Логотип журнала "Провизор"








К 10-летию ГФЭЦ МЗ Украины

Время становления

Л. В. Львова, канд. биол. наук

«С 2000 года начался период становления цивилизованной системы допуска на рынок Украины лекарственных средств и отслеживания последствий их применения»,— cказано было на встрече руководства ДФЦ с украинскими производителями Александром Стефановым, член-корреспондентом АМН Украины, директором Государственного фармакологического центра МЗ Украины.

Экскурс в историю

Система регистрации лекарственных средств Украины молода, как и само украинское государство. Но, тем не менее, в ее короткой «жизни» явно просматриваются три этапа развития, сообщил Виктор Чумак, заместитель директора Государственного Фармакологического центра, ссылаясь на анализ, проведенный в Центре.

Первый этап заканчивался 1998 годом, то есть принятием постановления Кабинета Министров Украины от 27.04.98 № 569. Этому периоду присущи упрощенная процедура регистрации при минимальных требованиях к регистрационным документам, включая временную регистрацию и регистрацию списками без оформления регистрационных документов. Цель — насыщение рынка лекарственными средствами. Риск был небольшой, потому что регистрировались в основном препараты, хорошо известные на рынке бывшего Советского Союза.

Второй этап длился до 2000 года. Это время реализации принципа поддержки отечественного производителя и фирм, предлагающих недорогие препараты. Причина этому — финансовый кризис 1998 года, который привел к резкому повышению почти в три раза цен на импортные препараты в соответствии с курсом доллара. При этом доходы основных потребителей лекарств — пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения практически не изменились. Если рынок лекарственных средств Украины 1997 года, при курсе доллара 1,8 грн. за 1 доллар США, составлял 1,7–1,9 млрд грн., в 1999 году, при курсе 5,5, он оставался на уровне 1,9–2 млрд грн. То есть за короткий период потребление препаратов в натуральном выражении (в упаковках) больными сократилось почти в два раза. Исключение составили отечественные лекарственные средства, повышение цен на которые не находилось в прямой зависимости от курса доллара.

С другой стороны, финансовый кризис привел к потерям инофирм, что в свою очередь привело к сокращению поставок импортных препаратов, а возникшая ниша на рынке заполнилась недорогими импортными или отечественными импортзамещающими препаратами.

Кроме того, создавалась конкурентная среда среди отечественных предприятий, что способствовало снижению цен на препараты (подробнее см. «Вестник фармакологии и фармации № 9’2001, с. 46–51).

На этом этапе были созданы благоприятные условия для регистрации недорогих препаратов, что привело к возникновению новой проблемы. Например, для токсических или сильнодействующих препаратов все более широкое применение находят лекарственные формы с контролируемым высвобождением действующего вещества (ретардные формы, таблетки и драже, покрытые специальными оболочками и др.). Технология изготовления этих препаратов сложная, требует современного оборудования, и поэтому они не могут быть дешевыми.

На практике: нифедипин отечественная промышленность не выпускает ни в ретард, ни в другой защищенной форме (не учитывая производства из in bulk), поэтому ретардные формы нифедипина в дозировке 10 мг и 20 мг представлены исключительно западными фирмами. Удельный вес ежегодно реализуемого отечественного нифедипина в упаковках составляет 96% от всех форм, представленных на рынке Украины, то есть благодаря низкой цене наши предприятия вытеснили с рынка нифедипин ретард и предложили больному препарат короткого действия, применение которого во всем мире ограничено.

Кроме того, активизировалась работа Государственной инспекции по контролю качества лекарств и увеличился объем информации о наличии на рынке продукции ненадлежащего качества.

Таким образом, благодаря поддержке отечественного производителя во время регистрации лекарственных средств была решена важная социальная задача — наполнение рынка относительно дешевыми препаратами, но возник ряд проблем. В частности, удельный вес реализуемых отечественных препаратов в натуральном выражении (в упаковках) на рынке Украины увеличилась, по разным оценкам, до 70–80%.

Это вызвало соответствующую реакцию со стороны международных организаций по поводу обязательств Украины придерживаться основных принципов ГАТТ/ВТО, в первую очередь — создать равные условия для всех участников фармацевтического рынка. Поэтому Кабинет Министров Украины внес ряд дополнений к порядку регистрации с целью создания равных условий регистрации лекарственных средств в Украине для всех фирм.

С 2000 года начался третий этап развития системы регистрации лекарственных средств, целью которого является защита интересов больного.

К этому времени в Украине, впрочем, как и в других европейских странах, «прогрохотал бульдозер гармонизации», и ценовая политика изменилась — стоимость регистрации импортных и отечественных препаратов сравнялась. (Тем не менее, и теперь, утверждает В. Т. Чумак, ссылаясь на данные таблицы 1, регистрация и перерегистрация не является тяжелым финансовым бременем для украинских производителей.)

Таблица 1

Год Процедура ЗАО ФФ «Дарница» ЗАО НПЦ «Борщаговский ХФЗ» АО «Киевмед-препарат» ОАО «Фармак»
1999 Кол-во зарегистрированных препаратов 20 38 30 32
Кол-во перерегистрированных препаратов 1 0 4 1
Всего 21 38 34 33
Затраты в тыс. грн. 197,4 357,2 319,6 310,2
Объем производства в тыс. грн. 150 000 116 000 122 800 114 000
Удельный вес затрат на регистрацию 0,13% 0,31% 0,26% 0,27%
2000 Кол-во зарегистрированных препаратов 23 12 10 15
Кол-во перерегистрированных препаратов 25 23 10 26
Всего 48 35 20 41
Затраты в тыс. грн. 453,72 456,97 189,99 379,64
Объем производства в тыс. грн. 160 000 132 000 150 000 120 000
Удельный вес затрат на регистрацию 0,28% 0,35% 0,13% 0,32%
2001 Кол-во зарегистрированных препаратов 24 25 11 23
Кол-во перерегистрированных препаратов 8 9 1 4
Всего 32 34 12 27
Затраты в тыс. грн. 582,41 205,93 135,94 322,54
Объем производства в тыс. грн. 180 000 145 148 175 000 138 601
Удельный вес затрат на регистрацию 0,32% 0,14% 0,08% 0,23%

Объективности ради нельзя не заметить, что изменение ценовой политики — лишь одна из «примет» третьего этапа.

По словам Виктора Чумака, основная отличительная черта нынешнего этапа развития системы регистрации, когда во главу угла ставятся терапевтическая эффективность и безопасность препаратов,— это «гармонизация нашей нормативной базы с директивами Европейского сообщества, рекомендациями ВОЗ и изменениями, которые в последнее время произошли в нашем обществе».

Система международных стандартов GLP, GCP и GMP — это три кита, которые обеспечивают гарантию эффективности, качества и безопасности лекарственного препарата.

К сожалению, в Украине эта последовательная система стандартов до сих пор не введена, хотя уже сегодня многие ведущие предприятия по собственной инициативе вводят стандарт GMP в технологические схемы. Элементы системы GCP используют аттестованные клинические базы при проведении клинических испытаний. Кстати говоря, в России аттестация клинических баз отменена. В отличие от соседей наши специалисты считают подобные меры «несколько преждевременными».

В соответствии со ст. 7 Закона Украины «Про лікарські засоби» один из наиважнейших этапов внедрения лекарственных средств в медицинскую практику может осуществляться лишь в специализированных лечебно-профилактических учреждениях, которые определяются МЗ Украины или уполномоченным им органом — Государственным фармакологическим центром.

В 1999 году в составе Сектора координации и контроля клинических испытаний ГФЦ появилась Группа контроля за проведением клинических испытаний, на которую была возложена инспекция клинических баз. С тех пор Группа постоянно занимается проверкой:

  • соответствия проведения клинических испытаний утвержденному протоколу и законодательным нормативным требованиям;
  • возможности проведения испытаний на определенной клинической базе с учетом состояния лабораторно-инструментальной базы и квалификации исследователей и персонала;
  • соблюдения прав пациентов — их проинформированностью и наличием письменного согласия на участие в клиническом испытании;
  • достоверности записей в индивидуальных регистрационных формах, их соответствию данным первичной документации;
  • документации о получении, хранении, выдаче, распределении и возвращении лекарственных средств;
  • регистрации побочных явлений.

Уделяя огромное внимание процессу проведения клинических испытаний, Группа стремится предотвратить нарушения этических норм и одновременно обеспечить своевременное выявление и регистрацию побочных эффектов, надлежащим образом оценить эффективность и безопасность исследуемого лекарственного средства.

По словам Владимира Мальцева, заведующего Сектором координации и контроля клинических испытаний лекарственных средств, «летучий» контроль преследует несколько целей.

Во-первых, он (т. е. контроль) способствует уменьшению затрат на меры «прикрытия» (в том числе, и на дополнительную фармакотерапию).

Во-вторых, таким способом специалисты вовлекаются в регулирование фармацевтического рынка, и, в-третьих, контроль дает возможность «положительно влиять на длительность госпитализации пациентов, их трудоспособность и таким образом — на качество их жизни».

Но вернемся к «третьему киту» системы международных стандартов — стандарту доклинического изучения лекарств (GLP).

С ним дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы: GLP используется недостаточно широко. Бывали даже случаи, когда из-за низкого уровня доклинических исследований, ГФЦ назначал повторную экспертизу.

Во избежание подобных прецедентов в 2001 году по решению АМН и МЗ была организована Межведомственная лаборатория, ставшая базой и методологическим центром по внедрению принципов GLP.

Вместе с тем в конце 2001 года вступил в силу Приказ МЗ Украины о порядке проведения доклинических исследований: согласно законодательствам Украины и Европейского Сообщества доклинические исследования включают весь процесс создания лекарственного средства от химических и физико-химических исследований по разработке препарата до фармакотоксикологических и фармакокинетических исследований.

Огромное внимание ГФЦ уделяет организации системы фармакологического надзора — системы, которая гарантирует, что на основании полученной информации об отрицательных реакциях лекарственных препаратов в условиях обычного применения будут приниматься соответствующие регламентирующие решения по лицензированию лекарственных средств (часть 5а, статьи 29а положений Фармацевтического Европейского законодательства Европейского Содружества).

Важнейшей задачей системы является сбор сведений о побочных реакциях препаратов на стадии клинических испытаний лекарственного средства и на этапе его медицинского использования. Кроме того, система фармаконадзора должна проводить сравнительное изучение данных о частоте случаев неправильного применения лекарств и серьезных случаев злоупотребления лекарственными препаратами.

В 1995 году официальным изучением побочного действия лекарственных средств начало заниматься одно из подразделений Фармакологического комитета МЗ Украины — Центр побочного действия лекарственных препаратов. Сфера его деятельности ограничивалась, главным образом, сбором и анализом собственной информации о побочных реакциях препаратов, выявленных при проведении клинических испытаний. Одновременно Центр начал создавать базу спонтанных сообщений о побочном действии лекарств.

Четыре года спустя Центр был переименован в Отдел фармакологического надзора в составе правопреемника Фармакологического комитета — Государственного фармакологического центра.

К сегодняшнему дню сотрудники Отдела разработали нормативную базу, жизненно необходимую для создания действенной системы фармакологического надзора в Украине.

При разработке регламентов по контролю за побочными действиями лекарств был использован не только международный опыт, но и опыт некоторых зарубежных стран.

В частности, наши специалисты почерпнули много полезного при «знакомстве» с системой фармаконадзора Австралии, где больницы, врачи общей практики, врачи-специалисты и стоматологи обязаны сообщать Комитету по побочным реакциям лекарственных средств обо всех случаях, связанных с необычными реакциями на новые препараты и с необычными реакциями при взаимодействии лекарств, обо всех предвиденных (ожидаемых) подозреваемых побочных реакциях со стороны уже известных препаратов, которые привели (или могут привести) к нежелательным последствиям. (К этой категории относятся смерть и необходимость госпитализации, продление госпитализации и увеличение времени обследования пациента, увеличение затрат на лечение и ожидаемые аномалии развития.)

В Украине в соответствии с Инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения, аналогичная информация о побочном действии лекарств, находящихся на стадии клинических испытаний и разрешенных к медицинскому применению, концентрируется в Отделе фармаконадзора.

С недавнего времени учреждениям здравоохранения вменено в обязанность предоставлять в ГФЦ информацию о побочных эффектах препаратов. А начиная с 2001 года в статотчетах Минздрава сведения о побочных действиях лекарственных средств «выделяются отдельной строкой» — до этого времени сообщения о побочных эффектах включались в раздел травм и отравлений.

Вся ответственность за предоставление сведений о побочных реакциях согласно приказу МЗ Украины возложена на основных штатных (или внештатных) специалистов по специальности «терапия». Более того, «для оказания неотложной и специализированной помощи при возникновении побочных действий лекарственных средств» министру Автономной Республики Крым, начальникам управлений здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских администраций предписывается «обеспечить дооснащение лечебно-профилактических учреждений необходимой медицинской аппаратурой, оборудованием и медикаментами».

Вместе с тем действующее законодательство широкими полномочиями наделяет Государственный фармакологический центр.

ГФЦ имеет право приостановить испытания препарата на стадии клинических исследований, основываясь на уведомлении исследователя о возникновении серьезных побочных реакций (которое, согласно регламенту, он обязан в течение 48 часов направить в Отдел фармаконадзора, Комиссию по вопросам этики и заказчику клинических испытаний).

На пострегистрационном этапе в соответствии с действующим законодательством ГФЦ имеет право приостановить (или даже ликвидировать) регистрационное свидетельство при обнаружении нарушений со стороны фирмы-производителя. (К примеру, если Государственная инспекция по контролю качества зафиксирует поставку на рынок партии некачественных препаратов.)

Словом, главное уже сделано — система фармаконадзора Украины делает свои первые шаги. Не пройдет и года, как она, по оптимистическим прогнозам сотрудников Центра, заработает в полную силу.

БАД, генерики и ГФЦ

В последние годы Украину буквально захлестнула волна биологически активных добавок. Многие из них, претендуя на роль панацеи, сулили избавление от всех мыслимых и немыслимых недугов. Но вместо обещанного исцеления их прием зачастую приводил к тяжелым последствиям — самостоятельно определить качество БАД «пересічний громадянин» при всем своем желании не мог.

Естественно, эта проблема не могла не волновать сотрудников ГФЦ. И вот недавно, благодаря совместным усилиям Фармакологического центра и Санэпидемуправления Украины, была создана смешанная комиссия по отнесению БАД к категории лекарственных средств или пищевых добавок.

Основным критерием отнесения БАД к лекарственным препаратам считается четкое указание о применении добавки для лечения определенного заболевания. Если такое указание присутствует, то биологически активная добавка, как и любой другой лекарственный препарат, должна пройти все необходимые испытания. Только после этого она (т. е. БАД) может быть зарегистрирована в ГФЦ.

К генерикам, отличающимся от оригинального лекарственного препарата лишь набором вспомогательных ингредиентов, предъявляются те же требования эффективности и безопасности, что и к любому другому лекарственному средству. Соблюсти эти требования можно только одним способом — изучением биоэквивалентности генерического препарата (или, другими словами, проведением контролируемых перекрестных клинических исследований с целью сравнительной оценки эффективности и безопасности генерика и оригинального лекарственного препарата при одинаковых условиях, в одинаковых молярных дозах лекарственного средства). Проводятся такие исследования, как правило, на здоровых добровольцах. Хотя в некоторых случаях — при изучении лекарственных средств, используемых для лечения онкологических заболеваний и ВИЧ-инфекции — в исследование включают пациентов.

Долгое время этот вид клинических испытаний в Украине не проводился. Такая возможность появилась только недавно, с cозданием соответствующей законодательной базы.

Обязательное условие проведения подобных исследований — наличие при лечебном учреждении комиссии по вопросам этики. (В ее функции входит подтверждение соответствия протокола клинических испытаний этическим требованиям, определенным Хельсинской декларацией.)

Однако это не единственное новшество. В ближайшее время в соответствии с разработанной в ГФЦ нормативной базой каждый лекарственный препарат должен будет иметь Инструкцию для медицинского использования лекарственного средства и листок-вкладыш.

Функции этих двух «носителей информации» различаются. Инструкция содержит подробнейшие сведения о фармокинетике и фармакодинамике препарата. Несомненно, такая информация очень важна, но рассчитана она на специалистов. Рядовой пациент, не имеющий необходимой профессиональной подготовки, вряд ли сможет разобраться в Инструкции. Другое дело — листок-вкладыш. Здесь в доступной форме пациент найдет все нужные сведения — в каких дозах принимать лекарство, чем его запивать, как контролировать эффективность лечения, что делать в случае пропуска приема и т. д.

Помимо этого, в ГФЦ подготовил приказ, а Минздрав утвердил критерии для определения категории отпуска лекарственных средств.

Используя эти критерии, учитывая образовательный ценз населения, уровень развития системы здравоохранения, особенности действия лекарственных средств и опыт их использования в нашей стране, проанализировав и обобщив правила отпуска препаратов в других странах, сотрудники ГФЦ составили списки лекарств рецептурного и безрецептурного отпуска.

Списки утверждены приказом Минздрава от 21 мая 2002 № 181 и зарегистрированы в Минюсте.

В помощь исследователю

В прошлом году, накануне II Национального съезда фармакологов Украины, вышли в свет две книги — «Доклінічні дослідження лікарських засобів» и «Руководство по клиническим испытаниям лекарственных средств».

Главное достоинство своего детища авторы пособия по доклиническим исследованиям видят «в возможности унификации исследований, проводимых разными лабораториями» на основе GLP. По их мнению, особый интерес читателей вызовет совершенно новый раздел, посвященный изучению безопасности лекарств с помощью альтернативных методов (проще говоря, клеточных моделей).

Объективности ради надо сказать, что аналогичное пособие есть и в России. Наши специалисты сейчас работают над русскоязычным вариантом.

Не исключено, что в ближайшее время появится совместное российско-украинское руководство. По крайне мере, предварительная договоренность с российскими коллегами уже есть.

Второе издание предлагает вниманию специалистов сведения об основных законодательных и регламентирующих принципах проведения клинических испытаний лекарственных средств и организации контроля за их безопасностью. Помимо отечественных нормативных актов, здесь можно найти рекомендации ВОЗ и познакомиться с опытом европейских стран в области проведения клинических испытаний и контролем за их безопасностью. В приложения пособия включены «Руководство ICH по Качественной Клинической Практике», «Хельсинская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, рекомендации для врачей, проводящих исследования с участием человека в качестве объекта исследования», «Структура и содержание отчетов о клинических испытаниях».

Надо заметить, что зарубежные коллеги «Руководство по клиническим испытаниям» оценили по достоинству: Межгосударственная комиссия по стандартизации и контролю качества лекарственных средств признала его лучшим на территории бывшего Союза и рекомендовала использовать в странах СНГ в качестве пособия для врачей-исследователей, занимающихся клиническими испытаниями препаратов.

Особенности отечественного рынка

Наш рынок по-прежнему остается привлекательным для зарубежных фармацевтических фирм. Одни пришли сюда в начале 90-х годов, другие — относительно недавно. Сегодня их продукция составляет львиную долю всех препаратов. Судите сами.

Начиная с 93-го года количество зарегистрированных препаратов неуклонно росло, и в 2001 году их уже насчитывалось более семи тысяч (табл. 2). По данным Государственного фармакологического центра, на 1 июня 2002 года число зарегистрированных препаратов приблизилось к восьми тысячам (точная цифра — 7975).

Таблица 2

Динамика регистрации лекарственных средств сроком на 5 лет

Год 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Число ЛС 496 995 1902 2241 3204 5035 6843 7571 7735

Без учета доз и упаковок число готовых лекарственных средств (ГЛС), зарегистрированных на сегодняшний день, достигает 6861. Многие из них дублируются: 4646 ГЛС, отличаясь лишь названием и лекарственной формой, по сути представляют собой 941 индивидуальное действующее вещество. Это монопрепараты с международным непатентованным или общепринятым названием. Дубляж в этой группе ГЛС составляет 4646/941 = 4,9.

Дублирование в другой группе, состоящей из 216 монопрепаратов, не имеющих международных непатентованных или общепринятых названий, несколько ниже: 482/219 = 2,2 (здесь 482 — количество зарегистрированных торговых названий).

Кроме того, на рынке Украины присутствуют 1293 ГЛС, у которых действующее вещество является комбинацией индивидуальных лекарственных средств. Одни из них имеют международное непатентованное название. Другие — его не имеют, но содержат либо синтетическую либо какую-нибудь другую добавку.

С учетом разных торговых названий число таких препаратов достигает 1733 наименований. Простой расчет показывает, что дублирование в этой группе составляет 1,2.

Словом, без учета лекарственных форм, доз и концентраций фармацевтический рынок Украины представлен 2450 лекарственными средствами.

Что же касается отечественных препаратов, то они представлены 2915 наименованиями, включая 238 фармацевтических субстанций и 2677 готовых лекарственных средств.

1948 ГЛС, зарегистрированных под разными названиями в разных лекарственных формах, представляют собой 472 монопрепарата с индивидуальным действующим веществом. (дублирование здесь равняется 4).

Из 729 отечественных комбинированных препаратов только 352 являются на самом деле различными готовыми лекарственными средствами. Дублирование в этой группе составляет 729/352 = 2,07.

Короче говоря, сегодня на украинском рынке присутствуют 824 отечественных препарата. А это означает, что на долю отечественных лекарственных средств приходится 33,6% от общего числа зарегистрированных препаратов.

И это неудивительно. Ведь создание нового лекарственного средства — процедура длительная и дорогостоящая: на обязательные этапы разработки препарата обычно уходит от 10 до 17 лет, а необходимый объем финансирования достигает 500 млн. американских долларов. При этом в развитых странах финансовое бремя в основном «ложится на плечи» фармацевтических фирм. В США, к примеру, федеральное правительство компенсирует около 5% затрат на разработку препарата.

Остальные расходы берут на себя фармацевтические компании.

В среднем фармацевтические компании в научные исследования вкладывают от 4% до 7% объемов продаж, а крупнейшие фирмы Германии, США и Швейцарии и того больше — 15–25%.

В Украине какой-либо стройной системы организации и финансирования фармакологических исследований пока нет.

У нас, начиная с 92 года, подобные исследования проводились в рамках научных и научно-технических программ разного уровня и бюджетной тематики АМН, НАН и МЗ. Результативность исследований оказалась крайне низкой: из 400 лекарственных средств, разработанных в последнее время, «до финишной прямой» дошли немногие (около 40 препаратов). По мнению А. В. Стефанова, помимо недостаточного финансирования и дублирования тематики немалую роль здесь сыграло отсутствие «фармакологической осторожности». Многие исследователи считали главной своей задачей найти специфический эффект вещества на этапе скрининга. Статус же лекарственного препарата не подтверждался результатами всех последующих необходимых стадий разработки. К тому же фармакологические исследования не были ориентированы на производителя.

Между тем жесткая конкуренция со стороны зарубежных фирм вынудила отечественных производителей вкладывать деньги в фармакологические исследования. Процесс пошел — за последние несколько лет число зарегистрированных украинских препаратов выросло в несколько раз.

Правда, в первую очередь специфика этих препаратов определяется технологическими и экономическими возможностями фирм-заказчиков, а не актуальными направлениями фармакологии и потребностями практической медицины.

Следствия такой ситуации налицо: у нас практически не производятся современные гормональные, диуретические, гипотензивные и антиаритмические средства, антибиотики и витаминные препараты, содержащие микроэлементы. Большой проблемой по-прежнему является отсутствие лекарственных форм для детей.

В общем, о «разумном паритете между импортом и экспортом лекарственных средств», существующем во многих странах, можно только мечтать. Пока же нам остается довольствоваться неофициальным, но прочно закрепившимся за Украиной статусом «фармацевтического рынка генериков».

Вместо эпилога

На последнем заседании Межгосударственной комиссии по стандартизации и контролю качества лекарственных средств стран СНГ украинская система регистрации лекарственных средств признана наиболее прогрессивной и совершенной.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика