились использовать свое влияние для того, чтобы добиться понимания необходимости реформ в аптечном секторе на государственном уровне.

В развивающихся странах существует мнение, согласно которому функцию распространения ЛС преимущественно должны выполнять сотрудники, имеющие фармацевтическое образование. По мере увеличения численности таких сотрудников должно оставаться больше времени на выполнение других функций, а именно: на распространение информации, направленной на оптимизацию процесса использования лекарств.

Рекомендации

Руководство содержит рекомендации по четырем основным направлениям НАП:

  1. Персонал
  2. Подготовка персонала
  3. Стандарты НАП
  4. Законодательство и национальная лекарственная политика

Мы выбрали 3-е направление как пример поэтапного внедрения НАП.

Стандарты

В большинстве развивающихся стран фармацевтические услуги эксклюзивно оказывают в учреждениях или на базе тех учреждений, где работает сотрудник. По этой причине не делается попыток включить обслуживание на дому в перечень услуг.

Помещения

Цель: необходимо иметь соответствующие помещения, на базе которых будут предоставляться услуги.

Фармацевтические услуги и продукты должны предоставляться на базе помещений, которые отделены от прочих видов деятельности/услуг и продукции. Цель — гарантировать целостность и качество продукции, при этом сводя к минимуму риск ошибок при отпуске ЛС. Речь идет о следующих требованиях (перечислены в произвольном порядке):

  • Адекватное пространство. Соответствующие условия для хранения, перефасовки, отпуска и распространения медикаментов (включая меры безопасности).
  • Адекватное освещение.
  • Защита от воздействия чрезмерного освещения и температуры — при необходимости хранить в холодильнике.
  • Наличие оборудования, соответствующего выполняемым задачам (отпуск/смешивание/изготовление).
  • Доступ к основным справочникам.
  • Непосредственный доступ к широким массам населения для инструктирования, консультирования и др.

Если нет четко выделенной отдельной секции для предоставления фармацевтических услуг, то это должно стать первоочередной задачей. После этого данную секцию можно обустроить, обеспечив более четкое разделение различных видов деятельности, например отпуска, изготовления, хранения ЛС.

ЭТАП 1
Безопасное, изолированное помещение или зона для хранения
ЭТАП 2
Безопасная зона в медучреждении, специально выделенная для медикаментов
ЭТАП 3
Зона или комната, оборудованная для хранения и выдачи
ЭТАП 4
Четко выделенная отдельная зона или помещение, т. е. общедоступная аптека или аптечный отдел в стационаре

Помещения должны соответствовать уровню предоставляемых услуг (например, должны быть водопровод, холодильное оборудование и т. д.) так же, как и уровень квалификации персонала. Уровень подготовки сотрудников будет меняться на каждом этапе (например, услуги может предоставлять приходящий фармацевт или медработник в отдельном кабинете).

Отпуск

Цель: обеспечить, чтобы соответствующий препарат в правильной дозе и лекарственной форме получил именно тот больной, для которого он предназначен.

Речь идет о следующих требованиях (перечислены в произвольном порядке):

  • Предоставление конкретному пациенту требуемого лекарства.
  • Предотвращение возможных взаимодействий.
  • Сохранение качества и целостности медикамента на протяжении указанного срока годности.
  • Правильные, четкие и ясные указания пациенту, для обеспечения правильного и безопасного применения данного ЛС с оптимальной пользой для пациента в соответствии с задачей лечения.
  • Предоставление пациенту базовой информации в отношении специальных указаний по применению, предупреждений, если таковые имеются, возможных неблагоприятных/побочных эффектов и их коррекции.

Тара/упаковка

Цель: сохранить продукт в целости. Таблетки/капсулы отпускаются в:

ЭТАП 1
Воздухонепроницаемом пластмассовом пакете (это считается минимальным требованием).
ЭТАП 2
Воздухонепроницаемой, твердой упаковке.
ЭТАП 3
Воздухонепроницаемой твердой упаковке, защищенной от детей.
ЭТАП 4
Оригинальной упаковке изготовителя.

Препараты в форме растворов следует отпускать в специальных флаконах, чтобы их можно было отличить от напитков, других потребительских товаров.

Ядовитые вещества, ЛС, предназначенные для наружного применения, должны быть расфасованы в специальные флаконы.

Емкости можно использовать повторно, если соответствующим образом обработать внутри и снаружи.

Этикетирование

Минимальные требования к этикетке таковы:

  • Непатентованное наименование и активность препарата.
  • Дозировка, частота и длительность приема.
  • Дата отпуска.
  • ФИО пациента.
  • Наименование/адрес поставщика.
  • Предупреждение «Беречь от детей».

На каждой упаковке должно быть обозначение с указанием возможной опасности для детей.

Инструкции для пациента

Цель: обеспечить, чтобы пациент знал, как и когда принимать/использовать продукт.

ЭТАП 1
Инструкции устные.
ЭТАП 2
Инструкции устные, а к упаковке прикрепляется информация, написанная от руки.
ЭТАП 3
Инструкции устные, а к упаковке прикрепляется информация, напечатанная на машинке или типографским способом.
ЭТАП 4
В дополнение к этапу 3 пациенту предоставляется устная консультация.
ЭТАП 5
В дополнение к этапу 4 предоставляется дополнительная письменная информация.
ЭТАП 6
НАП соблюдается.

Регистрационные записи

Цель: способствовать лечению больного и обеспечить учет данных для последующей ревизии.

ЭТАП 1
Следует вести регистрацию всех предоставляемых медикаментов с указанием фамилии больного, наименования и активности ЛС, дозировки, отпущенного количества, даты отпуска.
ЭТАП 2
Следует вести регистрацию лекарственного анамнеза больных вручную или с помощью компьютера, для обеспечения легкого доступа к сведениям о больных.

Медицинская информация, консультирование пациентов и фармацевтическая помощь

Цель: способствовать укреплению здоровья и предотвращению заболеваемости.

Все сотрудники должны пройти соответствующую подготовку, иметь свободный доступ к справочной литературе, возможность пользоваться вспомогательными материалами, чтобы давать рекомендации по общим вопросам, касающимся здоровья, а также предоставлять более конкретную информацию и услуги, сопутствующие отпуску ЛС.

Предоставление таких услуг предусматривает следующие этапы:

ЭТАП 1
Предоставить литературу по укреплению здоровья и вспомогательные материалы по общим вопросам, касающимся здоровья.
ЭТАП 2
Обеспечить или выделить зону, подходящую для предоставления базовой информации, консультирования и фармацевтической помощи.
ЭТАП 3
Обеспечить отдельную, изолированную комнату или помещение для конфиденциальных разговоров.

Самолечение

Следует разработать протоколы лечения с целью обеспечить точность и адекватность даваемых рекомендаций по самолечению.

Продукты

Необходимы правовые механизмы для обеспечения качества, безопасности и эффективности ЛС.

Приложение H.
Определения

В Приложении H даны более подробные определения понятий, касающихся четырех основных направлений НАП.

Многие из определений являются цитатами, и в скобках приведены ссылки на первоисточник.

Укрепление здоровья и профилактика заболеваний

Укрепление здоровья — это «процесс, дающий людям возможность усилить контроль за состоянием своего здоровья и улучшить его» (ВОЗ, Оттавская Хартия по укреплению здоровья, 1986 г.).

Согласно определению ВОЗ здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровье — это социальные и личные ресурсы, а также физические возможности.

Здоровье — это ресурс для повседневной жизни. В процессе укрепления здоровья можно накопить некий потенциал, позволяющий человеку справляться не только с трудностями, возникающими в повседневной жизни, но также быть менее подверженным риску заболеть, а значит, способным противостоять заболеванию или симптомам либо бороться с ними.

Заболевание — это неоднозначное понятие, это то, чего человек желает избежать. Существует различие между популярным пониманием/концепцией заболевания, оценкой симптомов, с одной стороны, и профессиональным понятием заболевания (болезни) — с другой. Эти две концепции не обязательно перекликаются друг с другом. Можно чувствовать себя больным при отсутствии биомедицинских подтверждений.

Профилактика заболеваний направлена на выявление симптомов и болезни на ранних стадиях заболевания в целях предотвращения ухудшения состояния пациента. Профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную:

  • Первичная профилактика: направлена на снижение риска заболевания и улучшение качества жизни.
  • Вторичная профилактика: направлена на выявление симптомов заболевания на ранней стадии в целях сокращения его длительности или улучшения прогноза.
  • Третичная профилактика: направлена на предотвращение рецидива заболевания и его перехода в хроническую форму.

Снабжение и использование рецептурных ЛС и изделий медицинского назначения

Прописанное (назначенное) лекарство — это препарат, прописанный врачом или другими лицами, оказывающими медико-санитарную помощь, которые имеют право прописывать любые или некоторые ЛС.

Фармацевт может играть ключевую роль в общественном здравоохранении, особенно в отношении ЛС; рациональное использование ЛС зависит от доступности основных (жизненно важных) ЛС надлежащего качества для всего населения в любое время. (The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. World Health Organisation, 1994 (WHA47.12).

Роль фармацевта, в частности, заключается в том, чтобы обеспечивать работу систем закупок ЛС и снабжения медикаментами, объединяя при этом усилия по обнаружению и предотвращению распространения фальсифицированной, субстандартной фармацевтической продукции, предоставлять пациентам объективную информацию о лекарствах и давать советы по их применению, а также рекомендации по использованию ЛС другим работникам здравоохранения, регулирующим органам — всем, от кого зависит политика в сфере здравоохранения (The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. World Health Organisation, 1994. (WHA47.12).

В области приобретения/закупок ЛС для использования в государственных и частных лечебных учреждениях роль фармацевта заключается в обеспечении эффективного отбора надлежащих препаратов, поступающих от разных изготовителей и поставщиков. Исключительно важно быть при этом предельно бдительными и закупать препараты только у надежных поставщиков (FIP Guidelines for Drug Procurement. November, 1992).

В задачи аптеки входит приобретение, хранение, проверка рецептов и отпуск ЛС, продуктов для здоровья, изделий медицинского назначения и прочей продукции, которую целесообразно реализовывать вместе с ЛС. Отпуск ЛС включает деятельность с момента получения рецепта и до того, как препарат или изделие медицинского назначения будет получено пациентом. Таким образом, отпуск — это прием рецепта фармацевтом; любые действия, осуществляемые для решения возникающих при этом вопросов; правильный отпуск препарата в соответствующей упаковке с правильной этикеткой, а также предоставление информации и рекомендаций по мере надобности. (Royal Pharmaceutical Society of Great Britain).

Самолечение

Самолечение — это процесс, в котором пациент берет на себя ответственность за собственное здоровье, принятие решений в отношении своего здоровья, профилактики, выявления и лечения заболеваний. Подразумевается, что пациент активно участвует в процессе принятия решений и скорее является субъектом, а не объектом принятия решений в отношении здоровья (Handbook of Non-prescription Drugs, 10th ed. 1993, p. 1).

Самолечение является неорганизованной деятельностью по охране здоровья и принятию связанных со здоровьем решений отдельными личностями, семьями, друзьями, коллегами по работе и т. д. Оно включает самостоятельный прием лекарств, социальную поддержку в случае болезни, первую медицинскую помощь в случае необходимости. Самолечение является первичным звеном в системе здравоохранения и не требует создания какой-либо организации. Самолечение — это одна из составляющих повседневной жизни (WHO publication (1982): Self-help and health in Europe).

Самолечение — это применение пациентом безрецептурных препаратов по собственной инициативе и под собственную ответственность с учетом советов фармацевта или другого работника здравоохранения (The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355).

Самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к самолечению, которое заключается в устранении симптомов, которые пациент заметил у себя, с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта (Statement of Principle on Self-Care including Self-Medication — The Professional Role of the pharmacists, FIP 1996).

Влияние на прописывание и применение ЛС

«...Рациональное использование лекарств подразумевает, что выписан необходимый препарат, этот препарат может быть приобретен в соответствующие сроки и по доступной для пациента цене, что при отпуске препарата в аптеке пациент получил инструкции и препарат будет приниматься в правильных дозах через необходимые интервалы времени в течение достаточного для лечения периода. Необходимое лекарство должно быть эффективным, соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности» (The rational use of drugs. Report of the Conference of Experts. Nairobi, 25–29. November 1985, WHO).

Под термином «основные ЛС» подразумеваются лекарства, которые «имеют наибольшее значение и являются основой для удовлетворения потребностей большинства населения в медикаментах» (WHO Technical Report Series, No. 615, 1977, p. 9).

Основные литературные источники

  1. Menabde N., Stobbelaar F.: The patient in focus. A strategy paper//WHO/EURO (WHO/DAP/98.8). — 1998.
  2. Nielsen H.P. Kvalitetssikring af lжgemidler i: Lжgemidler og жgemiddelanvendelse. Ed. by L. Launsш/ and E. W. Sш/rensen. Copenhagen, Akademisk Forlag, 1997.
  3. Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation FIP, 1993.
  4. Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva, WHO, 1996 (WHO/PHARM/DAP/96.1).
  5. Role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy//WHO.—1994 (WHO47.12).
  6. Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.
  7. Hepler С.D., Strand L.: Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care//Amer. J. Hosp. Pharm. — 1990.— 47.—P., 533–549.
  8. Deming W.E. Out of the Crisis, M.I.T. Manchester (US), 1986.
  9. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care//Milbank Memorial Fund Quarterly. — 1966. — 44. — P. 166–204.
  10. The role of the Pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.
  11. The role of the Pharmacist in diabetes care «PharmaDiab Programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.
  12. The role of the Pharmacist in the fight against the HTV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.
  13. Auditgrundlag (Minimum requirements). Forslag til minimumskrav indenfor Kravdokumentes hovedomrеder. Danish Pharmaceutical Association, Copenhagen, 1997.
  14. Model standards for self audit in community pharmacy in England: vol. 1-9. Keele, Keele University, 1994.
  15. Good Pharmacy Practice (GPP) in developing countries. Supplementary guidelines for stepwise implementation. FIP Community Pharmacy Section, 1999.

Дополнительная литература

 Документы, определяющие роль фармацевта

  • Communication from the Commission concerning health promotion, information, education and training within the framework for community action in the field of public health. — Luxembourg, European Commission, DG 5, 1994. (CEC/V/F/1/LUX/15).
  • FIP statement of principle: Good practice in donations of medicines. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • FIP statement of principle: Pharmacist’s authority in product selection. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • FIP statement of principle: Self-care including self-medication: the professional role of the pharmacist. International Pharmaceutical Federation FIP, 1996.
  • FIP statement of professional standards: Code of ethics for pharmacists. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • Macarthur D. The growing influence of the pharmacist in Europe. — London: Financial Times Management Reports, 1995.
  • Lunde, I. and G. Dukes (editors).The role and the function of the pharmacist in Europe. — Groningen, STYX Publications, 1989.
  • The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. — World Health Organisation, 1994. (WHA47.12).
  • The role of the pharmacist in the fight against the HIV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.
  • Seminar on the role and training of community pharmacists. — Strasbourg, Council of Europe, 1993.

 Предоставление и применение прописанных ЛС и изделий медицинского назначения

  • Lindsay G.H., Hesketh E.A., Harden R.M. Community pharmacy-based interactive patient education: (1) Implementation. Pharm. J. 252, 541–579, 1994.
  • Lindsay G.H., Hesketh E.A., Harden R.M. Further experience with an individualised patient education programme for community pharmacy practice. Pharm. J. 254, 441–446, 1995.
  • Pharmaceutical care: An introduction. Strand L.M., Cipolle R.J., Morley P.C. — Michigan: The Upjohn Company, 1992.
  • Kelly W.N. Pharmacy contributions to adverse medication events. Am. J. Health-Syst. Pharm. 52, 385–390, 1995.
  • Kay E. Pharmaceutical care and cardiovascular disease. Pharm. J. 252, 789–791, 1994.
  • Gammie S.M., Luscombe D.K. Pharmaceutical care of the elderly. Pharm. J. 254, 578–582, 1995.
  • Goodyer L. et al. «Brown bag» medication reviews in community pharmacies. Pharm. J. 256, 723–725, 1996.
  • Raynor D.K.T. Medicine reminder charts: Maximising benefits for pharmacists and patients. Pharm. J. 259, 333–335, 1997.
  • Airaksinen M. et al. Do the public and pharmacists share opinions about drug information. Int. Pharm. J. 8 (4) 168–170, 1994.
  • Price K.O., Goldwire M.A. Drug information resources. Am. Pharm. NS34 (7) 30–39, 1994.
  • Herborg H. et al. Pharmaceutical care value proved. Int. Pharm. J. 10 (5) 167–168, 1996.

 Самолечение

  • Braun R., Schulz M. Self-medication must be flanked by pharmacist know-how. Pharmedicum 3 (4) 8–9, 1995. Three versions: English, Russian and German.
  • Lunde I. Self-care: What is it? J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 150–155, 1990.
  • Thomas D.H.V., Noyce P.R. The interface between self medication and the NHS. BMJ 312, 688–691, 1996.
  • Levin L.S. Reorienting perspectives on self-medication. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 164–173, 1990.
  • Gross P.F. The economics of alternative types of health care: The benefits and risks of self-care and less government regulation. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 190–198, 1990.
  • Bezold C. Future trends in self-medication and self-care. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 205–215, 1990.
  • Bell J. A pharmacy-based self-care programme — the Australian Experience. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 216–220, 1990.
  • Boyce R.W., Herrier R.N. Obtaining and using patient data. Am. Pharm. NS31 (7) 65–71, 1991.
  • Blenkinsopp A., Bradley C. Patients, society, and the increase in self-medication. BMJ 312, 629–632, 1996.
  • Pray W.S. The pharmacist as self-care advisor. J. Am. Pharm. Ass. NS36 (5) 329–341, 1996.

 Влияние на прописывание и применение ЛС

  • Pharmacists and care assistants work together. Pharm. J. 256, 221, 1996.
  • Sommerville H. Medication review in nursing and residential homes (2). Pharm. J. 256, 648–650, 1996.
  • Pilling M. et al. The St. Helens and Knowsley prescribing initiative: a model for pharmacist-led meetings with GPs. Pharm. J. 260, 100–102, 1998.
  • Mason P. A pharmacist in the surgery — what better prescription for a new age? Pharm. J. 256, 192–195, 1996.
  • Wenn R.J., Barton S.B. Enabling community pharmacist to advise prescribers. Pharm. J. 257, 126–127, 1997.
  • Sykes D., Westwood P. Training community pharmacists to advise GPs on prescribing. Pharm. J. 258, 417–422, 1997.
  • The A Team. Aust. J. Pharm. 78, 832–840, 1997.
  • Good practice in the co-operation between pharmacies and doctors in Denmark. — Copenhagen: Danish Medical Association and Danish Pharmaceutical Association. 1996.

 Применение лекарств

  • Abramson J.H. Survey methods in community medicine. 4. ed. — Edinburgh: Churchill Livingstone, 1990.
  • How to investigate drug use in communities: guidelines for social science research. — Geneva, WHO, 1992.
  • Dukes M.N.G. (editor). Drug utilisation studies: methods and uses. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1993.

 Просвещение пациентов

  • Blom L.Th.G. Developing patient education in community pharmacy. — Utrecht: Universiteit Utrecht, 1996.
  • Optimal management of heart failure: Pharmacists can educate patients with heart failure about the importance of complying with medication regimens and modifying lifestyle. J. Am. Pharm. Ass. NS36 (2) 92–107, 1996.

 Управление кадрами и повышение квалификации

  • Noel M.W., Bootman J.L. (editors). Human resources management in pharmacy practice. — Rockville, Md., Aspen Publication, 1986.
  • Kingsbury, V. Teamwork through further education and training in the pharmacy. Pharm. J. 256, 62–64, 1996
  • Hudson S. et al. Essential hypertension (1). Pharm. J. 260, 411–417, 1998.
  • Holland Ross. When to refer: a handbook for Pharmacists. — Canberra: Pharmaceutical Society of Australia, 1993.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика