Логотип журнала "Провизор"








Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов

Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики (Дания)

Всемирная Организация Здравоохранения
Копенгаген, Дания, май 2001 г.

Введение

Цель данного руководства — дать практические указания по разработке и внедрению стандартов Надлежащей аптечной практики (НАП) для аптек ННГ. Руководство предназначено для фармацевтических ассоциаций и органов, регулирующих работу фармацевтического сектора в ННГ. В нем содержатся основанные на соответствующем документе ВОЗ [4] рекомендации по разработке и внедрению национальных стандартов НАП. Этим руководством могут пользоваться и независимые аптеки, заинтересованные в оптимальном развитии своей деятельности. В руководстве изложена концепция Надлежащей аптечной практики и обосновано ее применение в ННГ; освещаются вопросы развития и управления качеством. Данное руководство содержит ряд приложений:

Приложение А.
Анализ состояния практической деятельности общедоступных (коммунальных, общественных, розничных) аптек. Руководство для проведения анализа ситуации и выявления проблем, существующих в отдельных государствах ННГ, что даст отправную точку для разработки национальных стандартов НАП.
Приложение В.
Воспитание ответственности за свое здоровье и профилактика заболеваемости.
Приложение С.
Обеспечение рецептурными лекарствами и их применение.
Приложение D.
Самолечение.
Приложение Е.
Влияние на прописывание и использование лекарств. В приложениях В, С, D и Е разъясняется, какие стандарты необходимо разработать для развития основных направлений НАП. Они помогут создать основу для национальной модели НАП и представляют собой инструмент, позволяющий классифицировать виды деятельности аптеки. Приведены примеры показателей качества и минимальных требований.
Приложение F.
Методика поэтапного внедрения НАП в развивающихся странах. Развивающиеся страны и страны переходного периода, как правило, решают аналогичные проблемы, исходя из этого даны указания по поэтапному внедрению НАП в развивающихся странах. Приложением F могут пользоваться фармацевтические ассоциации и органы управления, а также отдельные аптеки.
Приложение G.
Литература. Перечень ссылок и литературы для дополнительного чтения.
Приложение Н.
Определения. Подробное описание четырех основных областей НАП.
Приложение I.
Примеры регистрационных форм и процедур.

Постановка задачи

Лекарственный сектор в ННГ

С начала 90-х годов ХХ века государства ННГ переходят на рыночную систему лекарственного обеспечения, при этом сокращаются бюджетные ассигнования на здравоохранение. Различаются лишь темпы этих процессов. Переход к рыночной системе приводит к росту импорта, поскольку рынки становятся открытыми, а также к увеличению количества оптовиков, аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Однако дефицит бюджета оказывает серьезное влияние на обеспечение бесплатными лекарствами.

Снижение доходов в сочетании с увеличением доли стоимости лечения, оплачиваемой пациентами, делает ЛС все менее доступными. Пересматриваются старые механизмы финансирования и медленно развиваются новые (основанные на страховании).

Тенденции реформирования здравоохранения в ННГ

Переходный период сопровождается резким ухудшением состояния здоровья населения.

Ухудшаются основные показатели здоровья [1]:

  • сокращение продолжительности жизни (средняя продолжительность жизни в ННГ почти на 15 лет меньше, чем в странах Западной Европы);
  • повышение уровня заболеваемости бронхитом, астмой, инфекционными болезнями, заболеваниями органов кровообращения;
  • обнищание населения, что приводит к повышению спроса на медико-санитарную помощь и к снижению ее экономической доступности;
  • низкий уровень финансирования здравоохранения;
  • недостаточное развитие системы медицинского страхования или системы возмещения затрат на лечение, что приводит к значительным платежам со стороны пациента.

В странах ННГ происходит фундаментальное реформирование здравоохранения. Реформы нацелены на:

  • внедрение систем медицинского страхования;
  • введение новых систем оплаты услуг;
  • децентрализацию;
  • приватизацию;
  • сокращение мощностей;
  • признание права выбора пациента.

Реформирование фармацевтического сектора в ННГ описано в стратегическом документе «Фокус на пациента» [1], авторами которого являются Ната Менабде и Frans Stobbelaar, сотрудники Специального проекта для ННГ в рамках Программ ЕРБ ВОЗ по фармацевтическим препаратам. Без финансового стимулирования невозможно добиться кардинальных изменений в реструктуризации фармотрасли. Реально эти изменения происходят при недостаточном финансировании, когда необходимо добиться большего меньшими средствами. Это требует внедрения эффективных стратегий, которые позволили бы предотвратить переход здравоохранения в высоко затратную категорию. Претворение в жизнь этих реформ требует значительных инвестиций и пристального внимания со стороны организаторов здравоохранения. В некоторых странах складывается ситуация, когда фармацевтическому сектору не уделяется должного внимания. Однако для пациентов лекарства — это важный элемент медицинской помощи, и ограниченный доступ к ЛС снижает доступность здравоохранения в целом.

Очевидно, что в ННГ переходный период продлится несколько лет. Поэтому для предотвращения отрицательных тенденций необходимо стратегически верное развитие фармацевтического сектора.

Переходный период

Во всех ННГ органы власти, политические деятели, фармацевтические компании и специалисты здравоохранения сталкиваются с проблемами, вызванными отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы по вопросам фармации. Это связано с тем, что в ННГ отсутствует традиция установления законодательных рамок для фармацевтического сектора — в отличие, например, от стран Западной Европы. В бывшем Советском Союзе практическая деятельность регулировалась множеством нормативных актов, разработанных в централизованном порядке. Разработка нового законодательства в этой области требует осознания основных проблем и времени. В течение последних нескольких лет реформа фармацевтического сектора в ННГ проходит интенсивно и сосредоточена в первую очередь на решении неотложных и текущих проблем. В настоящее время реформа подошла к этапу стратегического совершенствования, когда необходимо задуматься о создании фармацевтической практики будущего. Таким образом, проблемы, которые будут стоять перед фармацевтическим сектором ННГ в будущем, принципиально отличаются от тех, которые приходилось решать в предыдущие годы. На данном этапе в большинстве стран уже подняты основные вопросы и созданы основные необходимые структуры.

Положение дел с общедоступными аптеками

Согласно публикации ВОЗ [1] проблемы в фармотрасли во многих ННГ можно резюмировать следующим образом:

  • недостаточно контролируемая ситуация в оптовом секторе;
  • недостаточное производство отечественных фармацевтических препаратов;
  • несоответствие цен на лекарства уровню доходов населения;
  • отсутствие доступа к объективной информации о ЛС;
  • практически неконтролируемая реклама и продвижение лекарств на рынок;
  • после периода неограниченной свободы получили развитие некоторые нежелательные виды деятельности;
  • в некоторых ННГ управление аптеками могут осуществлять лица без специального фармацевтического образования;
  • во всех ННГ имеется огромный накопленный опыт и интеллектуальный потенциал, но профессиональные знания и навыки зачастую устарели или не соответствуют новым условиям;
  • в большинстве ННГ все ЛС можно приобрести в частных аптеках без рецепта. Этой возможностью пользуются многие пациенты, поскольку им не по средствам посетить врача;
  • складывается противоречие — с одной стороны, много новых лекарств и, с другой — очень мало объективной информации о них. Это касается как рецептурных, так и безрецептурных ЛС;
  • профессионализм находится не на должном уровне: либо во главу угла ставится получение прибыли, либо мотивация работников недостаточна для предоставления надлежащих услуг. Препятствия для дальнейшего более быстрого развития отчасти обусловлены длительными экономическими трудностями, а отчасти — проблемами формирования новой нормативно-правовой базы, касающейся аптечной практики и фармацевтических услуг. Кроме того, длительное время профессионализм приносили в жертву коммерческим интересам.

Разработка и внедрение стандартов НАП позволит сочетать профессиональную этику с коммерческими интересами аптеки, ставя превыше всего интересы пациента.

Значение НАП для ННГ

Внедрение руководств по НАП может послужить инструментом изменения аптечной практики, поскольку:

  • сосредоточено в большей степени на профилактике, чем на лечении;
  • ориентировано на пациента, а не на продукт;
  • сосредоточено на соблюдении профессиональной этики;
  • акцентирует внимание на значении информирования пациентов о правильном применении лекарств;
  • поощряет рациональное выписывание и применение лекарств;
  • обеспечивает высокий профессионализм специалистов.

Концепция надлежащей аптечной практики

Стандарты надлежащей практики в большинстве стран признаны как требования, предъявляемые руководящими органами к производителям и реализаторам лекарств. Руководства по НАП устанавливают стандарты качества на различных этапах «жизни» лекарственного средства. На этапе разработки нового лекарства проводятся исследования на животных и человеке. Руководства по Надлежащей лабораторной практике (НЛП) и Надлежащей клинической практике (НКП) устанавливают стандарты проведения этих исследований. После этого фармацевтическая компания обращается за разрешением на сбыт, с получением которого для лекарства начинается следующий этап: производство и распределение (продажа). В этой области стандарты качества устанавливаются руководствами по Надлежащей производственной практике (НПП) и Надлежащей практике распределения (НПР). Недавно был разработан еще один документ: Руководство по Надлежащей практике хранения (НПХ), где изложены требования к хранению сырья и ЛС в помещениях производителя и поставщика (дистрибьютора) [2]. Также был разработан комплект стандартов по Надлежащей аптечной практике (НАП) для последнего этапа — аптеки. Концепция Надлежащей аптечной практики позволяет осознать и выполнить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов. Цель разработки и внедрения руководств по Надлежащей аптечной практике — изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, особенно в отношении:

  • укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
  • безопасного, эффективного и экономичного самолечения;
  • выявления и решения проблем, касающихся применения ЛС.

Первое руководство по Надлежащей аптечной практике было разработано в 1991 г. и принято Международной Фармацевтической Федерацией (МФФ) в 1993 г. в виде Стандартов качества аптечных услуг [3]. Взяв этот документ за основу, Фармацевтическая группа Европейского Союза (ФГЕС) разработала документ по НАП [4] для Европы, где особое внимание уделялось странам ЕС.

Этот документ МФФ был представлен в ВОЗ и стал основой для внедрения некоторых принципов, воплощенных в резолюции WHA47.12 [5]. После пересмотра документ был издан ВОЗ в виде неофициальной публикации под названием «Надлежащая аптечная практика в коммунальных и больничных аптеках» [6].

Руководство по Надлежащей аптечной практике включает работу по [6] укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если необходимо лечение, то должен быть обеспечен качественный процесс применения лекарственных средств человеком, чтобы добиться максимальной терапевтической пользы и избежать неблагоприятных воздействий. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими специалистами здравоохранения, а также больными принимают на себя коллективную ответственность за результат лечения.

В рамках концепции НАП пропагандируется активное сотрудничество между врачом, больным и фармацевтом, что позволит оптимизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лечения. Фармацевт должен способствовать повышению качества применения ЛС. Подчеркивается, что аптека — это важный источник информации о применении лекарственных средств.

Известно, что аптечная практика неодинакова в разных странах — членах ВОЗ в зависимости от законодательной базы и иных условий. Руководство по НАП способствует укреплению позиции работников аптечного сектора в развивающейся системе здравоохранения.

Основные элементы НАП

Предназначение аптечной практики состоит в предоставлении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг, а также в оказании помощи населению с целью наиболее оптимального их использования. Комплексное аптечное обслуживание предусматривает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению заболеваемости населения.

Руководство по НАП устанавливает стандарты обращения ЛС, начиная с того момента, когда лекарство готово к продаже, и до того, когда оно попадет в руки потребителя. Стандарты включают деятельность по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, по поставкам и использованию рецептурных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по самолечению, а также рекомендации о том, как влиять на выписывание и применение ЛС. Более подробно содержание разделов изложено в Приложении Н.

В каждом из элементов НАП различают виды деятельности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; инструменты и помещения для осуществления данной деятельности, необходимую квалификацию специалистов, а также методы оценки производимой деятельности, для которых могут быть реально разработаны стандарты. Для удобства НАП подразделяют на четыре основных практических направления [6]:

1. Просвещение и профилактика заболеваемости

Просветительская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоровья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Стандарты необходимы по следующим аспектам:

  1. возможность конфиденциальной беседы;
  2. консультация пациента по общим вопросам, связанным со здоровьем;
  3. вовлечение персонала в специальные программы по обеспечению адекватности и профессионализма консультаций;
  4. обеспечение качества используемого оборудования и диагностических тестов.
2. Обеспечение рационального применения рецептурных лекарств и изделий медицинского назначения

Деятельность, связанная с лекарственным обеспечением и рациональным применением лекарств и изделий медицинского назначения. Эта деятельность может осуществляться в аптеке, лечебном учреждении и на дому у больного. Необходимы стандарты для:

  1. приема рецептов и обеспечения взаимопонимания;
  2. оценки рецепта фармацевтом;
  3. процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств;
  4. предоставления в доступной форме больному или лицу, ухаживающему за ним, достаточной письменной и устной информации, позволяющей добиться максимальной пользы от лечения;
  5. отслеживания результатов проведенного лечения;
  6. документирования профессиональной деятельности.
3. Самолечение

Деятельность, связанная с консультированием по самолечению. В случае необходимости предложение лекарственной или другой помощи для симптомов и состояний, подлежащих самостоятельному лечению.

Необходимы стандарты по следующим аспектам:

  1. квалификация задействованного персонала;
  2. как соответствующим образом оценить потребности пациента;
  3. эффективность и безопасность рекомендуемой продукции;
  4. в каких случаях следует направлять больного к врачу и как проводить дальнейшее наблюдение.
4. Влияние на прописывание и использование лекарств

Деятельность, связанная с оказанием влияния на прописывание и использование лекарств.

Необходимы стандарты по следующим аспектам:

  1. правильность и полнота сведений в рецепте;
  2. изготовление в аптеке формуляров на ЛС;
  3. сотрудничество с врачами по выписыванию индивидуальных рецептов;
  4. оценка данных по использованию ЛС в медицинской и фармацевтической практике;
  5. оценка рекламной информации о ЛС;
  6. распространение аналитической информации по формальной сети;
  7. образовательные программы для специалистов здравоохранения;
  8. справочные издания, доступные для фармацевта;
  9. конфиденциальность данных, касающаяся отдельных пациентов.

В приложениях В, С, D и Е по каждому из четырех элементов даны разъяснения, какие виды деятельности они охватывают и какие стандарты нужны для основных разделов НАП.

Приложения являются основой для создания национальной модели НАП. Также приведены примеры показателей качества и минимальных требований. Помимо вышеуказанных направлений НАП также включает:

  • налаживание сотрудничества с другими специалистами здравоохранения по санитарному просвещению (включая работу по предотвращению злоупотреблений и неправильного применения ЛС) населения;
  • профессиональную оценку рекламных материалов по лекарственным средствам и другим изделиям медицинского назначения;
  • распространение прошедшей оценку информации по лекарствам и вопросам здравоохранения;
  • участие во всех этапах клинических испытаний.

Руководство ВОЗ/НАП в коммунальных и больничных аптеках [6] можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фармацевтическими ассоциациями и правительствами.

ФГЕС, МФФ и ВОЗ призывают фармацевтические ассоциации и правительства стран объединить усилия для разработки соответствующих стандартов аптечной практики, а там, где национальные стандарты уже существуют, пересмотреть эти стандарты в свете руководства по НАП. Некоторые европейские государства уже успешно использовали данный документ при разработке и пересмотре собственных стандартов.

Разработка и применение национальных стандартов НАП

Роль аптеки на протяжении двадцатого века менялась. По мере того, как производство фармацевтических препаратов постепенно перешло в руки фармацевтической промышленности, а выбор лекарств отдан на откуп врачам, профессиональная роль фармацевта утрачивала свое значение. Фармацевту даже было запрещено обсуждать с пациентом лечебное воздействие или состав прописанных лекарств.

Оказавшись в таком положении, фармацевты стали больше сосредотачиваться на информации о препаратах. Hepler [7] называет это переходным состоянием в процессе движения к повышению профессиональной ответственности фармацевта за конечный результат лечения пациентов. Идея состоит в том, чтобы возродить в аптечной практике то, что было утрачено за последние годы: фокус на пациента.

С уменьшением роли аптекаря (изготовителя лекарств) многим фармацевтам пришлось выработать новые, общественно необходимые функции, а затем подтвердить свою компетентность. И сегодня профессия «фармацевт» — «профессия в поисках своей роли». Более того, наличие сетей аптек, выполнение аптеками заказов по почте и новые технологии позволяют людям самостоятельно искать информацию в Интернете, что оказывает еще большее давление на представителей данной профессии.

Профессия в опасности — необходимо что-то менять. Руководство по Надлежащей аптечной практике поможет внести существенный вклад в этот процесс.

Стандарты — это важный элемент в совершенствовании качества аптечного обслуживания. Нужно обязательно документировать работу, чтобы иметь возможность анализировать и поднять персональную ответственность сотрудников аптеки.

Повышение качества обслуживания обеспечивает:

  • улучшение конечных результатов лечения и повышение удовлетворенности клиентов;
  • снижение расходов — в конечном итоге качество сокращает издержки. Затраты на повышение качества лечения выражаются в улучшении конечного результата для пациентов и в росте профессионализма фармацевтов;
  • совершенствование организации труда — улучшение условий на рабочем месте способствуют снижению неудовлетворенности и стресса.

Рамки для выработки стандартов НАП

Процесс выработки и внедрения национальных стандартов аптечной практики может быть представлен как цикл совершенствования качества.

Цикл совершенствования качества (цикл Деминга или цикл ПДПД (8)) — это ядро совершенствования процесса, развития и внедрения системы. Самый простой цикл состоит из четырех этапов: планировать, делать, проверять, действовать (ПДПД), рис. 1.

Рис. 1. Цикл совершенствования качества

Планировать
Планируйте улучшения, рассчитывая на имеющиеся ресурсы. Вначале сосредоточьтесь на конкретных улучшениях, которые окажут положительное действие на конечный результат. На этом этапе необходимо составить список возможных улучшений. После того, как будут определены меры по улучшению, их необходимо расставить в порядке приоритетности выполнения. Опишите желаемое качество и определите процесс и структуру.
Делать
Данный этап предусматривает проведение усовершенствований в соответствии с планом.
Проверять
Непрерывные измерения требуют наблюдения за процессом усовершенствований.
Действовать
Проанализируйте данные, выполните переоценку, обеспечьте обратную связь и соответственно внесите поправки в процесс.

Цикл ПДПД продолжается до тех пор, пока не будет достигнут желаемый или требуемый уровень качества.

Пример возможного использования цикла ПДПД

Аптека хочет усовершенствовать самолечение с целью повышения качества информации по самолечению, предоставляемой пациентам. Необходимыми считаются оценка и совершенствование следующих элементов:

  • способность сотрудников оценивать проявляющиеся симптомы;
  • способность сотрудников рекомендовать соответствующие безрецептурные ЛС, сопровождая их информацией;
  • наличие у сотрудников необходимых знаний в этой области;
  • наличие в аптеке печатных информационных материалов для пациентов — брошюр и листовок

Поскольку аптека не может обеспечить наличие одновременно всех элементов, необходимо определять, что делать в первую очередь. Первоочередной задачей может быть получение необходимых знаний сотрудниками о симптомах и безрецептурных лекарствах (рис. 2).

Рис. 2. Пример использования цикла ПДПД


* Цикл продолжается по этапам Делать, Проверять и Действовать, и он повторяется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат

Планирование — разработка национальных стандартов НАП

При разработке национальных стандартов для фармацевтической практики важно рассматривать уровень их внедрения. Принимая во внимание переходный период в ННГ, важно выбрать тот уровень, который сможет оказать максимальное влияние на аптечную практику. В ННГ нормативно-законодательные акты выполняются не полностью, а фармацевтические ассоциации не имеют должного статуса. В Приложении А содержится руководство, разработанное с целью ситуационного анализа практики общедоступной аптеки и призванное определить проблемы, существующие в отдельных ННГ. Ситуационный анализ послужит отправной точкой для разработки национальной модели стандартов НАП.

Национальные стандарты в большинстве стран будут иметь под собой более прочную основу, если они гармонизированы с признанными на международном уровне стандартами или рекомендациями. Тем самым национальный стандарт получит более широкую профессиональную основу. НАП представляет собой руководство для разработки национальных стандартов. Она включает в себя все аспекты профессиональной деятельности, что позволяет обеспечить и поддерживать качество предоставляемых услуг.

Приложения В, С, D и Е к данному пособию содержат перечни (примеры) видов деятельности в рамках четырех основных направлений НАП. Эти перечни могут способствовать проведению классификации в соответствии с НАП. В свою очередь классификация создаст основу для разработки национальной модели НАП.

В первую очередь необходимо сформулировать стандарты с точки зрения задач по достижению качества, не навязывая конкретных путей решения. Для облегчения понимания стандартов, можно разработать руководства к ним.

Стандарты следует устанавливать на высоком уровне, но не выше того, который даст аптекам реальную возможность внедрить стандарты в пределах установленного промежутка времени. Важно, чтобы стандарты были реальными. Окончательный документ по стандартам для аптеки не обязательно должен быть исчерпывающим. Там, где это уместно, можно включать ссылки на другие стандарты, документы или нормативные акты.

В большинстве стран имеются стандарты на национальном уровне:

А. Законодательно-нормативная база.

В законодательство может быть включен ряд национальных профессиональных стандартов, например:

  • Закон об аптеках и соответствующие нормативные акты.
  • Закон о лекарственных средствах и соответствующие нормативные акты.

Законодательные рамки обычно бывают неполными, и их необходимо дополнять.

В. Профессиональные стандарты для фармацевтов.

  • Профессиональные стандарты, составленные работниками отрасли для ее представителей, например стандарты НАП.
  • Минимальные требования к самоконтролю или ведению документации в аптечном секторе.

ВОЗ, МФФ и ФГЕС подчеркивают важность участия национальных фармацевтических ассоциаций в разработке и внедрении национальных стандартов аптечной практики. После создания в ННГ национальных фармацевтических ассоциаций они должны принимать участие в работе по внедрению стандартов в аптечную практику и контролировать их соблюдение.

Потенциальные улучшения и постановка первоочередных задач

Следующий шаг — понять, где больше всего необходимы улучшения, и выбрать, что именно необходимо документировать прежде всего.

Для блага здравоохранения важно документировать аптечную деятельность. Стратегической задачей является возможность мониторинга конечного результата работы аптеки для пациентов. Для этого необходимо разработать показательные индикаторы, которые можно было бы использовать в аптечной практике. Идеальной можно назвать ситуацию, когда возможно было бы оценивать результат работы аптеки с точки зрения пациента. Однако аптечная практика на сегодняшний день предоставляет ограниченные возможности для измерения конечных результатов (например, достижение клинического результата от применения лекарств). В большинстве случаев имеется возможность оценить промежуточный результат (удовлетворенность пациента). Однако это не всегда приводит к улучшению конечных результатов. Например, если больному давать рекомендации по правильному применению лекарств, то это не обязательно приведет к безукоризненному выполнению рекомендаций и в конечном итоге к улучшению состояния здоровья больного.

Существуют различные системы и подходы к оценке эффективности проведенных мероприятий. А. Donabedian предлагает использовать для этого следующие показатели (индикаторы) [9]:

  • Структуры — могут быть применены к учреждениям, оборудованию и людям для оценки необходимых структур.
  • Процесса — могут быть применены к технической и межличностной деятельности. Они дают количественную информацию о процессах, с помощью которых осуществляется деятельность и оценивают прогресс в течение конкретного времени.
  • Отдачи — применяются для оценки достижений.
  • Результативности (Исхода) — оценивают следствие достижений (Отдачи) и их воздействия на потребителя (например, на пациента, общество). Списки с примерами индикаторов из четырех основных областей НАП включены в Приложения В, С, D и Е, чтобы помочь в определении первоочередных задач.

Делать — установление и внедрение национальных стандартов

Основная задача — документировать соблюдение всеми аптеками стандартов на протяжении ряда лет. Для этого необходимо повышать уровень образования, профессиональную подготовку специалистов и разрабатывать операционные системы для отдельно взятой аптеки. Рекомендуется начинать внедрение с пробной работы и выбрать/установить первоочередность во внедрении, а затем начать с самого необходимого или самого выполнимого, в зависимости от мотивации.

Проверять — минимальные требования и измерения

Измерения необходимы для того, чтобы документально определить, соблюдает ли весь аптечный сектор в целом или отдельная аптека национальные стандарты аптечной практики. Независимо от того, достаточен ли уровень документирования качества для соблюдения стандартов, необходимо определить минимальные требования.

(В данном руководстве используется термин «минимальные требования». В других случаях можно применять термин «стандарт». Это зависит от выбранной терминологии.) Кроме того, необходимо иметь надлежащие показатели (индикаторы) качества, которые можно измерить.

Минимальные измеряемые требования должны быть определены в тех же рамках, что и стандарты. Примеры показателей качества и минимальных требований для четырех основных направлений НАП приведены в Приложениях В, С, D и Е соответственно.

Количественные показатели качества должны определяться в аптеке регулярно. Их также можно использовать как ориентиры для сравнения и выбора наиболее приоритетных факторов качества.

С помощью количественных показателей можно определить необходимость улучшений:

  • обозначить приоритеты улучшений;
  • определить, осуществляются ли запланированные процессы;
  • выяснить, соответствуют ли результаты ожиданиям.

Действовать — последующая деятельность в зависимости от результатов

Информацию, полученную с помощью измерений, надлежит анализировать и оценивать, чтобы выяснить, какие нужно предпринимать действия. Руководящие органы рассматривают вопрос о том, какую обратную связь, включая рекомендации в отношении изменений, надлежит обеспечивать с аптечным сектором и аптеками. Примерами таких действий могут быть образование или профессиональная подготовка, предоставление инструментов для улучшения качества.

Обеспечение качества и управление им

Традиционный подход к проблемам качества можно описать с помощью следующей задачи.

Аптека обеспечивает определенный уровень качества при консультировании пациентов по поводу применения лекарств. Качество консультирования зависит от требований, предъявляемых в рамках данной аптеки. Отвечающий за это фармацевт переходит на другую работу, и, как следствие этого, происходит резкое снижение качества консультирования. Аптека подвергается критике или получает жалобы. Чтобы устранить эту проблему аптека начинает проводить обучение и подготовку сотрудников. Они учатся, добиваются успехов, и консультирование улучшается.

Обычно через пару месяцев как сама проблема, так и способ ее разрешения часто оказываются забытыми. Возникают новые проблемы, или же кампания прекращается и успех снижается. На рисунке 3 представлен данный традиционный подход к проблемам качества.

Рис. 3. Традиционный подход к проблемам качества

В данном примере в аптеке отсутствует система для внедрения в повседневную практику новых знаний, которые были накоплены во время кампании. Задача по достижению непрерывного улучшения качества показана на рисунке 4. Здесь новые знания внедрены, и аптека непрерывно повышает качество.

Рис. 4. Непрерывное совершенствование качества


Рис. 5. Система управления качеством

На рисунке 5 проиллюстрирована система управления качеством с включенными в нее элементами развития и совершенствования. Основной момент — это система управления качеством с описанием того, как надлежит выполнять работу с помощью стандартов, минимальных требований, показателей качества и прочих инструментов.

Литература

  1. Menabde N., Stobbelaar F.: The patient in focus. A strategy paper//WHO/EURO (WHO/DAP/98.8).— 1998.
  2. Nielsen H.P. Kvalitetssikring af lжgemidler i: Lжgemidler og жgemiddelanvendelse. Ed. by L. Launsш/ and E. W. Sш/rensen. Copenhagen, Akademisk Forlag, 1997.
  3. Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation FIP, 1993.
  4. Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva, WHO, 1996 (WHO/PHARM/DAP/96.1).
  5. Role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy//WHO.—1994 (WHO47.12).
  6. Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.
  7. Hepler С.D., Strand L.: Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care//Amer. J. Hosp. Pharm.— 1990.— 47.— P. 533–549.
  8. Deming W.E. Out of the Crisis, M.I.T. Manchester (US), 1986.
  9. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care//Milbank Memorial Fund Quarterly.— 1966.— 44.— P. 166–204.
  10. The role of the Pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.
  11. The role of the Pharmacist in diabetes care «PharmaDiab Programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.
  12. The role of the Pharmacist in the fight against the HTV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.
  13. Auditgrundlag (Minimum requirements). Forslag til minimumskrav indenfor Kravdokumentes hovedomrеder. Danish Pharmaceutical Association, Copenhagen, 1997.
  14. Model standards for self audit in community pharmacy in England: vol. 1-9. Keele, Keele University, 1994.
  15. Good Pharmacy Practice (GPP) in developing countries. Supplementary guidelines for stepwise implementation. FIP Community Pharmacy Section, 1999.

Дополнительная литература

Документы по НАП

  • Good Pharmacy Practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings.— Geneva, WHO, 1996. (WHO/PHARM/DAP/96.1).
  • Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.
  • Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation.— FIP, 1993.

Документы, определяющие роль фармацевта

  • Communication from the Commission concerning health promotion, information, education and training within the framework for community action in the field of public health.— Luxembourg, European Commission, DG 5, 1994. (CEC/V/F/1/LUX/15).
  • FIP statement of principle: Good practice in donations of medicines. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • FIP statement of principle: Pharmacist’s authority in product selection. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • FIP statement of principle: Self-care including self-medication: the professional role of the pharmacist. International Pharmaceutical Federation FIP, 1996.
  • FIP statement of professional standards: Code of ethics for pharmacists. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.
  • Macarthur D. The growing influence of the pharmacist in Europe.— London: Financial Times Management Reports, 1995.
  • Lunde, I. and G. Dukes (editors).The role and the function of the pharmacist in Europe.— Groningen, STYX Publications, 1989.
  • The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy.— World Health Organisation, 1994. (WHA47.12).
  • The role of the pharmacist in the fight against the HIV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.
  • Seminar on the role and training of community pharmacists.— Strasbourg, Council of Europe, 1993.

Примеры европейских стандартов аптечной практики

  • Code of ethics. London, Royal Pharmaceutical Society of Great Britain.
  • Dutch pharmacy standard: Guidelines on the pharmaceutical care as provided by the community pharmacy. Den Haag, Koninklijke Nederlandse Maatschappij ter bevordering der Pharmacie, 1996.

Программы и практические модели НАП

  • Angina pectoris: good pharmacy practice programme. ASTRA and FIP, 1996.
  • Managing care of angina pectoris in the community. Int. Pharm. J. 12(4) 2–4, 1998.
  • Questions to ask about your medicines: campaign proposal. A WHO / EuroPharm Forum project, Nov. 1993.
  • The role of the pharmacist in diabetes care «PharmaDiab programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.
  • The role of the pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика