Логотип журнала "Провизор"








Широта взгляда как показатель класса

30–31 мая с. г. в Харькове состоялась IV Всеукраинская научно-практическая конференция с международным участием «Новое в клинической фармакологии и фармакотерапии заболеваний внутренних органов», организованная Институтом терапии АМН Украины и Государственным фармакологическим центром Минздрава Украины (сотрудники ГФЦ приняли участие в совещании-семинаре «Организация системы фармакологического надзора в Украине», включенном в программу конференции). Основу научной программы составили три пленарных заседания и три постерные сессии. Кроме того, состоялись сателлитные симпозиумы: «Применение препаратов фармацевтической компании «Гедеон Рихтер» в терапевтической практике» (квамател, кавинтон, диротон); «Современные принципы лечения больных с ревматоидным артритом» (по препарату фирмы «Авентис» для базисной терапии ревматоидного артрита араве (лефлуномиду); «Блестящее прошлое и интригующее будущее в лечении сердечной недостаточности» (по ингибитору АПФ компании «Мерк, Шарп и Доум» моноприлу (фозиноприлу); организовала фирма «Дельта Медикал». Имели место и отдельные презентации спонсоров.

В число последних, помимо уже названных фирм, входили также «Берингер-Ингельхайм»; Борщаговский ХФЗ; «Галычфарм» (вернувшийся в Харьков после большого перерыва); «Генрих Мак и Наследник»; «Доктор Редди’з Лабораториз»; «Киевмедпрепарат»; Немецкий гомеопатический союз; «Новартис»; «Санофи Синтелабо»; «Сервье»; «Фармация» (вместе с «Пфайзером» представлявшая целебрекс); «Хикма»; «Эгис». Внушительную по харьковским меркам выставку разнообразили производители диагностической аппаратуры и БАДов, ряд отраслевых изданий и продавцы медицинской литературы.

На этот раз Институту терапии, пожалуй, удалось поднять свое мероприятие до уровня регионального эталона (каковым у нас служат «березняковские» конференции по артериальной гипертензии) и по другому параметру — классу приглашенных (и приехавших) докладчиков из Москвы и Киева. О них чуть позже; пока же отметим, что в солидный том материалов IV конференции по клинической фармакологии и фармакотерапии вошли 307 докладов авторов из 31 (!) города, в том числе из 16 центров Украины, 9 стран СНГ и 2 стран дальнего зарубежья. В общем, получился своеобразный украинский микроконгресс «Человек и лекарство»; о его прототипе не раз вспоминалось за эти два дня, а профессор В. З. Нетяженко, которому посчастливилось посетить в апреле грандиозный российский форум, с сожалением констатировал вслух — россияне сильно нас опередили в адаптации к западным образцам. Отсюда и разница в масштабах — примерно 100:1 по числу как докладов, так и слушателей. Действительно, если на «Человеке и лекарстве» первые исчисляются тысячами, а вторые — десятками тысяч, то зала Института терапии, вмещающего 200 человек, хватало всем желающим.

Что бы ни говорилось сегодня об экономических трудностях, но количество посетителей такого рода мероприятий однозначно определяется классом докладчиков и степенью полезности для слушателей их сообщений. При этом истинной ценностью для потребителя является не хвалебная моноода тому или иному конкретному препарату (некоторая утрата широты в пользу узости, к сожалению очевидцев, была заметна и в Москве), а обзор общего положения в данной области фармакотерапии и/или объективное и квалифицированное, без рекламных преувеличений сравнение предлагаемых в ней средств между собой. То есть широта взгляда, как представляется, и есть показатель класса.

О примерах такой широты, явленных нам на харьковской конференции, и хочется рассказать. Москвич Н. А. Мухин («Эволюция современных представлений о нефропротективной стратегии лечения хронических заболеваний почек») сформулировал цель нефропротекции как стремление подольше задержать неизбежное прогрессирование нефропатии в сторону уремии и диализа. Говоря об этиологических факторах, академик, ученик Е. М. Тареева, выделил лекарственные нефропатии, особенно вызываемые анальгетиками и «китайскими травами». Мишени стратегии нефропротекции — системная и внутриклубочковая артериальная гипертензия, протеинурия, гипер- и дислипидемия, гипергомоцистеинемия и дисфункция эндотелия. Рассказывая о средствах каждой из групп, Николай Алексеевич уточнял: эффект данного препарата (например, рамиприла при недиабетической нефропатии и лозартана — при диабетической) доказан — «это азбука, не подлежащая сомнению», других — требует дальнейших изучения и т. д. Блеск докладчика подчеркивали широта эрудиции и отличный изобразительный ряд; например, когда речь зашла об ингибиторах АПФ, была показана бразильская гадюка, из яда которой получили первый препарат этого класса, и т. д.

Совсем в ином стиле, но с не меньшей широтой эрудиции и глубиной погружения в предмет (методы лечения мерцательной аритмии) выступил другой московский профессор А. С. Сметнев. С привлечением и клиники, и электрофизиологии были подробно рассмотрены все классы антиаритмиков: давно применяемых, недавно синтезированных (нибентан — «кордарон без йода» — в России; аллоптин — в Узбекистане) и даже еще не зарегистрированных в СНГ (флекаинид). Александр Сергеевич четко характеризовал препараты: эти хороши для купирования пароксизмов аритмии, эти — для профилактики последних; с агрессивными антиаритмиками следует быть очень осторожным и в любом случае сначала снизить ЧСС; соталол себя, увы, не оправдал и т. д. А ощущение того, что профессору больше других нравится все-таки амиодарон, ни в коем случае не выпирало из умело нарисованного им красочного «сицилианского» пейзажа (современная концепция фармакотерапии мерцательной аритмии носит, по его словам, экзотическое название «сицилианский гамбит»).

Третий лектор, академик И. С. Чекман, раскрывая увлекательные тайны «взаимодействия лекарств в клинической фармакологии и фармакотерапии», пользовался в качестве иллюстративного материала в основном более близкой нам продукцией отечественных фармацевтических производителей. Подчеркнем: Иван Сергеевич трактует это взаимодействие весьма широко, не просто как комбинированную фармакотерапию (которая есть шаг вперед только при строгой обоснованности увеличения числа одновременно назначаемых средств; если их больше четырех, избежать негативных последствий взаимодействия будет невозможно). Управление взаимодействием лекарства с субстратом-мишенью (биомембраной) на молекулярном, физико-химическом уровне — вот к чему, по словам академика, мы должны сегодня стремиться, а будущее — за квантовой фармакологией...

Наконец, сюрпризом для харьковских слушателей, всегда благодарно внимающих неподражаемому юмору профессора Нетяженко, стало его незапланированное выступление. Взявшись рассказать о «стандартах лечения кардиологических больных», Владимир Захарович очень интересно говорил не столько о лекарствах, сколько о наших врачах — от маститых профессоров до участковых терапевтов и кардиологов поликлиник, их психологии и привычках. Украина — не Европа или США, и не все рекомендации международных стандартов автоматически пригодны для наших условий. С другой стороны, надо уходить от отечественных стандартов тридцатилетней давности (рекомендации должны корректироваться ежегодно). Но в любом случае нашему терапевту надо больше думать (от чего многие, увы, отвыкли) — вот универсальная рекомендация Нетяженко.

Побольше бы на наших конференциях докладчиков с такой широтой взгляда; внимать им, право же, куда интереснее, чем в надцатый раз слушать дифирамб моноприлу, локрену, плавиксу и тем более таким «новинкам клинической фармакологии и фармакотерапии заболеваний внутренних органов», как квамател с кавинтоном. Тогда и слушателей будет побольше.

Артем Батрак





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика