Логотип журнала "Провизор"








Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов

Продолжение. Начало см. Провизор № 17’2002.

Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики (Дания)

Всемирная Организация Здравоохранения
Копенгаген, Дания, май 2001 г.

Приложение А.
Анализ состояния практической деятельности общедоступной аптеки — руководство

Настоящее руководство было разработано для проведения анализа практической деятельности общественной (коммунальной, розничной) аптеки и выявления проблем, существующих в государствах ННГ. Анализ ситуации даст отправную точку для разработки национальных стандартов Надлежащей аптечной практики.

Для каждой из тем определен ряд вопросов. Эти вопросы не является исчерпывающими и призваны облегчить описание.

Темы

Здравоохранение — настоящее положение

Примерные вопросы:

  • Каковы основные достижения в области здравоохранения в вашей стране?
  • Каковы тенденции в состоянии здоровья населения и в здравоохранении?
  • Каковы актуальные проблемы лекарственного обеспечения?
  • Каково положение дел с заболеваемостью, обусловленной применением лекарственных препаратов?

Законодательство и регулирование — текущее положение

Примерные вопросы:

  • Каково состояние нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность фармацевтического сектора?
  • Каково состояние законодательства для коммунальной аптечной практики?
  • Каковы проблемы с регулированием?

Экономика

Опишите экономическую структуру для общедоступной аптеки

Примерные вопросы:

  • Какова экономическая ситуация для общедоступных аптек?
  • В чем проблемы?
  • Каковы тенденции на будущее?
  • Каковы условия найма на работу сотрудников?
  • Есть ли средства для развития в отдельных аптеках?
  • Какое воздействие это оказывает на практику?

Аптечная практика — профессиональное качество

Опишите, что было характерно для аптечной практики до приватизации/переходного периода.

Опишите текущую практику в общественной (коммунальной, розничной) аптеке — используйте в качестве опорной схемы четыре основные области НАП:

  • обеспечение рецептурными препаратами и их применение;
  • просвещение по вопросам здоровья и профилактика заболеваемости;
  • самолечение;
  • влияние на прописывание и применение лекарственных средств.

Аптечная практика — организация работы общественной (коммунальной, розничной) аптеки

Опишите текущую организацию общественной (коммунальной, розничной) аптеки. Каковы проблемы в отношении:

  • помещений (внешний вид, доступность, зоны для конкретных функций, возможность конфиденциальной беседы и пр.);
  • документирование аптечной практики;
  • управление работой аптеки;
  • организация труда;
  • условия для разработки стандартов аптечной практики;
  • трудовые ресурсы:
    • каковы требования к квалификации персонала с точки зрения:
      • управления аптекой, повышения компетентности;
      • повышения качества работы, процедуры ревизии, оценки аптечной практики, использования информационных технологий;
      • методов консультирования пациентов и проведения просветительской работы.

Отношение к аптечной практике

Примерные вопросы:

  • Каково отношение пациентов, регулирующих органов, врачей общей практики и фармацевтов к аптеке?

Приложение В.
Укрепление здоровья, просвещение по вопросам здоровья и профилактика заболеваемости

В данном Приложении дано описание стандартов в области укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Перечислены примеры индикаторов для ведения документации по НАП. В приложении приведены примеры деятельности в аптеке по данному направлению, а также примеры требований, предъявляемых к проведению просветительской работы.

Надлежащая аптечная практика

Укрепление здоровья и предотвращение заболеваний — первоочередная задача ВОЗ. Неудивительно, что один из главных элементов НАП — деятельность, связанная с санитарным просвещением, профилактикой заболеваний, предотвращением ухудшения здоровья и выздоровлением. НАП также предусматривает установление связей с общественными организациями работников здравоохранения для проведения работы по укреплению здоровья населения, включая сведение к минимуму злоупотреблений лекарствами и их неправильное использование.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты нужны для:

  1. возможности конфиденциальной беседы;
  2. консультации пациента по общим вопросам, связанным со здоровьем;
  3. вовлечения персонала в специальные программы по обеспечению адекватности и профессионализма консультаций;
  4. обеспечения качества используемого оборудования и диагностических тестов.

Требования ВОЗ к НАП (6) были конкретизированы в Европейской НАП [4]:

2.7.1. Предоставление рекомендаций общего характера по вопросам здоровья:

  • Необходимо, чтобы фармацевт предоставлял пациенту информацию в соответствии с общими рекомендациями по информированию пациентов.
  • Нужно, чтобы эта информация носила популярный характер, предоставлялась в устной или письменной форме либо с использованием аудио-визуальных методов.
  • Предоставляемая информация должна носить персональный характер в соответствии с культурными и социальными особенностями пациентов, а также с состоянием пациента в момент получения информации.

2.7.2. Участие совместно с другими работниками здравоохранения в кампаниях по обеспечению координации усилий и последовательности рекомендаций:

  • Следует поощрять аптечных работников к просветительской работе и активному участию в деятельности и кампаниях по укреплению здоровья в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами.
  • В данном контексте общество использует фармацевта в качестве эксперта для того, чтобы оценить, какая информация имеется в распоряжении, какая работа проводится с этой информацией и как образ жизни, ценности и стремления определяют поведение.
  • Фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения должны участвовать в деятельности по укреплению здоровья на национальном уровне. Эта деятельность, в частности, должна включать в себя кампании по сведению к минимуму злоупотреблений лекарствами и их неправильное применение.

2.7.3. Проведение в аптеке скрининга и проверки биохимических и физиологических параметров. Фармацевты со специальной профессиональной подготовкой и имеющие на это право могут предлагать услуги по скринингу и проверке биохимических и физиологических параметров пациентов.

В этом случае:

  • Следует разработать протоколы проведения тестов, позволяющие проводить объективную поверку качества как методов, так и оборудования, используемых для скрининга. Поверку оборудования и процедур следует выполнять с регулярными интервалами.
  • Следует поддерживать связь с врачом пациента при длительном лечении.
  • Подготовка фармацевта должна включать умение давать надлежащие и разумные советы, включая направление пациента к врачу в случаях, когда это необходимо по результатам теста.

Документы, отражающие роль фармацевта

Еврофармфорум в последние годы проводит обширную деятельность по разработке практического руководства для аптек, чтобы развить их роль в укреплении здоровья и профилактике заболеваний. Руководства имеют новаторские подходы к консультированию по поводу образа жизни (например, в отношении отказа от курения [10] и помощи при сахарном диабете [11]).

В 1997 г. между ВОЗ и МФФ была подписана совместная декларация о роли фармацевта в борьбе с пандемией ВИЧ-СПИДа, которая содержит набор руководящих принципов [12].

Индикаторы для документирования аптечной практики

Существуют различные системы и подходы для измерения эффективности и результативности проведенных мероприятий. Donabedian [9] предлагает использовать следующие индикаторы (показатели):

  • Структуры — могут быть использованы по отношению к учреждениям, оборудованию и персоналу.
  • Процесса — могут быть использованы по отношению к технической и межличностной деятельности.
  • Отдачи — используются для оценки достижений.
  • Результативности (Исхода) — оценивают достижения (Отдачи) и их воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).

Индикаторы структуры — примеры

  • Предоставление в распоряжение посетителей аптеки листовок по вопросам здоровья.
  • Наличие подходящего места/помещения для проведения тестов.
  • Использование надежных, проверенных материалов.
  • Компетентность сотрудников в вопросах проведения тестов.
  • Наличие письменных инструкций по использованию и обслуживанию оборудования для выполнения тестов.

Индикаторы процесса — примеры

  • Выполнение рекомендаций и инструкций.
  • Выполнение надлежащего порядка направления к специалистам.
  • Количество жалоб на предоставляемые аптекой услуги в сравнении с количеством услуг.
  • Количество жалоб на несовпадения в консультировании врачом и аптекой.

Индикаторы отдачи — примеры

  • Количество мероприятий по профилактике заболеваемости с участием аптеки на местном уровне.
  • Количество мероприятий по профилактике заболеваемости с участием аптеки на государственном уровне.
  • Количество распространенных листовок.
  • Количество участников индивидуальных программ в антипропаганде курения.
  • Количество выполненных в аптеке тестов.
  • Количество клиентов, которым предлагается тестирование по биомедицинским параметрам в аптеке.
  • Количество отзывов пациентов, участвовавших в работе по укреплению здоровья и предупреждению заболеваний.

Приложение I содержит несколько примеров форм для ведения такой документации.

Индикаторы исхода (результативности) — примеры

  • Процент участников кампаний по отвыканию от курения, бросивших курить
  • Количество людей, направленных к врачам общей практики по результатам тестов, проведенных в аптеке.

Деятельность

В таблице 1 приведены примеры видов деятельности по данному направлению НАП, которые могут осуществляться в аптеке. Виды деятельности сгруппированы таким образом, чтобы дать наиболее яркое представление о данном направлении НАП. Некоторые из вышеупомянутых видов деятельности, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время, но они могут подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию имеющейся практики.

Таблица 1

Примеры видов деятельности Примеры минимальных требований

Информация о здоровье:

  • Участие в деятельности по укреплению здоровья на местном уровне.
  • Участие в деятельности по укреплению здоровья на национальном уровне.
  • Аптека должна участвовать за год, как минимум, в одном мероприятии по укреплению здоровья на местном уровне [13].
  • Аптека должна участвовать за год, как минимум, в одном мероприятии по укреплению здоровья на национальном уровне [13].

Консультирование (медико-санитарное просвещение):

  • Индивидуальные консультации.
  • Программы отказа от курения (на индивидуальном уровне или в группе).
  • Обучение школьников.
  • Аптека должна консультировать отдельных посетителей/больных по их просьбе [13].

Сотрудничество и координация на местах:

  • Консультативные задачи аптеки.
  • Обмен информацией и сотрудничество с местными организациями пациентов.
  • Участие в борьбе со СПИДом, например сбор и обмен шприцев и игл.
  • Аптека должна по мере надобности участвовать на местном уровне в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению заболеваний [13].

Скрининг и тесты (вторичная профилактика):

  • Измерение артериального давления.
  • Измерение уровня глюкозы в крови.
  • Тест на беременность.
  • Измерение уровня холестерина.
  • Измерение уровня окиси углерода.
  • Проведением скрининга и тестов должны заниматься сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку [13].

В таблице 1 также приведены примеры минимальных требований к этим видам деятельности. Каждая страна должна определить для себя собственные минимальные требования с учетом местных особенностей.

Требования

В таблице 2 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов для проведения аптечной практики по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Скрининг и тесты могут быть далеки от сегодняшней аптечной практики. Пункты с маркерами приведены в качестве примеров.

Таблица 2

Примеры используемых методов Примеры минимальных требований
  • Распространение просветительных листовок медико-санитарного содержания.
  • Участие в местных и общегосударственных кампаниях.
  • Передачи по радио и телевидению.
  • Продажа книг, видео- и аудиокассет.
  • Выставки в помещении аптеки (например, вывешивание плакатов).
  • Газетные статьи и др.
  • Лекции (в школах, организациях пациентов и др.).
  • Контроль качества тестов и скрининга.
  • Аптека должна использовать по меньшей мере один из методов, упоминаемых в связи с деятельностью по укреплению здоровья в аптеке [13].
  • Аптека имеет письменную информацию о том, как бросить курить [14].
  • Аптека должна документировать качество используемых инструментов [13].
  • Письменный информационный материал.
  • Проверенный и одобренный образовательный материал.
  • Оборудование для выполнения анализов и скрининга.
  • Руководство, содержащее протоколы для выполнения тестов.
  • Скрининг и тестирование должны проводиться персоналом, прошедшим специальную подготовку [13].

Приложение С.
Обеспечение и применение рецептурных лекарственных средств

В приложении содержится информация о стандартах в области обеспечения и применения рецептурных ЛС в соответствии с НАП. Приведены примеры индикаторов, которые документируются согласно НАП; примеры видов деятельности аптечной практики по данному разделу, а также примерные требования, предъявляемые к их осуществлению.

Надлежащая аптечная практика

Наиболее всеобъемлющей из основных направлений НАП является деятельность, связанная с поставками, хранением и применением лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Эта деятельность осуществляется в аптеке, лечебных учреждениях, домашних условиях.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  1. приема рецептов и обеспечения взаимопонимания между врачом и фармацевтом;
  2. оценки рецепта фармацевтом;
  3. процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств;
  4. предоставления в доступной форме больному или лицу, ухаживающему за ним, достаточной письменной и устной информации, позволяющей добиться максимальной пользы от лечения;
  5. отслеживания результатов проведенного лечения;
  6. документирования профессиональной деятельности.

Прием рецепта и подтверждение взаимопонимания

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Помещений
  • Процедур
  • Квалификации персонала

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейском НАП [4] следующим образом:

Каждой аптеке необходим определенный порядок обслуживания рецептов. В рамках этого порядка должны быть выделены физические и человеческие ресурсы, чтобы обеспечить безопасный и эффективный отпуск лекарств по рецептам при эффективном и непрерывном личном общении с пациентом, когда в этом возникнет необходимость. Должен существовать соответствующий порядок для:

  • Идентификации пациента, медработника, выдавшего рецепт, и организации, отвечающей за оплату.
  • Проверки подлинности рецепта.
  • Оказания помощи пациенту в решении проблемы, когда необходимого лекарства нет в аптеке.
  • Правильного понимания назначений врача.
  • Идентификации медикамента и проверки фармацевтом лекарственной формы, активности, дозировки, формы выпуска, способа введения и продолжительности лечения.

Оценка рецепта фармацевтом

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Источников информации
  • Компетентности фармацевта
  • Регистрации медикаментов

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

Фармацевт должен применять профессиональные фармацевтические знания для оценки каждого рецепта по:

  • Терапевтическим аспектам (фармация и фармакология).
  • Уместности для данного пациента.
  • Противопоказаниям и взаимодействию с другими лекарствами.
  • Социальным, правовым и, в случае необходимости, экономическим аспектам.

После оценки фармацевту необходимо побеседовать с тем, кто назначил лекарство, по поводу любых выявленных потенциальных проблем.

Для оценки рецепта могут быть использованы следующие источники информации:

  • Ответы на вопросы, задаваемые больному или лицу, осуществляющему за ним уход.
  • Ответы на вопросы, задаваемые лицу, назначившему лекарство, если возникают сомнения или необходимы дополнительные сведения.
  • Аптечная библиотека: фармакопеи, формуляры, техническая литература, электронные источники, специализированные журналы, краткие резюме фармацевтического законодательства и соглашений по поставкам медикаментов со службами здравоохранения.
  • Информация из внешних источников — информационных центров по лекарствам, компетентных органов и фирм-производителей фармацевтической продукции.

Ведение записей о проводимом медикаментозном лечении

  • Следует разработать систему регистрации назначений индивидуально для каждого из пациентов, предпочтительно с использованием компьютерных технологий.
  • Регистрацию и записи следует вести, предварительно получив информированное согласие пациента, соблюдая при этом его личные интересы.
  • Регистрация может проводиться для всех пациентов или для определенных групп пациентов.
  • Фармацевту необходимо обеспечить систему, которая бы гарантировала конфиденциальность сведений, касающихся отдельных пациентов.

Изготовление лекарств по рецепту

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Источников снабжения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; внутриаптечного изготовления медикаментов.
  • Хранения.
  • В каком виде лекарство должно предоставляться пациенту.
  • Квалификации персонала.
  • Аптечного оборудования.
  • Помещений и рабочих мест.
  • Обеспечения качества препаратов, изготовляемых в аптеке.
  • Утилизации неиспользованных фармацевтических изделий и фармацевтических отходов.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

В отношении выбора лекарства фармацевтом

  • Если разрешена замена или если медработник, прописавший лекарство, указал, что может быть отпущен альтернативный препарат, фармацевты при необходимости могут, используя профессиональные знания, подобрать лекарства, аналогичные прописанным, т. е. лекарства с таким же качественным и количественным составом основных активных ингредиентов, в аналогичной лекарственной форме и дозировке и, по возможности, биоэквивалентные. Для этой цели в распоряжении фармацевта должна быть точная и надлежащая информация по качеству и биоэквивалентности лекарственных средств.
  • Перед тем, как производить замену на условиях, указанных выше, фармацевту следует сообщить об этом пациенту. Протоколы, согласованные между врачами и фармацевтами в отдельных странах, также могут предусматривать необходимость предоставления соответствующих сведений фармацевтом медработнику, прописывающему лекарства.
  • В экстренных случаях, если в аптеке нет прописанного препарата и фармацевт решает, что потребности пациента можно оптимально удовлетворить, отпустив ему альтернативный препарат, и при этом нельзя связаться с врачом, прописавшим препарат, до того, как препарат будет отпущен, то фармацевту необходимо сообщить врачу, прописавшему препарат, о произведенной замене сразу же, как представится такая возможность.

Источники поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения

  • Все фармацевтические аспекты закупок медикаментов, сырья, упаковки и другой фармацевтической продукции входят в обязанности фармацевта.
  • Фармацевту надлежит знать и выбирать поставщиков, используя при этом различные параметры качества в соответствии с европейскими стандартами Надлежащей дистрибьюторской практики.

Изготовление и обеспечение качества препаратов, изготовляемых в аптеке

  • Каждой аптеке следует иметь соответствующие условия для изготовления и отпуска лекарств по индивидуальным прописям.
  • В тех случаях, когда медикаменты для удовлетворения потребностей пациентов изготовляются в аптеке:
    • следует соответствующим образом фиксировать метод их изготовления;
    • все манипуляции должны соответствовать надлежащей практике, принятой в данной стране;
    • необходимо создать формуляр качества, безопасности и эффективности;
    • необходимо установить срок годности для каждого продукта.

Условия на момент отпуска пациенту

  • При отпуске медикаментов и других изделий пациенту фармацевт должен удостовериться в их стабильности, при этом следует проверить срок годности и упаковку.
  • Фармацевты должны гарантировать качество лекарственных средств и изделий медицинского назначения на момент их отпуска из аптеки.

Рекомендации, позволяющие больному или ухаживающему за ним человеку получить и понять достаточный объем письменной и устной информации для достижения максимальной пользы от лечения

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Условий для конфиденциальной беседы.
  • Источников информации.
  • Процедур, которым нужно следовать, и соответствующего документирования этих процедур.
  • Компетентности сотрудников.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

Процедуры:

  • Фармацевт как член сообщества медработников обязан обеспечить, чтобы информация, предоставляемая пациентам, соответствовала информации, предоставляемой другими медработниками, занимающимися лечением данного пациента.
  • Необходимо, чтобы фармацевт, исходя из индивидуальных потребностей, предоставлял сведения, необходимые для безопасного, правильного и эффективного применения лекарства.
  • В дополнение к устным рекомендациям фармацевта необходимо письменное их подкрепление или сопровождение вспомогательными материалами.
  • Сведения о противопоказаниях, взаимодействии или о возможных побочных эффектах, указанных в листке-вкладыше, предназначенном для пациента, необходимо дополнить в соответствии с потребностями конкретного пациента.
  • Фармацевт должен сделать так, чтобы у больного или ухаживающего за ним человека не оставалось никаких сомнений относительно действия препарата, его приема (как, когда и сколько), длительности лечения, возможных неблагоприятных воздействиях, сочетаемости с другими препаратами и возможных мерах предосторожности.

Последующее наблюдение за результатами назначенного лечения

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Порядка проведения регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных.
  • Обеспечения доступа к оборудованию и объектам, необходимым для выполнения такого наблюдения (мониторинга).
  • Обеспечения качества объектов, в отношении которых проводится мониторинг.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

Порядок, которому нужно следовать при проведении регулярной, систематической оценки результатов лечения применительно к отдельным больным или группам больных:

  • Фармацевты совместно с врачами должны принимать участие в оценке результатов лечения как отдельных больных, так и групп пациентов.
  • В обоих случаях необходимо согласие пациента, который должен знать о методах проведения оценки и быть уверенным в сохранении врачебной тайны.
  • В обоих случаях необходимо побуждать врача к анализу результатов совместно с фармацевтом.

Доступ к оборудованию и объектам, необходимым для мониторинга:

  • Если в процессе наблюдения за лечением будет выявлена предполагаемая побочная реакция, то нужно, чтобы фармацевт уведомил об этом лечащего врача и составил письменное сообщение, заполнив бланк, направляемый в руководящие органы здравоохранения в соответствии с существующим в стране порядком фармакологического надзора.
  • Если в процессе мониторинга регулярно оцениваются успех или результаты лечения, то это следует фиксировать с помощью поддерживающего программного обеспечения, к которому имеют доступ как фармацевт, так и лечащий врач.

Стандартизация объектов для мониторинга:

  • Важной задачей должна стать стандартизация языка и объектов для мониторинга.

Документирование профессиональной деятельности

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Документирования профессиональной деятельности и относящихся к ней данных таким образом, чтобы иметь доступ к исчерпывающей информации.
  • Порядка самооценки профессиональной деятельности и обеспечения качества.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

Документирование деятельности должно происходить таким образом, чтобы был обеспечен свободный доступ к информации:

  • Фармацевту необходимо документировать профессиональную деятельность, которая может потребовать подтверждения в будущем.
  • Следует вести текущую регистрацию рецептов на все препараты, подлежащих обязательной регистрации согласно закону или же согласно требованиям профессионального органа.
  • Необходимо иметь возможность быстро связаться с поставщиком генерических ЛС.
  • Любые предупреждения или меры предосторожности со стороны профессиональных или государственных органов в отношении ЛС или законодательства, регулирующего фармацевтический сектор, должны регистрироваться и немедленно выполняться.

Индикаторы для документирования аптечной практики

Существуют различные системы и подходы для оценки результативности проведенных мероприятий. Donabedian [9] предлагает использование индикаторов (показателей) по следующей классификации:

  • Структуры — могут быть применены к учреждениям, оборудованию и людям для оценки необходимых структур.
  • Процесса — могут быть применены к технической и межличностной деятельности. Они дают количественную информацию о процессах, при помощи которых осуществляется деятельность и оценивают прогресс в течение определенного периода времени.
  • Отдачи — применяются для оценки достижений.
  • Результативности (исхода) — оценивают следствие достижений (отдачи) и их воздействия на потребителя (например, на пациента, общество).

Индикаторы структуры — примеры

  • Наличие препаратов.
  • Соответствующее этикетирование препарата.
  • Обеспечение качества ЛС, которые изготавливаются в аптеке.
  • Наличие помещений и оборудования в аптеке (например, комната для изготовления ЛС, место для консультаций).
  • Возможность конфиденциальной беседы.
  • Наличие вспомогательных материалов, например, листовок с информацией для пациентов, ингаляторов-пустышек (плацебо).
  • Достаточное время для консультирования.
  • Соответствующая подготовка сотрудников, например, по навыкам общения, применению различных видов ингаляторов.

Индикаторы процесса — примеры

  • Порядок управления запасами.
  • Участие в системе экстренного предупреждения, что позволяет предупреждать о вредных воздействиях или отзыве ЛС.
  • Установленный порядок отпуска лекарств.
  • Документирование процесса общения с целью развития навыков общения.
  • Документирование качества обслуживания.
  • Регистрационные записи, фиксирующие учебную подготовку персонала.
  • Наличие системы, обеспечивающей получение пациентами надлежащих препаратов.
  • Проверяются ли знания пациентов по применению назначенных им ЛС.
  • Количество жалоб на обслуживание в сравнении с количеством предоставленных услуг.
  • Количество жалоб на несогласованность в отношении консультирования между врачом и аптекой.
  • Сколько врачей сотрудничают с аптекой.

Руководство по процессу отпуска препаратов включено в Приложение I.

Индикаторы отдачи — примеры

  • Количество рецептов, обслуженных за день.
  • Количество проданных препаратов, отпущенных по рецепту.
  • Количество ошибок при обработке рецептов в сравнении с количеством рецептов.
  • Товарооборот/уровень товарооборота.
  • Количество обращений к врачам по поводу выписанных ими рецептов, в сравнении с количеством рецептов.
  • Количество проконсультированных пациентов.
  • Сколько раз была предоставлена индивидуальная минимальная информация.
  • Количество выданных пациентам информационных/образовательных материалов.
  • Количество проведенных консультаций у прилавка, ориентированных на конечный результат.
  • Количество консультаций, проведенных фармацевтом в аптеке.
  • Количество предложенных программ по улучшению качества лекарственной терапии.
  • Количество и характер выявленных проблем с ЛС.
  • Количество рекомендованных изменений в лекарственном лечении.
  • Количество отвергнутых фармацевтом терапевтических рекомендаций в сравнении с количеством рекомендаций (отвергнутых врачами общей практики или пациентами).
  • Количество учебных программ, в которых принимали участие сотрудники.
  • Сколько часов потрачено на обучение.
  • Процент товарооборота аптеки, используемый для повышения компетентности.

Пример отчета о проведенных мероприятиях включен в Приложение I.

Индикаторы исхода (результативность) — примеры

Отпуск:

  • Процент основных (жизненно важных) ЛС на складе.
  • Время доставки товаров, отсутствующих на складе.
  • Время ожидания — до получения прописанного ЛС.
  • Количество жалоб на серьезные ошибки (несоблюдение мер безопасности) в сравнении с количеством зафиксированных ошибок.

При оказании комплексной фармацевтической помощи совместно с врачами могут быть использованы индикаторы, относящиеся к «Последующему наблюдению за воздействием назначенного лечения».

Здоровье:

  • Количество пациентов, у которых состояние здоровья улучшилось.
  • Количество пациентов с меньшим количеством симптомов.
  • На сколько больных меньше госпитализировано.
  • У скольких больных сократилась длительность болезни.

Удовлетворенность, доверие:

  • Мотивация и благосклонное отношение к терапии.
  • Удовлетворенность полученной консультацией.
  • Доверие к лечению.
  • Доверие к профессионализму медработников.
  • Отношение клиентов к аптеке как к учреждению, куда следует обращаться за профессиональными рекомендациями.
  • Удовлетворенность клиентов профессиональными консультациями в аптеке.

Применение лекарств:

  • Число пациентов, отметивших уменьшение числа проблем, связанных с ЛС.
  • Повышение результативности лекарственной терапии.
  • Пациенты знают правильный способ применения лекарств.
  • Больные знают об ухудшении своего состояния и о том, когда обратиться к своему лечащему врачу.

Психосоциальные результаты:

  • Улучшенная адаптация к повседневной жизни.
  • Количество пациентов, отмечающих повышение способности к решению повседневных проблем.
  • Увеличение информированности о профилактике заболеваний, болезнях и лекарственном лечении.

Деятельность

В таблице 3 приведен примерный перечень видов деятельности, и поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности. Некоторые из них, возможно, не актуальны для ННГ в настоящее время, но они могут подтолкнуть к разработке новой или к совершенствованию имеющейся практики.

Таблица 3

Виды деятельности

Примеры видов деятельности Примеры минимальных требований

Закупка и управление запасами:

  • Определение и поддержка ассортимента товаров.
  • Организация и оборот запасов.
  • Управление запасами.
  • Выбор поставщика/оптовика.
  • Заказ ЛС.
  • Доставка ЛС.
  • Получение ЛС.
  • Хранение ЛС.
  • Безопасность ЛС.
  • Списание и возврат.
  • Отзыв.
  • Утилизация неиспользованной фармацевтической продукции и фармацевтических отходов
  • Аптека обязана документировать свой уровень оказания услуг населению [13].
  • Аптека должна иметь непрерывные регистрационные записи ошибок в учете запасов [13].
  • Аптека должна иметь систему, обеспечивающую, чтобы на полках не было просроченной продукции [13].
  • Аптека должна иметь отработанный порядок приемки, обработки и утилизации возвращенных медикаментов [13].

Отпуск1:

  • Получение рецептов.
  • Проверка рецепта фармацевтом.
  • Общение с врачом, выписавшим рецепт.
  • Подбор прописанных препаратов/изделий.
  • Этикетирование.
  • Проверка перед отпуском.
  • Выдача лекарства.
  • Замена ЛС.
  • Экстренное обеспечение.
  • Рекомендации по возмещению расходов.
  • Аптека должна обеспечить, чтобы больной понимал и мог использовать информацию, указанную на этикетке [13]

Изготовление ЛС в аптеке:

  • Закупка сырья.
  • Оценка состава прописи в рецепте.
  • Изготовление препаратов.
  • Ведение документации.
  • Расфасовка и этикетирование.
  • Проверка (валидация).
  • Контроль качества.
 

Письменная и устная информация, сопровождающая ЛС:

  • Предоставление рекомендаций по применению ЛС рецептурного отпуска.
  • Предоставление рекомендаций по действию, побочным эффектам, взаимодействию (с безрецептурными ЛС, алкоголем и пищей), по противопоказаниям.
  • Предоставление рекомендаций по изделиям медицинского назначения, применяемым для введения ЛС.
  • Информация для больных, предоставляемая по телефону.
  • Информация для больных, предоставляемая клиентам, которым ЛС доставляются на дом.
  • Информация для третьих лиц и родственников.
  • В основу консультации должна быть положена оценка информационных потребностей [13].

Другие виды обеспечения:

  • Обеспечение больных, которые не могут прийти в аптеку.
  • Поставки другим медработникам (врачам, акушеркам, стоматологам, ветеринарам, медсестрам и др.).
  • Поставки в организации (стационары, дома престарелых и др.).
  • Аптека по просьбе клиентов должна предлагать другие виды обеспечения препаратами [13].
  • Аптека должна предлагать доставку больным, которые не могут прийти в аптеку [13].

Наблюдение за результатами назначенного лечения:

  • Консультирование, ориентированное на конечный результат.
  • Консультации с фармацевтом в аптеке. Конкретные программы по повышению качества лекарственного лечения:
  • Программы для групп пациентов с особыми потребностями, например, для престарелых, семей с детьми, недавно выписанных из стационара больных.
  • Программы по конкретным заболеваниям в случаях, когда профилактика, связанная с применением ЛС, особенно перспективна, например, при астме, диабете.
  • Аптека обязана консультировать относительно конечного результата, по просьбе или в случае необходимости [13].
  • Аптека обязана обеспечивать консультации фармацевта по просьбе или в случае необходимости [13].
  • Если аптека участвует в какой-либо программе, то она должна быть обязательно валидирована [13].

Управление:

  • Пересмотр цен на ЛС.
  • Маркетинг
  • Финансовые отчеты перед соответствующими органами.
  • Учет наркотических средств.
  • Учет спирта.
  • Бухгалтерская отчетность.
  • Управление персоналом.
  • Аптека обязана составлять требуемые отчетные и учетные документы.
  • Аптека обязана иметь политику работы на рынке [13].

1 Процесс отпуска включает в себя деятельность технического характера и контроль с момента получения рецепта и до того, как лекарство будет приобретено пациентом.

В таблице 3 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна определить для себя реальные направления и начать устанавливать свои собственные минимальные требования применительно к местным условиям.

Требования

В таблицах 4, 5, 6 приведены примеры используемых методов и необходимых инструментов для деятельности аптеки в рамках обеспечения прописанными лекарственными препаратами и их применения.

Таблица 4

Применяемые методы

Примеры методов Примеры минимальных требований

Закупка и управление запасами:

  • Контроль запасов.
  • Контроль финансовых ресурсов.
  • Контроль за поставщиком.
  • Соглашения по доставке.
  • Использование системы определения минимального уровня запасов.
  • Аптека обязана использовать методы рационального управления запасами, экономическими факторами и ресурсами [13].
  • Аптека обязана оценивать поставщиков/оптовиков согласно установленному порядку [13].

Отпуск:

  • Методы работы, применяемые при отпуске ЛС.
  • Cоблюдение установленного порядка.
  • Наличие системы, привлекающей внимание фармацевта к клинически значимому взаимодействию ЛС, противопоказаниям и неправильной дозировке при приеме.
  • Для процесса отпуска существуют системы безопасной работы [14].
  • Существует официальный порядок отпуска ЛС, обеспечивающий безошибочное получение пациентами ЛС [14].

Изготовление ЛС в аптеке

  • Использование руководства по Надлежащей производственной практике (НПП).
  • Все медикаменты, за исключением особых условий, поставляются в упаковках, защищенных от детей [14].

Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:

  • Оценка потребностей, основанная на опросе.
  • Использование метода структурированных вопросов.
  • Приоритетность конкретных групп ЛС.
  • Приоритетность групп клиентов, испытывающих особые потребности, например престарелых, астматиков.
  • Предоставление информации о продукции.
  • Информация на этикетке.
  • Консультирование у прилавка.
  • Консультирование по телефону.
  • Использование четких критериев направления к врачу.
  • Использование листовок-вкладышей и другой письменной информации.
  • Обеспечение рекомендаций, понятных для пациента и простых в применении.
  • Дальнейшее наблюдение после консультаций.
  • При консультировании в аптеке должен применяться по меньшей мере один из упомянутых методов [13].
  • Письменная информация должна излагаться в доступной для пациента форме [14].
  • Существует система, привлекающая внимание фармацевта к группам, испытывающим особые потребности [14].

Дальнейшее наблюдение за результатами назначенного лечения:

  • Терапевтический мониторинг лекарств.
  • Мониторинг лекарственного лечения.
  • Консультирование.
  • Просвещение пациентов.
  • Ведение документации.
  • Обеспечение качества мониторинга.
  • Сотрудничество между фармацевтом, пациентом и врачом.
  • Сотрудничество между другими сторонами в рамках социального сектора и общественного здравоохранения.
  • Сотрудничество заинтересованных сторон на различных административных уровнях
  • Аптека обязана применять описанные методы [13].

Таблица 5

Помещения, оборудование и инструменты

Примеры помещений, оборудования и инструментов Примерные минимальные требования

Закупка и управление запасами:

  • Складские помещения.
  • Компьютерное оборудование.
  • Другие помещения (офисы, производственные зоны).
  • Помещения для сотрудников.
  • Охранная система.
  • Оргтехника.
  • Аптека обязана постоянно регулировать температуру в складских помещениях [13].

Отпуск:

  • Аптека имеет доступ к справочникам, таким как Мартиндейл, Экстра Фармакопея.
  • Регистрация контактов с лечащими врачами (когда с ними необходимо связаться для уточнения рецептов).
  • Регистрация случаев экстренных поставок.
  • Фиксирование всех изменений, внесенных в рецепты.
  • Регистрация ошибок и что сделано для их исправления.
  • Зона торговли, ожидания и консультирования.
  • Помещение для получения ЛС.
  • Помещения для круглосуточного обслуживания.
  • Оргтехника.
  • Аптека обязана регулярно оценивать внешний вид, помещения и оборудование аптеки [13].
  • В аптеке обязательно должны быть новые издания определенных учебников [14].

Изготовление ЛС в аптеке:

  • Помещения и оборудование.
  • Порядок валидации
  • Определенные процедуры изготовления.
  • Подготовленные сотрудники.
  • Санитария.
  • Документация.
  • Ведение регистрационных записей.
  • Система отзыва ЛС.
 

Письменная и устная информация, сопровождающая отпускаемый препарат:

  • Аптека имеет доступ к справочникам, таким как Мартиндейл, Экстра Фармакопея.
  • Зона для доверительной беседы/демонстрации.
  • Пациенты имеют доступ к письменным информационным материалам и брошюрам.
  • Аптека обязана, как минимум, раз в год обновлять справочники [13].

Оценка успехов или результатов лечения:

  • Обновленные источники информации о лекарственных средствах
  • Перечень тревожных сигналов.
  • Оборудование для выполнения клинических измерений.
  • Лекарственный анамнез больного.
  • Дневники.
  • Формы ведения документации.
  • Формы мониторинга для фиксирования процесса и результатов лекарственного лечения больных.
  • Материалы для просвещения пациентов.
  • Аптека должна применять описанные инструменты [13].

Таблица 6

Квалификация персонала

Обязанности Примеры минимальных требовании

Передача информации в аптеке:

  • Внутренняя работа с письменной информацией, включая ее подготовку, отбор и т. д.
  • Использование доски объявлений.
  • Внутриаптечные информационные совещания.
  • Чтение фармацевтических и медицинских научных журналов.
  • Аптека должна иметь утвержденный порядок работы с письменными информационными материалами [13].

Непрерывное обучение и подготовка сотрудников:

  • Определение сферы компетенции для каждого сотрудника.
  • Обучение и подготовка внутри аптеки в области применения методов и инструментов:
    • обзоры на планерках с участием всех сотрудников;
    • информированность о наличии в аптеке учебников;
    • рассмотрение отдельных случаев;
    • знание сотрудниками методов и инструментов;
    • подготовка сотрудников.
  • Посещение сотрудниками курсов, посвященных методам профессионального консультирования.
  • Участие сотрудников в учебной программе по лекарствам.
  • Участие сотрудников в программе по развитию навыков общения.
  • Посещение сотрудниками курсов, посвященных фармацевтической помощи.
  • Участие фармацевтов в работе курсов по фармакотерапии, патологии, лекарственному взаимодействию.
  • Участие фармацевтов в работе курсов по профессиональному общению/маркетингу.
  • Необходимо проводить обучение и подготовку сотрудников по выработанному плану [13].

Основная летература

  1. Menabde N., Stobbelaar F.: The patient in focus. A strategy paper//WHO/EURO (WHO/DAP/98.8).— 1998.
  2. Nielsen H.P. Kvalitetssikring af lægemidler i: Lægemidler og ægemiddelanvendelse. Ed. by L. Launsø and E. W. Sørensen. Copenhagen, Akademisk Forlag, 1997.
  3. Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation FIP, 1993.
  4. Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva, WHO, 1996 (WHO/PHARM/DAP/96.1).
  5. Role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy//WHO.—1994 (WHO47.12).
  6. Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.
  7. Hepler С.D., Strand L.: Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care//Amer. J. Hosp. Pharm.— 1990.— 47.— P. 533–549.
  8. Deming W.E. Out of the Crisis, M.I.T. Manchester (US), 1986.
  9. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care//Milbank Memorial Fund Quarterly.— 1966.— 44.— P. 166–204.
  10. The role of the Pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.
  11. The role of the Pharmacist in diabetes care «PharmaDiab Programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.
  12. The role of the Pharmacist in the fight against the HTV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.
  13. Auditgrundlag (Minimum requirements). Forslag til minimumskrav indenfor Kravdokumentes hovedomrеder. Danish Pharmaceutical Association, Copenhagen, 1997.
  14. Model standards for self audit in community pharmacy in England: vol. 1-9. Keele, Keele University, 1994.
  15. Good Pharmacy Practice (GPP) in developing countries. Supplementary guidelines for stepwise implementation. FIP Community Pharmacy Section, 1999.

Дополнительная литература

Фармацевтическая помощь

  • Hepler C. D. The future of pharmacy: pharmaceutical care. Am. Pharm. NS30(Oct.) 23–29, 1990.
  • Hepler C. D., Strand L. M. Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care. Am. J. Hosp. Pharm. 47, 533–543, 1990.
  • Herrier R. N. and Boyce R. W. Establishing an active patient partnership. Am. Pharm. NS35(Apr.) 48–57, 1995.
  • Janke K. K., Kennie N. Developing a 'practice change' approach. Can. Pharm. J. 129(2) 48–51, 1996.
  • Janke K. et al. Identifying technician tasks to optimize dispensary functions. Can. Pharm. J. 129(8) 28–31, 1996.
  • Janke K. K., Tobin C. Planning new, patient-oriented pharmacy services. Can. Pharm. J. 129(9) 30–32, 1996.
  • Janke K. K., MacDonald M. L. Supervising technicians to enable efficient and effective patient care. Can. Pharm. J. 129(10) 35–37, 1997.
  • Kennie N., Janke K. K. Promoting awareness and understanding of pharmacy services. Can. Pharm. J. 129(3) 53–55, 1996.
  • Munroe W. P., Rosenthal T. G. Implementing pharmaceutical care: evolution vs. revolution. Am. Pharm. NS34(4) 57–69, 1994.
  • O’Malley M., Vaillancourt R. Refocussing dispensary procedures to provide pharmaceutical care. Can. Pharm. J. 129(10) 32–34, 1997.
  • Pharmaceutical care: the future for community pharmacy. London, The Royal Pharmaceutical Society of Great Britain, 1992.

Укрепление здоровья и предотвращение заболеваний

  • King M. J., Halloran S. P., Kwong P. Y. P. Blood glucose measurements in the community pharmacy. Pharm. J. 251, 808–810, 1993.
  • Morrow N. C., Hargie O. D. W. Communication skills and health promotion (3). Pharm. J. 253, 311–313, 1994.
  • Mason P. Action on smoking — can pharmacist make a difference? Pharm. J. 256, 263–265, 1996.
  • Maguire T. Health promotion and the pharmacist. Pharm. J. 257, 744, 1996.
  • Ghalamkari H. H. et al. Evaluation of a pilot health promotion project in pharmacies: Quantifying the pharmacist’s health promotion role. Pharm. J. 258, 138–143, 1997.
  • Medicines in schools. Implementing good practice in mainstream schools — a guide for pharmacists. Pharm. J. 258, 69–72, 1997.
  • Maguire, T.: Smoking cessation, nicotine replacement and community pharmacy. Pharm. J. 258, 225–239, 1997.
  • Anderson C., Russell G. The Barnet High Street Health Scheme: Health promotion by community pharmacists. Pharm. J. 259, 223–225, 1997.

Предоставление и применение прописанных ЛС и изделий медицинского назначения

  • Lindsay G. H., Hesketh E. A., Harden R. M. Community pharmacy-based interactive patient education: (1) Implementation. Pharm. J. 252, 541–579, 1994.
  • Lindsay G. H., Hesketh E. A., Harden R. M. Further experience with an individualised patient education programme for community pharmacy practice. Pharm. J. 254, 441–446, 1995.
  • Pharmaceutical care: An introduction. Strand L. M., Cipolle R. J., Morley P. C.— Michigan: The Upjohn Company, 1992.
  • Kelly W. N. Pharmacy contributions to adverse medication events. Am. J. Health-Syst. Pharm. 52, 385–390, 1995.
  • Kay E. Pharmaceutical care and cardiovascular disease. Pharm. J. 252, 789–791, 1994.
  • Gammie S. M., Luscombe D. K. Pharmaceutical care of the elderly. Pharm. J. 254, 578–582, 1995.
  • Goodyer L. et al. «Brown bag» medication reviews in community pharmacies. Pharm. J. 256, 723–725, 1996.
  • Raynor D. K. T. Medicine reminder charts: Maximising benefits for pharmacists and patients. Pharm. J. 259, 333–335, 1997.
  • Airaksinen M. et al. Do the public and pharmacists share opinions about drug information. Int. Pharm. J. 8 (4) 168–170, 1994.
  • Price K. O., Goldwire M. A. Drug information resources. Am. Pharm. NS34 (7) 30–39, 1994.
  • Herborg H. et al. Pharmaceutical care value proved. Int. Pharm. J. 10 (5) 167–168, 1996.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика