Логотип журнала "Провизор"








Четвертые одесские встречи

«GMP-нормирование, обеспечение и контроль качества производства лекарственных средств, лицензирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» — под таким названием 5–8 июня в Одессе состоялся IV отраслевой семинар, организованный ОАО «ИнтерХим».

В семинаре приняли участие как представители основных операторов национального фармацевтического рынка — предприятий-производителей, так и регулирующих органов — Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Комитета по контролю за наркотиками при Минздраве Украины, Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД Украины, ведущих научно-исследовательских и учебных заведений — Национальной фармацевтической академии Украины, Государственного научного центра лекарственных средств, Научно-экспертного фармакопейного центра, Физико-химического института имени А. В. Богатского НАН Украины.

Программа семинара была достаточно плодотворной, вниманию участников были представлены доклады как научно-теоретического, так и прикладного характера, касающиеся стратегии реформирования фармацевтической отрасли в целом либо опыта решения тех или иных практических проблем отдельных предприятий, в том числе и зарубежных (Беларусь, Россия, Чехия, Франция).

С приветственным словом перед участниками выступил ректор Национальной фармацевтической академии Украины Валентин Черных. Им отмечена необходимость реформирования фармации. Изменения уже коснулись системы подготовки кадров, если раньше фармацевтическое образование было сориентировано в первую очередь на подготовку провизоров аптечной сети, то в настоящее время выпускаются специалисты в области клинической фармации, фармацевтического менеджмента и маркетинга, биотехнологий. В Национальной фармацевтической академии ведется работа по открытию кафедры обеспечения качества лекарственных средств с целью подготовки специалистов в области надлежащей практики, открыты филиалы академии в 10 регионах Украины, работают консультационные пункты. Система фармацевтического образования способна выпускать кадры, отвечающие современным требованиям.

От имени Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Минздрава Украины к участникам семинара обратился Юрий Подпружников, начальник Государственной инспекции по GMP департамента, доктор фармацевтических наук.

Докладчиком изложено видение Государственным департаментом состояния и перспектив развития фармацевтической промышленности, совершенствования нормативно-правовой базы производства лекарственных средств, проблем, связанных с внедрением требований Надлежащей производственной практики.

Учитывая, что в настоящее время в Украине активизированы интеграционные процессы приведения условий производства, государственной регистрации и применения лекарственных средств в соответствие с требованиями ЕС и ВОЗ, во исполнение требований Указа Президента Украины от 23 февраля 2001 г. № 113/2001 «О мерах по повышению качества отечественной продукции», Государственным департаментом разработана стратегия поэтапного внедрения системы сертификации лекарственных средств. Ведется работа по созданию нормативной базы, приказами Министерства здравоохранения Украины (от 14 декабря 2001 г. № 506; 19 марта 2002 г. № 103) введены в действие Руководства 42–01–2001 и 42–01–2002 «Надлежащая производственная практика» и «Надлежащая практика дистрибьюции». В данных руководствах указано, что они могут использоваться для добровольной сертификации предприятий на их соответствие требованиям GMP и GDP. Практически закончена работа над нормативным документом по Надлежащей производственной практике активных фармацевтических ингредиентов, который в ближайшее время будет утвержден приказом Минздрава Украины. Данный документ может быть использован как производителями фармацевтических субстанций, так и предприятиями, производящими готовые лекарственные средства в качестве базового документа при аудите поставщиков субстанций.

«Инспектирование — первый этап лицензирования производства лекарственных средств в рамках адаптации к европейским требованиям» — с таким докладом выступил перед участниками семинара Валерий Никитюк, начальник отдела развития производства Государственного департамента, кандидат фармацевтических наук.

Основной целью инспектирования является контроль за обеспечением качества лекарственных средств, существенной чертой которого является обеспечение качества при производстве лекарств. Предлицензионное инспектирование хозяйствующих субъектов-производителей лекарств является общепринятой нормой практически всех стран Европы, что отражено в соответствующих постановлениях Совета ЕС, директивах ЕС, других документах. Принятие таких норм в Украине соответствует стратегии ее интеграции в ЕС.

Задачей инспекции по надлежащей производственной практике Государственного департамента является не поиск нарушений и применение карательных мер, а в первую очередь оказание помощи предприятию в выявлении критических и контрольных точек на всех этапах производственного процесса, формирование независимой оценки состояния предприятия, предотвращение снижения качества лекарственных средств. Инспектирование предприятия базируется прежде всего на выявлении соответствия состояния предприятия, технологического процесса производства документации, которую создает сам субъект хозяйствования (регламенты, инструкции, спецификации, стандарты предприятия и пр.). Такое внимание к документации способствует более легкому переходу на технологическую документацию в соответствии с требованиями GMP. Государственной инспекцией по надлежащей производственной практике Департамента, который является органом лицензирования, проведено более 110 проверок отечественных предприятий-производителей, в результате которых выявлен целый ряд недостатков, среди них можно назвать следующие:

  • предупреждение перекрестной контаминации продукции;
  • статус и подготовка производственных помещений и зон не всегда отвечают регламентируемым требованиям;
  • статус и условия хранения сырья, материалов и готовой продукции не всегда определены и соответствующим образом обеспечиваются;
  • существуют проблемы по своевременному внесению изменений в документацию и др.

Вместе с тем подавляющее большинство предприятий понимают свою ответственность за качество выпускаемой продукции перед потребителем, осознают стоящие перед ними задачи по переходу на требования стандартов Надлежащей производственной практики.

Татьяна Шакина, главный специалист Государственной инспекции по надлежащей производственной практике, кандидат фармацевтических наук, представила доклад «Система технологической документации. Требования GMP».

Промышленное производство лекарственных средств осуществляется в соответствии с нормативными технологическими документами (НТД), которыми являются регламенты. Требования к содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения технологической документации определены Отраслевым нормативным документом ГНД 09–001–98 с изменениями, внесенными приказом Государственного департамента от 22 марта 2001 г. № 57 и касающимися разработки формирования досье производственного участка (так называемого Site Master File).

Регламенты на производство лекарственных средств должны содержать сведения о рецептуре, соответствующем аппаратном обеспечении, параметрах ведения технологических операций, контроле производства и контроле готового продукта, необходимых как для государственной регистрации препаратов, так и для получения лицензии на производство лекарственных средств.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июня 2001 г. № 678 внесены изменения в Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, в соответствии с которыми экспертиза проектов технологических регламентов или сведений о технологии производства лекарственных препаратов осуществляется Государственным департаментом. Во исполнение данного постановления разработан и утвержден Порядок проведения экспертизы технологической документации на лекарственные средства, которые подаются на государственную регистрацию, в структуре Государственного департамента функционирует Технологическая комиссия.

В докладе Татьяны Шакиной подробно освещены процедура и основные этапы экспертизы ТНД на лекарственные средства в Государственном департаменте и специализированных экспертных учреждениях.

Анна Кобзарь, кандидат биологических наук (Государственный научный центр лекарственных средств), обратилась к участникам семинара с докладом «Санитарно-гигиеническое состояние производства как один из факторов, влияющих на микробиологическую чистоту нестерильных лекарственных средств».

В Государственную Фармакопею Украины (раздел 5.1.4) включены требования к микробиологической чистоте лекарственных средств. Как отмечено докладчиком, в национальной части ГФУ требования к микробиологической чистоте нестерильных лекарственных средств несколько ужесточены, а также включены требования к субстанциям и вспомогательным веществам. Это обусловлено тем, что на тех предприятиях, где производство не соответствует требованиям GMP, риск микробного загрязнения нестерильных лекарств остается высоким, поэтому и расширяется спектр микробиологических исследований для готовой продукции.

Государственным научным центром лекарственных средств разработаны и утверждены приказом Минздрава Украины от 14 декабря 2001 г. № 502 Методические рекомендации по выполнению санитарно-гигиенических требований и проведению микробиологического контроля в производстве нестерильных лекарственных форм (Провизор (Юридические аспекты фармации), № 10’2002, с. 4-29). Документ содержит 17 методических рекомендаций, касающихся требований к санитарно-гигиенической подготовке производства, мониторинга окружающей среды, приготовления и применения рабочих растворов моюще-дезинфекционных средств и антисептиков, требования к поступлению исходного сырья, первичных упаковочных материалов на склад предприятия и в производство нестерильных лекарственных форм и др.

Методические рекомендации разработаны взамен соответствующих союзных документов (1984 и 1987 г.г.) и существенно от них отличаются.

В докладе Анны Кобзарь подробно изложены основные мероприятия Методических рекомендаций.

С докладом «Валидация технологических процессов при производстве мягких лекарственных средств выступил Александр Кричевский (ЗАО «Фармацевтическая фирма «Дарница»). В докладе изложены основные требования GMP к валидации, дано понятие валидации процесса как документированного доказательства того, что в результате процесса (в пределах установленных параметров) будет постоянно и надежно производится продукция требуемого качества. Докладчиком изложены виды валидации процесса, ее этапы, требования к составлению протокола валидации.

Следующей проблемой, затронутой на семинаре, была проблема оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и лицензирования деятельности в данной сфере.

Татьяна Галущенко, заместитель начальника УБНОН МВД Украины, полковник милиции, остановилась в своем сообщении на механизме согласования МВД Украины на получение лицензии в данной сфере. Обязательность получения такого согласования предусмотрена Законом Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров».

С докладом «Основные аспекты деятельности субъектов оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Украине и контроль за их оборотом» перед участниками семинара выступила Людмила Раецкая (Комитет по контролю за наркотиками при Минздраве Украины). Докладчиком освещены основные положения международных конвенций, национального законодательства Украины, регулирующего оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, основные вопросы деятельности Комитета по контролю за наркотиками. Так, Комитет постоянно осуществляет проверки состояния оборота подконтрольных средств в регионах Украины. За первое полугодие 2002 г. проверены субъекты оборота 17 областей Украины, среди которых Николаевская, Запорожская, Херсонская, Житомирская, Черниговская и другие. В каждой из этих областей выявлены нарушения правил хранения, отпуска препаратов по рецептам, которые выписаны с нарушением установленных норм, небрежным ведением документации, несвоевременным уничтожением боя-брака ампулированных наркотических средств и препаратов, срок пригодности которых закончился.

Осуществление контроля за оборотом подконтрольных веществ в регионах Украины

Основные зафиксированные нарушения:

  • несоответствие помещений для хранения подконтрольных препаратов установленным требованиям;
  • нарушение правил учета оборота контролируемых веществ;
  • нарушение правил выписывания и отпуска;
  • нарушение правил уничтожения контролируемых веществ.

Людмила Раецкая остановилась на деятельности Комитета в сфере контроля экспортно-импортных операций. Контролю подлежат субстанции наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, готовые лекарственные формы, активными веществами которых являются наркотические средства или психотропные вещества. Все контролируемые вещества, а также препараты, в состав которых они входят, могут быть экспортированы (импортированы) только при наличии соответствующего сертификата установленного образца Комитета по контролю за наркотиками. Условия и порядок получения такого сертификата определены Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 1997 г. № 146. Экспорт-импорт подконтрольных веществ без указанного сертификата признается нелегальным и подлежит задержке на таможне.

В докладе изложены и другие стороны деятельности Комитета по контролю за наркотиками, в частности в сфере международного сотрудничества, а также основные перспективы деятельности Комитета.

Валерий Никитюк в докладе «Государственное регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (лицензирование, квотирование, экспорт-импорт, правила отпуска) изложил основные показатели работы Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения как органа лицензирования в данной сфере.

Интерес участников вызвал подробный доклад Сергея Кашуцкого, начальника технического отдела ОАО «ИнтерХим», «Опыт организации учета психотропных веществ и прекурсоров в лабораторных, производственных и складских подразделениях».

В докладе сделан детальный обзор нормативно-правовой базы, используемой при постановке учета психотропных веществ и прекурсоров на предприятии. Представлен алгоритм работы по постановке учета в отдельных подразделениях и на предприятии в целом.

Докладчик обратил внимание на то, что некоторые элементы оборота и учета психотропных веществ и прекурсоров дублируются различными источниками различных ведомств (например, оборот прекурсоров Министерством промышленной политики и Минздравом Украины). И один и тот же элемент трактуется с небольшими отличиями, которые при практическом внедрении приводят к различным схемам учета или документального оформления (например, учет прекурсоров Списка № 2 таблицы IV по Инструкции о порядке приобретения сырья, содержащего наркотические и психотропные вещества, прекурсоры, производства наркотических и психотропных веществ, осуществления их учета, хранения, перевози, пересылки и сбыта, утвержденной приказом Коммедбиопрома от 2 апреля 1999 г. № 41 и по Инструкции о порядке производства, хранения, перевозки и реализации прекурсоров, утвержденной приказом Минпромполитики от 19 июня 1997 г. № 104). Напротив, некоторые понятия и элементы не вошли ни в одни из документов (например, понятие «прекурсорсодержащий отход», предельные содержания или рекомендации по определению прекурсоров в использованных материалах или отходах, которые позволяют снимать материал с учета и передавать на утилизацию и др.).

По мнению докладчика, для облегчения, а где-то даже и просто для реальности ведения учета, необходимо выделить следующие основные направления работы по совершенствованию системы учета:

  1. Введение дифференцированных схем учета для различных списков подконтрольных веществ. Не может учет феназепама и серной кислоты проходить по одной и той же схеме.
  2. Четко определить или ввести понятие «прекурсорсодержащих отходов» с определением схемы учета и количественных характеристик содержания в них подконтрольных веществ.
  3. Создать на государственном уровне единую систему оборота и учета подконтрольных веществ, согласованную для всех участников данного вида деятельности, независимо от ведомственной подчиненности.

Подготовил О. Печеный

Автор признателен руководству ОАО «ИнтерХим» за содействие в подготовке настоящего материала.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика