Логотип журнала "Провизор"








Всеукраинская аптечная ассоциация: этап становления пройден

В условиях функционирования цивилизованного гражданского общества велика роль общественных организаций, в особенности профессиональных объединений. Если ранее, в условиях тоталитарного государства, немногочисленные по количеству, но многочисленные по численности общественные организации были скорее популяризаторами единственно правильной государственной идеологии, чем выразителями интересов своих участников, то в современной ситуации политического и идеологического плюрализма задачей общественных организаций, в особенности профессиональных ассоциаций, является защита профессиональных интересов либо, употребив современное нынче словцо, их лоббирование.

Среди множества общественных организаций фармацевтов существуют организации, объединяющие национальных и зарубежных фармпроизводителей и дистрибьюторов, других операторов рынка, однако несмотря на то, что аптечное звено является наиболее многочисленным (объединяющим около 17 тыс. аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков различных форм собственности), аптечные работники до недавнего времени не имели собственного объединения со всеукраинским статусом. И вот, 5 декабря 2001 г. была создана Всеукраинская аптечная ассоциация. 10 апреля 2002 г., пройдя все организационные процедуры, Ассоциация зарегистрирована Министерством юстиции Украины, получив свидетельство о регистрации объединения граждан № 1778. В настоящее время идет процесс формирования исполнительных органов Ассоциации. Создание Ассоциации не оставлено без внимания государственными органами управления здравоохранения, ее Президент Валентина Москаленко введена в состав различных рабочих групп по разработке новых нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения, Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Комитета Верховной Рады Украины по охране здоровья, материнства и детства. Как считает Президент Ассоциации, ее деятельность должна строиться не на всеобщем отрицании позиции государственных органов и критическом отношении ко всем отраслевым властным структурам, а на сотрудничестве с ними в процессе подготовки новых актов законодательства с тем, чтобы в них максимально учитывались интересы аптечных работников. Всеукраинская аптечная ассоциация планирует наладить контакты с другими профессиональными объединениями и общественными организациями, она, в частности, входит в Украинскую федерацию общественных организаций содействия охране здоровья.

Основная цель Всеукраинской аптечной ассоциации — содействие в выполнении профессиональной и научной деятельности специалистов фармации, повышении эффективности деятельности аптечных учреждений по медикаментозному обеспечению населения и учреждений здравоохранения Украины, развитии фармацевтической науки и практики, защите прав и интересов членов Ассоциации.

Своими размышлениями о состоянии и основных проблемах фармацевтической отрасли делится Президент Всеукраинской аптечной ассоциации, первый заместитель председателя правления ГАК «Ліки України», директор департамента организации аптечной сети Валентина Москаленко.

Закон «О лекарственных средствах»: необходимость изменений

Не вызывает сомнений необходимость принятия нового Закона Украины «О лекарственных средствах». Положения действующего Закона, принятого еще 4 апреля 1996 года, во многом устарели, не отражают происшедших изменений. Ведь Закон учитывал и отражал структуру органов управления, действующую на момент его принятия. В частности, в нем упоминается Госкоммедбиопром, хотя данный орган был упразднен еще в 1999 году.

Хотелось бы обратить внимание на очень скудное регулирование действующим законом порядка розничной реализации лекарственных средств, деятельности аптечной сети, само слово «аптека» в нем вообще не упоминается. Этим, как представляется, принижается роль и значение аптеки как учреждения здравоохранения в системе лекарственного обеспечения.

Некоторые положения Закона существуют лишь декларативно, без реального наполнения. Например, согласно ст. 19 Закона допускается закупка, оптовая и розничная реализация безрецептурных лекарственных препаратов без получения соответстствующей лицензии. Несмотря на то, что во многих зарубежных странах (например, в США) существует механизм реализации OTC-препаратов через соответствующие отделы торговых центров и супермаркетов, в Украине данное положение так и не получило своего дальнейшего распространения. Новый Закон «О лекарственных средствах» должен быть лишен «мертвых» норм. Вместе с тем следует сказать, что такой механизм реализации OTC-препаратов является более прогрессивным в сравнении с существующей (и предлагаемой в законопроекте) моделью их реализации через аптечные киоски. Такая форма реализации лекарств как аптечный киоск на сегодня исчерпала себя, поэтому считаю необходимым исключить упоминание об аптечных киосках из законопроекта. На мой взгляд, ошибочным является положение законопроекта о том, что аптечный пункт и аптечный киоск определены как учреждения здравоохранения, ведь учреждением здравоохранения является лишь сама аптека.

В законопроекте достаточно часто встречается ссылка на соответствующие правила Надлежащей практики (GMP, GDP, GLP и пр.) как совокупность правил и требований, предъявляемых к субъекту. Однако непонятно их место в системе нормативно-правовых актов, как правила Надлежащей практики будут соотноситься с Лицензионными условиями определенных видов хозяйственной деятельности, другими документами и пр.

Проект Закона «О лекарственных средствах» и проект Правил реализации лекарственных средств должны безусловно учитывать специфику деятельности аптечных учреждений в сельской местности, в части смягчения определенных организационных и кадровых требований (наличие сотрудников с высшим фармацевтическим образованием, наличие действующей Государственной Фармакопеи Украины и пр.).

Изготовление лекарств в условиях аптек

В последнее время в прессе, в выступлениях отдельных представителей государственных органов муссируется вопрос о целесообразности сохранения аптечного производства, в особенности изготовления в условиях аптек инъекционных и инфузионных растворов, акцентируется внимание на их якобы низком качестве. В отдельных случаях вообще предлагается изготовление растворов для парентерального введения в условиях аптеки запретить и решительно перейти к использованию в лечебно-профилактических учреждениях лекарственных средств промышленного производства. Такой вывод является односторонним, а вопрос требует детального изучения и взвешенного подхода. Предприятия-производители изготавливают инфузионные растворы небольшого ассортимента, в основном дублируя лекарственные препараты, изготавливаемые в условиях аптек. В то время как многие другие препараты, в которых существует потребность лечебно-профилактических учреждений (например, сложные растворы электролитов различной осмолярности, их комбинации с углеводами, аминокислотные растворы и их комбинации с витаминами), в Украине не производятся.

Что касается качества лекарственных препаратов, изготовленных в аптеках, и препаратов промышленного производства, то следует отметить, что за последние годы аптеки государственной и коммунальной собственности (а именно эти аптеки занимаются данным видом деятельности) действительно несколько ослабили материально-техническое обеспечение аптечного производства из-за наличия некоторых субъективных и объективных факторов. Однако лицензии на этот вид деятельности в Министерстве здравоохранения Украины и Государственном департаменте по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения получали регулярно, случаев аннулирования их не было. Да и претензии по качеству инъекционных растворов аптечного изготовления на предмет наличия механических включений предъявляются исходя из субъективного мнения проверяющих, поскольку визуальный метод контроля дает субъективную характеристику полученных результатов (См.: В. Варченко, С. Кравчук. Інфузійні розчини: минуле та сучасне // Вісник фармакології та фармації, 2’2002, с. 28). Данная проблема, конечно же, должна решаться, но не путем запретов, в этом вопросе должно быть понимание со стороны государственных органов.

Правила реализации лекарственных средств

В апреле 2002 г. в печати был обнародован проект Правил реализации медикаментов, подготовленный Государственным департаментом. Прежде всего хочу отметить положительные изменения в нормотворческой деятельности Государственного департамента, которые выражены в принятых мерах по обсуждению проекта Правил, учете мнения фармацевтической общественности. Процесс формирования нормативно-правовых актов должен быть открытым и прозрачным, учитывать мнение операторов рынка. Всеукраинская аптечная ассоциация и ГАК «Ліки України» в целом положительно оценивают данный документ, однако с отдельными его положениями нельзя согласиться. В первую очередь это касается четкого определения отдельных терминов, в частности, «парафармацевтическая продукция» — определение должно быть исчерпывающим, не допуская двояких толкований. Понятия «оптовая реализация» и «розничная реализация» должны быть согласованы с соответствующими нормативными актами, в частности Инструкцией об учете розничного товарооборота и товарных запасов. На мой взгляд, неоправданным является введение такого термина, как «мелкооптовая реализация». В проекте Правил предлагается разрешить реализацию какой-либо одной группы лекарственных средств с установлением минимальной площади аптеки 30 кв. м. С такой нормой нельзя согласиться, поскольку на такой минимальной площади невозможно добиться соблюдения всех установленных требований даже для одной группы препаратов. В Правилах целесообразно рассмотреть вопрос о ликвидации аптечных киосков.

А планов — громадье …

Конечно же, изложенным не исчерпываются все проблемы аптечной сети, входящие в сферу деятельности Ассоциации, их гораздо больше. Ассоциация не намерена ограничиваться лишь официальными мероприятиями, в ближайших планах — чествование Дня фармацевта, широкое привлечение учащейся молодежи, ветеранов аптечной сети.

Подготовил О. Печеный





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика