Логотип журнала "Провизор"








Пересмотр программы базового фармацевтического образования

Из материалов 7-го совещания ВОЗ (Всемирной организации здоровья) и сети лекарственных регуляторных органов стран СНГ. Мальта, 17–18 июня 2002 г.
Печатается с разрешения И. Скутенковой, и. о. руководителя, Специальный проект по фармации в СНГ Европейского регионального бюро/ВОЗ

17-18 июня 2002 года на Мальте проходило 7-е совещание ВОЗ по проблемам фармацевтического образования. В разных странах в зависимости от особенностей фармацевтической отрасли существуют определенные различия в учебных программах учебных учреждений, которые готовят фармацевтов. Для обеспечения уровня подготовки специалистов, позволяющего оказывать потребителю квалифицированную помощь, ВОЗ были разработаны рекомендации по необходимым знаниям и умениям, а также определен круг дисциплин, рекомендуемых для включения в учебные программы. В ходе совещания был проведен анализ существующих учебных программ, в том числе и в фармацевтических учебных заведениях стран СНГ.

Каких дисциплин недостает в базовом фармацевтическом образовании для студентов-выпускников?

В настоящее время существуют различия в учебных программах по фармации (УПФ) высших фармацевтических учебных заведений в различных странах. Например, в большинстве стран в такие программы не входит преподавание клинической фармации и навыков общения с пациентом. Как удалось выяснить, в УПФ многих стран отсутствуют такие предметы, как навыки проведения научных исследований, клинические навыки, навыки изготовления лекарств в условиях аптеки, навыки по управлению коллективом и обеспечению качества. Важно, чтобы знаниями в области обеспечения качества обладали все фармацевты (провизоры). Также было установлено, что в некоторых учебных планах отсутствуют такие аспекты, как умение работать с компьютером, профессиональная работа в коллективе в различных секторах фармацевтической деятельности, эпидемиология, экономика здравоохранения, навыки преподавания (разработка методических материалов, умение давать оценку знаниям). Часто за рамками учебных программ остаются такие вопросы, как система регистрации ЛС, политика ВОЗ в области здравоохранения, концепции первичной медико-санитарной помощи, управление кадрами и финансами, организационное руководство фармацевтической деятельностью, токсикология.

Особое внимание на совещании было уделено клинической фармации. По мнению экспертов ВОЗ, эта дисциплина должна включать палатные обходы, работу в клинике, в том числе в сельской, терапевтическую практику, лекарственную помощь, работу больничного фармацевта, государственную лекарственную политику, управление лекарственным обеспечением и запасами, общественное здравоохранение, концепцию основных лекарственных средств и рациональное использование лекарств.

Навыки фармацевта в меняющемся мире: рекомендованные фармацевтические услуги на период 2000–2025 гг.

Навыки, необходимые будущим фармацевтам, напрямую связаны с изменением роли и обязанностей фармацевта в системе медицинской помощи. Поэтому перед тем, как разработать проекты учебных планов для различных стран, необходимо пересмотреть роль и обязанности фармацевтов на современном этапе и в будущем. В этих целях можно организовать несколько рабочих групп, которые составят независимо друг от друга перечни важнейших навыков, необходимых для фармацевтов на период 2000–2025 гг. (в течение этого времени сегодняшние студенты-фармацевты будут заниматься своей профессиональной деятельностью). Затем полученные перечни важнейших навыков в небольшой рабочей группе следует доработать и вновь проанализировать во всех группах. В перечень нужно включить практические навыки, базовые вопросы, необходимые для подготовки специалистов. В таблице приведены основные виды услуг, а также перечни знаний и умений, которыми должны обладать специалисты. Эти данные могут служить основой учебных планов базового фармацевтического образования.

Фармацевтические услуги на период 2000–2025 гг.

Род деятельности Ключевые функции Виды деятельности Необходимые знания и навыки
Управление
  • Человеческие ресурсы
  • Поставка лекарств
  • Материалы и оборудование
  • Финансы
  • Время
  • Информационные системы
  • Запасы
  • Отходы
  • Пожертвование ЛС
  • Государственная лекарственная политика
  • Планирование
  • Отбор
  • Расчет количества
  • Закупки
  • Распределение
  • Хранение
  • Рациональное использование
  • Общение
  • Процедуры проведения тендера
  • Управленческие навыки
  • Юридическая компетентность
  • Навыки управления финансами
  • Бизнес, бухгалтерское дело
  • Навыки руководства
  • Умение работать с компьютером
  • Навыки хранения, поиска и использования информации
  • Умение общаться
  • Надлежащая практика закупок
  • Умение решать проблемы
  • Навыки в управлении кадровыми ресурсами
  • Составление контрактов
  • Навыки в области закупок и расчета необходимых количеств
  • Навыки в разработке СОЛС1, РИЛС2 и СМЛ3.
  • Знание ГЛП4
  • Фармакоэкономика
  • Учет запасов, инвентаризация
Фармацевтическая помощь
  • Пациент (человек/животное)
  • Медработник, назначающий ЛС
  • Другой медработник
  • Общение
  • Обработка рецептов
  • Взаимодействие с пациентом
  • Лечение по инициативе фармацевта (ЛИФ)
  • Отпуск
  • Наблюдение за ходом лечения
  • Оценка
  • Консультации
  • Скрининг
  • Направление к специалисту
  • Регистрационный учет
  • Обеспечение РИЛС2
  • НРЛС5 (выявление, мониторинг, оценка, уведомление)
  • Отравление ядами и токсикология
  • Фармаконадзор
  • Навыки общения
  • Структура медико-санитарной помощи
  • Знание продукции (для человека/животных)
  • Терапевтический мониторинг ЛС
  • Патофизиология
  • Фармакотерапия
  • Фармакокинетика
  • Знание болезненных состояний
  • Навыки внутри- и межпрофессионального/ личностного взаимодействия
  • Навыки в области профессионального/ биомедицинского права и этики
  • Социально-поведенческие навыки
  • Профессионализм
  • Знания в отношении возмещения ущерба и ответственности
  • Компетентность в клинической области
  • Надлежащая фармацевтическая практика
  • Ятрогенные заболевания
  • Заболевания лекарственного происхождения
Информация, образование и общение
  • Лечащий медработник
  • Потребитель медико-санитарной помощи
  • Государственные департаменты и прочие НПО7
  • Количественные и качественные научные исследования
  • Распространение информации
  • Обучение
  • Руководящий надзор
  • Предоставление информации по здравоохранению
  • Воздействие на образ жизни
  • Сравнительный анализ издержек
  • Пропаганда
  • Хранение, поиск (и электронные базы данных) и использование информации
  • Навыки общения
  • Навыки в области методов проведения научных исследований и оценки
  • Навыки в области учебной подготовки и наставничества
  • Навыки в социально-поведенческой области
  • Фармакоэкономика
Обеспечение качества
  • Продукция
  • Услуги
  • Процессы
  • Системы
  • Учебные курсы
  • Предоставление качественных услуг
  • Анализ и оценка данных
  • Выполнение анализа продукции
  • Регистрационный учет
  • Продукция, услуги, знание процессов и навыки
  • Аналитические/технические навыки
  • Навыки в области контроля качества
  • Соблюдение НПП8 и НЛП9
  • Умение проводить оценку
  • Регистрационный учет
Научные исследования в области систем здравоохранения
  • Компоненты системы здравоохранения
  • Государственный сектор
  • Частный сектор - НО6
  • Традиционная медицина
  • Информационные данные по проекту
  • Разработка предлагаемых проектов
  • Осуществление проектов
  • Анализ результатов
  • Оценка
  • Распространение результатов
  • Планирование
  • Эпидемиология — биостатистика
  • Общественное здравоохранение
  • Исследование систем здравоохранения
  • Написание отчетов
  • Медицинская этика
  • Клинические испытания
  • Оценка литературы
  • Навыки в работе с компьютером и знание информационных технологий
НИОКР и фармацевтическое производство
  • Качественный продукт
  • Обеспечение всех аспектов качества продукции (изготовления, упаковки, этикетирования)
  • Фармацевтическая технология
  • Приборы
  • Аналитические навыки
  • Правовые/ регламентирующие аспекты ННПВ и НЛП9
  • КК10 и ОК11
  • Новаторство
  • Фармакология
  • Фармакогнозия
  • Фармацевтическая химия
  • Биофармация и фармацевтическая микробиология
Регламентирование и этика
  • Законодательные акты (законы)
  • Нормативные акты
  • Лицензирование помещений
  • Лицензирование и регистрация физических лиц
  • Инспекционные проверки
  • Регистрация ЛС
  • Регулирование профессиональной деятельности
  • Послепродажный надзор
  • Утверждение клинических испытаний
  • Контроль за рекламой
  • Консультативная роль
  • Общение
  • Законы и нормативные акты для работников здравоохранения
  • Разрешение конфликтов
  • Умение оценивать литературу по ЛС
  • Порядок регистрации ЛС
  • Схемы сертификации/ гармонизация
  • Медикаменты и нормативный акт (для человека/животных)
Маркетинг (сбыт)
  • Этические критерии продвижения на рынок лекарственных препаратов
  • Качественная продукция
  • Профессия/ индивидуальная прибыль
  • Подробная информация о продукции
  • Партнерство в группе (команде) по обеспечению здоровья
  • Обслуживание на коммунальном уровне
  • Этические принципы бизнеса
  • Навыки общения
  • Навыки межличностных отношений
  • Окружающая среда/рабочее место и финансовые навыки

 

Учебная подготовка
  • Студент
  • Услуги на коммунальном уровне
  • Услуги на уровне ВУЗа
  • Научные исследования
  • Профессиональное развитие
  • Объекты

 

  • Преподавание
  • Научные исследования
  • Опубликование
  • Профессиональное обслуживание
  • Разработка учебного плана (РУП)
  • Обеспечение качества при РУП
  • Умение видеть перспективы и руководить
  • Теоретическая и практическая оценка
  • Навыки преподавания (PBL/SBL)
  • Навыки практической оценки
  • Планирование
  • Оценка коллегами
  • Оценка студентами
  • Навыки ведения переговоров
  • Навыки общения
  • Навыки по разработке учебных планов
  • Умение выполнять научные исследования
  • Цели и навыки написания объективных текстов
  • Умение руководить
  • Умение решать конфликты
  • Навыки финансового управления
  • Умение руководить кадрами
  • Навыки профессионального роста
  • Политика в области научной деятельности

  1. Список основных ЛС.
  2. Рациональное использование ЛС.
  3. Стандарты медикаментозного лечения.
  4. Государственная лекарственная политика.
  5. Неблагоприятная реакция на ЛС.
  6. Неправительственные организации.
  1. Национальные правительства
  2. Надлежащая производственная практика.
  3. Надлежащая лабораторная практика.
  4. Контроль качества.
  5. Обеспечение качества.

Как улучшить учебный план базового фармацевтического образования?

Во-первых, существует необходимость выявить проблемы и пробелы, имеющиеся в учебном плане. Это можно сделать путем обзорного анализа профессиональных ролей и функций фармацевта будущего (взяв таблицу за основу). На этой основе следует разработать образовательные задачи. На данном этапе также рекомендуется рассмотреть методы оценки знаний и навыков студентов. Например, если задача обучения — привитие навыка (например, навыка общения), то данный навык должен быть оценен с помощью непрерывной оценки на протяжении учебного курса или же с помощью оценки OSCE, но не через написание сочинения или теста.

Современные технологии позволяют также использовать в образовательной программе видеокурсы и онлайн уроки. Тем более, что их сейчас в избытке. Подобрать необходимую тему можно на сайте:
http://uroki-online.info.
Во-вторых, согласно задачам обучения, следует выбрать адекватные методы преподавания и составить оптимальную последовательность материалов в программе. Исходя из этого следует предложить изменения в учебные планы.

В-третьих, чтобы добиться принятия и внедрения предложенных изменений, потребуется убедить всех заинтересованных лиц (студентов, преподавательский состав и руководство учебного заведения или университета) в необходимости перемен, а также в приемлемости и возможности предлагаемых изменений. Для этой цели следует определить необходимые ресурсы и оценить ожидаемые преимущества. Это можно сделать с помощью рабочих семинаров с участием преподавательского состава (и студентов).

Нет необходимости незамедлительно «перекраивать» весь учебный план сразу. Большую пользу может дать внесение изменений лишь в один или несколько предметов. Следует отметить, что изменения в преподавании одного предмета (например, проблемно-ориентированного изучения клинической фармации) могут получить значительную поддержку студентов, что будет способствовать внедрению аналогичных методов в преподавание других предметов.

Роль фармацевтических учебных заведений в повышении квалификации ассистентов фармацевта

Ассистенты фармацевта (равно как помощники фармацевта и другой вспомогательный фармацевтический персонал) играют важную роль в системе медико-санитарной помощи, учитывая огромную нехватку фармацевтов в большинстве развивающихся стран, особенно в государственных службах здравоохранения. В разных странах уровень подготовки таких специалистов неодинаков. Во многих странах подготовку вспомогательного фармацевтического персонала проводят министерства здравоохранения без существенной помощи со стороны фармацевтических училищ.

Однако, невзирая на эти различия в подготовке, ассистенты фармацевта выполняют разнообразные задачи; в принципе это делается под наблюдением лицензированных фармацевтов, но на деле очень часто без наблюдения. Специалисты здравоохранения могут выполнять функции фармацевта, такие как отпуск ЛС, оформление заказа и снабжение пациентов информацией о ЛС, хотя они редко обладают надлежащей подготовкой для выполнения этих задач.

Исходя из вышеизложенного, ВОЗ рекомендует планировать подготовку ассистентов фармацевта совместно с фармацевтами и другими специалистами под наблюдением фармацевтических учебных заведений.

Выявленные проблемы, возможные препятствия к изменению учебных планов и пути их улучшения для базового фармацевтического образования

Рабочие группы фармацевтических учебных заведений обсуждают проблемы и препятствия, возникающие при внесении изменений в учебные планы, а также подготавливают проекты внедрения таких изменений в своих учебных заведениях. Ниже в краткой форме представлены общие элементы, встречающиеся в докладах различных групп.

Проблемы, выявленные в современных УПФ

Проблемы, выявленные в УПФ, неодинаковы в различных странах. Следующие проблемы и препятствия встречаются наиболее часто:

  • критерии набора не позволяют набирать студентов зрелого возраста, имеющих дипломы или другие соответствующие научные степени либо сертификаты [свидетельства];
  • в учебных курсах содержатся предметы и материалы, не имеющие прямого отношения к практической работе по фармации;
  • в ряде стран отсутствуют в письменной форме учебные задачи для отдельных предметов и лекций;
  • отсутствуют курсы, имеющие непосредственное отношение к работе фармацевта, например по больничной фармации, коммунальной фармации, клинической фармации фармацевтической помощи;
  • отсутствует логическая последовательность в расстановке материалов по предметам и лекциям;
  • отсутствует программа последипломного образования и непрерывного обучения.

Возможные препятствия к внесению изменений в учебный план:

  • сложность процедур официального утверждения;
  • недостаточное финансирование для организации рабочих семинаров, переподготовки сотрудников, материального развития, издания учебных средств и пособий, преподавания и проведения научных исследований;
  • рост численности студентов, не сопровождающийся ростом учебных объектов;
  • низкий уровень оплаты труда преподавателей фармацевтических учебных заведений в сравнении с доходами в частной практике;
  • отсутствие методических материалов и практики широкого использования информационных технологий;
  • отсутствие системы подготовки профессорско-преподавательского состава;
  • сопротивление изменениям со стороны некоторых представителей профессорско-преподавательского состава;
  • сопротивление нововведениям со стороны руководящих органов;
  • нехватка сотрудников достаточной квалификации.

Основные результаты наблюдений

О специалистах фармации

  • Функционирование фармацевтической системы — важнейшая тема для обсуждения и повышения качества медицинской помощи.
  • Пациенты готовы оплачивать только высококачественные медицинские услуги.
  • Оправданным является усиление внимания к аспектам фармации, связанным с общественным здравоохранением, поскольку:
    • высокое качество медицинских услуг — неотъемлемый элемент поддержки доверия к системе медико-санитарной помощи в целом, а также предпосылка к созданию систем частичной оплаты услуг пациентами;
    • наличие перечней основных ЛС может оказывать существенное влияние при лечении наиболее распространенных заболеваний, например: диареи, инфекций дыхательных путей, туберкулеза и др.;
    • на лекарства может быть потрачена большая часть бюджета здравоохранения, и здесь есть возможности для экономии;
    • если фармацевты могут улучшить ситуацию с обеспечением лекарственными средствами и качеством лечения, а также добиться экономии лекарственного бюджета, они будут иметь относительно высокий статус.
  • Необходимо предоставить неограниченные возможности для научных исследований как студентам-фармацевтам, так и дипломированным специалистам во многих областях фармацевтической практики, включая общественное здравоохранение, коммунальную фармацию и больничную фармацию.
  • Основные ЛС и рациональное использование ЛС — это важные концепции как для развивающихся, так и для развитых стран.

О фармацевтическом образовании

  • Базовое фармацевтическое образование должно быть основано на знаниях, навыках и мировоззрении фармацевта будущего.
  • Проблемно-ориентированное фармацевтическое обучение возможно, и его следует рассматривать.
  • Фармацевтическая практика, коммунальная фармация, клиническая фармация и аспекты общественного здравоохранения имеют большое значение для базовой и последипломной фармацевтической учебной программы.
  • Пересмотр учебных планов призван улучшить качество обслуживания пациентов.
  • Необходимо развивать многопрофильное (мультидисциплинарное) преподавание и обучение, поскольку они будут повышать роль фармацевтов при их включении в терапевтические коллективы (команды).

Рекомендации

Основная рекомендация: учебный план базового фармацевтического образования должен пересматриваться с учетом изменяющейся роли фармацевта.

Общие рекомендации

Чтобы базовое образование соответствовало изменяющимся условиям практической работы, учебные планы должны регулярно пересматриваться. Эту работу должны проводить ученые-фармацевты, фармацевты всех областей практики и другие заинтересованные стороны: руководители здравоохранения, специалисты по управлению учебными программами и их оценке, ВОЗ, Международная фармацевтическая федерация (МФО), Фармацевтическая ассоциация содружества (ФАС) и специалисты различных направлений фармацевтической деятельности.

Колледжи, училища и факультеты фармации должны регулярно пересматривать свои учебные программы по фармации. Учебная программа базового фармацевтического образования должна:

  • иметь объективную основу с использованием многопрофильного преподавания и обучения;
  • отражать потребности государства и реагировать на них;
  • обеспечивать баланс между базовыми науками, фармацевтическими науками, биомедицинскими и клиническими науками, социально-экономическими и поведенческими науками, практическим опытом и курсами, связанными с внедрением практики, ориентированной на пациента;
  • обеспечить адаптацию к новым приоритетам по времени и по учебным зачетам;
  • располагать материал в оптимально логичной последовательности во избежание дублирования; преподавательскую работу приглашенных со стороны специалистов следует планировать и контролировать с особой тщательностью;
  • отводить больше времени для самообразования студентов;
  • предлагать факультативные/дополнительные курсы, предоставляя возможности для специализации.

Задачи курса и методы преподавания

  • Для курсов в целом и по каждому отдельному предмету необходимо выработать четкие задачи.
  • Следует разработать и применять различные методы преподавания в соответствии с особенностями предмета; примерами являются предметные исследования, решение проблем и самообразование.
  • Там, где это уместно, следует поощрять метод обучения, основанный на решении практических задач.
  • Следует развивать комплексное и многопрофильное преподавание, например, совместное обучение студентов-фармацевтов, студентов-медиков и тех, кто специализируется по другим областям здравоохранения; фармацевтические учебные заведения должны поддерживать тесные связи с медицинскими учебными заведениями.
  • Студенты должны знакомиться со всеми областями деятельности, где присутствует фармация, например государственный и частный сектор, промышленность и, где это уместно, НПО12.
  • В УПФ надлежит включать особенности работы в сельских, клинических и промышленных условиях.
  • Следует поощрять выполнение студентами научно-исследовательских проектов; такая деятельность также должна идти на пользу преподавательскому составу.
  • Фармацевтические учебные заведения должны принимать участие в планировании и упорядочивании предрегистрационной практики.
  • Следует разработать кодекс практики для набора предрегистрационных практикантов, стажеров и их работодателей (как это делается в Великобритании).

Лекторы и оценка студентов

Экзаменационные вопросы, выставление оценки должны тщательно контролироваться внешними экзаменаторами, приезжающими из других стран. Методы оценки должны отражать задачи обучения.

Учебные материалы и аудио-визуальные средства

  • Следует создать методические указания и руководства по подготовке необходимых учебных материалов, и выделить время для такой деятельности.
  • Оценку учебным материалам должны дать коллеги, бывшие студенты и внешние экзаменаторы.
  • Все фармацевтические учебные заведения необходимо оптимизировать, подняв их до сравнимых стандартов в отношении средств обучения и других материалов, повышающих качество преподавания.
  • В содержание курса должны входить материалы, которые имеют прямое отношение к практической фармации.
  • Необходимо разработать конкретные учебные материалы, имеющие отношение к местным потребностям, например предметные исследования для проблемно-ориентированного обучения.
  • Следует поощрять использование как созданных ВОЗ, так и региональных учебных материалов.
  • Во всех фармацевтических учебных заведениях должны использоваться аудиовизуальные средства.
  • Необходимо оборудование для работы с документацией: компьютеры с устройствами для чтения лазерных дисков и фотокопировальные машины, что является необходимым элементом самостоятельной учебы.

Научные сотрудники и научно-исследовательская деятельность

  • Сотрудникам фармацевтических институтов, училищ и фармацевтических факультетов необходимо постоянно заниматься практической деятельностью.
  • Следует способствовать изменению отношения к надлежащей фармацевтической практике со стороны сотрудников (и студентов).
  • Надлежит поощрять повышение квалификации сотрудников путем посещения научных и рабочих семинаров, лекций/курсов в рамках непрерывного обучения, а также курсов последипломного образования.
  • Следует поощрять и поддерживать научные исследования и публикации.

Международные контакты

Следует поощрять региональные и международные обмены сотрудниками между фармацевтическими учебными заведениями.

Подходы к изменению учебных планов

  • Все участники процесса должны признавать потребность в изменениях.
  • На реформирование учебных планов следует выделить рабочее время сотрудников.
  • Следует поощрять личные контакты с сотрудниками, у которых имеются сходные проблемы или одинаковый опыт в разработке учебного плана.
  • Фармацевтические учебные заведения должны иметь в виду, что поддержка изменений может быть усилена, если удастся доказать, что пересмотренный УПФ будет экономически эффективнее.

Содержание изменений УФП

  • Изучение основ химии и других базовых предметов должно быть сбалансировано с другими предметами.
  • Следует сократить учебное время, выделяемое для приготовления ЛС в условиях аптек.
  • Для экономии времени студентов следует упорядочить практические аспекты традиционных предметов и связанное с этим написание отчетов.
  • В учебных планах нужно выявлять повторы и дублирование и убирать их либо сокращать по мере возможности.
  • Фармацевтические учебные заведения не могут достичь самоокупаемости, если обучают менее 60 студентов за год; если число студентов меньше 60 в год, то его можно увеличить до 60 без увеличения численности сотрудников.

Роль фармацевтических учебных заведений в повышении квалификации ассистентов фармацевта

  • Ассистентов фармацевта следует считать представителями фармацевтической профессии.
  • Обучение ассистентов фармацевта следует планировать в сотрудничестве с фармацевтами и другими специалистами по мере необходимости под контролем фармацевтических учебных заведений
  • Критерии приема в фармацевтические учебные заведения необходимо изменить, чтобы в программах получения степени могли принимать участие дипломированные выпускники признанных сертифицированных колледжей.
  • Для ассистентов фармацевта необходимо создать надлежащие возможности профессионального роста.
  • Следует создать юридический и регулирующий орган для регулирования и лицензирования представителей этой профессии как в государственном, так и в частном секторе.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика